home


Линдсей Пикок
Легкий штурмовик Фиат G-91
Публикация: Scale Aircraft Modelling, 1979, № 891

Перевод Матвей Глухарь, 2003

Созданный изначально для участия в конкурсе, финансировавшемся NATO, и стартовавшем в декабре 1953 года, легкий штурмовик и разведчик Фиат G-91 имел пеструю биографию; лишь три государства, входящие в NATO, имели его на вооружении, а именно, Италия, Португалия и Западная Германия. Греция и Турция также планировали закупку больших партий G-91; но, несмотря на то, что несколько самолетов попали в Грецию, их в конце концов передали Люфтваффе, которое, в свою очередь, отдало их Португалии в середине 60-х годов. Интересно отметить, что вышеупомянутые G-91 были единственным самолетами этого типа, принявшими участие в реальных боевых действиях, которые Португалия вела в Африке.

Несмотря на небольшое количество построенных машин - всего 750 - G-91 нельзя назвать полностью ''провальным'' самолетом; хотя, отсутствие спроса на авиационном рынке стало в свое время серьезным ударом для концерна Фиат, в свете крупных заказов, которые фирма планировала получить от NATO. Унификация оборудования всегда была камнем преткновения в отношениях между членами NATO, и до сих пор остается источником серьезных противоречий. Идея, сама по себе, превосходна, но когда речь заходит о вкладывании собственных денежных средств, как правило, начинают преобладать националистические взгляды. G-91 стал, вероятно, первой, но далеко не последней жертвой разногласий такого рода.

Вслед за объявленной победой G-91 на конкурсе, правительство Италии 3 июня 1955 года заключило контракт на постройку трех прототипов и 27 машин установочной серии. Вскоре после этого, биография G-91 ознаменовалась первой крупной неудачей : Франция приняла решение о выходе их программы. Изначально, французская сторона заявляла о готовности приобрести 50 самолетов, причем их конфигурация определялась заказчиком. Французы самонадеянно рассчитывали на первенство в получении самолетов; однако, когда выяснилось, что это не так, они потеряли всяческий интерес к самолету, и, после нескольких месяцев закулисных переговоров, официально вышли из программы.

Несмотря на эту неудачу, ''Фиат'' не прервал постройку опытных самолетов на заводах Турин-Казелль (Tourin-Caselle): первый прототип, MM6255, взлетел 9 августа 1955 года. Самолет был оснащен ГТД Бристоль-Сиддли ''Орфеус'' 1, развивавшим 4050 кг. статической тяги. Увы, летная карьера этого самолета завершилась аварией на раннем этапе испытаний, что затормозило ход всей программы: лишь когда в июле 1957 года в воздух поднялся второй прототип, ММ6236, программа испытаний возобновилась. Самолет был оснащен двигателем ''Орфеус'' 3 (4850 кг тяги ).

Миновав неудачи первого этапа, реализация проекта пошла бурными темпами; 28 февраля 1958 года в воздух поднялся первый из 27 самолетов пробной серии, ММ6238. Спустя всего лишь несколько месяцев, в августе, было сформировано первое соединение G-91: 103 группа легких тактических истребителей ( 103rd Gruppo Caccia Tattici Leggeri), располагавшаяся в Пратика-де-Маре (Pratica de Mare), возле Рима. Ее задачей была оценка боевых качеств новой машины, и наблюдение за подготовкой будущих пилотов NATO в нанесении ударов по наземным целям.

Как раз в это время, Западная Германия была занята поисками самолетов, наиболее подходящих для массового перевооружения заново образованных ВВС. На вооружение Люфтваффе в рамках программы MDAP (Mutual Defense Aid Programme) поступали устаревшие истребители F-84F, RF-84F и F-86. Западная Германия, не без причины, стремилась обновить свою, некогда передовую, авиапрмышленность. Проводились переговоры с многочисленными производителями авиатехники, по поводу лицензионной постройки самолетов. В списке, фигурировал и Фиат: наконец, было решено, какие силы с немецкой стороны будут участвовать в производстве 232 одноместных ''Фиатов'' G-91R. Постройке самолетов в Германии должна была предшествовать серия из 50 G-91R, и 20 двухместных G-91T, выпущенных в Италии. В начале 60-х годов, договор перезаключили; согласно условиям нового соглашения, ''Фиат'' должен был выпустить еще 24 ''Фиата'' G-91T, а занятые в программе немецкие промышленники - Мессершмитт, Дорнье и Хейнкель - 294 G-91R.

Поставки самолетов итальянской постройки начались в сентябре 1960 г., однако понадобилось еще 10 месяцев, чтобы наладить производство в Германии: первый ''немецкий'' G-91 поднялся в небо с испытательного аэродрома Дорнье в Оберпфаффенхофен (Oberpfaffenhofen) 20 июля 1961 года. Именно там располагалась линия окончательной сборки и летно-испытательный центр, для самолетов, строившихся по лицензии. ''Дорнье'', помимо всего, производило центральную фюзеляжную секцию. ''Нос'' и ''хвост'' самолета выпускал Мессершмитт, крыло делал Хейнкель. Все готовые детали перевозили к месту окончательной сборки наземным транспортом.

Школа военной авиации (Waffenschule) в Эрдинге (Erding) первой получила G-91: ей предстояло стать головным летно-учебным соединением. В начале 1961 года, в школу прибыла первая группа будущих инструкторов; освоение машины шло быстро, так что в конце того же года, разведывательное крыло (Aufklarunggeschwader) 53 в Лейпхайме получило G-91. Это была первая строевая часть Люфтваффе, вооруженная ''Фиатами''. 5 мая следующего года, крыло официально признали боеспособным. Следом за ним, на G-91 перевооружилось разведывательное крыло AKG54 в Ольденбурге; позже, оба соединения сменили профиль деятельности, став 53 и 54 крылом легких штурмовиков (Leichtekampfgeschwader).

Номинально, крыло люфтваффе состояло из 52 самолетов, из которых 36 поддерживались в постоянной боеготовности. Эти самолеты распределялись поровну между эскадрильями. Оставшиеся 16 машин, либо находились в резерве, либо проходили текущее техобслуживание.

Большинство самолетов, построенных для Люфтваффе, являли собой версию G-91R-3; всего с конвейера сошло 344 таких самолета. Сходный в общих чертах с версией R-1, R-3 отличался, прежде всего, установкой четырех пилонов под крылом, вместо двух. Две 30-мм пушки DEFA французского производства сменили четыре расположенных в носовой части крупнокалиберных пулемета Кольт-Браунинг, характерных для R-1. Когда самолет принимали на вооружение, предполагалось, что его основной задачей станет фоторазведка; потому, все самолеты оснащались стандартным фотооборудованием для перспективной фотосъемки, в носовой части фюзеляжа: три камеры Vinten, для съемки объектов справа, слева и спереди по курсу. Тем не менее, изменения в тактике Люфтваффе в 60-е годы, вынудили уделить больше внимания ударам по наземным целям, в связи с чем два крыла ''Фиатов'' поменяли статус, как упоминалось выше. Тем не менее, разведка оставалась важной составляющей боевой деятельности этих частей.

В дополнение к заметным внешним отличиям, в конструкцию внесли массу изменений - включая новую авионику, допплеровскую навигационную систему, указатель курса и местоположения. И то и другое, позже переняли итальянцы и стали использовать на самолетах поздних серий, предназначенных для собственных ВВС.
''Фиат'' также выпустил 100 самолетов G-91R, для нужд итальянской авиации: первой версией была G-91R-1, впервые оснащенная фотокамерой; на всех последующих машинах, фотокамера стала стандартной. Как и все предназначенные для Италии G-91, самолет нес пулеметное вооружение и два пилона для подвески бомб, емкостей с напалмом, или ракет HVAR калибра 2,75, 3 или 5 дюйма.

Было построено 25 самолетов этой субмодификации: из них, вариант G-91RA отличался лишь оборудованием. Третий, и последний вариант - G-91R1B - был серьезно доработан: усилено шасси, увеличены воздушные тормоза, и, впервые для итальянских ВВС, установлена допплеровская система навигации. В 1964 году был подписан первый контракт на поставку 25 машин; годом позже, к ним добавилось еще 25. Затем, преимущество в сборке отошло к двухмоторному варианту G-91Y. Другие изменения, нашедшие место на G-91R-1B: возможность подвески ракетных ускорителей JATO, улучшенная система климатизации кабины, новая эдектросистема, дополнительные узлы подвески для тяжелого вооружения. Эти самолеты, в основном, использовались 2-м, 32-м и 51-м полками итальянских ВВС.
Другие одноместные варианты G-91R - это версия R-4 (50 шт.). Построенные машины разделили между собой Греция и Турция. Известно, что поставки самолетов греческой стороне начались 6 сентября 1961 года; известно также, что и греки, и турки отказались от G-91. Самолеты в конце концов попали в Люфтваффе, однако Waffenschule 50 испытывала неудобства из-за нестандартного вооружения - пулеметы, а не пушки; потому, в 1966 году, 40 ''Фиатов'' передали Португалии, которая использовала эти машины в колониальных войнах, в Анголе и Мозамбике. Довольно много машин было потеряно в боях и летных происшествиях; летный парк в конце 70-х годов пополнялся за счет бывших немецких G-91R-3. Самолеты находились в Монтихо (Montijo) возле Лиссабона.

Из оставшихся, заслуживает внимания лишь вариант G-91R-5, предложенный Норвегии. На нем, ожидалось получить высокую дальность полета; однако, Норвегия предпочла закупить американские самолеты F-5A ''Тайгер''.

Пилотажная группа ''Фрецце Триколори'' взяла на вооружение специально доработанную версию G-91PAN. Доработке подверглись 20 из 27 самолетов пробной серии: пилотажники сменили ''Сейбры'' на G-91 в середине 60-х годов. Чтобы приспособить самолеты к воздушной акробатике, все вооружение сняли и заменили балластом; были также установлены генераторы дыма. Несколько самолетов было потеряно в инцидентах; понятно, что для восполнения потерь, по программе PAN доработали и несколько стандартных G-91R-1.

Последнее дополнение в семью G-91, а именно двухмоторный вариант, разрабатывался специально, для замены стареющего, но все еще широко распространенного в итальянских ВВС истребителя F-84F ''Тандерстрик''. Проектирование версии G-91Y началось в начале 60-х годов; в 1966 ''Фиат'' заключил первый контракт на постройку двух прототипов и 20 серийных машин. Прототипы стали летать в декабре 1966 и сентябре 1967 года соответственно. В июле следующего года к ним присоединился головной серийный экземпляр.

Хотя и сходный во многом с предыдущими вариантами, G-91Y отличался, в первую очередь, установкой двух ГТД Дженерал Электрик J85-G-13, каждый из которых развивал ''чистую'' тягу 2725 кг; включение форсажа увеличивало тягу до 4080 кг. Установка двух двигателей, давшая 60% прирост в тяге, потребовала значительной перекомпоновки фюзеляжа; с другой стороны, летные данные серьезно улучшились. Разработчики этой версии сделали упор на эксплуатацию машины с травяных полос, что могло потребоваться при выполнении задач по разведке и тактической поддержке. Исходя из этого, на самолете увеличили в высоту опоры шасси и диаметр колес; установили новые, высокоэффективные тормоза; усилили конструкцию крыла и увеличили площадь закрылков, так что они теперь занимали всю заднюю кромку; это оказалось особенно полезным, так как, помимо возросших взлетно-посадочных характеристик, увеличилась маневренность, что оказалось неоценимым при полетах на малой высоте. Самолет также был совместим с концепцией '' Малых аэродромов тактической поддержки'' (Short Airfield Air Support), разработанной морскими пехотинцами США. Концепция подразумевала установку на самолетах тормозного гака, креплений для ускорителей JATO, зацепа для катапультного старта. Чтобы расширить возможности G-91 как фоторазведчика, была также доработана носовая часть фюзеляжа, которая стала длиннее, хотя ее содержимое не изменилось: три фотокамеры, для съемки вперед по полету, по вертикали и по сторонам.

Установка современной авионики, сопряженной с прицельным комплексом и системой борьбы с осадками (Rain-Removal System) обеспечивала высокий уровень безопасности при полетах в плохих погодных условиях, на малой высоте. В то же время, связное оборудование и система опознавания не изменились по сравнению с G-91R. В состав оборудования, входила основная и аварийная УКВ радиостанции, бортовой магнитофон, низкочастотный усилитель и система опознавания (IFF). Стрелковое вооружение, также соответствовало ранним версиям самолета, хотя на внешних пилонах допускалась подвеска широкого ассортимента ''игрушек'', включая 500-фунтовые бомбы Mk.82, их сочетание с 250-футовыми Mk.81, ракеты HVAR (3 или 5 дюймов), ракеты класса ''воздух-поверхность'' Норд AS.20 или AS.30L, емкости с напалмом и контейнеры НУРС ''Матра''.
Первые G-91Y поступили на вооружение итальянских ВВС в 1970 году; в 1979, они состояли на вооружении 8 и 32 эскадрилий, в Сан-Георгио-ди-Сервия (San Giorgio di Cervia) и Бриндизи, соответственно. Несмотря на возросшие ТТХ, самолет не пользовался большим успехом: до сворачивания производства ''Фиатов'', было построено только 76 машин.

Окраска G-91
Абсолютное большинство ''Фиатов'' было окрашено по типовой схеме: верх - двухцветный камуфляж из двух тонов, Dark Green и Dark Sea Grey. Нижние поверхности, либо были цвета потускневшего алюминия, либо светло-серые (Light Grey). На многих машинах в окраске использовались яркие, контрастные вставки оранжевого, красного или зеленого цвета. Ниже даны цветовые эквиваленты по Federal Standard, Methuen и примерный состав цветовой смеси на основе красок Gloy.

Цвет Federal Standard Methuen Gloy
Dark Green 24091 FS- 4F5 52 + капля 39+ капля 62
Dark Seа Grey 26118 21E3 44 + капля 40
Dull Aluminium     61 + капля 55
Light Grey 26373 23C2 41 + капля 40 + капля 55
Ident Red 21105 10C8 46 + капля 63
Ident Green 21438 27D8 54
Ident Orange 22197 7AB 63 + капля 46

На главную страницу

Hosted by uCoz