Инструкция по окраске самолета ТВM-1 "Эвенджер" - выдержки из спецификации AN-01-190EB2, раздел VII

Перевел Матвей Глухарь, 2007

A . Общие указания

Настоящий раздел содержит информацию, касающуюся лишь процедур и материалов, необходимых для обеспечения персонала в полевых условиях возможностью окрашивать части самолетов, подвергшихся ремонту или замене в процессе эксплуатации. Раздел содержит указания по окраске, зачистке и любой другой защитной обработке поверхностей частей самолетов из металла, ткани и пластика. Внешние поверхности первых 1623 самолетов ТВМ-3 (серийные номера на флоте 22857-23656, 68062-68884) окрашены в камуфляжные цвета согласно рис. 444. Самолет ТВМ-3 с серийным номером 1624 и все последующие машины окрашены в цвет Glossy Sea Blue, за следующими исключениями:

  1. Все поверхности с тканевой обшивкой, ранее окрашенные либо в цвет Glossy Sea Blue, либо в цвет Glossy Intermediate Blue или Glossy Insignia White, отныне необходимо окрашивать только в цвет Glossy Sea Blue ( спецификация AN-В-2).
  2. Все буквенно-цифровые обозначения и технические надписи на внешних металлических поверхностях необходимо наносить блестящей белой краской, в соответствии со спецификацией AN-TT-L-51. Все буквенно-цифровые обозначения на полотняных поверхностях, покрытых лаком для материи, необходимо наносить блестящей белой краской на той же основе, в соответствии со спецификацией AN-D-2.

В качестве пособия по нанесению грунтовки используйте спецификацию FR-9. Допускается нанесение ЛКП при помощи распылителя или погружением детали в краску. Каждый слой должен быть тщательно просушен до нанесения следующего слоя. Предпочтение при окраске должно отдаваться нанесению распылителем, даже при возможной окраске погружением.

В. Очистка поверхности

1. Общие указания. Все поверхности необходимо тщательно очистить и просушить перед нанесением любого лакокрасочного покрытия. Окраска должна производиться при относительно низкой влажности, с тем, чтобы исключить любую возможность скопления влаги на поверхности.

При очистке необходимо использовать адекватный сольвент или моющее средство, полностью растворимое в холодной воде.

ВНИМАНИЕ: Растворители на основе нефтепродуктов являются легковоспламенимыми и требуют чрезвычайно осторожного обращения.

При очистке поверхности самолета, необходимо использовать чистящее средство, удаляющее минимальное количество грунтовки. Для этой цели лучше всего подходит синтетическое мыло, растворенное в теплой воде. При использовании содовых растворов, это должны быть неароматические составы с минимальной растворяющей способностью, с тем, чтобы максимально сохранить ЛКП самолета. Тщательно удаляйте растворитель с поверхностей из алюминиевых сплавов и из швов.

(а) Наносите первый слой защитного покрытия немедленно после очистки.

(b) Не используйте тетрахлорметан или стальную вату для очистки деталей из алюминиевых или магнезиевых сплавов.

(c) При изготовлении и нанесении лакокрасочных материалов необходимо соблюдать меры предосторожности – особенно при работе в труднодоступных местах, с тем, чтобы избежать вкрапления разнородных металлических частиц в нанесенный слой покрытия. Такие частицы могут скапливаться с обратной стороны шпангоутов и стрингеров. Для удаления частиц из подобных мест следует использовать пылесос с большой силой всасывания.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Не дотрагивайтесь голыми руками или промасленной ветошью до частей, приготовленных к окраске. Не применяйте для обезжиривания высокооктановый бензин. Входящий в его состав свинец является ядом и опасен при попадании в открытые раны и порезы, пары бензина при длительном дыхании могут вызвать отравление.

(2). Очистка алюминиевых сплавов

(а) До нанесения грунтовки, очистите детали из алюминия или его сплавов с помощью подходящего для этого растворителя.

Предупреждение. Неокрашенный алюминий и сплавы из этого металла, подвергавшиеся обработке анодированием, требует чрезвычайной осторожности в обращении, с тем, чтобы избежать повреждения мягкой анодированной пленки. Повреждение защитной пленки ведет к коррозии металла.

(в). Осуществляйте регулярную чистку деталей из алюминиевых сплавов после сварки, с тем, чтобы полностью удалять сварочный флюс, избегая тем самым серьезной коррозийной атаки. Излишки флюса можно удалить промыванием водой, с последующим погружением детали в 10% раствор (по весу) серной кислоты на 1 час или меньше. Необходимо следить, чтобы все относительно недоступные участки детали находились в контакте с раствором. Вынув деталь из кислоты, промойте ее свежей проточной водой, до полного удаления остатков кислотной ванны.

(3). Очистка стальных деталей

(а). Удалите машинное масло и смазку с поверхностей стальной детали, при помощи бензола, нафтана или другого подходящего органического растворителя.

(б). Удалите продукты окисления при помощи проволочной щетки.

(4). Очистка прозрачных пластиковых элементов.

(а) внешние поверхности.

•  Удалите сухие, жидкие загрязнения и соль, смывая их водой в большом количестве.

•  Промойте элементы остекления водой с мылом. Убедитесь, что вода не содержит грязь и другие возможные абразивные компоненты. При промывке, может быть использована мягкая ткань, губка или замша, но только для нанесения мыльной воды на пластик. Проверьте поверхность голой рукой – таким образом, любая грязь может быть легко обнаружена и удалена до появления царапин на пластиковой поверхности.

•  Просушите поверхность, предпочтительно чистой влажной замшей. Также, может быть использована мягкая чистая материя или мягкая ткань. Не протирайте поверхность из акрилового пластика после ее полного высыхания.

•  Удалите масло и жир: не прилагая больших усилий, протрите остекление тканью, предварительно обмакнув ее в керосин или гексан.

Предупреждение

Не используйте для работы с пластиком следующие материалы: ацетон, бензин, тетрахлорметан, огнетушащие составы, газолин, растворители для краски и жидкости для очистки оконных стекол, т.к. эти составы размягчают пластмассу и вызывают ее серебрение.

•  Не протирайте пластик сухой тканью, так как это не только наносит царапины, но и вызывает накопление статического заряда, что приводит к накоплению частиц пыли на поверхности. Для удаления заряда и пыли, слегка протрите остекление чистой влажной замшей.

•  Если после удаления грязи и жира, крупные царапины на пластике не обнаруживаются, на пластик наносится слой коммерческого воска, с тем, чтобы заполнить им микротрещины, и предотвратить дальнейшее растрескивание. После нанесения воска, производится полировка при помощи мягкой сухой ткани.

•  При обнаружении царапин, нанесите рукой полироль необходимого сорта, либо заполируйте царапины при помощи имеющегося в наличии полировочного инструмента. Нанесите слой воска на отполированную поверхность.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не пытайтесь полировать стекло вручную или при помощи инструмента, до полного удаления грязи, т.к. это может привести к более серьезным повреждениям стекла, чем первоначальные царапины на его поверхности (т.к. даже выполненная по всем правилам очистка и полировка вызывают небольшие оптические искажения, эти операции исключаются для смотровых окон стрелковых турелей и других жизненно важных оптических узлов. Названные детали только промываются и покрываются воском. При выявлении глубоких царапин на этих деталях, они подлежат замене).

( b ) Внутренние поверхности.

1. Удалите пыль с пластиковой поверхности при помощи мягкой чистой ткани. Не протирайте поверхность сухой тканью.

2. Слегка протрите внутреннюю поверхность остекления мягкой влажной тканью или губкой. Периодически промывайте губку в чистой воде, для удаления песчинок.

(С). Уход и замена элементов остекления из прозрачного пластика. Рекомендуется согласование текущих инструкций с другими процедурами обслуживания и замены, в том числе для получения полного списка рекомендуемых материалов.

С. Органические защитные покрытия

До нанесения любого защитного лакокрасочного покрытия, очистите поверхность, как указано выше. Все поверхности подлежат тщательной очистке и сушке до нанесения ЛКП.

Рекомендуется нанесение ЛКП в теплом помещении с кондиционированием воздуха, с низкой влажностью. Условия окраски должны обеспечивать скорейшее высыхание ЛКП без его помутнения. Не допускается нанесение ЛКП при неблагоприятных погодных условиях – высокой влажности, сильных сквозняках или влажных морских ветрах.

D. Внешние поверхности

На все поверхности из алюминиевых сплавов до нанесения камуфляжной краски-лака или краски Glossy Sea Blue (спецификация AN-TT-L-51) необходимо нанести один слой цинк-хроматной грунтовки (спецификация AN-TT-P 656).

Для нанесения верхнего слоя ЛКП, опознавательных знаков и маркировки на наружные поверхности планера, используется глянцевая темно-синяя краска Glossy Sea Blue (глянцевая белая Insignia White для нанесения ОЗ и маркировки), либо камуфляжная краска-лак. Краска наносится в два слоя поверх слоя грунтовки. Для консультаций по окраске первых 1623 самолетов ТВM-3, обращайтесь к рисунку 444.

  1. Оранжево-желтая полоса на законцовках лопастей, ширина 4 дюйма.
  2. Non Specular Black.
  3. Обводка опознавательного знака, цвет Insignia Blue , ширина 2,5 дюйма.
  4. Звезда , цвет Insignia White
  5. Серийный номер Бюро по Аэронавтике, высота 1 дюйм.
  6. Номер модели, высота 1 дюйм.
  7. Служебная маркировка, высота 4 дюйма.
  8. Поле опознавательного знака, цвет Insignia White , площадь 10 х 20 дюймов.
  9. Внутренний круг, цвет Insignia Blue , диаметр 40 дюймов.
  10. Опознавательный знак наносится на верхнюю часть левой консоли крыла, на нижнюю часть правой.
  11. Insignia White.
  12. Поле, цвет Light Gray, площадь 12,5 х 25 дюймов ( на нижней поверхности правой консоли – цвет Insignia White ).
  13. Non Specular Black – только кожух над приборной доской, за лобовым стеклом.
  14. Граница, цвет Insignia Blue , ширина 2 1/8 дюйма.
  15. Внутренний круг, Insignia Blue ( Non Specular ), диаметр 50 дюймов.
  16. Фонарь кабины и антенная мачта – Intermediate Blue.

Общие указания

  1. Нанесение всех видов ЛКП на внешние поверхности планера производится в соответствии со спецификацией ВМФ США SR-2C* и циркуляром Бюро по Аэронавтике 14708 AER-E-2574-MVS .
  2. Под термином «Зоны цветового перехода» подразумеваются размытые границы перехода цвета Non Specular Sea Blue и Non Specular White, в соответствии с параграфом D-3 B (7) ( A & B ) спецификации SR -2C.
  3. Видимые снизу горизонтальные аэродинамические поверхности окрашиваются в цвет Non Specular White, в соответствии с параграфом D-3 B (2) спецификации SR -2C.
  4. При нанесении опознавательного знака на верхнюю часть левой консоли крыла, краску серого цвета получают, смешивая в равных пропорциях краску цветов Light Gray и Insignia White.

* Спецификация Бюро по Аэронавтике SR-2C вышла 5 января 1943 года, с датой вступления в силу 1 февраля (пер).

Национальные и прочие опознавательные знаки наносятся белой краской-лаком Insignia White, согласно спецификации AN-TT-L-51. Стальные детали с кадмиевым покрытием покрываются одним слоем цинк-хроматной грунтовки, затем двумя слоями краски Glossy Sea Blue или камуфляжной краски-лака.

Поверхности с тканевой обшивкой покрываются лаком для материи в соответствии со спецификацией Navy Aeronautical Specification SR-70. В качестве фунгицида, предохраняющего ткань от ложной мучнистой росы, используется диметилдитиокарбонат цинка. Это вещество рекомендуется добавлять в только в лак, предназначенный для нанесения первым слоем, в пропорции 4 унции на галлон. Во взвешенную порцию фунгицида рекомендуется добавлять растворитель, с тем, чтобы количество разведенного лака составило один галлон. Все остальные условия нанесения лака остаются неизменными, и присутствие фунгицида в лаке первого слоя никоим образом не влияет на остальные. Для покрытия поверхностей с матерчатой обшивкой используйте целлюлозные ацетат-бутиратные лаки, в соответствии со спецификациями AN-D-1и AN-D-2.

E. Внутренние поверхности

1. Нанесите один слой цинк-хроматной грунтовки (спецификация AN-TT-P 656) и один слой тонированной цинк-хроматной грунтовки на все внутренние поверхности планера, включая переднюю поверхность противопожарной перегородки и мотораму. Поверх грунтовки, нанесите два слоя черной краски-лака на приборную доску и внутреннюю сторону капота.

2. На все детали из магнезиевого сплава наносится как минимум два слоя цинк-хроматной грунтовки и два слоя лака.

3. Стальные детали без кадмирования очищаются пескоструйной машиной, затем покрываются двумя слоями цинк-хроматной грунтовки и одним слоем тонированной грунтовки.

4. В аккумуляторном отсеке, пространство вокруг батарей (12 дюймов), а также съемные части, подверженные воздействию паров или брызг кислоты, окрашиваются нанесением кислотоупорной черной краски (спецификация AN-Р-31).

5. Стальная проводка покрывается антикоррозийным составом до монтажа на планере (спецификация AN-С-52). После монтажа, антикоррозийный состав наносится еще один раз, тонким слоем. Соединения в проводке покрываются одним слоем цинк-хроматной грунтовки и двумя слоями тонированной, кроме изготовленных из коррозиеустойчивых сплавов или монель-металла.

6. Контактные поверхности, изготовленные из разнородных металлов, покрываются двумя слоями цинк-хроматной грунтовки. Там, где это позволяет сборка, промежуток между контактными поверхностями должен быть заполнен антикоррозийным составом - таким, как цинк-хроматная лента или паста. После выравнивания слоя, излишки состава необходимо удалить.

7. Пластиковые, стеклянные и резиновые поверхности не требуют окраски или смазки. Фенольные материалы или пластики сходного состава окрашиваются в один цвет с прилегающими поверхностями.

8. Резьбу на регулируемых деталях, таких, как соединительные тяги и стяжные муфты, нужно покрыть многокомпонентным пластиковым герметиком до и после установки на планер, согласно спецификации AN-C-52.

9. Все деревянные детали покрываются горячим необработанным льняным маслом.

F. Предотвращение коррозии стальных деталей при хранении и транспортировке.

Следующие меры должны быть предприняты, для предотвращения коррозии стальных деталей, предназначенных для хранения или транспортировки:

(1). На окрашенные детали, там, где необходимо нанести маску на небольшие незащищенные участки для соединения, нанесения грунта и т.п., маска наносится до нанесения ЛКП, при помощи негигроскопичной клеящей ленты, согласно спецификации AN-T-12. Данной спецификации соответствует лента «Утилитейп» (Utilitape), производимая компанией Industrial Tape Corporation, Нью-Брунсвик, Нью-Джерси.

(2). Все другие незащищенные поверхности обрабатываются составом из одной части средства «Варсоль» (Varsol), выпускаемой компанией Standard Oil Company , Нью-Джерси, и одной частью состава «Феррокот» (Ferrocote) TF 349, выпускаемой компанией Quaker Chemical Company , Коншохокен, шт. Пенсильвания.

Примечание. В качестве замены состава «Феррокот» TF 349 может быть использован «Перолин» ( Peroline) No .3? производства компании American Chemical Paint Company, Эмблер, Пенсильвания, либо антикоррозийный состав «Сейфко Раст» ( Safco Rust ), производства Swan - Finch Oil Corporation , Буффало, Нью-Йорк.

(3). Части, платированные кадмием, цинком, хромом и/или окрашенные на всех поверхностях, не требуют указанной обработки.

G . Составы для предотвращения «схватывания»

(1). Механические уплотнения. Используйте смазку для резьбы Shell Industrial No. 2,938-B, либо аналогичную, для смазки всех резьбовых соединений, подверженных воздействию воздуха либо двуокиси углерода, а также соединений, подверженных воздействию нефтепродуктов, там, где жидкость не контактирует с резьбой – т.е. в местах механических уплотнений.

Внимание. Смазка наносится только на резьбовую часть болтов, и таким образом, чтобы избежать попадания излишков смазки в магистрали.

(3) Электрические цепи. Используйте смазку для резьбы Parker Sealuble, либо аналогичную, для нанесения на все резьбовые соединения, используемые в электрической системе.

(4) Соединения кислородных линий. Для герметизации соединений кислородных линий используйте состав Rectol Seal No.8 или 15.

К тексту статьи

На главную страницу

Hosted by uCoz