Ян Хантли
Цвет RLM 02
Публикация: Scale Models, 1981, November.
Перевод Матвей Глухарь, 2003

Многие читатели задаются вопросом: является ли схема окраски истребителей Люфтваффе RLM 71/ RLM02 достоверной? Например, Сэм Крейверс из г. Рэнкорн, гр. Чешир, пишет, что, изучив различные технические мануалы Люфтваффе, посвященные камуфляжным схемам и цветам - в частности, руководство по обращению с лакокрасочными покрытиями (LDv TD (luft.), он не нашел свидетельства того, что цвет RLM 70 (или 71), использовавшийся при окраске верхних поверхностей самолетов, входил в одну схему с RLM 02. Он, как и многие другие читатели, полагает, что это были цвета RLM 74/75.

Действительно, на снимках, сделанных до 1940 года, верхние поверхности самолетов выглядят почти однотонными, а после - наблюдается ясно различимый цветовой контраст. Напрашивается вывод, что в этот период имела место смена камуфляжа. Итак, какими фактами мы располагаем?

1. Подобно официальным документам RAF/FAA, определявшим схемы окраски самолетов, техническая документация Люфтваффе не охватывала все реальные, использовавшиеся на практике схемы. В период с 1935 по 1939 г., существовало множество подробных инструкций по размещению камуфляжных полей и образцов цвета, что и наблюдается на самолетах этого периода. После 1938 года, когда в практику вошли единые стандарты, упростились не только камуфляжные схемы, но и линии перехода между цветами. Еще позже, в строевых частях также стали вносить изменения в схемы, не нашедшие отражения ни в LDv TD, ни в монографиях по отдельным типам самолетов.
2. Изучение черно-белых снимков выявляет два факта: во-первых, если мы обратимся к оригинальным, качественным фотоснимкам, то без труда обнаружим цветовой контраст на любой камуфлированной поверхности: от довоенного периода до 1945 года, хотя контраст не столь очевиден для раннего периода, как для позднего. Это подводит нас ко второму пункту: дело в том, что на фотосъемку влияет такое разнообразие переменных, что оценить оригинальные цвета по черно-белым репродукциям вообще не представляется возможным.
3. Всесторонне изучив камуфляж дневных, ночных, дальних истребителей и истребителей-бомбардировщиков люфтваффе, можно выделить как минимум три, если не четыре доминирующих цветовых комбинации. Проблема состоит в том, что назначение самолета по фотографии не всегда можно установить - а, между тем, именно это может стать ключом к расшифровке цвета. Существуют всего четыре схемы, продиктованные назначением самолета: 1) RLM70/71 2) RLM 70/02 3) RLM 71/02 4) RLM 74/75.
4. Вернемся мысленно во времена Битвы за Британию, когда сбитые немецкие самолеты выставлялись на публике. На многих черно-белых снимках того времени, цветовой контраст на верхних поверхностях вполне различим. Письменные свидетельства, как в случае с самолетом WkNr 1394, определяют окраску этого периода как ''темную серо-зеленую''. Уже из этого следует, что цвета ни в коем случае не были RLM 74/75 - иначе бы их описали как ''голубовато-серые''.

Тем не менее, после еще более тщательного осмотра WkNr1394, стало очевидно, что ''темный серо-зеленый'' был впечатлением от двух цветов, один из которых был почти идентичен британской зеленой авиационной грунтовке, а второй напоминал Dark Green. Те, кто описывал появившиеся позже ''серые'' немецкие истребители, определяли их цвет как почти идентичный Dark Sea Grey - как видите, ничего общего с самолетами, захваченными во время Битвы за Британию. Эти два словесных описания также отличаются от господствовавшей в начале войны характеристики немецких цветов как ''очень темных зеленых''.

5. Информация из немецких источников, отличных от LDv TD (luft.) довольно скудна: основное внимание уделяется ''полевым'' изменениям, обусловленным новыми тактическими приемами. Летом - осенью 1940 года, британские истребители, наводимые на цель с помощью радара, стремились занять позицию выше приближающихся немецких самолетов. Потери Bf -109 были незначительны, но для Люфтваффе даже это явилось полной неожиданностью - и, разбираясь в происшедшем, они сочли одной из причин слишком темный силуэт ''Мессершмитта'', при наблюдении сверху. Свою лепту внесли и излишне яркие борта фюзеляжа, выкрашенные в RLM 65. Действительно, британский камуфляж куда эффективнее маскировал ''Харрикейны'' и ''Спитфайры'' на фоне сельского ландшафта снизу. Поэтому, в кратчайшие сроки, по Люфтваффе разошлись директивы, предписывающие внести изменения в облик истребителей: для начала, заменить цвет RLM 70 цветом RLM 02. Позднее, было предписано убрать излишнюю яркость цвета RLM 65 на боковых поверхностях, путем нанесения произвольных пятен поверх .

В то время, как нанесение слоя RLM 02 поверх RLM 70 (или71) не предполагало большого разнообразия вариантов, второй пункт предоставлял широкое поле для интерпретаций. Смена цвета RLM70 на RLM 02, производилась в походных условиях, и опять-таки без строгих схем нанесения. Вероятно, когда официальные инструкции подоспели, воздушная война вновь сменила методы, и на повестку дня встал вопрос об очередной смене камуфляжа - так что, многие временные схемы остались незапечатленными.

Таким образом, истребительный камуфляж люфтваффе можно для удобства разбить на две фазы: 1) ''зеленая'' фаза, начавшаяся в 1937 году и продолжавшаяся до середины 1941 года; 2) ''серая'', продолжавшаяся с 1941 года до окончания войны. Более того, дотоле однозначная функция истребителей делится на множество различных ролей, и, следовательно, различий в цветах (позже - и в стилях, и в размещении камуфляжных полей). Размещение полей ''осколочного'' камуфляжа в течение некоторого времени оставалось неизменным, независимым от тактических задач; но входившие в схему цвета варьировались в широких пределах. Существует свидетельство того, что ''зеленая'' фаза также делилась на ранний (темный) и поздний (светлый) период, продлившийся недолго. Изначально применявшаяся лишь на одномоторных одноместных истребителях, впоследствии эта схема распространилась на появившиеся следом истребители - бомбардировщики (Jabo).

Схемы Jabo
Привлечение одноместных истребителей люфтваффе к бомбардировочным задачам, имевшее место после октября 1940 года, по всей видимости, вызвало появление камуфляжной схемы RLM 70/02/65 - это была разновидность истребительной схемы, разработанная специально для частей Jabo. Схема была особенно распространена в начале 1941 года, наряду с RLM 71/02/65; применялась как на истребителях, так и на истребителях-бомбардировщиках.

Ночные истребители
Зимой 1940 -1941 года, истребители - ночники покрывались целиком в черный цвет RLM 22; Для уменьшения контрастности, поверх него в качестве эксперимента наносились пятна RLM75 в произвольном порядке; в июле 1941 года для ночных истребителей была официально принята схема окраски RLM 74/75/76.

Дальние истребители
Хотя четкого различия между камуфляжной схемой просто истребителя, ночного и дальнего не существовало, можно выделить ту же схему RLM 74/75/76, принятую для частей дальних истребителей весной 1941 года. ''Серую'' схему использовали как двухмоторные двухместные, так и одномоторные одноместные истребители, оснащенные дополнительными баками - так что, к осени 1941 года и ''ночники'', и ''дальники'' были окрашены по схеме RLM 74/75/76, в то время, как истребители - бомбардировщики все еще несли камуфляж RLM 71 (70)/02/65.

Черно - белая фотография
Если речь идет о распознавании отдельных цветов, то обращаться к черно-белым фотоснимкам становится просто небезопасным: настолько это ненадежные свидетели. Использование панхроматической пленки и желтого фильтра, при условии, что съемка производится при прямом солнечном освещении, может привести к тому, что контраст между цветами RLM 70 и 71, будет вполне различим; хотя и не в такой степени, как между 70 и 02. При использовании автохроматической пленки без фильтра, при меньшей освещенности, контраст будет слабо выражен, если он вообще проявится; а если репродукция воспроизводилась не с оригинального негатива, а с копии, то мы наверняка ничего не различим.
Чтобы получить представление о реальной степени контраста между всеми упомянутыми цветами, проделайте следующее: изготовьте квадраты, размером не менее 12/12 дюймов, окрасьте их в реальный (аутентичный) цвет и сфотографируйте с разной степенью освещенности. Изучение маленьких черно-белых снимков, сделанных таким образом, чрезвычайно полезно, при уяснении изучаемого вопроса.

Подведем итог вышесказанному: в конце 1940 - начале 1941 года, в состав ''осколочной'' схемы камуфляжа истребителей входили цвета RLM 70 (или 71) и 02, нижние поверхности окрашивались в цвет RLM65. Однако, и внутри этой схемы наблюдалась градация, и часть самолетов, вероятно, была окрашена по схеме RLM 74/75/76; при изучении камуфляжных схем того периода, необходимо сперва уяснить с максимальным старанием роль самолета, а затем уже делать выводы о возможных цветах.

На главную страницу

Hosted by uCoz