Ян Хантли
Авиационные цвета
Выпуск 15 - отвечая на вопросы.
Публикация: Scale Models, май 1982

Перевод Матвей Глухарь, 2003

Некоторые заблуждения относительно цветов.
С момента появления нашей рубрики, число моделистов, задающих вопросы, выросло вдвое. И, несмотря на то, что, в основном, вопросы касаются камуфляжных схем, а не отдельных цветов, самые последние письма возвращают нас ко второй тематике - так что, было бы совсем не лишним внести ясность в некоторые вопросы.

1. Названия цветов ВВС США
2. Окраска самолета BAE Nimrod
3. Британские флотские вертолеты.

Как уже было сказано, основная проблема состоит в том, что никто не знает официальные наименования цветов - в особенности, это относится к цветам ВВС США. Названия часто приходят из вторых рук, из журнальных статей, или еще хуже - название цвета определяется по цветной репродукции с полутонами из тех же журналов. Затем, в определенный момент, в каком - либо американском журнале упоминается очередной серый цвет, с последующим обвалом словесных описаний, большая часть из которых совершенно неверна. Например, недавно упомянутое в авиационной печати США название краски Air Defence Command Grey (ADCG), по всей видимости, является еще одним названием цвета Coin Grey (FS595a 36473) (Methuen 22С2).

Вот вам еще один пример того, как изменяется информация, проходя через вторые и третьи руки. Многие задают вопрос, как соотносится автомобильная краска Wimbledon White, используемая на автомобилях Форд, с цветами, входящими в камуфляжную схему Air Superiority истребителя F-15. Вы видите? Вне зависимости от официального названия цвета, или спецификации, цвета окраски конкретного летательного аппарата всегда будут соотноситься с тем, что есть под рукой: какой - либо общедоступной краской, оцененной с помощью стандартной авиамодельной таблицы. Если оценивать с ее помощью уже упомянутый цвет Wimbledon White - то в итоге, мы получаем FS 17855 (3А(1-2)), белый цвет с долей кремового.

Я готов повторить это в сотый и в тысячный раз - единственный способ получить правильное представление о цвете летательного аппарата - это, либо набрать нужной краски в банку непосредственно в малярном цеху, либо, имея реальный Л.А. перед глазами, сравнить его окраску с цветовой таблицей.
Если официальное имя краски, или иные детали известны - что же, тем лучше. Если нет, следует либо дать словесное описание цвета, либо его номер по таблице. Только нужно обязательно указать, является ли приведенное название краски официальным, или нет.

ВАЕ Nimrod.
Основной цвет этого самолета - Hemp - озадачил моделистов своим появлением в начале 80-х годов. Корреспондент, увидевший один из первых самолетов в этой окраске, наблюдал его с некоторого расстояния и в падающем свете: потому, цвет показался ему очень темным. Официальные оценки склонялись к тому, что краска, видимо, является экспериментальной, и перед официальным принятием на вооружение, в нее, скорее всего, внесут незначительные изменения. Мы не знаем, произошло ли это на самом деле. Тем не менее, по прошествии времени, от читателей поступило достаточно много разнообразных описаний этого цвета - причем, некоторые из них были взяты явно с полутонов. Разнообразие было невероятным - от Dark Earth до Middle Stone, и даже светлее. Когда же мы, наконец, разжились точной выкраской - оказалось, что она почти в точности соответствует цвету BS 2660 (4 - 049). Наиболее точно цвет передает FS 30450 (6С3).

Камуфляж британских вертолетов
С середины 50-х годов, вертолеты на британском флоте красились по многим, взаимоисключающим схемам. "Старички" S-51 изначально окрашивались в цвет Sea Blue Gloss FS-15042(2264), на поздних версиях чаще применялся цвет Standard Dark Blue FS-15044(20F5).

Примерно пять лет спустя, флотские вертолеты распределили по категориям, сообразно их назначению, и Министерство Авиации создало индивидуальную схему окраски для каждой категории. Общая схема окраски вертолетов, в большинстве случаев - целиком в Dark Blue, с белой маркировкой. На противолодочных вертолетах, верхняя часть фюзеляжа окрашивалась краской Golden Yellow FS-13432 (5A-7-8), но лишь на некоторых вертолетах, по особому распоряжению местных служб.
Поисково-спасательные вертолеты окрашивались следующим образом: нос и конечная часть хвостовой балки - Golden Yellow, хотя вскоре эта краска была заменена на флуоресцентную оранжево - красную.
Коммандос красили свои вертолеты по пустынной схеме (Desert). Первоначально она состояла из сохранившихся цветов военного времени - Matt Dark Green и Middle Stone, но эту схему тут же вытеснил новый стандарт - Olive Green FS-14098 (30FS) и Light Stone FS-13434 ((4 -5)B6), причем оба цвета были глянцевыми.
Для новых вертолетов "Васп" класса Frigate, был разработан новый колер, покрывающий все поверхности - RAF Blue Grey, FS-36044 (22F3). Этот цвет вскоре распространился на все вертолеты, окрашенные до того в Dark Blue. В этот же цвет красились заново отстроенные вертолеты "Вессекс" и "Си Кинг".
К середине 70-х годов, заново выпущенные вертолеты "Линкс" стали окрашиваться в более яркий цвет Royal Blue FS-15056 ((20-21)F7) - таким образом, речь идет уже о четвертой версии темно-синего цвета для британских морских вертолетов.

На главную страницу

Hosted by uCoz