Стив Мюррей В 1912 года Комитет по Обороне Британской Империи (British Committee of Imperial Defence) сформировал постоянную структуру, под названием Комитет по Авиации (Air Committee), призванную решать вопросы, касающиеся военной авиации. В середине 1912 года, Комитет принял решение о создании единой системы регистрации и маркировки для всех британских военных самолетов. Самолеты классифицировались по фирме-производителю, по мощности двигателя и в зависимости от того, был ли самолет оснащен тянущим или толкающим пропеллером. На самолете имелись лишь заводские номера - и даже они могли измениться, при передаче машины частным владельцам или правительственным службам. Нумерация самолетов Изначально, система нумерации представляла собой простой реестр; как армии, так и флоту были отведены блоки номеров, причем главенство принадлежало флоту. Итак, номера от 1 до 200 принадлежат самолетам морской авиации. Они последовательно присваивались самолетам, уже зачисленным в строй, с ноября 1912 года. В то время, Морскому крылу принадлежало лишь 16 машин. Впоследствии, номера, присваивавшиеся авиатехнике, стали входить в заказ - это, правда, не значит, что самолеты поставлялись на службу строго в порядке их возрастания. 201-800: самолеты армейской авиации 801-1600 - вторая партия самолетов, заказанных флотом. Самолеты с
номерами от 1 до 200 использовались в 1914 году, так что Флоту позволили
заказать для себя вторую партию. Именно эти машины встретили начало
I мировой войны. Номера с префиксом Когда в 1916 году номера на самолетах перевалили за 10 000, наносить на машины пять цифр признали непрактичным. Была разработана новая система, состоявшая из буквенного префикса и цифрового номера. В общих чертах она применяется и по сей день. Чтобы разграничить самолеты, заказанные флотом, и Королевским Летным Корпусом, все машины из армейского заказа можно было отличить по префиксу ''А'', а флотские, соответственно, по префиксу ''N''. ( Чтобы сделать чтение этого руководства более доступным и логичным, флотский заказ будет рассматриваться не в хронологическом, а в алфавитном порядке.) А1-А9999 - самолеты, заказанные армией в 1916 году. Серии "G" "XG" "AB" "AG" принадлежали самолетам и планерам, захваченным у неприятеля. Серия "G" не следовала за "F", как можно было ожидать, по двум причинам - во первых, букву G можно было легко перепутать с С. Второе - в 1917 году на Западном фронте было захвачено множество немецких самолетов, и для их нумерации ввели особую литеру - как раз G; как правило, ее не наносили на самолеты, а использовали в документах разведслужбы. После появления самолетов серии "G", стало очевидным, что вражеские самолеты, захваченные в первые дни войны, вообще не были где-либо зарегистрированы. Для таких, ввели ''свою'' серию XG, то есть ''extra "G". Помимо этого, во время германских налетов 1917 года немало самолетов совершили вынужденную посадку на британской территории. Для них, существовала литера АВ. AG - это самолеты, захваченные Воздушным Корпусом в Италии; в том числе и немецкой, и австро-венгерской постройки. После марта 1918 года, номера серии "G" больше не присваивались. Их заменили номера, присваиваемые полевыми бригадами RAF или Верховным Штабом: G/HQ и G/ Bde. Н1-Н9999 - следующая за "F" серия, в основном подразумевающая
заказы, отмененные в конце войны. Буква ''М'' не использовалась в качестве префикса, так как она дополняла вновь присвоенный номер, если списанный самолет применялся в роли наземного пособия. Когда машина выводилась из эксплуатации, например для технической школы, его номер аннулировался и присваивался новый, из серии ''М''. Например, биплан Хаукер ''Одэкс'' с номером К3100 после списания получил новый номер 748М. Это принцип действует до сегодняшнего дня; для отлетавших свое машин применяются номера из серии 8000М. Серийные номера с литерой "N" единственные из всех не подчиняются алфавитному порядка: номера этих серий присваивались самолетам морской авиации в 1916 году, как раз тогда, когда Летный Корпус получал машины с номерами на ''А''. Флот не присваивал номера последовательно, а распределял их блоками между различными типами самолетов. Эта практика продолжилась после образования RAF в 1918 году, и находила место до 1930 года - для самолетов, заказывавшихся Береговой Охраной или Королевским флотом. N1 - N999 - экспериментальные самолеты. Весь блок делится на несколько
партий: Вторая серия ''N''. С 1937 года, когда лимит серии ''L'' был исчерпан, вновь стали присваиваться номера серии ''N''. С самого начала, в серии существовали ''мертвые'' блоки, прерывающие арифметическую последовательность. Номера серии ''О'' и ''Q''не присваивались, чтобы не спутать эту
литеру с нулем. Номера "U" не присваивались, чтобы не спутать их с "V"
в письменных записях. В 1917 году, постройка самолетов допускалась лишь при наличии официального разрешения - чтобы избежать разбазаривания стратегических материалов. Официальное разрешение нужно было получить, если постройка самолета шла по инициативе самой фирмы, вне государственного плана. Таким машинам присваивались последовательные номера от X1 to X25. Серия X1000 to X9999 в 1940 году продолжила самолеты серии "W".
Новые серии с двузначным префиксом Когда в 1940 году одному из самолетов был присвоен номер Z9999, Министерство Авиации имело два выбора: начать все заново, с номера А1000, или придумать что-то еще. В итоге, было решено использовать в префиксе две литеры вместо одной, а для того, чтобы ограничить количество знаков в коде пятью элементами, цифровую часть номера сделать трехзначной, от 100 до 999. Первые номера были серии АА, хотя некоторые буквы не использовались. AA100 - AE479 (кроме АС, которая не использовались, чтобы не спутать
с AG). AE485 to AP384 - номера, отведенные Британской Закупочной Комиссии
в США. Поскольку Америка в то время сохраняла нейтралитет, и германское
посольство работало в полном объеме, было решено не оставлять ''мертвые''
блоки номеров. Присвоение номеров продолжилось после окончания военных действий. Новые серии среди прочих присваивались американским самолетам, поставлявшимся по авиационной оборонительной программе (MADP), и гражданским машинам, применявшимся в разовом порядке для выброски десантов. Последние из отмеченных номеров принадлежат серии ZJ и принадлежат новым флотским вертолетам ''Мерлин''.
|