Кайл Уильямс, 2005

''Эвенджеры'' в трехцветной окраске

Перевод Матвей Глухарь, 2005

Расхватав с прилавка коробки с ''Эвенджерами'' от Trumpeter в масштабе 1/32, поклонники знаменитого торпедоносца мчатся в свои домашние мастерские и обшаривают запасники в поисках заветных бутылок с запасами темно-синей краски. Стойте! Не так быстро! Несмотря на то, что модель представлена как ''лучшая в тридцать втором масштабе'', уже сейчас становится ясно, что ''Трампетер'' оставил нас в неведении относительно применявшейся в те годы схемы окраски самолета.

Многие моделисты, не мудрствуя лукаво, используют в качестве гида инструкцию к модели Accurate Miniatures в 1/48. Что же, это можно считать справедливым в отношении поздней версии ''Эвенджера'' - ТВМ-3. В то же время, камуфляж ранних машин TBF/TBM-1, также состоявший из трех цветов, заслуживает подробного рассмотрения. Вкратце, история такова: во время постройки ''Трампетеровской'' модели под заказ, один из моих приятелей упомянул об имеющейся на руках копии настоящей инструкции по окраске от фирмы Грумман. Помимо этого, нашлось множество фотоснимков, запечатлевших самолеты эскадрильи VT-83 на борту авианосца ''Эссекс''. Зная, что руководства по окраске TBF давно утеряны, я никак не мог упустить возможность ознакомиться с подлинными заводскими схемами и инструкциями - тем более, что завода, выпускавшего самолеты, давно уже нет.

Вникнув в схемы и снимки, мы пришли к удручающему выводу: схема трехцветного камуфляжа ''Эвенджера'', которую принято считать стандартной, содержит ряд неточностей и на деле является несколько более сложной, чем считалось ранее. Ниже мы приводим копию оригинальной схемы камуфляжа и нанесения опознавательных знаков, а также спецификацию Бюро по Аэронавтике SR-2с от 2 января 1943 года, где рассматриваются вопросы камуфляжной окраски.

(Комментарий переводчика): Противопожарная перегородка, показанная на схеме как сечение Х-Х, делит фюзеляж на моторную и обитаемую часть. Внутренняя поверхность моторной части покрывалась светло-серым лаком – очевидно, имеется в виду фирменная ''груммановская'' серая грунтовка, обитаемой – цинк-хроматной грунтовкой, которую для ТВМ-1 предписано наносить в один слой для внутренних поверхностей, и в два слоя – для внешних, до нанесения камуфляжной краски. Обозначения STA-45, 107 и т.д. относятся к фюзеляжным шпангоутам (Stations). Воздушный винт – матовый черный цвет (Non Specular Black). В этот же цвет окрашена изнанка переплета лобового стекла и верхний кожух приборной доски. На концевой части каждой лопасти – полоска оранжево-желтого цвета (Orange Yellow). Служебные надписи в верхней части киля: верхний ряд цифр – служебный номер, средний ряд – заводской номер, нижний ряд - обозначение модели. Цвета опознавательного знака: звезда и ''крылышки'' – белые (Insignia White ) в красной обводке ( Insignia Red ), поле знака - Insignia Blue.

Для окраски нижних поверхностей крыла и оперения, схема рекомендует обращаться к одному из дополнений инструкции об окраске. Внутренние поверхности крыльев предписано грунтовать тонированной цинк-хроматной грунтовкой, за исключением особо оговоренных участков ( имеется ссылка). Все детали в полости крыла, которые в какой-либо степени являются съемными (толкатели, подвески, зубчатые колеса, держатели и т.д.) предписано покрывать светло-серым лаком. Поверхности, прилегающие к аккумуляторным батареям (12 дюймов), необходимо окрашивать кислотоупорной краской. Данные в левом нижнем углу схемы относятся к нанесению опознавательного знака на крыло. Указан его диаметр – 50 дюймов, размеры отдельных элементов знака, расположение на крыле, а также цвета, использовавшиеся при нанесении: матовый белый ( Non Specular Insignia White ) и матовый темно-синий ( Non Specular Insignia Blue). Полуглянцевая краска Sea Blue рекомендована только для нанесения на горизонтальные участки крыла сверху и на стабилизатор. Полуматовая краска с тем же названием выделена другим цветом, наряду с ''промежуточным'' синим (Intermediate Blue) и матовым белым цветом нижних поверхностей. Отдельно указаны участки ''смешанных тонов'' - в основном, это название относится к размытой границе перехода от матового цвета Sea Blue к белому цвету. Если речь идет о вертикальных поверхностях, оговаривается, что оттенок в зоне перехода должен примерно соответствовать цвету Intermediate Sea Blue. Допускается создание ''зон перехода'' двумя способами – прямым нанесением Sea Blue поверх белого цвета (преимущественно для небольших самолетов), либо нанесением Sea Blue поверх Intermediate Blue, который в свою очередь наносился поверх белого (для крупных самолетов). В тексте особо оговаривается окраска передних кромок крыла и оперения: рекомендуется использовать подробную диаграмму, на рис. 26. Диаграмма на рис. 27 определяла общее расположение цветов и установление ограничений в их использовании для любого типа самолета.

Тщательно прочитав все предписания и вникнув в детали, вы, несомненно, уясните для себя две важных вещи. Во-первых, на схеме присутствуют обе разновидности синего цвета - ''переходный'' Intermediate Sea Blue, и белый цвет, слегка задутый сверху матовым темно-синим на границе между верхними и нижними поверхностями – на схеме, эти места названы ''смешанным тоном''. Эти цвета почти не отличаются друг от друга, и, по моему мнению, во многих случаях их путали между собой. Во-вторых, ''смешанный тон'' присутствуeт на всех передних кромках. То, что мы до сих пор считали выцветшей краской, на самом деле является зоной перехода от одного цвета к другому - краска наносилась таким образом, чтобы ''смазать'' фронтальную проекцию самолета, осложнив задачу вражеским стрелкам. Интересно также отметить, что изнанка фюзеляжа перед противопожарной перегородкой окрашивалась серой краской на лаковой основе, а опознавательный знак на верхней поверхности крыла являл собой смесь из светло-серого и белого цветов. Вертикальное оперение и форкиль окрашены в цвет Intermediate Blue; в то же время, фюзеляж – ''смешанный тон''.

Снимок иллюстрирует окраску передней кромки. Самолет на фотографии – почти новый, следов износа практически нет. Однако, оттенки краски на киле и на фюзеляже в районе турели различаются между собой, а на передних кромках крыла и стабилизатора присутствует ''смешанный тон''. Следует отметить, что существуют и другие снимки, по которым нельзя установить способ окраски передней кромки. Как и любой самолет II мировой войны, ''Эвенджер'' имел исключения из правил, однако, стандартная схема нами установлена.

Приложение. Инструкция по окраске самолета ТВM-1 "Эвенджер" - выдержки из спецификации AN-01-190EB2, раздел VII

На главную страницу

Hosted by uCoz