Иан Хантли
Авиационные цвета
Выпуск 11 - высотные цвета 1942 -1947.
Публикация: Scale models, 1981, November.

Перевод Матвей Глухарь, 2003

Под колпаком люфтваффе

С ростом военной напряженности, министерство авиации озаботилось тем, что отдельные разведывательные самолеты люфтваффе забирались все выше и выше, превосходя в этом отношении британские. Мысль о том, что на большую высоту может забраться и специально оснащенный бомбардировщик, вынудила авиационное ведомство начать исследовательские работы по повышению высотности истребителей.
В 1940 году, когда Битва за Британию завершилась, в разведывательной деятельности люфтваффе наступило затишье, но уже в начале 1941 года над метрополией и Ближним Востоком вновь появились высотные самолеты; в частности, доработанная версия ''Юнкерса'' Ju-86, способная нести как фотокамеры, так и легкие бомбы. Экипаж размещался в гермокабине. В зависимости от погодных условий, самолет поднимался на высоту 42 000 футов (12800 м), или выше.
Как правило, самолеты забирались ''на потолок'' только при появлении истребителя; рабочие высоты пролегали намного ниже. ''Юнкерс'' Ju-86Р-2 с его фотокамерами являлся высокоэффективным разведчиком, способным делать снимки в инфракрасном цвете с любой высоты.

В поисках выхода

Достать Ju-86Р-2 оказался неспособен даже ''Спитфайр'', в его стандартной конфигурации. Ранние версии этого истребителя с большим трудом достигали высоты 38 000 футов (11582 м.) - и то, после облегчения конструкции и демонтажа почти всего оборудования. Даже часть вооружения приходилось оставлять на земле. На такой высоте, остекление покрывалось инеем, а промороженная конструкция выдавала один отказ за другим. Пилоты испытывали серьезный дискомфорт, из- за низкого давления за бортом, тем более что дышать приходилось кислородом. В разреженном воздухе, самолет не держал курс и плохо слушался рулей.
Таким образом, назрела необходимость создания специальной высотной версии ''Спитфайра'' с частичной герметизацией кабины. На некоторые самолеты была установлена система наддува кабины ''Маршалл''. Крыло увеличили в размахе, а объем внутреннего оборудования сократили до минимума. Была также принята долгосрочная программа по разработке высотной версии ''Москито'', а также объявлен конкурс, Specification 7/41, на разработку двух высотных одноместных истребителей с гермокабиной, оснащенных двумя двигателями ''Мерлин'' - на тот случай, если Германия начнет массовые налеты высотных бомбардировщиков.

Особый камуфляж

Небольшие соединения высотных истребителей, появившиеся в последних числах октября 1940 года, на первых порах не выделялись особым камуфляжем. Считалось, что следы от конденсации на большой высоте неминуемо демаскируют любой самолет. Однако, консультация с летчиками - высотниками показала, что, как бы то ни было, самолеты все же нужно маскировать.

Официально, никакой особый камуфляж для высотников не разрабатывался, ввиду того, что встречи с немцами в воздухе носили эпизодический характер. Только в конце 1941 года, были проведены отдельные испытания. Часть ''Спитфайров'' была окрашена снизу краской PRU Blue; позже, было решено, наносить на боковые поверхности кокарды типа ''В'', по стандартам PRU. В остальном, камуфляжная схема оставалась типовой - Mixed Grey и Dark Green, кодовые номера цвета Sky. На верхние поверхности крыла не наносилась кокарда, а с килевого флажка исчезла белая полоска.

Эта схема доказала свою действенность, в том случае, если расчеты РЛС заранее сообщали о приближении высотных самолетов, пересекающих французское побережье. Два, или больше, ''Спитфайра'' взлетали с двух различных аэродромов и набирали высоту с таким расчетом, чтобы оказаться выше противника к моменту встречи с ним. PRU Blue великолепно маскировало самолет. Тем не менее, эта тактическая уловка скоро стала известна и немцам, и они приняли встречные меры - стали ''забираться на потолок'' сразу же после взлета, и таким образом, к моменту встречи, будучи выше истребителя, они легко обнаруживали противника по пятнистому ''верхнему'' камуфляжу.
Позже, в 1942 году, немцы также придумали новый тактический прием: резкая смена курса в тот момент, когда истребитель все еще находился в наборе высоты. Такой прием сильно затруднял перехват.

Спитфайр VI

C 1942 по метрополии разошлись 5 эскадрилий этих истребителей. Самолеты, ввиду возросших ТТХ, окрашивались по стандартной схеме Ocean Grey и Dark Green, нижние поверхности - Medium Sea Grey, фюзеляжная лента не наносилась, кок винта - матовый фиолетово-черный цвет (Night). Тем не менее, в эту схему разрешалось вносить коррективы, согласно требованиям PRU.

Спитфайр VII

К моменту поступления этого самолета на вооружение, между 1942 и 1943 годом, тактика защиты верхних эшелонов претерпела заметные изменения. Было сформировано 9 новых эскадрилий. Возросшие ТТХ новых самолетов потребовали новой тактики, и, следовательно - нового камуфляжа. Во многих частях, с верхних поверхностей исчез цвет Dark Green. Верхние поверхности стали окрашиваться полностью в Ocean Grey, нижние - в PRU Blue. Сохранились кокарды типа ''В'' и маркировка Sky Grey.

На некоторых самолетах, в Ocean Grey окрашивались только верхние поверхности фюзеляжа и крыла: остальное было PRU Blue. Вариант этой схемы - Light Mediterranean Blue на боковых и нижних поверхностях.

Коки винтов, как правило, красились в цвет нижних поверхностей (в начале), или верхних поверхностей (в конце). Фюзеляжные ленты не наносились. На отдельных самолетах, серийные номера наносились красной краской Dull Red, хотя тактический номер, как правило, был цвета Sky Grey.

К концу 1942 - началу 1943 года, разнообразие камуфляжных схем стало вносить помехи в опознавание, особенно, если в воздухе встречались две эскадрильи с разными схемами окраски. Министерство авиации, разрабатывая особые схемы для PRU, сочло необходимым создать общую схему. В марте 1943 года, среди высотных истребителей был проведен опрос, какие цвета для них предпочтительны. После анализа боевых донесений за несколько месяцев, стало очевидно, что для окраски нижних поверхностей идеально подходит PRU Blue, но его использование как раз нижними поверхностями и стоит ограничить. Кокарды типа ''В'' решили оставить; но окраска верхних поверхностей, будучи наблюдаемой сверху, выглядела чересчур темной на фоне облаков или дымки. Поэтому, все верхние и боковые поверхности, включая кок винта, были перекрашены в Medium Sea Grey. Маркировка осталась прежней, Sky Grey. Опробовав эту схему, в течение нескольких месяцев, ее приняли в качестве официальной, для высотных дневных истребителей RAF в метрополии.

Послевоенные цвета

Когда в 1946 году камуфляжные схемы подвергли ревизии, высотные полеты все еще сохраняли свою значимость. В схему внесли лишь одно изменение: Medium Sea Grey на верхних поверхностях заменили на Non-Reflecting Aluminium (матовый серебристый цвет). Так окрашивались некоторые ''Москито'', ''Хорнеты'', позже - ''Вампиры'' (сохранялись кокарды ''В'' и килевые флажки без белой полоски). Коды и серийные номера были цвета Sky Grey. Эта схема существовала до середины 1947 года, после чего все высотные самолеты стали окрашивать в High Speed Aluminium.

На главную страницу

Hosted by uCoz