Иан Хантли
Камуфляж флотских самолетов люфтваффе
Публикация: Scale Models, сентябрь 1981

Перевод - Матвей Глухарь, 2003

Какие цвета использовались в германской флотской авиации? Подобный вопрос интересует многих; как ''Матчбокс'' так и ''Ревелл'' поясняют, что базовыми цветами для немецких летающих лодок Do 24 и Bv 138 являлись RLM 70/71, то есть темно- зеленый и черно- зеленый. В то же время, постоянные авторы нашего журнала утверждают, что в действительности этими цветами были RLM 72/73, не столь распространенные оттенки зеленого. Кому верить?
Довоенные типы гидросамолетов были на скорую руку перекрашены следующим образом: верхние поверхности крыла и фюзеляжа - RLM 02 Grau; все, что ниже ватерлинии - RLM 01 Silber, т.е. чрезвычайно яркая, глянцевая грязестойкая серебряная краска. Нижние поверхности крыла и фюзеляжа сохраняли первоначальный цвет RLM 03 - тоже серебрянка, только не столь блестящая, с толикой серого пигмента. С течением времени этот цвет постепенно вытеснялся RLM 65 Blau.
Опыты по ''морскому'' камуфлированию, проведенные в конце 1935 года, в основном рекомендовали к использованию серо-голубые и сине-зеленые тона. В каталоге германской фирмы ''Atlas-аgo'' 1936 года, так называемая ''морская краска'' (Seefarbe) фигурирует как часть трехцветного камуфляжа для морских самолетов и представляет собой очень темный голубовато - серый цвет, сходный с Extra Dark Sea Grey - но такая окраска, по всей видимости, не успела распространиться до 1938 года, когда была принята упрощенная двухцветная схема.
Переход на двухцветный камуфляж избавил от лишних хлопот производителей краски; ''наземные'' цвета в основном были желтовато-зелеными с изрядной долей черного, ''морские'' - голубовато-серыми, бирюзовыми, голубыми и зелеными. Harbig - Haahaus предложил ряд очень ярких ''морских'' сине - зеленых колеров, и окончательно выбранный в качестве основного, цвет RLM73 Grun, по - видимому, взят из этого ассортимента. Его более темный ''партнер'' RLM 72 Grun создавался на той же основе, но содержал больше темно - синего пигмента, что и делало это цвет темным сине - зеленым.

RLM 72

Первые образцы этой краски, взятые в 1946 году, выглядели очень темными. Ближайший, хотя и очень приблизительный аналог (FS 595A) - 14056. Более поздние образцы - намного светлее и ярче. Принимая во внимание легкий глянец поверхности, плюс постепенное выгорание синего пигмента - этот цвет можно передать аналогом Methuen 24F5. Краска довольно яркая, что крайне желательно для небольших моделей. По сравнению с ней, RLM 70 имеет другой оттенок - больше зеленой и желтой краски, хотя разница в общем тоне не столь велика. RLM 70 - темный желто - зеленый цвет; RLM72, скорее, темный голубовато-зеленый.

RLM73

Сходная ситуация: более поздние и лучше сохранившиеся образцы гораздо ярче ранних, 1946 года. Эти цвета ближе к FS14077, Methuen 25F3. Образцы после очистки показали, что данная краска имеет более яркий, бирюзово-зеленый цвет, наподобие FS14092. По Methuen это скорее цвет 25F8.
Для маленьких моделей, яркий оттенок просто необходим. По сравнению со средним желтовато - зеленым RLM 70, в нем намного больше синей краски, как в темном варианте RLM 25 Hellgrun, FS14115, Methuen 25/26D7 -8.

К вопросу о цветных фотоматериалах

Доступные фотоматериалы военного периода, отснятые на цветной пленке Agfacolor, оставляют крайне противоречивые впечатления об экзотических оттенках RLM 72/73. Эти впечатления, возможно, даже чересчур сильные: дело в том, что ''по ходу дела'' материалы приобретали избыточный синий оттенок, который при печати ''уравновешивали'' добавлением желтого. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить кадр с печатной репродукцией, достаточно передающей реальные оттенки RLM 70/71. Действительно, кадр на цветной пленке имеет очень малого общего с репродукцией.

Гидросамолеты и самолеты берегового базирования

Сообразно введенным в конце 1938 года правилам, любой самолет, действующий над морской поверхностью, надлежало окрашивать в стандартный ''осколочный'' камуфляж из цветов RLM 72/73. Исключение составляли лишь те из них, что действовали с наземных баз и выполняли разовые боевые и ''вывозные'' полеты, не продолжавшиеся долго.
Исключением также являлись прототипы, самолеты, проходившие испытания - те, чье пребывание над морем было ограничено. Нижние поверхности самолетов, выполнявших ночные акции - например, постановку мин, сопровождение конвоев и бомбежку береговых укреплений, красились в цвет RLM65 или RLM22 Schwarz.
На гидропланах первоначально поверхности ниже ватерлинии красились в серебряный цвет, но вскоре были перекрашены подходящей краской на ланолиновой основе, так чтобы камуфляж оставался прежним. Такие краски были более глянцевыми по сравнению со стандартными, и имели более темный оттенок.
В случае нехватки ''морских'' цветов камуфляж пополнялся стандартными морскими цветами RLM 70/71. Таким образом, самолет в наземной окраске, выполняющий ''морскую'' миссию совсем не являлся редкостью - и наоборот, сугубо флотский самолет в тех же цветах был, скорее, исключением из правил.


Вариации в камуфляже

Строевые части, особенно те, кто использовал самолеты Фокке-Вульф ''Кондор'' и ''Курьер'', вскоре убедились в крайней заметности этих крупных машин. Пришлось прибегнуть к отступлениям от стандартной схемы маскировки самолетов, чтобы повысить шансы на выживание.
На первых порах, когда FW-200 являлись пассажирскими самолетами, мобилизованными для транспортных и боевых задач, они и красились соответственно: RLM 70/71, в зеркальных сочетаниях. Неожиданное появление люфтваффе возле французского побережья в июне 1940 года вновь увеличило интенсивность бомбардировочных операций: вот почему новые FW-200 достраивались как бомбардировщики, и, соответственно, камуфляж от RLM 70/71 перешел к RLM 72/73.
Подобно некоторым другим самолетам Люфтваффе, граница разделения нижних и верхних цветов на фюзеляже была поднята вверх - эта черта сохранилась на самолетах флотской авиации и после того, как стандартная схема определила низкое расположение демаркационной линии.
С развитием военных действий, исполняемые FW-200 роли разделились между атаками на корабли союзников в Бискайском заливе и ночными налетами на британские порты и конвои. Чтобы затемнить нижние поверхности самолетов и национальные обозначения, заметные с большого расстояния, были рекомендованы временные краски RLM 22 и RLM 66. Таким же способом были перекрашены самолеты Не-115 и Не-111, занятые в ночных рейдах над Северным морем и восточной частью британского побережья. Вскоре эта схема распространилась и на поплавковые самолеты и летающие лодки. Со сменой поля деятельности, временные схемы камуфляжа либо смывались, либо становились постоянными.
Флотские самолеты на Балтике и в Норвегии нередко окрашивались мелкими или крупными пятнами RLM 21 Weiss , чтобы замаскировать самолет на фоне заснеженного пейзажа. Черные кресты фрагментарно закрашивались сверху серой краской, чтобы уменьшить контраст.

Подводя итоги

Фотографии самолетов с описанием схемы камуфляжа, сделанные в тот период, встречаются не очень часто, а в случае с флотскими самолетами ситуация и вовсе безнадежная. Большинство самолетов красились в цвета RLM 72/73, меньшинство - в RLM70/71, хотя эта схема не доминировала. Вариации в цвете и маркировке объясняются сезонными изменениями, географической диспозицией и выполняемыми задачами того или иного соединения.
Во многих случаях, идентификация точного цвета по полевым фотоснимкам представляется почти невозможной. Очень часто освещение и погодные условия не дают возможности различить цветовые контрасты, так что отступления от стандартной схемы совершенно не воспринимаются. Вот почему определение точного цвета для морского камуфляжа требует тщательного исследования.
Базовые цвета RLM 72/73/65 представлены аутентичными красками, как в каталоге Humbrol, так и Gloy

На главную страницу

Hosted by uCoz