Буко де Гроот
Камуфляж и маркировка ВВС Голландии

Оригинал статьи: www.ipmsstockholm.org

Перевод Матвей Глухарь, 2005

Часть II - самолеты морской авиации

Как и в большинстве других стран, голландский военный флот располагал собственной авиацией для защиты прибрежных районов, портовых сооружений и кораблей. С теми же целями, голландская морская авиация - MLD - направляла значительные силы в колонии в Ост-Индии.

Самолеты наземного базирования: 1919-1939

Возможно, по причине соперничества с LVA, морская авиация с первых дней располагала и "сухопутными" машинами, по возможности приспособленными для морского патрулирования. Чтобы еще больше спутать картину, добавим, что наземные самолеты в морской авиации окрашивались в тот же зеленый цвет, что и в армейской - правда, на первых порах, нижние поверхности самолетов MLD не окрашивались в синий цвет.

Название цвета
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour
Khaki
1,2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*4079)
-
163
1
Hemelsblauw (небесный синий)
1- верхние и боковые
(*6187)
-
106
6
MLD blauw (MLD синий )
1 - нижние
*6270
-
126,165
3,133
Anodiseergrijs (анодированный серый)
2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*0095)
-
29
2
BlauwСиний
2 - верхняя сторона нижнего крыла
*4096/(*4172)
-
102
24
Blanke lak (Прозрачный лак)
2 - верхняя сторона нижнего крыла
(*0257)
-
93
29

Расшифровка таблицы:
1. Фоккер С.I, D.VII, Пандер D
2. Кольховен FK-51
3. Фоккер S.III, фюзеляжный код S-3
4. Фоккер S.IХ
5. Шпикер V-2.

На самолетах Фоккер С. V и Райан, колеса с легкостью заменялись на поплавки; мы рассмотрим окраску подобных машин в следующей главе, посвященной гидросамолетам.

Примечания:
Флотский цвет хаки не отличался от хаки, распространенного в LVA. Cиний цвет MLD Blauw также ничем не оличался от LVA Blauw.
Металлические участки обшивки на самолетах наземного базирования обычно не окрашивались, а покрывались прозрачным лаком - за исключением Фоккера D.VII с 1928 г. и Кольховен FK-51 - и тот и другой тип, окрашивался целиком в цвет хаки.
На самолете Фоккер S.III, металлическая обшивка была отполирована "под рыбью чешую".
Детали самолета Фоккер S.IX: интерьер - окрашен в цвет Anodiseergrijs, в этот же цвет выкрашена внешняя сторона люка для доступа к топливному баку.

Гидросамолеты MLD 1919-1939

Для окраски гидросамолетов использовались различные оттенки серого и серебристого цвета - с тем, чтобы снизить заметность машины на фоне облаков, а также защитить поверхность от агрессивного морского климата.

После Мюнхенского кризиса 1938 года, камуфляжу самолетов стали уделять больше внимания. Схемы были различными, включая и ту, что впоследствии перенял американский флот.
Название цвета
Известный эквивалент
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour
Marinegrijs
(Флотский серый)
Light (Gull) Grey 1 – целиком; 2 – фюзеляж и нижние поверхности; 5 – фюзеляж; 7 - фюзеляж, оперение; 8 – боковые и нижние стороны, оперение.
-
129
137
Hollandgrijs, licht 
( Голландский светло-серый )
Light (Gull) Grey 10,11 – нижние поверхности крыла и оперения; 11 – фюзеляж
-
129
137
Noordzeegrijs
( Северный морской серый )
Light (Gull) Grey 6-целиком; 7-крыло
-
129
137
Donkergrijs (Темно-серый) Dark (Sea) Grey 3-целиком; 2- верхняя поверхность крыла и оперения;5 – фюзеляж (не на всех); 8 – верх фюзеляжа, стойки, капот двигателя.
-
125, 164
4, 130
Donkerblauwgrijs
(Темный серо-синий)
Extra Dark Sea Grey 4 – верхние.
-
123
5, 376
Lichtblauwgrijs
(Светлый серо-синий )
Medium Sea Grey / Dark Ghost Grey 4 – боковые, нижние.
-
126, 165
3, 133
Hollandgrijs
(Голландский серый)
RLM 02 Grau 9 – целиком; 10 – фюзеляж; 10, 11 – верхняя поверхность крыла и оперения.
( 26165 )
-
92
201, 409
Aluminum Серебристый   5,8 – крыло; 5 – горизонтальное оперение.
-
11, 191
216, 252, 501

.Расшифровка таблицы:
1. Фридрихсхафен FF-33L с 1920 года, Фоккер T-IV, гидросамолеты WA и WB с 1925 года.
2. Гидросамолеты WA и WB до 1925 года.
3. Ранние самолеты NEI WA, B.I (возможно), отдельные экземпляры Фоккер T-IV после капитального ремонта.
4. Дорнье "Валь" на испытаниях.
5. Дорнье "Валь"
6. Дорнье "Валь"
7. Фоккер С.V
8. Фоккер С.VII
9. Остальные Фоккеры T-IV после кап. ремонта
10. Первая партия Дорнье Dо-24K
11. Первая партия Дорнье Dо-24K, Фоккер T.VIII
12. Фоккер С.XIV

Примечания:
Цвет Hollandgrijs licht применялся вместо Marinegrijs, хотя возможно, последний был несколько более зеленым. Еще одним заменителем "морского серого" цвета являлся Noordzeegrijs, этот цвет был, возможно, несколько темнее, так как Hollandgrijs смешивали с белой краской.

Существует также мнение, что цвет Donkergrijs скорее соответствует FS 36231 (H-140/X-131/X-403).Самолеты Фридрихсхафен FF-33L поставлялись голландцам, либо покрытые усадочным лаком для материи, либо сама материя окрашивалась заранее, как это было принято в Германии.

Крылья самолетов Фоккер C.V являли собой странную смесь матовых и глянцевых тонов: нижняя поверхность верхнего крыла и верхняя поверхность нижнего - матовые, противоположные поверхности - блестящие лакированные. В 1936 году, в опытных целях, на одном Фоккере T.IV и одном T.IVa, серый цвет частично нанесли поверх имевшейся окраски, получив таким образом двухцветный камуфляж. В сентябре 1937 года, во время флотских маневров, для пробы, три гидросамолета Дорнье "Валь" окрасили в цвета Lichtblauwgrijs и Donkerblauwgrijs.С 1938 года, на самолеты Фоккер C.XI, базировавшиеся на крейсерах, наносился "неправильный" камуфляж из зигзагов и полос цвета Marinegrijs и Donkergrijs поверх серебрянки. Отдельные типы самолетов также были окрашены целиком в цвет металла: B.II (только с целью оценки), C.VIIIw, C.XIw, T.IVa, Фейри IIID, Райан. На последнем, антибликовая панель, вероятно, была черной и распространялась только на участок фюзеляжа за капотом. Поплавки и лодочные корпуса гидросамолетов ниже ватерлинии окрашивались следующим образом:

  • Фоккер C.V: Noordzeegrijs
  • Фоккер C.VII, VIIIw, C.XIw, T.IVa: Marinegrijs
  • B.II, Do-24K, T.VIIIw, C.XIVw, Райан - серебристый цвет
  • Фейри III-D: белый цвет
  • Фоккер B.I (вероятно), T.IV после капитального ремонта: donkergrijs.
  • Дорнье "Валь": черный.
  • WA, WB: черный (как и все бипланные стойки на этих машинах), за исключением некоторых WА, с днищем, окрашенным Marinegrijs. На многих гидросамолетах, днище было изрядно ободрано.

Гидросамолет Дорнье Do-24K в "позднем" варианте окраски. Ява, 1942 год (сайт "Палитра крыла").

MLD 1940-1945

Как и их коллеги из ВВС, голландские морские летчики после оккупации заняли место под британскими знаменами. Части Береговой охраны (Coastal Command) первыми приняли голландцев в свои ряды вместе со старыми "Фоккерами" - возможно, даже одного типа с немецкими. К концу войны, немало голландских летчиков проходило службу в составе бомбардировочной авиации 2-й тактической воздушной армии (TAF). Иные воевали на Тихом океане - "Каталины", а позже "Либерейторы" летали с голландскими опознавательными знаками. Голландская эскадрилья была даже в составе британской палубной авиации.
Летчики, нашедшие место среди британских коллег, зачастую оставались с ними в течение всей войны - подобно пилотам FAA с их "Корсарами", "Сифайрами" и "Хеллкэтами".

В составе британских ВВС действовали следующие эскадрильи ВВС Голландии

  • 320 эскадрилья, европейский ТВД, код NO. Самолеты "Фоккер" C.XIV, T.VIII, Локхид "Хадсон" (Береговая охрана), B-25 "Митчелл" (RAF).
  • 321 эскадрилья (без кода); первоначально летали над британской территорией на самолетах Авро "Энсон", позже эскадрилья участвовала в тихоокеанской компании - самолеты "Каталина" и "Либерейтор" с голландскими ОЗ.
  • 860 эскадрилья FAA: Европа-Атлантика. Эскадрилья была сформирована в 1943 году и использовала самолеты "Суордфиш" и "Барракуда".
Название цвета
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour
Dark Green
1,2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*4079)
-
163
1
Ocean Grey
1- верхние и боковые
(*6187)
-
106
6
Medium Sea Grey
1 - нижние
*6270
-
126,165
3,133
Dark Earth
2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*0095)
-
29
2
Light Green
2 - верхняя сторона нижнего крыла
*4096/(*4172)
-
102
24
Light Earth
2 - верхняя сторона нижнего крыла
(*0257)
-
93
29
Yellow
2 - нижние
*3538
-
154
106

Расшифровка таблицы:
1. Фоккер T.VIIIw с июня 1940.
2. PBY "Каталина" и Дорнье Do-24 в 1940-1942 году.
3. DH "Тайгер Мот" - ранние машины, см. ниже.
4. Небоевые самолеты с начала 1941 года - Фоккер T.IVa, C.XIc, Райан STM, S-43, Грумман G-21.
5. Воут "Кингфишер".
6. Дуглас DB-7B, а также, возможно, некоторые B-25J "Митчелл", взятые в аренду у англичан.
7. Локхид "Хадсон": а - до 1940 года, б - с конца 1940.
8. Локхид "Хадсон" с осени 1941
9. Авро "Энсон"
10. Большинство бомбардировщиков B-25
11. Многие В-25, начиная с 1944 года
12. Отдельные В-25 после капитального ремонта
13. "Каталины", доставленные в 1943 году; Фейри "Барракуда".
14. "Каталины", доставленные в 1944 году; B-24 "Либерейтор".
15. Фейри "Суордфиш", 1943.
16. Фейри "Суордфиш", 1944. а-ранние, б-поздние машины.

Примечания:
Цвет Donkerblauwgrijs иногда также именовался Blauwgrijs (Сине-серый). Всего через полгода, подобная схема была принята в морской авиации США - цвета Non Specular Light/Blue Grey. Точный оттенок цвета Olijfgroen (см. таблицу выше) не удалось установить. Самолеты американской постройки, такие, как DB-7B "Бостон" и Локхид "Хадсон", окрашивались на заключительном этапе сборки; использовались американские эквиваленты цветов Dark Green и Dark Earth, которые в целом имели лишь приблизительное сходство с британскими эквивалентами. На этих самолетах, возможно, использовались цвета Medium Green, Dark Olive Drab или Light Earth. Голландские "Суордфиши" находились на борту голландских вспомогательных авианосцев "Гадилла" и "Макома", а также британского судна "Акавус" аналогичного назначения. Цвета были глянцевыми. Самолеты "Хадсон" и "Энсон" могли быть окрашены временной (смываемой) черной краской для ночных полетов. Окрашивались только нижние поверхности. Например, именно так были окрашены "Хадсоны", участвовавшие в третьем налете "тысячи бомбардировщиков" в ночь на 26 июня 1942 года.

В 1941 году, войска в Восточной Индии приобрели большое количество гражданских самолетов "Тайгер Мот". В то время, половина этих машин была окрашена в ярко-красный цвет, остальные - по большей части в синий, точный оттенок неизвестен.

Фюзеляжи летающих лодок ниже ватерлинии обычно окрашивали в серый или черный цвет. На многих, нижняя задняя часть фюзеляжа была темнее всего остального. Гидросамолеты Дорнье Do-24 постепенно перекрашивались по этой же схеме. По меньшей мере один гидроплан PBY Black Cat летал с голландским экипажем. В марте 1942 года, все оставшиеся самолеты Дорнье "Валь", Фоккер T.IVa, C.VIIw и C.Xiw в голландской Ост-Индии, были уничтожены.

Предназначенные для голландской Ост-Индии самолеты SB2U "Кингфишер" и большинство легких бомбардировщиков DB-7 осели в Австралии. Самолеты прибыли с оранжевыми треугольниками ВВС Голландии, и были переданы RAAF - за исключением шести "Бостонов", достигших Ост-Индии.

MLD с 1945 года. Голландия в составе NATO. Соглашения по стандартизации.

После войны, в распоряжении Голландии остались три (с технической точки зрения - два) авианосца. Основным самолетом палубной авиации являлся истребитель-бомбардировщик "Си Фьюри", поставлявшийся из Британии. Главным видом деятельности на тот момент являлось противолодочное патрулирование.

На смену темно-синей окраске, характерной для последних дней войны, пришла стандартная двухцветная схема NATO. Граница между "верхним" и "нижним" цветом могла проходить и по верхней боковой стороне фюзеляжа, и по нижней боковой стороне.

Название цвета
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour
Dark Green
1,2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*4079)
-
163
1
Ocean Grey
1- верхние и боковые
(*6187)
-
106
6
Medium Sea Grey
1 - нижние
*6270
-
126,165
3,133
Dark Earth
2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*0095)
-
29
2
Light Green
2 - верхняя сторона нижнего крыла
*4096/(*4172)
-
102
24
Light Earth
2 - верхняя сторона нижнего крыла
(*0257)
-
93
29
Yellow
2 - нижние
*3538
-
154
106

Расшифровка таблицы:
1. Фейри "Файрфлай", B-25 "Митчелл", "Си Фьюри", "Си Хоук", SB2F "Трэкер", Локхид "Орион", вертолеты HO4S, UH-1, Вестланд "Уосп", S-58, "Линкс", а также ранние машины Локхид "Нептун", Мартин "Маринер", поздние "Эвенджеры" и вертолеты S-55.
2. Локхид "Гарпун", ранние "Эвенджеры", "Маринеры", "Нептун", вертолеты S-55 (ранние) и S-51 (поздние).
3. Бреге "Атлантик", Локхид "Нептун" (средние серии)
4. самолеты "Трэкер" канадской постройки, ранние серии.
5. B-25 "Митчелл" и Эрспид "Оксфорд" - в первые послевоенные дни. Локхид "Нептун" - поздние машины.
6. Локхид "Нептун" во время доставки на Новую Гвинею.
7. Локхид "Нептун" на Новой Гвинее.
8. Фейри "Файрфлай" Т, "Гарвард", S-11, Супермарин "Си Оттер", DH "Тайгер Мот", вертолеты S-51 во время доставки.
9. Транспортные самолеты DC-3 и "Супер Кинг Эйр", не упомянутые в таблице - см. ниже.

"Си Фьюри" 860-й эскадрильи, 1947-1948 (A. Harrison)

"Си Фьюри" 860-й эскадрильи MLD, 1951 (A. Harrison)

Примечания:
Транспортные самолеты DC-3 (кроме машин, ранее принадлежавших KLU) и TC-45 "Навигатор" окрашивались целиком в серебристый цвет. Окраску DC-3 дополняли синие полосы по фюзеляжу. В серебристый цвет позже стали окрашивать летающие лодки "Каталина", "Маринер", связные самолеты "Остер". На некоторых "Каталинах", лодочную часть фюзеляжа окрашивали в черный цвет. Многие самолеты, приобретенные в первые послевоенные дни, были окрашены по "военной" схеме (см. KLu 1942-1945). Покрытие являлось глянцевым. Гидросамолеты "Каталина", поставленные в 1946-1947 году, вначале красились по той же схеме, что и первые машины этого типа, приобретенные MLD - см. MLD 1940-1945

Бывшие самолеты KLU вошли в строй морской авиации в своей прежней окраске. Это относится к таким самолетам, как "Остер", некоторые "Гарварды" (см. KLu 1942-1945); Пайпер "Куб", DC-3, , "Метеор" Т, S-11, "Тайгер Мот" (см. KLu 1953-1960е). "Метеоры" Т и камуфлированные "Дакоты" сохраняли свою окраску вплоть до списания.

В случае с противолодочными самолетами "Трэкер", поставлявшимися из Канады, нужно иметь в виду, что канадский цвет Dark Sea Grey соответствовал британскому Extra Dark Sea Grey, а канадский Light Sea Grey - британскому Medium Sea Grey. По меньшей мере один "Трэкер", окрашенный в "учебные" цвета военного времени, был перекрашен целиком в цвет Extra Dark Sea Grey. Противолодочные самолеты "Трэкер" и "Нептун", поставлявшиеся в Европу из США, поступали с размытой линией перехода между цветами. На всех прочих схемах, граница была четкой. На самолетах "Нептун" средних серий, боковые поверхности фюзеляжа и мотогондол окрашивались в матовый белый цвет. На поздних машинах этого типа, некоторое время использовался блестящий цвет Dark Sea Grey. Те же самолеты, базировавшиеся на Антильских островах (Вест-Индия), возможно, окрашивались сверху в матово-белый цвет. P2V-7B "Нептун" на Новой Гвинее, доставлялись к месту службы окрашенными сверху в белый цвет. В эксплуатации, для окраски верхних поверхностей использовалась самостоятельно изготовленная краска серого цвета - несколько темнее, чем Seaplane Grey (может быть, она меньше изнашивалась). Интересно отметить, что на стоянке, температура в самолете была на восемь градусов выше, исключительно из-за более темных верхних поверхностей! Анти-бликовые участки в эскадрильях обычно закрашивали матово-черной краской. Легкий транспортный самолет Бичкрафт 200 "Супер Кинг Эйр" принадлежит MLS (Marine Luchtvaartschool, школа морской авиации), чьи самолеты окрашиваются по собственной схеме .

MLD 2004+ : текущие изменения.

Название цвета
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour
Agaatgrijs / Light Gull Grey
То же название (цвет США)

1 - целиком

-
129

Расшифровка таблицы:
1. Локхид Р-3 "Орион".

Примечания:
Новая схема окраски постепенно распространялась вплоть до снятия "Орионов" с вооружения голландской авиации - это произошло в январе 2005 года.

Часть III - самолеты колониальной авиации в Индокитае

На главную страницу

Hosted by uCoz