Буко де Гроот
Камуфляж и маркировка ВВС Голландии

Оригинал статьи: www.ipmsstockholm.org

Перевод Матвей Глухарь, 2005

Часть IV - опознавательные знаки Нидерландов

Опознавательный знак голландских ВВС менялся несколько раз: круглая эмблема, снова круглая, но иного цвета, кольцо, треугольник, прямоугольный "флаг", и наконец снова круглая эмблема.
Регламент, определяющий нанесение опознавательных знаков, соблюдался далеко не всегда - особенно при нанесении на крыло, и в случаях, когда самолет входил в строй после очередной смены знака. Основными цветами были оранжевый, красный, белый и синий - как указано в таблице, или близко к этому.

Название цвета Британский эквивалент Тип самолета Federal Standard RAL Humbrol Xtracolour

Rood (красный)

Red
См. ниже
*1105
3000
19
31
Wit (белый)
White
См. ниже
*7875
9016
34
141
Blauw (синий)
Blue
См. ниже
(*5065)
5010
25
30
Oranje (оранжевый)
Orange
См. ниже
*2246
2004
18
-

Время и место. Описание знака. Нанесение

1914 - 1921 (Ост-Индия: 1920)

Большие оранжевые круги

 

С августа 1914 до апреля 1916 года – только на нижних поверхностях верхнего и нижнего крыла. С апреля 1916 года круги также наносились на верхнее крыло сверху, и на обе стороны вертикального оперения. Иногда ОЗ также наносились на фюзеляж – таким образом, их число доходило до 10. На самолетах КNIL, ОЗ как правило наносились на фюзеляж, а не на оперение.
1920 - 1933, Ост-Индия "Кокарды" и триколор
Чтобы отличать "свои" самолеты от японских, губернатор голландской Ост-Индии предложил новый тип знака, общий для KNIL и частей MLD: круг, разделенный на три равных части, белую, красную и синюю - с оранжевой "точкой" в центре. ОЗ наносились на законцовки крыльев (верхняя сторона верхнего и нижняя нижнего крыла), и фюзеляж с двух сторон. Никаких регламентов, определявших цвета ОЗ, не существовало. Оранжевая точка составляла от 1/5 до 1/4 от площади ОЗ. На киль наносился триколор с горизонтальными полосами: красной, белой, синей.
1921 - 1932/34, Европа "Кокарды" и триколор
Опознавательные знаки, разработанные в колониях, стали общими для всей голландской авиации, и были стандартизированы. Для ОЗ, наносившихся на крыло, диаметр составлял 5/6 от хорды; на фюзеляж - 5/6 от высоты фюзеляжа в месте нанесения. При нанесении ОЗ на законцовку крыла, знак должен быть равноудален от всех трех его срезов. На фюзеляж, знаки наносились на равном расстоянии от задней кромки (нижнего) крыла до оси руля направления; строго посередине, между верхней и нижней гранью фюзеляжа. Красная часть ОЗ на крыле обращена к набегающей кромке, на фюзеляже белая часть обращена книзу. Оранжевая точка занимает 1/5 от площади ОЗ. На киль наносился триколор с горизонтальными полосами: красной, белой, синей.
1932/34 - 1939 "Кокарды" и триколор
Расположение цветов на ОЗ изменили: отныне, белый сектор знака был обращен назад. В Ост-Индии, всю маркировку пришлось менять согласно новым правилам и регламентам 1921 года.
1939 "Кокарды"
В декабре 1938 года, в метрополии перестали наносить триколор на руль направления. В июле 1939 года, триколор перестали наносить в колониях.
1939 Эксперименты
Чтобы отличать "свои" знаки от британских и французских, была предпринята попытка отказаться от круглой формы ОЗ. В сентябре и октябре 1939 года, на нескольких машинах, вместо круглых эмблем нанесли: оранжевые круги; такие же круги с черной обводкой, шириной 10 см; знаки в виде кольца, шириной 10-15 см., разделенного на четыре сектора - оранжевый, синий, белый, красный.
1939 - 1940 (в Европе до 1946 года) Оранжевый треугольник, оранжевый руль направления - все в черной обводке.
С октября 1939 (Европа) и декабря того же года (Ост-Индия), на самолеты наносились знаки в виде равносторонних треугольников оранжевого цвета, в черной обводке, шириной 10 см. (существуют снимки ОЗ в виде треугольника поверх круга: по-видимому, работа нанесением знака не была завершена). Знаки занимали возможно большую площадь крыла, но не касались друг друга. Направление - углом вниз (фюзеляж), углом против полета (крыло). Размещение знаков на крыле - посередине, между фюзеляжем и законцовкой (на машинах с бомбовыми подвесками или поплавками, ближе к законцовкам). На фюзеляже - на равном расстоянии от задней кромки (нижнего) крыла до оси руля направления; строго посередине, между верхней и нижней гранью фюзеляжа. Руль направления окрашивался целиком в оранжевый цвет. Официально, описанная схема использовалась также на голландских самолетах, не принадлежавших к RAF в Европе, до 1946 года).
1940-1946 с RAF / RAAF "Кокарды" RAF и RAAF с маленькими треугольниками.
Маленькие треугольники (не больше, чем 9 х 6 дюймов), наносились на носовую, хвостовую часть фюзеляжа, иногда - на нижнюю сторону крыла.
1940 - 1942, Ост-Индия Оранжевые треугольники в черной обводке - 4 позиции.
Начиная со второй половины 1940 года, треугольники на верхней поверхности крыла не наносились, а руль направления не окрашивался в оранжевый цвет. Тем не менее, самолеты, использовавшиеся при обороне Сингапура вместе с машинами RAF, все же несли треугольники меньшего размера на крыле сверху - пока самолеты не вернулись в Ост-Индию.
Ост-Индия 1942 - 1945', 321эскадрилья (КГВЛШ, Вест-Индия: 1946) Национальный флаг - 4 или 6 позиций.
Оранжевый треугольник иногда принимали за красное восходящее солнце - по этой причине, 1 марта 1942 года был введен национальный флаг с тремя полосами - красной, белой, синей. Отношение длины к высоте - 5:3. Флаги изначально наносились только на нижнюю поверхность крыла и на фюзеляж ( 4 позиции), однако во время войны знаки наносились также по-британски (также и на крыло сверху), и по-американски ( левое крыло сверху, правое снизу, фюзеляж).Если предполагалось взаимодействие с ВВС США и Британии, на самолеты также иногда наносились ОЗ этих стран - на время.
  Национальный флаг (6 позиций), белая лента.
В ноябре 1945 года, нанесение флага упорядочили: только шесть позиций (фюзеляж, крыло сверху и снизу), белая лента вокруг флага - чтобы отличить его от бело-красного флага, которым пользовались повстанцы в Индонезии. Белая лента не наносилась на неокрашенные самолеты. В 1947 году, были приняты стандарты нанесения ОЗ для каждого отдельного типа самолета.
1946 - 1959 (KNIL: январь 1948 - до 50-х годов) четырехцветная "кокарда" в шести позициях, килевой "флажок".
После окончания войны, ВВС вернулись к "кокарде" - круг, разделенный на красный, белый и синий секторы, с оранжевой точкой в центре. ОЗ наносились на законцовки крыльев и центральную часть фюзеляжа - итого, шесть позиций. Точное размещение менялось, но при этом ОЗ никогда не распространялись на элероны. Белый сектор был обращен на крыле против полета, на фюзеляже - обращен книзу. Оранжевая точка составляла 1/5 от диаметра ОЗ. Место размещения ОЗ на фюзеляже - примерно посередине между задней кромкой крыла и оперением. ОЗ на крыле, занимали примерно 5/6 от хорды в месте нанесения (без ширины элеронов), но не более 150 см; примерно на равном расстоянии от передней и задней кромки. Знак наносился в промежутке между срезом законцовки и внутренней боковой гранью элерона. Каждый тип имел свою специфику. Если знак наносился на контрастный фон (белый, оранжевый и т.д.), вокруг него могли наносить обводку тонкой линией - диск целиком, либо только белый сектор. На вертикальное оперение наносился "флажок" - национальный флаг из трех равновеликих горизонтальных полос - красной, белой, синей. Отношение длины к высоте - 5:3. Максимальный размер - 40х30 см. Размещение - центр флага на 1/4 высоты оперения по отношению к фюзеляжу. Британские кокарды на английских машинах просто закрашивались, а "флажок" на оперении в 1946 году сменили на голландский.
С 1959 по настоящее время Четырехцветные кокарды (4 позиции)
Конфигурация эмблемы не изменилась, но ее размер составил от 30 до 125 см. ОЗ наносятся на обе стороны фюзеляжа за крылом (F-104 и NF-5 - перед крылом, (K)DC-10 - хвостовое оперение), и на крыло сверху слева и снизу справа. На вертолеты, ОЗ наносятся на фюзеляж с обеих сторон, за кабиной пилотов (на вертолетах "Чинук" - середина фюзеляжа), снизу, и, если конфигурация фюзеляжа позволяет - сверху. Флажок на киль в настоящее время не наносится.
С 1980-х по настоящее время Малозаметные четырехцветные кокарды
Вопреки всем проводившимся экспериментам с раздельными сегментами и двумя тонами серого цвета, четырехцветную "кокарду" просто уменьшили в размере до 30 см., и то лишь на отдельных самолетах - F-16, легкомоторных самолетах и вертолетах. На маловысотных ЛА, знаки обычно тонируются, нанесением поверх "кокарды" черного или зеленого цвета.

Назад, к части I

На главную страницу

Hosted by uCoz