Буко де Гроот
Камуфляж и маркировка ВВС Голландии

Оригинал статьи: www.ipmsstockholm.org

Перевод Матвей Глухарь, 2005

Часть III - колониальная авиация в Индокитае (ML-KNIL)

Голландские колонии в Ост-Индии занимали настолько обширную территорию, что правительство приняло решение, обзавестись собственной колониальной армией. Военная авиация королевской индо-голландской армии (LA-KNIL, а позднее - ML-KNIL, Militaire Luchtvaart van het Koninklijk Nederlands-Indisch Leger) официально считалась частью этой армии. Колониальная авиация была официально создана в 1919 году - сперва это был отдел по летным испытаниям (Proefvliegafdeling, PVA). 22 июля 1918 года, было принято название VA-KNIL - то есть, Vliegafdeling - отдел по авиации. 10 августа 1921 года, отдел переименовали в LA-KNIL; Luchtvaartafdeling, также обозначает отдел по авиации.

1919-1935: LA-KNIL

Пользуясь своей удаленностью от метрополии, руководство считало себя вправе выбирать самолеты, исходя из собственных соображений. Военные заказывали разработку отдельного типа самолета - с тем только, чтобы отменить заказ, едва опытная машина поднималась в воздух.

Поначалу, эксплуатанты авиатехники испытывали трудности с выбором нужного сорта ЛКП - не всякая краска годилась для жаркого и влажного климата. Конструкции из дерева и полотна буквально рассыпались на части, когда скрепляющий их клей растворялся. Наконец, была найдена более-менее постоянная схема окраски: сочетание серебристого и зеленого цвета.

Название цвета
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour
Dark Green
1,2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*4079)
-
163
1
Ocean Grey
1- верхние и боковые
(*6187)
-
106
6
Medium Sea Grey
1 - нижние
*6270
-
126,165
3,133
Dark Earth
2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*0095)
-
29
2
Light Green
2 - верхняя сторона нижнего крыла
*4096/(*4172)
-
102
24
Light Earth
2 - верхняя сторона нижнего крыла
(*0257)
-
93
29
Yellow
2 - нижние
*3538
-
154
106

Расшифровка таблицы:
1. Мартин TA, TT, R.
2. Авро 504K.
3. Де Хэвилленд DH-9.
4. "Викинг".
5. Учебные самолеты: Авро 504K, Моран-Солнье.
6. Самолеты Пандер
7. Фоккер D.VII, S.IV, D.C.I, C.IVa/b, Кольховен FK-31.
8. Фоккер C.Vd, C.Ve, C.X, D.XVI, D.XVII (оба прототипа, никогда не использовались в строевых частях в Ост-Индии), F.VIIb/3m, P-6, поздние DH-9 (в том числе построенные самостоятельно), D.C.I.
9. Фоккер D.XXI (прототип, никогда не использовался в строевых частях в Ост-Индии).
10. DH-9, переделанный в полевых условиях в санитарный самолет.

Примечания:
Капоты двигателей на самолетах "Пандер" не окрашивались (цвет металла). На "Фоккерах" S.IV, капот при доставке также не окрашивался. Плоскости снизу окрашивались в цвет LVA-blue (см. KLu 1920-1940).Самолеты Авро-504К и DH-9 дорабатывались в полевых условиях: обшивку из полотна меняли на фанерную. Доработанные машины, как правило, покрывались прозрачным лаком. Список исключений из этого правила представлен ниже.

  • Отдельные экземпляры Авро-504К (например, А-42 и А-43): верх фюзеляжа и крыльев был окрашен в цвет NIVO Green (оливково-зеленый). На А-42, на верхней плоскости сверху имелись белые полосы, на фюзеляже сверху также были белые участки.
  • DH-9, б/н H104: белый нос, белые подкосы крыла.
  • DH-9, б/н H113: ярко-синее пятно на фюзеляже сверху, за второй кабиной.
  • DH-9, б/н H106: полностью покрыт прозрачным лаком, за исключением верхней плоскости, выкрашенной в цвет хаки. Этот самолет впоследствии был перекрашен по стандартной схеме.
  • DH-9, б/н H133: крыло и горизонтальное оперение - светло-синие; возможно, это цвет LVA Blue ( см. KLu 1920-1940).
  • DH-9, б/н H120F: фоторазведчик. Фюзеляж - серебристый, верх - NIVO Green. Самолет получил прозвище "фотоселедка".
  • Для испытаний камуфляжных схем, один DH-9 с двигателем "Уосп" был окрашен в камуфляжные цвета Pastel(пастель) и Herfstachtig (осенний) - крупными пятнами, с четкими границами и углами. Ближайшими эквивалентами, вероятно, будут кремовый (37855, H-41, X-610) и цвет дубленой кожи (30059 / 30051, H-170, X-22, RAL-8027).

ML-KNIL 1936-1950 - цвета США

Убедившись в том, что защитить колонии с воздуха, путем патрулирования на "воздушных крейсерах" Мартин никак не удастся, голландцы в конце 30-х годов принялись в срочном порядке формировать полноценные военно-воздушные силы, вооруженные современной техникой. Многие голландские авиаторы отправились в колонии из Европы; была запущена обширная программа подготовки летчиков. В рамках проводившихся реформ, 20 ноября 1940 года LA-KNIL была переименована в ML-KNIL. Увы, японцы напали на колонии на несколько месяцев раньше, чем ожидалось. Подобно тому, как это произошло с англичанами в апреле 1940 года, голландских летчиков направляли на фронт прямо из летной школы. Не имея никакого опыта, в условиях многократного превосходства противника, авиаторы несли тяжелые потери - особенно во время обороны Сингапура, когда бомбардировщики посылались на разведку парами или в одиночку.
После того, как вся колониальная область в Ост-Индии была оккупирована, уцелевшие авиачасти вместе с техникой вошли в состав австралийских ВВС на правах независимых подразделений голландской Ост-Индии:

  • 1-я эскадрилья (бывшая часть 5-й воздушной армии США)
  • 2-я эскадрилья (бывшая часть RAAF) - позже, объединившаяся с 1-й транспортной эскадрильей. Официально, эта часть в RAAF не входила. В 1945 году, была сформирована 19-я эскадрилья голландской Ост-Индии. Самолеты - DC-3, Локхид 12, 18, B-25 "Митчелл", переделанные в транспортные самолеты.
  • 18-я эскадрилья - самолеты B-25 "Митчелл".
  • 119-я эскадрилья голландской Ост-Индии - самолеты B-25 "Митчелл" и Локхид 18. Часть расформирована в декабре 1943 года.
  • 120-я эскадрилья - самолеты P-40N.
  • PEP (Personnel & Equipment Pool) - эскадрилья резерва, которая также выполняла некоторые оперативные функции. Использовались все указанные выше типы самолетов. После окончания войны, эти соединения вошли в состав заново сформированной колониальной авиации. Голландские опознавательные знаки сохранились, по меньшей мере, на самолетах 18-й, 120-й эскадрильи и РЕР. Голландские авиаторы, попавшие в японский плен в колониях, не разделили радость освобождения со своими европейскими коллегами. Многих из них японцы замучили до смерти; те, кто выжил, и смог вернуться к строевой службе, вскоре попали на новую войну в колониях - сбрасывая пищевые продукты, бомбы или парашютистов. В послевоенный период, ML-KNIL просуществовала недолго; ВВС сочли отдельный род войск дорогой роскошью, и официально распустили колониальную авиацию 1 июля 1950 года. К большому сожалению, герои военной авиации Нидерландов и весь военный эпизод, связанный с голландской Ост-Индией, игнорируются в сегодняшней Голландии, и на получают признания, которого они в полной мере заслужили.

Учитывая то, что воздушные бои проходили над джунглями, единственно подходящим камуфляжным цветом был зеленый - до тех пор, пока союзники вновь не взяли эту область под контроль, тем самым сняв необходимость в нанесении камуфляжа.

Название цвета
Британский эквивалент
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour

Серебристый цвет – как покрытие, так и естественный цвет металла.

Aluminium

1 – целиком. 2 – крыло. 4, 6 – нижние поверхности. 5,7 – крыло снизу

-
11, 191 216, 252, 501

Chocolade bruin - шоколадный

Chocolate brown
2 – фюзеляж, подкосы крыла.
( *3446 )
-
94
329

Lichtblauw - светло-голубой

Light Blue
3 – фюзеляж

Цвета H:109+25+88+89

Смешать в пропорции 8:1:1:1

Geel - желтый

Yellow
3 – крыло и оперение целиком
-
154
106

Jongblad - цвет свежей листвы

Medium Green (ВВС США)

4,5,6,7,9,10 – верхние. 4,6,9,1 – боковые. 5,7 – фюзеляж. 8 - целиком

34092

-

149

114

Oudblad - цвет пожухлой листвы

Dark Olive Drab (ВВС США )

4,5,9,13 – верхние. 4,9 – боковые. 5,13 - фюзеляж

34088 **

-

66

111-113

-

Neutral Grey (цвет ВВС США)

9,13 - нижние

( *6173 )

-

176

133, 207

-

Dark Green

10 – верхние и боковые

*4079

-

163

1

-

Dark Earth

10 – верхние и боковые

*0095

-

29

2

-

Sky type S

10 - нижние

*4583

-

90

7

Geel - желтый

(Identification) Yellow

12 - целиком

13538

-

154

106

Расшифровка таблицы:
1. Бюккер Bu-131, Райан, Локхид 212.
2. Кольховен FK-51.
3. Мартин 139/166 (WH-1, -2, -3s) до середины 1940 года.
4. CW-21 "Демон", CW-23 "Фэлкон", "Буффало", Локхид 18, возможно - Брустер "Бермуда", Мартин WH-2 с середины 1940 года, DC-3 и "Фоккер" F.XII военного времени.
5. Кертисс Хок 75 с середины 1940.
6. WH-3 с середины 1940, a также WH-1, DC-2, DC-5, Локхид 212, 12, 12A, C-40, L-14.
7. все (или некоторые) WH-3 в 1941 году.
8. все (или некоторые) WH-3 в 1941, a также (возможно, все или отдельные машины - как 6 и 7): Мессершмитт Bf-108, Бюккер Bu-131, Фейрчайлд, Пайпер J-4E, Райан, DH "Тайгер Мот", Вако EGC и UKC.
9. Дуглас A-20A, B-25C, D, J и K "Митчелл", Кертисс P-40E и N. После 1942: C-47(A), C-60, DC-3D, L-12, L-2M.
10. Хоукер "Харрикейн".
11. Брустер "Буканир": не указан в таблице, но упомянут ниже.
12. Учебные самолеты "Вакетт" и "Гарвард".
13. L-4J "Каб"
14. Трофейные японские самолеты: в большинстве случаев, эти машины сохраняли свою окраску, но получали голландские опознавательные знаки.

Окраска истребителей ML-KNIL

Примечания
Неокрашенные металлические детали можно было видеть на самолетах Райан, Локхид 212, Хоук 75, и с 1945 года - на B-25, C-40, C-47(A), C-54, DC-3(D), L-2M, L-12, P-40N, P-51D,K, UC-64, японских Ki-54c, Ki-57, Н6К Mavis.

До 1943 года, антибликовую черную панель можно было видеть лишь на одном неокрашенном самолете - Райан, перед капотом двигателя. С 1945 года, для нанесения анти-бликовых панелей использовались как черная краска, так и Olive Drab. В тот же цвет окрашивались внутренние поверхности мотогондол некоторых самолетов С-40.

Точное название и оттенок краски Chocolade bruin остаются неизвестными; свидетели, видевшие самолет FK-51 "живьем", утверждают, что его фюзеляж был шоколадного цвета.

Цвет Dark Olive Drab 41 в жестких климатических условиях голландской Ост-Индии, моментально выцветал, приобретая самые разнообразные оттенки: коричневый, коричневато-желтый, светло-зеленый, серый.

В 1940 или 1941 году, один из самолетов Мартин был для пробы окрашен различными светлыми тонами: серым, голубым и т.д.

Все самолеты, не имевшие камуфляжной окраски, включая учебные и гражданские машины, в 1940-1941 году получили камуфляж - первыми были "Хоук" и "Мартин".

Камуфляжный цвет Jongblad, применявшийся на самолетах Хоук 75, CW-21 и 23, "Буффало", L-18, WH-2, DC-3 и Фоккер F.XII, наносился большими камуфляжными полями. Если камуфляж соответствовал схеме, принятой в США (А-20А, B-25, P-40), этот цвет наносился "волнами" по передней и задней кромке крыла и оперения.

На самолетах Хоук 75 и Мартин, камуфляж захватывал набегающую кромку крыла и переходил на его нижнюю поверхность.

Комментарий

Наибольшее количество бомбардировщиков "Мартин" - 82 машины - принадлежало к версии WH-3 и WH-3A (c "длинным" фонарем). Более ранние машины WH-1 (13 самолетов) к моменту японского вторжения были выведены из строевых частей первой линии: одно звено использовалось для ведения морского патрулирования, оставшиеся самолеты передали в летные школы. Самолеты версии WH-2 (26 самолетов) все еще находились в эксплуатации, и совершали боевые вылеты.

"Кокарды" наносились на фюзеляж и крыло, сверху и снизу. Руль поворота был окрашен в красный, белый и синий цвета.

В период с мая-июня 1940 года по декабрь 1941, машины окрашивались следующим образом:

Схема А: цвета ВВС США. Фюзеляж - глянцевый светло-синий Light Blue 23 (FS 15102). Крыло и оперение - ярко-желтый Yellow 4 (FS 13538). "Кокарды" наносились на фюзеляж и крыло, сверху и снизу. Руль поворота был окрашен в красный, белый и синий цвета.

Схема В (временная): верхние поверхности - темный оливково-зеленый цвет Camouflage Groen. Нижние поверхности - светло-серые.

С декабря 1941 года, самолеты стали перекрашивать по новой, постоянной схеме. Мнения о том, как выглядели новые цвета, расходятся. Сейчас принято считать, что верхние поверхности машин были окрашены в цвета Oud blad (Olive Drab 41) и Jong Blad (Medium Green 42), нижние поверхности были серебристыми. Однако, это мнение обещает опровергнуть в своей новой книге известный голландский авиационный историк Петер Бур. По его мнению, камуфляжная краска для самолетов ML-KNIL, хотя и производилась в США, но согласно спецификациям, разработанным и предоставленным голландской стороной. "Эквиваленты" из цветовых реестров ВВС США в данном случае не использовались.

Петер Бур утверждает, что верхние, и нижние поверхности "Мартин-139", и других самолетов ML-KNIL ("Хоук-75", CW-21/22) окрашивались в два оттенка темно-зеленого цвета, сходных с теми, что использовали ВВС США во время войны во Вьетнаме. Эти цвета, по мнению Бура, были разработаны непосредственно в колониях, и там же производилась краска. Что же касается нижних поверхностей, то на "Мартин-бомберах" для их окраски использовался светло-серый цвет, также разработанный голландцами. Перевод дискуссии на эту тему можно прочитать здесь.

Истребители Р-40Е и "Харрикейн" получали голландские опознавательные знаки, но пока неизвестно, получали ли они голландские бортовые номера. Один Р-40, возможно, имел белый номер 3 на фюзеляже и оперении. Самолеты этого типа прибыли к месту событий слишком поздно, но два из них, возможно, участвовали в боях в самый последний день кампании - 8 марта. До сих пор ходят слухи о дополнительной партии из 12 "Харрикейнов" II и 24 "Харрикейнов" I, которыми, возможно, располагали голландцы.

Об указанных выше камуфляжных цветах "Харрикейнов" нельзя говорить с должной определенностью. Голландские военные знали толк в маскировке аэродромов, и понимали важность камуфлирования самолетов. Так как времени на нанесение голландских опознавательных знаков хватило с избытком, логично предположить, что хотя бы на одной машине, камуфляжный цвет Dark Earth сменили на Jongblad - указанная краска была вполне доступна.

Самолеты, которые были заказаны, но к декабрю 1941 года не были доставлены заказчику - некоторые "Локхиды", "Буффало", "Фэлкон" и все B-25C - большей частью ушли в Австралию, вслед за остатками ML-KNIL. Исключение составили самолеты Брустер "Бермуда", которые передали морской пехоте США. Морские пехотинцы потом имели массу проблем со служебными надписями и табличками в кабине, написанными на голландском языке! Но ни одна из этих машин не несла голландских опознавательных знаков.

Существует несколько снимков, запечатлевших "Буффало" в голландской маркировке. Можно было бы сделать вывод, что отдельные голландские истребители этого типа были окрашены так, как принято в RAF. Однако, по мнению автора, исходя из типа, формы и расположения опознавательных знаков, а также из характера повреждений, скорее следует, что это были трофейные машины, захваченные японцами и использованные в пропагандистских целях. Бомбардировщики А-20А "Бостон", которые недолгое время служили вместе с B-25C в 18-й эскадрилье, по всей вероятности, летали без голландских опознавательных знаков. По меньшей мере один бомбардировщик B-25C (N5-145) был окрашен полностью в черный цвет. Три B-25C, принадлежавшие RAPWI (организация, созданная для помощи бывшим узникам, освобожденным из японских лагерей), были целиком окрашены в белый цвет, с зелеными крестами.

Японские транспортные самолеты - такие, как Ki-54, Ki-57 или Н6К "Мэвис" окрашивались в белый цвет (в RAPWI добавлялись зеленые кресты), либо сохраняли "родные" японские цвета. В 1946 году, все эти машины "раздели" до металла, и нанесли голландскую маркировку. С 1945 года, существовала практика, во время капитального ремонта, снимать с машины всю краску. Спустя несколько лет, этот процесс был завершен. Довольно часто, изношенные детали на самолете с выцветшей камуфляжной окраской заменяли на новые, неокрашенные вовсе. С появлением опознавательного знака-кокарды ( в начале 1948 года, она стал вытеснять прежний знак-флажок), на камуфлированных самолетах краску сдирали вокруг опознавательного знака, на других частях планера ее не трогали. Единственным послевоенным типом самолета, сохранившим камуфляж, был L-4J. При доставке, они, возможно, имели зеленые полосы (Medium Green) по кромкам плоскостей и оперения. На некоторых, законцовки крыла были белыми. Некоторые самолеты "Гарвард", после доставки, "раздевались" до металла и получали бомбодержатели - например, B-417 и B-418. Транспортные самолеты С-47 20-й эскадрильи, несли синюю полосу поверх иллюминаторов. Буквенные обозначения были желтыми.

Королевская голландская военная летная школа (Джексон, Миссисипи)

С падением голландской Ост-Индии, и приняв во внимание чрезвычайно высокую стоимость летной подготовки в Англии, было решено организовать независимую летную школу в США. Эта школа, основанная в г. Джексон, действовала в течение всей войны.

Вест-Индия, 1940-1945

Вест-Индия располагала импровизированными военно-воздушными силами, которые защищали районы добычи нефти от подводных лодок и перекрывали путь к странам Латинской Америки для немецких судов. Даже уязвимые "Фоккеры" каким-то образом достигали здесь успеха.

Название цвета
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour
Dark Green
1,2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*4079)
-
163
1
Ocean Grey
1- верхние и боковые
(*6187)
-
106
6
Medium Sea Grey
1 - нижние
*6270
-
126,165
3,133
Dark Earth
2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*0095)
-
29
2
Light Green
2 - верхняя сторона нижнего крыла
*4096/(*4172)
-
102
24
Light Earth
2 - верхняя сторона нижнего крыла
(*0257)
-
93
29
Yellow
2 - нижние
*3538
-
154
106

Расшифровка таблицы :
1. Райан РТ-19А (КГВЛШ)
2. АТ-11 (КГВЛШ)
3. B-25C, D, G (КГВЛШ), L-3B (Вест-Индия), L-4B (Вест-Индия), L-12 (КГВЛШ),
P- 40E, F, L, N (КГВЛШ).
4. Фоккер F.XVIII (Вест-Индия).

Примечания:
В жарком климате, цвет Dark Olive Drab 41 быстро терял первоначальную окраску, приобретая совершенно другие оттенки: коричневый, коричневато-желтый, зеленоватый или даже серый.

Точный оттенок цвета Olijfgroen остается неизвестным.

Разводы цвета Medium Green далеко не всегда присутствовали на самолетах, окрашенных в цвет Olive Drab.

Некоторые самолеты типа L-12 (например, с бортовым номером L2-45) были окрашены в цвета Oudblad - Jongblad так, как это было принято в Ост-Индии.

Самолеты типа АТ-11 изначально были заказаны MLD.

Самолеты, взятые в аренду в США, несли опознавательные знаки USAAF - иногда даже старого образца.

По окончании военных действий, L-3B получили желтые крылья, носы и рули поворота. На самолете с бортовым номером А-1 фюзеляж был красным, на А-2 - синим.
Самолеты без окраски: АТ-11 кроме верхних поверхностей (КГВЛШ), Валти BT-13A (КГВЛШ), "Тексан" (КГВЛШ), PT-26 (Вест-Индия).

Часть IV - опознавательные знаки Нидерландов

На главную страницу

Hosted by uCoz