Пол Лукас
Оттенки Olive Drab
Публикация: Scale Aircraft Modelling, ноябрь 2001
Перевод Матвей Глухарь, 2003

Продолжая дискуссию, развернутую в сентябрьском номере по поводу цвета Olive Green (напомним, что этот цвет применялся на заключительном этапе II мировой войны на самолетах американской постройки, применявшихся в USAAF и поставлявшихся по ленд-лизу в Британию), будет не лишним обобщить всю известную нам информацию о цвете Olive Drab.
Нижеизложенный материал представляет собой описание эволюции цвета Olive Drab, включая до- и послевоенный период. Авторская версия целиком опирается на четыре опубликованных исследования; информации, входящая в них, в значительной мере исходит ''из первых рук''. Любой, кто нуждается в более подробном описании эволюции и применения цвета Olive Drab, может обратиться к этим превосходным книгам.

История цвета Olive Drab
История Olive Drab берет свое начало в эпоху первой мировой войны. Тогда в британских ВВС был чрезвычайно широко распространен камуфляжный цвет РС10, распространившийся позже и в американской авиации, вместе с бомбардировщиком Де Хэвилленд DH 4. В апреле 1919 года, военно-воздушный корпус (USAAC) утвердил каталог авиационных красок и лаков (US Army Catalog No 4 Paints and Varnishes), содержащий 16 наименований цветов - от 501 до 516. Под номером 515, в него входил цвет Khaki, разработанный на основе РС10 и предназначенный для окраски всех поверхностей самолета. В мае 1920 года, этот цвет, в двух вариантах (матовом и глянцевом) вошел в реестр министерства авиационной промышленности (Air Service Specification) 24-106A.

В ноябре 1919 года, армейское руководство издало документ US Army Specification 3-1, перечисляющий необходимые для армии камуфляжные цвета - в том числе, зеленовато-коричневый цвет Olive Drab No 22. В ноябре 1925 года, под требования 3-1 решили ''подогнать'' реестр 24-106А, содержавший действительные цвета американской авиации. Цвет 515 Khaki в новом реестре заменили на Olive Drab 22. Последний оставался стандартным цветом всех поверхностей самолетов USAAC, до тех пор, пока ВВС не приняли решение об очередной смене камуфляжа: крылья стали красить в желтый цвет, а фюзеляжи в синий. Цвет OD-22 практически вышел из употребления, но в реестре 3-1 он по-прежнему наличествовал. Очередное обновление, имевшее место в 1943 году, также не затронуло Olive Drab, сменилось только его название: теперь этот цвет именовался No.108. В декабре 1943 года, Olive Drab вошел в бюллетень ANA 166, под маркой ANA 504. Цвет являлся глянцевым, и, по всей видимости, не применялся в маскировочных целях.

В 1930 г., USAAC начали разработку матовых защитных цветов. В 1931 году, вышла в свет спецификация 14057, определяющая использование временных камуфляжных цветов. Документ не определял напрямую, какими должны быть эти цвета, но соотносил их с указанными в реестре 3-1. Вслед за испытаниями, в августе 1932 года вышел в свет обновленный реестр 14057-А, а в марте 1938 года - 14057В. В последний, входил цвет Dark Olive Drab 31. Вместе с нейтрально-серым, Neutral Grey 32, он входил в камуфляжную схему, по которой был окрашены истребители P-36A. На авиационном шоу в Кливленде, штат Огайо, 2-4 сентября 1939 года, был показан 21 такой самолет. Разумеется, это был пиар; считалось, что большинство европейских стран, с их камуфлированными машинами, вот-вот вступят в войну, и, чтобы вселить уверенность в американскую публику, современные самолеты USAAC важно было также показать в защитной окраске. К тому моменту, USAAC уже вело испытания камуфляжных цветов. Предварительные заключения были готовы к концу 1939 года. Они свидетельствовали, что наиболее подходящим цветом для верхних поверхностей, будет темный оливково-зеленый, а для нижних - нейтрально-серый цвет.

В результате, весной 1940 года, когда военная ситуация в Европе резко обострилась, было принято решение, внедрить заводскую камуфляжную окраску для самолетов Р-40 - на тот момент самых современных истребителей в США. Руководством при составлении цветов послужил реестр 14057-С, изданный в декабре 1939 года. Использовались цвета DOD 31 и Neutral Grey 32; причем первый из упомянутых вернее всего будет описать как разновидность темно-зеленого цвета.

DOD 31 также использовался в сочетании с другим оттенком оливковой краски - Light Olive Drab 35. Этот цвет вошел в реестр 14075-С, изданный в марте 1940 года, и, по определению, являлся временным. В незначительных масштабах он использовался на самолетах Дуглас А-20. Краску получали, добавляя 10% краски Chrome Yellow в Olive Drab 31; в итоге, получался более светлый зеленый цвет. Тем не менее, схему признали не более эффективной, чем OD 31 в чистом виде, и потому, выглядит маловероятным, чтобы Light Olive Drab 35 получил дальнейшее распространение.

Цветовой реестр 41
Результаты окончательных испытаний камуфляжных цветов, проведенных USAAC, были изложены в спецификации 21114 (октябрь 1940 г.)- ''Камуфляжные авиационные цвета'' (Air Corps Specification 21114 Camouflage Finishes for Aircraft). В исполнение резолюции, был составлен цветовой реестр 41, с образцами новых матовых камуфляжных цветов для постоянного нанесения (Color Card for Camouflage Finishes). Цветом верхних поверхностей был определен темно-зеленый Olive Drab 41, почти идентичный OD 31.

Таким образом, к моменту вступления США в войну, Olive Drab 41 являлся стандартным цветом для верхних поверхностей. Интересно отметить, что, в отличие от других цветов, перечисленных в ''реестре 41'', для OD 41 не были установлены определенные пигменты для составления. Наличие того или иного пигмента в его составе определялось ''по усмотрению''. Это означало, что критерием оценки готового продукта служило лишь соответствие цвета эталону, а пигменты могли применяться самые различные.

Вследствие этого, партии краски Olive Drab 41, выпущенные различными производителями, могли отличаться по пигментному составу, и потому процесс старения в них протекал совершенно по разному. Отсюда и все разногласия, существующие при оценке этого цвета. Тот факт, что сразу после нанесения, OD 41 являлся темно-зеленым цветом, делает вопрос еще запутаннее.

Британские самолеты, построенные на американских заводах, но предназначенные для отправки за океан, окрашивались в два цвета - Dark Green и Dark Earth. Убедившись в том, что Dark Olive Drab 41 - это темно-зеленый цвет, Британия в марте 1942 согласилась на его использование вместо Dark Green, прежде всего в интересах стандартизации - считалось, что это снимет часть производственных проблем. Таким образом, Dark Olive Drab 41 вполне мог иметь сходство с британским камуфляжным цветом Dark Green.

Переход к единым цветовым стандартам.
В июле 1942 года, вопрос стандартизации цветов, применявшихся в USAAF, военном флоте и британских службах, значительно продвинулся вперед: объединенный авиационный комитет (Joined Aircraft Committee, JAC), разработал единый реестр, объединивший цвета всех трех ведомств. До того, каждое из них использовало свои собственные цвета, иногда мало отличавшиеся друг от друга. Производство самолетов, как полагали, удалось бы значительно упростить, если бы удалось договориться об определенной стандартизации - а это подразумевало сокращение числа цветов.

JAC согласился, что единый стандарт, объединяющий сходные цвета Британии и США, кардинально упростил бы всю систему. Был составлен список из 13 цветов, которые надлежало сохранить - в том числе, Dark Olive Drab 41. Список подтвердил его использование вместо Dark Green в британской ''наземной'' схеме, а также вместо цвета Dark Slate Grey, использовавшегося при окраске приобретаемых в США самолетов морской авиации.

Армейское руководство, очевидно, нашло свои причины, чтобы оспорить решение JAC - оставить цвет DOD 41 в списке стандартных цветов. В феврале 1943 года, они предложили заменить его на другой цвет - Class 204 из реестра TAC ES-680 ( может, кто-нибудь из читателей подскажет, что это за реестр?)

Возможно, это имело какое-либо отношение к Цветовым Стандартам для Армии и Флота на эмалевые авиационные покрытия (Army-Navy porcelain enamel aircraft colour standards). Такие стандарты были введены в 1938 году, и, как видно из названия, предназначались для надзора над всеми глянцевыми цветами, предназначенными для армейской и флотской авиации. Реестр A-N содержал блестящий оливковый цвет, известный под названием A-N Olive Drab. Возможно, его оттенок в наибольшей степени подпадал под армейские запросы.
Будучи глянцевым, A-N Olive Drab изначально не предназначался для маскировки, и был упразднен вместе с другими цветами A-N, со вступлением в силу бюллетеня ANA 166.

Дальше по пути изменений
В начале марта 1943 года JAC одобрил коррективы, внесенные в цвет Olive Drab по предложению армии. В апреле, когда это решение вошло в силу, армия обновила свой реестр 3-1. В новой версии, в него вошли 28 глянцевых цветов, 12 полуматовых и 32 матовых, в том числе глянцевые и камуфляжные цвета Army-Navy Aircraft, одобренные JAC. В реестр входила таблица, присваивающая матовым камуфляжным цветам новые имена, и соотносящая их с другими стандартами.

Номер 319 в этом реестре, в колонке TAC ES-680, занимает цвет Class 204. Указано, что он абсолютно идентичен ANA Olive Drab (предложенное армией и одобренное JAC изменение), и ''инженерному'' цвету № 9 (US Engineers colour No.9).

Поскольку обозначение ES-680 Class 204 выглядит достаточно туманным, при выяснении точного оттенка ''нового'' оливкового цвета лучше обратиться к ''инженерному'' номеру. Стандартный ''инженерный'' каталог ( US Army Engineers Standard) T-1213, содержащий цвет No 9, определяет область его применения: окраска всех поверхностей бронетехники, и название: Olive Drab.

В то время, как JAC рассматривал вопрос об изменении цвета Olive Drab, применявшегося для маскировки самолетов, цвет № 9 уже использовался именно для этих целей на самолетах фронтовой авиации в Северной Африке. Несмотря на то, что некоторые самолеты USAAF на этом театре военных действий были окрашены по ''пустынным'' схемам ,принятым в Британии и США, штаб ВВС в северо-западной Африке принял решение сменить камуфляж на всех самолетах в течение марта 1943 года. Новый основной камуфляж для верхних поверхностей включал себя два цвета по каталогу Т-1213: № 4 Field Drab, и № 9 Olive Drab. Нижние поверхности красились в бледно-голубой цвет, получаемый смешиванием белой и синей краски (Blue Special 307) в пропорции 1 галлон на 1/8 пинты. Вполне возможно, что на верхних поверхностях самолетов нашла применение краска, предназначавшаяся для бронетехники. Вероятно, это был первый случай, когда цвет Olive Drab являлся коричневым. Имело ли его использование какое-либо отношение к решению JAC полностью поменять камуфляжные цвета американской авиации, или нет - неизвестно.

Цвета ANA.
Вслед за согласием JAC принять новый цветовой реестр, в мае 1943 года были изданы карточки с эталонными цветами к нему. Несмотря на их выход в мае, первые признаки распространения цветов в строевых цветах отмечаются лишь в сентябре: тогда, вышел в свет бюллетень флотской и армейской авиации № 157 (Army-Navy Aeronautical Bulletin No 157), представляющий собой список стандартных камуфляжных цветов. Документ заменил Бюллетень 41, и все предыдущие цвета флотской и армейской авиации. Цвет Olive Drab, соотносящийся с каталогом ES 680 (Class 204), ''инженерным'' стандартом Т-1213 (9), и реестром 3-1 (319), вошел в него под индексом ANA 613.

Таким образом, с апреля 1943 года, все вышеперечисленные обозначения относятся к одному и тому же цвету, который правильнее всего описать как коричневый.
Возникает вопрос: как скоро цвет ANA 613 начал применяться на серийных машинах? Хотя бюллетень 157 официально не обнародовался до сентября 1943 года, он находился в силе с марта, а эталоны вышли в мае. Таким образом, нужно признать, что новый, ''бурый'' цвет Olive Drab, стал распространяться в американской авиации приблизительно с апреля 1943 года.
В период перехода от Olive Drab 41 к ANA 613, могло сложиться так, что на одном и том же самолете одновременно использовались оба оттенка оливкового цвета (это демонстрирует приведенный в статье цветной снимок С-47 c бортовым номером 43-16299, сделанный во время заводских испытаний: оттенки Olive Drab на фюзеляже и крыле выглядят совершенно по-разному). Как долго продолжался этот переходный период - неизвестно.

Естественный цвет металла
Истинные масштабы распространения цвета ANA 613 в USAAF не поддаются оценке, по той причине, что в октябре 1943 года руководство военной авиацией решило вовсе отказаться от защитной окраски самолетов. Летные подразделения это вовсе не приветствовали: они бы предпочли маскировать свои машины с помощью камуфляжной краски вплоть до конца войны. Во многих случаях, так они и поступали. Свой камуфляж также сохранили самолеты, использовавшиеся для перевозки парашютистов - например, С-47 - и те, что поставлялись по ленд-лизу.
(Примечание редактора: в сентябрьском номере SAM за 2001 г., имеется публикация ''Загадочный оливково-зеленый цвет 2-го TAF'', посвященная как раз этому вопросу.)
Цвет ANA 613 Olive Drab использовался для нанесения камуфляжа вплоть до конца войны: на машинах, лишившихся окраски, оставляли антибликовые участки перед остеклением пилотской кабины и на капотах двигателей. В реестре ANA 157 этот цвет находился до 1964 года, после чего был заменен на почти не отличимый от него оттенок по каталогу FS 595.

Федеральный стандарт 595
Создавая новый реестр, правительство США пыталось объединить множество существовавших в послевоенный период цветовых реестров - с тем, чтобы сократить число оттенков, и ввести стандарт, единый, для всех правительственных служб. В январе 1950 года был одобрен реестр Federal Standard TT-С-595. В нем, цвет ANA 613 Olive Drab, применявшийся в ВВС, на флоте, и в армейской авиации, получил обозначение 3412 - вместе с аналогом US Army Spec 3-1 No 319, применявшимся для окраски бронетехники. В марте 1956 года, для всего реестра было принято новое название FS 595, а Olive Drab в нем получил новый каталожный номер 34087. Достаточно взглянуть в этот реестр, или его обновленный вариант FS 595A, чтобы убедиться в том, что речь идет об оттенке коричневого цвета.
К сожалению, "новый цвет" FS 34087 не был идентичен ''старому'' 3412: в процессе перехода от FS 595 к 595A, был утрачен достоверный оттенок Olive Drab военного времени, свойственный ANA 613. Это относится ко всем цветам, перенесенным из TT-C-595 в FS 595: потому, прямая связь между цветами из нового реестра, и их предшественниками, отсутствует. Таким образом, FS 595 дает лишь приблизительные эквиваленты, а не эталоны для всех ранних цветов.

Яркий пример тому - цвет Olive Drab 22, взятый из реестра 3-1. В апреле 1943 года, цвет в рамках того же каталога переименовали в No 108, в декабре того же года он вошел в реестр ANA 166 под номером 504 и названием Olive Drab. Затем, этот цвет обобщили с четырьмя другими, и в таком виде внесли в новый реестр ANA 613; далее, он получает номер 1405 по каталогу TT-C-595, становится цветом из реестра FS 595, и наконец принимает окончательную форму FS 595A 14087. Во время всех этих перемещений, первоначальный цвет, обозначенный в реестре 3-1 - довольно светлый зеленовато-коричневый - был утерян, а современный вариант FS 595 представляет собой темный буровато-зеленый цвет, ничуть не похожий на изначальный вариант.

Начиная с этого момента, FS 595 начинает пудрить нам мозги. Принято считать, что цвета из этого реестра, идентичные по номеру, кроме первых двух цифр (1 обозначает глянцевую поверхность, 2 - сатиновую, 3 - матовую), не должны не иметь больше никаких отличий. Однако это не относится к Olive Drab! Цвета 14087 и 24087, действительно, имеют сходный тон: темно-зеленый. В то же время, 34087 - это зеленовато-бурый цвет! Вследствие этого, во время перехода от ANA 504 к FS 14087, совсем не очевидно, что планировалась именно эта замена: матовый цвет 34087 куда ближе к цвету ANA.

По поводу этих цветов существует лишь одна догадка: вне зависимости от того, использовался ли цвет 1, 2, или 34087, он считался временным, контролируемым Лабораторией по Покрытиям и Химическим Составам Армии США, (US Army Coatings and Chemical Laboratory), и цветовые градации в нем были вполне допустимы. Можно сказать лишь одно - продолжавшаяся годами путаница с цветами, и ''временный'' их статус по FS 595 ничуть не помогают нам с идентификацией цвета Olive Drab! Однако, от разногласий избавились в третьей версии Федерального Стандарта, FS 595B: из него просто выкинули все три обозначения!

Цвета 14087 и 24087, входившие в каталог FS595A, в третьей версии обозначены как 14086 и 24086; оба они представляют темно-зеленый цвет с незначительным буроватым оттенком. Что же касается бывшего цвета 34087, в третьей версии каталога он имеет новый номер 34088: коричневый цвет с прозеленью.

Таким образом, единственный оттенок Olive Drab, имеющий сегодня близкий эквивалент к FS595B - это ANA 613 Olive Drab, представленный в каталоге под номером 34088. Этот цвет в 1943 году сменил Dark Olive Drab 41.

Поскольку вышеупомянутая замена имела место в 1943 году, аналога цвету DOD 41 по Federal Standard не было и нет. Все, что высказывается по этому поводу в книгах и статьях - это авторские предположения, основанные на чем угодно - от сравнения FS 595 с обычной или темной градацией цвета OD 41, до повторения информации того же рода, почерпнутой в каком-либо другом источнике.


Коричневые тона

Период использования Реестр Номер в реестре Название цвета Применение/фактура
1919-1925 Catalog No 4 515 Khaki (PC-10) Все поверхности
1925-1934 Specification 3-1 22 Olive Drab Глянцевый для всех поверхностей
1938-1943 A-N   Olive Drab Матовый
1940-? Specification 14057 35 Light Olive Drab Матовый
1943-1964 ANA 504 Olive Drab Глянцевый
1943-1964 ANA 613 Olive Drab Матовый

Хотя все эти цвета несколько различались по тону, по мнению автора, если оценивать их по FS 595B, все цвета близки к 34088, за исключением Light Olive Drab 35: последний ближе всего к цвету 14255, но несколько темнее его

Зеленые тона

Период использования Реестр Номер в реестре Название цвета Применение/фактура
Примерно 1932-1940 Specification 14057 31 Dark Olive Drab Матовый
1940-1943 Bulletin 41 41 Dark Olive Drab Матовый
Примерно 1944-1949 ANA 624 Olive Green Матовый

Olive Drab для моделистов.
Поскольку краску Olive Drab выпускает большинство производителей авиамодельной краски, есть возможность выбора: для Dark Olive Drab 41 лучше подобрать краску с преобладающим зеленым оттенком; для ANA 613 Olive Drab - с коричневым, или соответствующую FS 595A 34087, или FS 595B 34088. Тем, кто желает подобрать DOD 41 по реестру FS 595A, следует найти цвет, немного светлее и с большей долей коричневого, по сравнению с - здесь, мнение автора подкрепляется книгой Роберта Арчера [1], где имеется цветовой эталон. Как и следовало ожидать, FS 34079 в точности соответствует британскому цвету Dark Green!

Dark Olive Drab 41, почти идеально совпадающий с эталоном из книги Арчера, несложно получить, смешивая 10-12 частей краски Humbrol 159 Matt Khaki, и одну часть цвета 33 Matt Black. Поскольку производители смешивали пигменты для Olive Drab произвольно, оттенки краски от разных производителей выглядели по-разному; потому, нельзя сказать точно, что является достоверным цветом. Следует добиваться общего темно-зеленого тона.

Для ANA 613 Olive Drab, можно без всяких смешиваний брать краску Humbrol 155 Olive Drab, так как она соответствует стандарту FS 595B 34088.

Использованная литература
1.The Official Monogram US Army Air Service and Air Corps Aircraft Color Guide Vol 1 1908-1941. Robert D. Archer;
2.USAAF Aircraft Markings and Camouflage 1941-1947. Robert D. Archer
3.The Official Monogram US Navy & Marine Corps Aircraft Color Guide Vol 2 1940-1949. John M. Elliott
4.IPMS Colour Cross Reference Guide. David H. Klaus

На главную страницу


Hosted by uCoz