Буко де Гроот
|
Название цвета |
Тип самолета |
Federal Standard |
RAL |
Humbrol |
Xtracolour |
Dark Green |
1,2 - верхние и боковые. 3-целиком. |
(*4079) |
- |
163 |
1 |
Ocean Grey |
1- верхние и боковые |
(*6187) |
- |
106 |
6 |
Medium Sea Grey |
1 - нижние |
*6270 |
- |
126,165 |
3,133 |
Dark Earth |
2 - верхние и боковые. 3-целиком. |
(*0095) |
- |
29 |
2 |
Light Green |
2 - верхняя сторона нижнего крыла |
*4096/(*4172) |
- |
102 |
24 |
Light Earth |
2 - верхняя сторона нижнего крыла |
(*0257) |
- |
93 |
29 |
Yellow |
2 - нижние |
*3538 |
- |
154 |
106 |
Расшифровка таблицы:
1. Мартин TA, TT, R.
2. Авро 504K.
3. Де Хэвилленд DH-9.
4. "Викинг".
5. Учебные самолеты: Авро 504K, Моран-Солнье.
6. Самолеты Пандер
7. Фоккер D.VII, S.IV, D.C.I, C.IVa/b, Кольховен FK-31.
8. Фоккер C.Vd, C.Ve, C.X, D.XVI, D.XVII (оба прототипа, никогда не использовались в строевых частях в Ост-Индии), F.VIIb/3m, P-6, поздние DH-9 (в том числе построенные самостоятельно), D.C.I.
9. Фоккер D.XXI (прототип, никогда не использовался в строевых частях в Ост-Индии).
10. DH-9, переделанный в полевых условиях в санитарный самолет.
Примечания:
Капоты двигателей на самолетах "Пандер" не окрашивались (цвет металла). На "Фоккерах" S.IV, капот при доставке также не окрашивался. Плоскости снизу окрашивались в цвет LVA-blue (см. KLu 1920-1940).Самолеты Авро-504К и DH-9 дорабатывались в полевых условиях: обшивку из полотна меняли на фанерную. Доработанные машины, как правило, покрывались прозрачным лаком. Список исключений из этого правила представлен ниже.
ML-KNIL 1936-1950 - цвета США
Убедившись в том, что защитить колонии с воздуха, путем патрулирования на "воздушных крейсерах" Мартин никак не удастся, голландцы в конце 30-х годов принялись в срочном порядке формировать полноценные военно-воздушные силы, вооруженные современной техникой. Многие голландские авиаторы отправились в колонии из Европы; была запущена обширная программа подготовки летчиков. В рамках проводившихся реформ, 20 ноября 1940 года LA-KNIL была переименована в ML-KNIL. Увы, японцы напали на колонии на несколько месяцев раньше, чем ожидалось. Подобно тому, как это произошло с англичанами в апреле 1940 года, голландских летчиков направляли на фронт прямо из летной школы. Не имея никакого опыта, в условиях многократного превосходства противника, авиаторы несли тяжелые потери - особенно во время обороны Сингапура, когда бомбардировщики посылались на разведку парами или в одиночку.
После того, как вся колониальная область в Ост-Индии была оккупирована, уцелевшие авиачасти вместе с техникой вошли в состав австралийских ВВС на правах независимых подразделений голландской Ост-Индии:
Учитывая то, что воздушные бои проходили над джунглями, единственно подходящим камуфляжным цветом был зеленый - до тех пор, пока союзники вновь не взяли эту область под контроль, тем самым сняв необходимость в нанесении камуфляжа.
Название цвета |
Британский эквивалент |
Тип самолета |
Federal Standard |
RAL |
Humbrol |
Xtracolour |
Серебристый цвет – как покрытие, так и естественный цвет металла. |
Aluminium |
1 – целиком. 2 – крыло. 4, 6 – нижние поверхности. 5,7 – крыло снизу |
- |
11, 191 | 216, 252, 501 | |
Chocolade bruin - шоколадный |
Chocolate brown |
2 – фюзеляж, подкосы крыла. | ( |
- |
94 |
329 |
Lichtblauw - светло-голубой |
Light Blue |
3 – фюзеляж |
Цвета H:109+25+88+89 Смешать в пропорции 8:1:1:1 |
|||
Geel - желтый |
Yellow |
3 – крыло и оперение целиком | - |
154 |
106 |
|
Jongblad - цвет свежей листвы |
Medium Green (ВВС США) |
4,5,6,7,9,10 – верхние. 4,6,9,1 – боковые. 5,7 – фюзеляж. 8 - целиком |
- |
149 |
114 |
|
Oudblad - цвет пожухлой листвы |
Dark Olive Drab (ВВС США ) |
4,5,9,13 – верхние. 4,9 – боковые. 5,13 - фюзеляж |
- |
66 |
111-113 |
|
- |
Neutral Grey (цвет ВВС США) |
9,13 - нижние |
( |
- |
176 |
133, 207 |
- |
Dark Green |
10 – верхние и боковые |
- |
163 |
1 |
|
- |
Dark Earth |
10 – верхние и боковые |
- |
29 |
2 |
|
- |
Sky type S |
10 - нижние |
- |
90 |
7 |
|
Geel - желтый |
(Identification) Yellow |
12 - целиком |
- |
154 |
106 |
Расшифровка таблицы:
1. Бюккер Bu-131, Райан, Локхид 212.
2. Кольховен FK-51.
3. Мартин 139/166 (WH-1, -2, -3s) до середины 1940 года.
4. CW-21 "Демон", CW-23 "Фэлкон", "Буффало", Локхид 18, возможно - Брустер "Бермуда", Мартин WH-2 с середины 1940 года, DC-3 и "Фоккер" F.XII военного времени.
5. Кертисс Хок 75 с середины 1940.
6. WH-3 с середины 1940, a также WH-1, DC-2, DC-5, Локхид 212, 12, 12A, C-40, L-14.
7. все (или некоторые) WH-3 в 1941 году.
8. все (или некоторые) WH-3 в 1941, a также (возможно, все или отдельные машины - как 6 и 7): Мессершмитт Bf-108, Бюккер Bu-131, Фейрчайлд, Пайпер J-4E, Райан, DH "Тайгер Мот", Вако EGC и UKC.
9. Дуглас A-20A, B-25C, D, J и K "Митчелл", Кертисс P-40E и N. После 1942: C-47(A), C-60, DC-3D, L-12, L-2M.
10. Хоукер "Харрикейн".
11. Брустер "Буканир": не указан в таблице, но упомянут ниже.
12. Учебные самолеты "Вакетт" и "Гарвард".
13. L-4J "Каб"
14. Трофейные японские самолеты: в большинстве случаев, эти машины сохраняли свою окраску, но получали голландские опознавательные знаки.
Окраска истребителей ML-KNIL
Примечания
Неокрашенные металлические детали можно было видеть на самолетах Райан, Локхид 212, Хоук 75, и с 1945 года - на B-25, C-40, C-47(A), C-54, DC-3(D), L-2M, L-12, P-40N, P-51D,K, UC-64, японских Ki-54c, Ki-57, Н6К Mavis.
До 1943 года, антибликовую черную панель можно было видеть лишь на одном неокрашенном самолете - Райан, перед капотом двигателя. С 1945 года, для нанесения анти-бликовых панелей использовались как черная краска, так и Olive Drab. В тот же цвет окрашивались внутренние поверхности мотогондол некоторых самолетов С-40.
Точное название и оттенок краски Chocolade bruin остаются неизвестными; свидетели, видевшие самолет FK-51 "живьем", утверждают, что его фюзеляж был шоколадного цвета.
Цвет Dark Olive Drab 41 в жестких климатических условиях голландской Ост-Индии, моментально выцветал, приобретая самые разнообразные оттенки: коричневый, коричневато-желтый, светло-зеленый, серый.
В 1940 или 1941 году, один из самолетов Мартин был для пробы окрашен различными светлыми тонами: серым, голубым и т.д.
Все самолеты, не имевшие камуфляжной окраски, включая учебные и гражданские машины, в 1940-1941 году получили камуфляж - первыми были "Хоук" и "Мартин".
Камуфляжный цвет Jongblad, применявшийся на самолетах Хоук 75, CW-21 и 23, "Буффало", L-18, WH-2, DC-3 и Фоккер F.XII, наносился большими камуфляжными полями. Если камуфляж соответствовал схеме, принятой в США (А-20А, B-25, P-40), этот цвет наносился "волнами" по передней и задней кромке крыла и оперения.
На самолетах Хоук 75 и Мартин, камуфляж захватывал набегающую кромку крыла и переходил на его нижнюю поверхность.
Комментарий
Наибольшее количество бомбардировщиков "Мартин" - 82 машины - принадлежало к версии WH-3 и WH-3A (c "длинным" фонарем). Более ранние машины WH-1 (13 самолетов) к моменту японского вторжения были выведены из строевых частей первой линии: одно звено использовалось для ведения морского патрулирования, оставшиеся самолеты передали в летные школы. Самолеты версии WH-2 (26 самолетов) все еще находились в эксплуатации, и совершали боевые вылеты.
"Кокарды" наносились на фюзеляж и крыло, сверху и снизу. Руль поворота был окрашен в красный, белый и синий цвета.
В период с мая-июня 1940 года по декабрь 1941, машины окрашивались следующим образом:
Схема А: цвета ВВС США. Фюзеляж - глянцевый светло-синий Light Blue 23 (FS 15102). Крыло и оперение - ярко-желтый Yellow 4 (FS 13538). "Кокарды" наносились на фюзеляж и крыло, сверху и снизу. Руль поворота был окрашен в красный, белый и синий цвета.
Схема В (временная): верхние поверхности - темный оливково-зеленый цвет Camouflage Groen. Нижние поверхности - светло-серые.
С декабря 1941 года, самолеты стали перекрашивать по новой, постоянной схеме. Мнения о том, как выглядели новые цвета, расходятся. Сейчас принято считать, что верхние поверхности машин были окрашены в цвета Oud blad (Olive Drab 41) и Jong Blad (Medium Green 42), нижние поверхности были серебристыми. Однако, это мнение обещает опровергнуть в своей новой книге известный голландский авиационный историк Петер Бур. По его мнению, камуфляжная краска для самолетов ML-KNIL, хотя и производилась в США, но согласно спецификациям, разработанным и предоставленным голландской стороной. "Эквиваленты" из цветовых реестров ВВС США в данном случае не использовались.
Петер Бур утверждает, что верхние, и нижние поверхности "Мартин-139", и других самолетов ML-KNIL ("Хоук-75", CW-21/22) окрашивались в два оттенка темно-зеленого цвета, сходных с теми, что использовали ВВС США во время войны во Вьетнаме. Эти цвета, по мнению Бура, были разработаны непосредственно в колониях, и там же производилась краска. Что же касается нижних поверхностей, то на "Мартин-бомберах" для их окраски использовался светло-серый цвет, также разработанный голландцами. Перевод дискуссии на эту тему можно прочитать здесь.
Истребители Р-40Е и "Харрикейн" получали голландские опознавательные знаки, но пока неизвестно, получали ли они голландские бортовые номера. Один Р-40, возможно, имел белый номер 3 на фюзеляже и оперении. Самолеты этого типа прибыли к месту событий слишком поздно, но два из них, возможно, участвовали в боях в самый последний день кампании - 8 марта. До сих пор ходят слухи о дополнительной партии из 12 "Харрикейнов" II и 24 "Харрикейнов" I, которыми, возможно, располагали голландцы.
Об указанных выше камуфляжных цветах "Харрикейнов" нельзя говорить с должной определенностью. Голландские военные знали толк в маскировке аэродромов, и понимали важность камуфлирования самолетов. Так как времени на нанесение голландских опознавательных знаков хватило с избытком, логично предположить, что хотя бы на одной машине, камуфляжный цвет Dark Earth сменили на Jongblad - указанная краска была вполне доступна.
Самолеты, которые были заказаны, но к декабрю 1941 года не были доставлены заказчику - некоторые "Локхиды", "Буффало", "Фэлкон" и все B-25C - большей частью ушли в Австралию, вслед за остатками ML-KNIL. Исключение составили самолеты Брустер "Бермуда", которые передали морской пехоте США. Морские пехотинцы потом имели массу проблем со служебными надписями и табличками в кабине, написанными на голландском языке! Но ни одна из этих машин не несла голландских опознавательных знаков.
Существует несколько снимков, запечатлевших "Буффало" в голландской маркировке. Можно было бы сделать вывод, что отдельные голландские истребители этого типа были окрашены так, как принято в RAF. Однако, по мнению автора, исходя из типа, формы и расположения опознавательных знаков, а также из характера повреждений, скорее следует, что это были трофейные машины, захваченные японцами и использованные в пропагандистских целях. Бомбардировщики А-20А "Бостон", которые недолгое время служили вместе с B-25C в 18-й эскадрилье, по всей вероятности, летали без голландских опознавательных знаков. По меньшей мере один бомбардировщик B-25C (N5-145) был окрашен полностью в черный цвет. Три B-25C, принадлежавшие RAPWI (организация, созданная для помощи бывшим узникам, освобожденным из японских лагерей), были целиком окрашены в белый цвет, с зелеными крестами.
Японские транспортные самолеты - такие, как Ki-54, Ki-57 или Н6К "Мэвис" окрашивались в белый цвет (в RAPWI добавлялись зеленые кресты), либо сохраняли "родные" японские цвета. В 1946 году, все эти машины "раздели" до металла, и нанесли голландскую маркировку. С 1945 года, существовала практика, во время капитального ремонта, снимать с машины всю краску. Спустя несколько лет, этот процесс был завершен. Довольно часто, изношенные детали на самолете с выцветшей камуфляжной окраской заменяли на новые, неокрашенные вовсе. С появлением опознавательного знака-кокарды ( в начале 1948 года, она стал вытеснять прежний знак-флажок), на камуфлированных самолетах краску сдирали вокруг опознавательного знака, на других частях планера ее не трогали. Единственным послевоенным типом самолета, сохранившим камуфляж, был L-4J. При доставке, они, возможно, имели зеленые полосы (Medium Green) по кромкам плоскостей и оперения. На некоторых, законцовки крыла были белыми. Некоторые самолеты "Гарвард", после доставки, "раздевались" до металла и получали бомбодержатели - например, B-417 и B-418. Транспортные самолеты С-47 20-й эскадрильи, несли синюю полосу поверх иллюминаторов. Буквенные обозначения были желтыми.
Королевская голландская военная летная школа (Джексон, Миссисипи)
С падением голландской Ост-Индии, и приняв во внимание чрезвычайно высокую стоимость летной подготовки в Англии, было решено организовать независимую летную школу в США. Эта школа, основанная в г. Джексон, действовала в течение всей войны.
Вест-Индия, 1940-1945
Вест-Индия располагала импровизированными военно-воздушными силами, которые защищали районы добычи нефти от подводных лодок и перекрывали путь к странам Латинской Америки для немецких судов. Даже уязвимые "Фоккеры" каким-то образом достигали здесь успеха.
Название цвета |
Тип самолета |
Federal Standard |
RAL |
Humbrol |
Xtracolour |
Dark Green |
1,2 - верхние и боковые. 3-целиком. |
(*4079) |
- |
163 |
1 |
Ocean Grey |
1- верхние и боковые |
(*6187) |
- |
106 |
6 |
Medium Sea Grey |
1 - нижние |
*6270 |
- |
126,165 |
3,133 |
Dark Earth |
2 - верхние и боковые. 3-целиком. |
(*0095) |
- |
29 |
2 |
Light Green |
2 - верхняя сторона нижнего крыла |
*4096/(*4172) |
- |
102 |
24 |
Light Earth |
2 - верхняя сторона нижнего крыла |
(*0257) |
- |
93 |
29 |
Yellow |
2 - нижние |
*3538 |
- |
154 |
106 |
Расшифровка таблицы :
1. Райан РТ-19А (КГВЛШ)
2. АТ-11 (КГВЛШ)
3. B-25C, D, G (КГВЛШ), L-3B (Вест-Индия), L-4B (Вест-Индия), L-12 (КГВЛШ),
P- 40E, F, L, N (КГВЛШ).
4. Фоккер F.XVIII (Вест-Индия).
Примечания:
В жарком климате, цвет Dark Olive Drab 41 быстро терял первоначальную окраску, приобретая совершенно другие оттенки: коричневый, коричневато-желтый, зеленоватый или даже серый.
Точный оттенок цвета Olijfgroen остается неизвестным.
Разводы цвета Medium Green далеко не всегда присутствовали на самолетах, окрашенных в цвет Olive Drab.
Некоторые самолеты типа L-12 (например, с бортовым номером L2-45) были окрашены в цвета Oudblad - Jongblad так, как это было принято в Ост-Индии.
Самолеты типа АТ-11 изначально были заказаны MLD.
Самолеты, взятые в аренду в США, несли опознавательные знаки USAAF - иногда даже старого образца.
По окончании военных действий, L-3B получили желтые крылья, носы и рули поворота. На самолете с бортовым номером А-1 фюзеляж был красным, на А-2 - синим.
Самолеты без окраски: АТ-11 кроме верхних поверхностей (КГВЛШ), Валти BT-13A (КГВЛШ), "Тексан" (КГВЛШ), PT-26 (Вест-Индия).