Стив Мюррей
Серийные номера британских самолетов с 1912 года

Перевод Матвей Глухарь, 2004.

Вступление

В 1912 года Комитет по Обороне Британской Империи (British Committee of Imperial Defence) сформировал постоянную структуру, под названием Комитет по Авиации (Air Committee), призванную решать вопросы, касающиеся военной авиации. В середине 1912 года, Комитет принял решение о создании единой системы регистрации и маркировки для всех британских военных самолетов. Самолеты классифицировались по фирме-производителю, по мощности двигателя и в зависимости от того, был ли самолет оснащен тянущим или толкающим пропеллером. На самолете имелись лишь заводские номера - и даже они могли измениться, при передаче машины частным владельцам или правительственным службам.

Нумерация самолетов

Изначально, система нумерации представляла собой простой реестр; как армии, так и флоту были отведены блоки номеров, причем главенство принадлежало флоту. Итак, номера от 1 до 200 принадлежат самолетам морской авиации. Они последовательно присваивались самолетам, уже зачисленным в строй, с ноября 1912 года. В то время, Морскому крылу принадлежало лишь 16 машин. Впоследствии, номера, присваивавшиеся авиатехнике, стали входить в заказ - это, правда, не значит, что самолеты поставлялись на службу строго в порядке их возрастания.

201-800: самолеты армейской авиации
Армия приобретала самолеты блоками, в следующем порядке:
201-300 - самолеты, передававшиеся заказчику в Фарнборо.
301-400 - самолеты, заказанные по итогам военных испытаний 1912 года.
(но при особых обстоятельствах, эти номера могли относиться и к обычным заказам на авиатехнику).
401-500 - самолеты, предназначавшиеся центральной летной школе.
501-600 - самолеты французской разработки
601-800 - сперва опытные машины, затем обычные заказы.

801-1600 - вторая партия самолетов, заказанных флотом. Самолеты с номерами от 1 до 200 использовались в 1914 году, так что Флоту позволили заказать для себя вторую партию. Именно эти машины встретили начало I мировой войны.
Номера самолетов с 1267 и далее относятся к заказам 1915 года.
1601-3000 - второй армейский заказ, вошедший в силу в ноябре 1914 года.
3001-4000 - третий заказ на самолеты для флотской авиации, от 1915 года.
4001-8000 - третий армейский заказ.
8001-10000 - четвертый флотский заказ, от 1916 года. Все приведенные номера использовались до конца года, что дает представление о расширении военных поставок, в связи с разгорающимся военным конфликтом.

Номера с префиксом

Когда в 1916 году номера на самолетах перевалили за 10 000, наносить на машины пять цифр признали непрактичным. Была разработана новая система, состоявшая из буквенного префикса и цифрового номера. В общих чертах она применяется и по сей день. Чтобы разграничить самолеты, заказанные флотом, и Королевским Летным Корпусом, все машины из армейского заказа можно было отличить по префиксу ''А'', а флотские, соответственно, по префиксу ''N''. ( Чтобы сделать чтение этого руководства более доступным и логичным, флотский заказ будет рассматриваться не в хронологическом, а в алфавитном порядке.)

А1-А9999 - самолеты, заказанные армией в 1916 году.
В1-В9999 - следующая за ''А'' серия, заказанная в конце 1916 года.
С1-С9999 - третья по счету серия, относящаяся к 1917 году. Включает наибольший по объему заказ, на 850 самолетов RE8. Все номера присвоены к августу 1917 года.
D1-D9999 - последний армейский заказ, относящийся к концу 1917 - началу 1918 года.
Е1-Е9999 - заказ, относящийся к первым самолетам выпуска 1918 года (примерно до середины года). К моменту слияния флотской и армейской авиации, 1 апреля 1918 года, были оформлены заказы до номера Е1600.
F1 - F9999 - первая партия самолетов, заказанная объединенными Королевскими ВВС (RAF) в конце 1918 года. Далеко не все номера из этого блока принадлежали реальным самолетам, так как значительная часть заказов была аннулирована в связи с перемирием в ноябре того же года.

Серии "G" "XG" "AB" "AG" принадлежали самолетам и планерам, захваченным у неприятеля. Серия "G" не следовала за "F", как можно было ожидать, по двум причинам - во первых, букву G можно было легко перепутать с С. Второе - в 1917 году на Западном фронте было захвачено множество немецких самолетов, и для их нумерации ввели особую литеру - как раз G; как правило, ее не наносили на самолеты, а использовали в документах разведслужбы.

После появления самолетов серии "G", стало очевидным, что вражеские самолеты, захваченные в первые дни войны, вообще не были где-либо зарегистрированы. Для таких, ввели ''свою'' серию XG, то есть ''extra "G". Помимо этого, во время германских налетов 1917 года немало самолетов совершили вынужденную посадку на британской территории. Для них, существовала литера АВ. AG - это самолеты, захваченные Воздушным Корпусом в Италии; в том числе и немецкой, и австро-венгерской постройки.

После марта 1918 года, номера серии "G" больше не присваивались. Их заменили номера, присваиваемые полевыми бригадами RAF или Верховным Штабом: G/HQ и G/ Bde.

Н1-Н9999 - следующая за "F" серия, в основном подразумевающая заказы, отмененные в конце войны.
I - не использовалась из-за ее сходства с цифрой 1.
J1 to J6576 - отдельные самолеты, начиная с октября 1918 года. Встречались также номера с префиксом "JR", относящиеся к восстановленным машинам.
J6577 to J9999 - первый крупный заказ RAF после войны. Этот факт сказался на скорости распределения: номера J1-J6848 ''разошлись'' за два месяца, оставшаяся часть номеров за десять лет: ''крайний'' номер J9999 был присвоен в 1928 году.
K1000 to K9999. Впервые, серия номеров не началась с цифры 1. Также в первый раз, заказанная серия не была самодостаточной, а продолжила предыдущую: J9951- J9999, затем K1000-K1037. Заказы относятся к августу 1929 - июлю 1936 года.
Номера серии L1000 - L9999 выступают продолжением серии ''К''. После самолета с номером L7272, в интересах имперской безопасности, были введены ''мертвые'' блоки номеров ("Blackout blocks"), которые не использовались на реальных самолетах - с целью, прервать арифметическую последовательность в присвоении номеров. Такая практика имела место во время Мюнхенского кризиса и в начале II мировой войны.

Буква ''М'' не использовалась в качестве префикса, так как она дополняла вновь присвоенный номер, если списанный самолет применялся в роли наземного пособия. Когда машина выводилась из эксплуатации, например для технической школы, его номер аннулировался и присваивался новый, из серии ''М''. Например, биплан Хаукер ''Одэкс'' с номером К3100 после списания получил новый номер 748М. Это принцип действует до сегодняшнего дня; для отлетавших свое машин применяются номера из серии 8000М.

Серийные номера с литерой "N" единственные из всех не подчиняются алфавитному порядка: номера этих серий присваивались самолетам морской авиации в 1916 году, как раз тогда, когда Летный Корпус получал машины с номерами на ''А''. Флот не присваивал номера последовательно, а распределял их блоками между различными типами самолетов. Эта практика продолжилась после образования RAF в 1918 году, и находила место до 1930 года - для самолетов, заказывавшихся Береговой Охраной или Королевским флотом.

N1 - N999 - экспериментальные самолеты. Весь блок делится на несколько партий:
N1 - N499 - экспериментальные гидросамолеты. Эта серия закончилась после присвоения номера N255.
N500 - N999. Из всей партии, реально было присвоено всего 47 номеров, затем серию прервали.
N1000 to N2999 - серийные гидросамолеты.
N3000 to N3999 - самолеты, разработанные во Франции. Не использовались номера после N3299.
N4000 to N4999 - крупные летающие лодки.
N5000 to N8999 - самолеты морской авиации наземного базирования. После номера N8229 сюда входили также и гидросамолеты.
N9000 to N9999 - второй заказ на гидросамолеты. После 1919 года, номера всем серийным самолетам морской авиации присваивались в арифметической последовательности. Последний такой случай имел место в середине 20-х годов: биплан ''Фейри'' IIIF с номером N9450 был первым самолетом, заказанным после окончания I мировой войны. Серия завершилась в 1926 году.

Вторая серия ''N''. С 1937 года, когда лимит серии ''L'' был исчерпан, вновь стали присваиваться номера серии ''N''. С самого начала, в серии существовали ''мертвые'' блоки, прерывающие арифметическую последовательность.

Номера серии ''О'' и ''Q''не присваивались, чтобы не спутать эту литеру с нулем.
Номера Р1000-Р9999 продолжили серию ''N''.
Вслед за ''Р'', стали присваиваться номера серии R1000 - R9999 - первые, относящиеся ко II мировой войне.
Номера серии S1000 - S1865 присваивались гидросамолетам. Буква ''S'' обозначала море (Sea).
Т1000-T9999. Номера продолжили серию "R", так как серия ''S'' до S1865 уже была ''расписана''.

Номера "U" не присваивались, чтобы не спутать их с "V" в письменных записях.
Серия V1000 - V9999. Номера относятся к 1939- началу 1940 года, и включают большие ''мертвые'' блоки. Последний самолет с номером серии "V" вошел в строй в 1942 году.
Серия W1000 to W9999. Номера присваивались с апреля 1940 года. Среди самолетов с этой литерой было немало ''мобилизованных'' гражданских машин.

В 1917 году, постройка самолетов допускалась лишь при наличии официального разрешения - чтобы избежать разбазаривания стратегических материалов. Официальное разрешение нужно было получить, если постройка самолета шла по инициативе самой фирмы, вне государственного плана. Таким машинам присваивались последовательные номера от X1 to X25.

Серия X1000 to X9999 в 1940 году продолжила самолеты серии "W".
"Y"не использовалась из-за сходства с ''V''.
Серия Z1000 to Z9999 продолжила самолеты серии ''Х''.

Новые серии с двузначным префиксом

Когда в 1940 году одному из самолетов был присвоен номер Z9999, Министерство Авиации имело два выбора: начать все заново, с номера А1000, или придумать что-то еще. В итоге, было решено использовать в префиксе две литеры вместо одной, а для того, чтобы ограничить количество знаков в коде пятью элементами, цифровую часть номера сделать трехзначной, от 100 до 999. Первые номера были серии АА, хотя некоторые буквы не использовались.

AA100 - AE479 (кроме АС, которая не использовались, чтобы не спутать с AG).
Самолеты, захваченные у противника, не получали специальных серий, как это было в I мировую, а нумеровались в общем порядке. Первый захваченный самолет принадлежал этой серии.

AE485 to AP384 - номера, отведенные Британской Закупочной Комиссии в США. Поскольку Америка в то время сохраняла нейтралитет, и германское посольство работало в полном объеме, было решено не оставлять ''мертвые'' блоки номеров.
AI and AO не использовались, чтобы не путать их с цифрами.
AP387-AZ999 - номера этих серий относились к реквизированной авиатехнике, к самолетам, осевшим в Британии после захвата Европы немцами, и машинам, построенным для Франции и Бельгии: RAF оставил эти машины себе.
AQ, AU и AY - не использовались.
BA100 - BZ999 - следующие за серией "AZ". Впервые, в число машин с присвоенными номерами угодили планеры.
DA100 to DZ999 - с началом ленд-лизовской программы поставок, прямое приобретение самолетов в США прекратилось. По этой причине, не были присвоены номера DA100 - DD599.
DH - не использовалась, из-за совпадения с инициалами известной фирмы Де Хэвилленд.
ЕА - не использовалась, так как этот код можно было расшифровать как ''Enemy Aircraft'', то есть вражеский самолет.
EB100 - EZ999 - обычная серия.
Серия ET100 положила начало крупномасштабным поставкам самолетов из США по программе Ленд-лиз.
FA100 to HD776 - обычная серия.
FA-FZ - только самолеты, поставлявшиеся по ленд-лизу.
GA100 - GZ999 - не использовались.
HА - также не использовались, поскольку код можно было истолковать как ''Hostile Aircraft'', вражеский самолет.
HD804 to JR999 - номера использовались в одно время с блоком ET100, для самолетов британской постройки.
IA100 - IZ999 - не использовались.
JE JH и JJ - не использовались.
JS100 - KV300 - номера самолетов, поставлявшихся по ленд-лизу. Среди них можно выделить серию KA100 to KB999, относившуюся к самолетам канадской постройки.
KV301 - PZ999 - самолеты британской постройки. Среди них, отсутствует серия NZ , так как ее для своих целей зарезервировали новозеландцы.
Все эти серии использовались в феврале 1942 года!
RA100 - VN999 - продолжение серии "PZ".
SA-SK - номера, предполагавшиеся для ленд-лизовских самолетов, но неиспользованные.

Присвоение номеров продолжилось после окончания военных действий. Новые серии среди прочих присваивались американским самолетам, поставлявшимся по авиационной оборонительной программе (MADP), и гражданским машинам, применявшимся в разовом порядке для выброски десантов. Последние из отмеченных номеров принадлежат серии ZJ и принадлежат новым флотским вертолетам ''Мерлин''.

На главную страницу


Hosted by uCoz