Ян Хантли
Авиационные цвета, выпуск 9

Немецкие цвета RLM 72/73
и их использование в морской авиации.

Публикация: Scale Models, сентябрь 1981 года.

Перевод Матвей Глухарь, 2003

Какие цвета использовались в германской флотской авиации? Подобный вопрос интересует многих; в инструкциях по окраске моделей "MATCHBOX" и "REVELL" указано, что основными цветами для летающих лодок Do 24 и Bv 138 являлись RLM 70/71, то есть темно - зеленый и черно - зеленый. В то же время, постоянные авторы нашего журнала утверждают, что в действительности этими цветами были RLM 72/73, не столь распространенные оттенки зеленого. Кому верить?

Ранние типы гидросамолетов непосредственно перед войной были перекрашены следующим образом: верхние поверхности крыла и фюзеляжа - RLM 02 Grau; все, что ниже ватерлинии - RLM 01 Silber, т.е. чрезвычайно яркая, глянцевая грязестойкая серебряная краска. Нижние поверхности крыла и фюзеляжа сохраняли первоначальный цвет RLM 03 - тоже серебрянка, только не столь блестящая, с незначительным количеством серого пигмента. С течением времени этот цвет постепенно вытеснялся RLM 65 Blau.

Опыты по ''морскому'' камуфлированию, проведенные в конце 1935 года, в основном рекомендовали к использованию серо-голубые и сине-зеленые тона. В каталоге германской фирмы ''Atlas-аgo '' 1936 года, так называемая ''морская краска'' (Seefarbe) фигурирует как часть трехцветного камуфляжа для морских самолетов и представляет собой очень темный голубовато-серый цвет, сходный с Extra Dark Sea Grey - но такая окраска, по всей видимости, не нашла большого применения до перехода на упрощенный двухцветный камуфляж в 1938 году.

Переход на двухцветный камуфляж избавил от лишних хлопот производителей краски; ''наземные'' цвета содержали желто-зеленые пигменты с изрядной долей черного, ''морские'' - от серо-голубых пигментов до бирюзовых сине-зеленых. Компания Harbig - Haahaus предложила ряд очень ярких ''морских'' сине-зеленых колеров, и окончательно выбранный в качестве основного, цвет RLM 73 Grun, по - видимому, взят из этого ассортимента. Его более темный ''партнер'' RLM 72 Grun создавался на той же основе, но содержал больше темно-синего пигмента, что и делало это цвет темным сине-зеленым.

RLM 72

Первые образцы выкрасок, полученные в 1946 году, выглядели очень темными. Ближайший, хотя и приблизительный аналог - FS 14056 (FS 595a), Methuen 24(F-G) 4-5. Однако, образцы выкрасок полученные позже - более светлых и ярких тонов. Принимая во внимание легкий глянец поверхности, плюс постепенное выгорание синего пигмента - этот цвет можно передать как Methuen 24F5. Краска довольно яркая, что желательно для небольших моделей, для лучшего отличия от RLM 70 (имеет желтый оттенок, хотя разница в общем яркостном тоне не велика.) RLM 70 - темно-зеленый с желтым оттенком; RLM72, скорее, темно-зеленый с голубым оттенком.

RLM73

Сходная ситуация: более поздние и лучше сохранившиеся образцы окрашенного метала гораздо ярче ранних, 1946 года. Эти цвета ближе к FS 14077 и Methuen 25F3. Образцы после очистки показали, что данная краска имеет более яркий, бирюзово-зеленый цвет "морская волна", наподобие FS14092. По Methuen это скорее цвет 25F8. Для маленьких моделей, яркий оттенок необходим. По сравнению с желто-зеленым RLM 70, RLM 73 значительно более зеленовато-голубой, и похож на позднюю темную версию RLM 25 Hellgrun который соответствует FS 14115, либо Methuen 25/26D7-8.

К вопросу о цветных фотоматериалах

Доступные фотоматериалы военного периода, отснятые на цветной пленке Agfacolor, не воспроизводят бирюзовые оттенки RLM 72/73 - возможно это связано с избытком голубого красителя, возникающим в процессе проявления фотопленки. При выполнении репродукции или фотоотпечатка "излишек голубизны" характерный для прозрачных участков пленки ''уравновешивали'' добавлением желтого. В итоге, на снимке, камуфляжные цвета скорее выглядели как RLM 70/71, что заставляло исследователей делать ложные выводы. Чрезвычайно трудно (в большинстве случаев практически невозможно) определить оригинальные цвета по цветной фотографии!

Гидросамолеты и самолеты берегового базирования

Сообразно введенным в конце 1938 года правилам, любой самолет, действующий над морской поверхностью, надлежало окрашивать в стандартный ''осколочный'' камуфляж из цветов RLM 72/73. Исключение составляли лишь те из них, что действовали с наземных баз и выполняли разовые боевые и ''вывозные'' задания, не продолжавшиеся долго.
Исключением также являлись прототипы, самолеты, проходившие испытания - т.е. те, чье пребывание над морем было непродолжительным. Нижние поверхности самолетов, выполнявших ночные акции - например, постановку мин, сопровождение конвоев и бомбежку береговых укреплений, красились в цвет RLM65 или RLM22 Schwarz.
На гидропланах первоначально поверхности ниже ватерлинии красились в серебряный цвет, но вскоре были перекрашены подходящей краской на ланолиновой основе, так чтобы камуфляж оставался прежним. Такие краски были более глянцевыми по сравнению со стандартными, и имели более темный оттенок. В случае нехватки красок ''морских'' цветов камуфляж выполнялся стандартными сухопутными цветами RLM 70/71. Таким образом, самолет в наземной окраске, выполняющий ''морскую'' миссию совсем не являлся редкостью - и наоборот, сугубо флотский самолет в тех же цветах был, скорее, исключением из правил.

Вариации в камуфляже

Строевые части, особенно те, кто использовал самолеты Фокке-Вульф ''Кондор'' и ''Курьер'' с большой дальностью полета, вскоре убедились в крайней заметности своих машин. Пришлось отступить от стандартной схемы маскировки самолетов, чтобы повысить шансы на выживание. На первых порах, когда FW-200 являлись пассажирскими самолетами, мобилизованными для транспортных и боевых задач, они и красились соответственно: RLM 70/71, в зеркальных сочетаниях. Неожиданное появление люфтваффе возле французского побережья в июне 1940 года вновь увеличило интенсивность бомбардировочных операций: вот почему новые FW-200 достраивались как бомбардировщики, и, соответственно, камуфляж от RLM 70/71 перешел к RLM 72/73. Подобно некоторым другим самолетам Люфтваффе, граница разделения нижних и верхних цветов на фюзеляже была поднята вверх - эта черта сохранилась на самолетах флотской авиации и после того, как стандартная схема определила низкое расположение линии раздела. С развитием военных действий, FW-200 стали выполнять дневные налеты на корабли союзников в Бискайском заливе и ночные рейды на британские порты и конвои. Чтобы затемнить нижние поверхности самолетов и опознавательные знаки, заметные издалека, были рекомендованы временные краски RLM 22 и RLM 66. Тем же способом были перекрашены самолеты Не - 115 и Не - 111, занятые в ночных рейдах над Северным морем и восточной частью британского побережья. Вскоре эта схема распространилась и на другие поплавковые самолеты и летающие лодки. При переходе на другие задачи, временные схемы камуфляжа либо смывались, либо становились постоянными. Флотские самолеты на Балтике и в Норвегии нередко окрашивались мелкими или крупными пятнами RLM 21 Weiss, чтобы замаскировать самолет на фоне заснеженного пейзажа. Черные кресты частично закрашивались сверху серой краской, чтобы уменьшить контраст.

Подводя итоги

Фотографии самолетов с описанием схемы камуфляжа, сделанные в тот период, встречаются не очень часто, а в случае с флотскими самолетами ситуация и вовсе безнадежная. Большинство самолетов красились в цвета RLM 72/73, меньшинство - в RLM70/71, хотя эта схема не доминировала. Вариации в цвете и маркировке объясняются сезонными изменениями, сменой места и вида деятельности той или иной части.
Во многих случаях, идентификация точного цвета по фотоснимкам представляется почти невозможной. Очень часто освещение и погодные условия не дают возможности различить цветовые контрасты, так что отступления от стандартной схемы остаются совершенно неразличимыми. Вот почему определение точного цвета для морского камуфляжа требует тщательного исследования.

На главную страницу

Hosted by uCoz