Battle Colours: Winged Flight to Pearl Harbor

Майкл Гоуэлл

Тема камуфляжных цветов оставляет множество вопросов для обсуждения - даже для такой страны, как США, чья документация после войны сохранилась почти полностью, а того, что УЖЕ известно, хватит не на один том (я знаю; в моем распоряжении имеются пять книг на указанную тему, и их содержание не сходится между собой на все 100 %). То, что известно и исследовано, требует степени бакалавра в области военного языка и жаргона - и это еще мягко сказано.

военные спецификации, приложения, технические руководства и боевые приказы, прочитайте их, и и возрадуйтесь плодам трудов других, как

я - тот самый товарищ, кто пожертвовал бесценными часами настоящей работы над моделью, воздержался от любого другого времени, которое он мог бы использовать для безупречной стрижки газона,

и воздайте тихую молитву тем, кто сделал это для всех вас

This primer is exactly that, a primer. The subject of camouflage colors, even for a country like the United States who's records were left pretty well intact after the war, has left much open to debate, and what IS known can fill volumes. (I know; I have 5 books on the subject, and they don't all agree with each other 100 percent of the time.), What is known and established, requires a Bachelor's degree in military speak and jargon to say the very least. Unless your idea of a fun way to pass a quiet evening at home is to pour over Mil. Specs, supplements, Tech manuals, and task orders, read on, and enjoy the fruits of the labors of others as I have, and offer a silent prayer to them for doing such a good deed for the rest of us. In order to keep the reader awake, and alert, I, your humble gatherer of information; the guy who has laid aside hours of valuable actual modeling time, forgone any other time that could otherwise be used in better pursuit of a perfect lawn, drinking massive quantities of adult beverages like a professional fighter jock, and engaging in any of the other professionally sanctioned piloty type activities known to exist, just to make sense of all these references, have inserted a certain amount of humor into this research article just to spice it up. Hope you enjoy my endeavors.

На первый взгляд, схема окраски боевых самолетов США II мировой войны выглядит довольно простой. Самолеты армейской авиации окрашивались в темный оливково-зеленый цвет поверх довольно темного серого; самолеты морской авиации были голубовато-серыми, нижние поверхности окрашивались в светло-серый цвет с коричневатым оттенком. Такая картина выглядит достоверной для нетренированного глаза, но для историка и моделиста – это без малого проход в другой мир, проникнув в который, исследователь никогда не возвращается таким же, как был.

Как и все влиятельные государства, участвовавшие в войне, США в предвоенный период много экспериментировали со способами маскировки самолетов, находящихся в убежище или же на боевом задании.

Камуфляж, в своих простейших формах, подразумевает сокрытие (сделать объект незаметным), изменение облика или же придание объекту таких черт, чтобы его приняли за что-то совершенно другое. На поиски точной схемы ушли бесчисленные часы работы и бесчисленные суммы в долларах.

Вкратце говоря, американские военные начали камуфлировать самолеты одновременно с первыми заказами на приобретение авиатехники – в 1908 году. Испытания маскировочных схем окраски начались в 1917 году – с выходом спецификаций No 24100 «Покрытие тканевой обшивки усадочным лаком», No 24101 «Нанесение обозначений методом декалькомании», No 24102 «Национальные опознавательные знаки» и No 24105 «Маркировка самолетов». Покрытие усадочным лаком преследовало две цели: первое и очевидное – обеспечить необходимое натяжение тканевой обшивки на каркасе летательного аппарата; второе – обеспечить водостойкость (ткань, набравшая воды в результате неблагоприятных погодных условий, прибавляла в весе и растягивалась – тем самым, несущие поверхности утрачивали свои аэродинамические качества).

В 20-е и 30-е годы, военные много экспериментировали с различными цветовыми комбинациями и типами краски применительно к различным климатическим условиям – с тем, чтобы придти к оптимальному уровню заметности самолета, при наблюдении с воздуха и с земли. Некоторые из предложенных тогда схем, с позиции сегодняшнего дня выглядят странновато, но восемьдесят лет назад их рассматривали вполне всерьез. Главная идея состояла в том, чтобы «сломать» прямые линии самолетного силуэта, и тем самым сделать машину менее заметной, если смотреть на нее сверху; а также найти цвет, или цвета, которые бы хорошо маскировали самолет на фоне неба.

USAAC – авиационный корпус армии США.

Большая часть цветов создавалась как результат опытов с водорастворимой краской, которую можно было легко смыть. Временные камуфляжные схемы, начало которым положил рапорт инженерного отдела авиационно-технической службы «О камуфлировании самолетов для выполнения задач в дневное время» ( январь 1921 г.), стали основой, на которой создавался камуфляж военного времени. Наиболее значимым результатом исследований стало использование краски цвета неба – с тем, чтобы укрыть самолет от наблюдателей не земле. Испытания показали, что самолет, закамуфлированный подобным образом, будет наименее заметен на высоте 10 000 футов, а не 17 000 футов. Также, было рекомендовано убрать с камуфлированных самолетных плоскостей все опознавательные знаки.

Авиационный корпус армии США - USAAC.

Большинство цветов были созданы в результате экспериментов с водорастворимыми красками, которые было легко наносить кистью. Начало опытам с временными камуфляжными схемами положил "Рапорт по камуфлированию аэропланов дневного применения", изданный в январе 1921 года инженерным отделом Авиационной Службы. Временные камуфляжные схемы стали прочной базой всего, что нашло применение в войне. Возможно, лучшим применением этого исследования было внедрение небесного цвета для окраски нижних поверхностей самолетов. Испытания показали, что самолет, окрашенный таким образом, станет незаметен для наземных наблюдателей уже на высоте 10 000 футов (3048 м), вместо 17 000 (5181 м.). Также было рекомендовано, удалить опознавательные знаки с крыльев камуфлированных самолетов. Другим важным экспериментом, было нанесение ложных теней, чтобы

настоящая тень от крыла или оперения самолета.

В 1930 году, пришедший на смену Инженерному отделу Отдел по Авиационным Материалам начал эксперименты с временным камуфляжем, наносившимся при помощи водорастворимых красок, во время проведения армейских учений. Первым испытанным цветом был оливковый - Olive Drab, наносившийся на самолеты наблюдения. Эксперименты также ставились и на обычных коммерческих красках. В 1932 году, была проведена большая серия испытаний -с целью, определить, какая из ходовых коммерческих красок в наибольшей степени подходит для маскировки самолетов. Были представлены и инвентаризованы стандартные наборы цветов. В указанный период времени, на оборонные нужды выделялось ничтожно мало средств - по сравнению с этим, даже военные ассигнования при Клинтоне выглядят громадными. Ключевыми понятиями были гибкость и разностороннесть. Если цвет выглядел слишком темным, или светлым, достаточно было добавить черной или белой краски - таким образом, цвет можно было легко изменить в полевых условиях, "подогнав" облик машины к окружающему пейзажу. После учений, краска без туда удалялась при помощи нагретой воды и ветоши. Разумеется, одни сорта краски смывались лучше других. Пурпурная и черная краска являлись трудносмываемыми, и для их удаления требовался чистящий состав. В 1933 году, созданные сорта краски впервые прошли испытание в имитированных боевых условиях. Оказалось, что на окраску планера уходит от 6 до 12 человеко-часов, а на крупных машинах - до 25 человеко-часов. Использовались цвета Olive Drab, Purple и Dark Green. Пурпурная краска, как оказалось, разъедала металл - несмотря на замечательные камуфляжные свойства, от ее использования пришлось отказаться, до тех пор, пока не будет создан сорт краски аналогичного оттенка, но безопасный. Этот поиск ведется до сих пор. Ученые пытались найти новый состав пурпурной краски, которая бы не разъедала конструкцию, но в итоге, в качестве лучшего из доступных, был предложен нейтрально-серый цвет, ставший стандартным в 1935 году.

Most of the colors were derived from the experimentation with water based coatings that could be brushed off fairly easily. These temporary camouflage schemes starting with the January 1921 Air Services Engineering Division's "Report on Camouflage of Day Airplanes" became the solid foundation for what lay ahead in the war. Possibly the best use of this study was the implementation of a sky color in order to conceal aircraft at altitude from observers on the ground. The testing revealed that aircraft so camouflaged would be hidden and blended with the sky at Angels10 (10,000 ft.) rather than at Angels 17. It was also recommended that all National insignia on the wings of camouflaged aircraft be eliminated. Another important experimentation was the use of shadow shading to eliminate, or at least fool the observer to the natural shadow produced by the wings and tail surfaces of the aircraft. In 1930, the replacement for the Air Services Engineering Division, the Materiel Division started testing aircraft with the water based temporary schemes for the use in field exercises. The first color tested was an Olive Drab that was applied to an observation aircraft. The commercial paints utilized were also a test bed to find durable paints that both served to protect the aircraft from observation, and from the destructive elements of nature. By 1932 suitable experimentation had been conducted to seriously utilize these colors in the field to determine what colors best camouflaged the aircraft from detection. A standardized set of colors were introduced, and stocked. The key word here in an era of extremely paltry budgets for military expenditures that made the Clinton Era Defense Budgets look huge, was flexibility, and versatility. If a color was deemed to be to dark or too light, just mix in some extra white or black and you could field alter the colors to match specific terrain the aircraft were operating in and around. The paint could easily be removed after operation with cold water, and a rag. (The author must at this point interject as a former U.S. Army Officer, that he does have a certain amount of sympathy for the enlisted personnel who would inevitably end up with the unenviable task of painting and washing these aircraft.) Certain colors of course were easier to wash out than others were. Purple and black were rather difficult, and acleansing compound had to be used. The first test of these established colors in a simulated combat environment came in 1933. It was found that the average time to cover an airframe took 6 to 12 man hours, with the largest of airframes taking up to 25 man hours. The colors used were Olive Drab, Purple, and Dark Green. Purple while even today would be considered a valuable camouflage color was found to etch the metal, and discontinued until a suitable color could be manufactured that was safe. They are still looking. ( The Author wonders that even if a suitable purple was found that some irate pilots would not have taken the offending chemical analysis, bribed all officials involved or threatened them with severe bodily harm, and destroyed it. Could you envision a Purple P-40 with tiger teeth!!??? Barney the B-17 Bomber? The mind boggles. Any IPMS members who dare discover this Holy Grail of purple will be immediately drummed out of the IPMS, and sentenced to build FROG kits out of the box with tube glue for the rest of their lives) While they were still looking for a suitable reformulation of the color purple (no not the movie…You can't reformulate Oprah, and Whoopie into actual actresses…no matter how you try…, the movie will still be a stinker) and available stock being reconsidered, neutral gray was introduced into the mix as a second best. In 1935, Neutral gray became the standard. 1938 GHQAF Maneuvers were the first widespread use of the waterbased colors, and Olive drab, Neutral grays, and blues were used most. According to Dana Bell's book from Squadron Publishing, This was also the first use of a standardized numbering system for the colors also. (I owe this guy a few rounds for really doing the homework!)

На маневрах 1938 года, проводившихся генеральным штабом ВВС США (GHQAF), впервые были широко представлены водорастворимые краски - Olive Drab, Neutral Gray и многочисленные синие оттенки.Как утверждает Дана Белл в своей книге [1], на этих ученитях также был впервые представлен стандартизованный цветовой реестр.

По запросу генерала Арнольда, в середине 1939 года USAAC вполне могли приступить к разработке пробных составов авиационной камуфляжной краски для постоянного нанесения. Вполне по-армейски, запрос Арнольда был прогинорирован, а затем отсутствие каких-либо подвижек оправдали трудностями при нанесении краски на дюраль и альклед. Был также выдвинут аргумент, что летные данные самолетов снижаются после нанесения ЛКП. Генерал Арнольд, с его железобетонным характером, отмел все протесты и дал распоряжение Отделу по Авиационным Материалам, немедленно приступить к испытаниям. Более того, генерал самолично назначил руководителей испытаний. Результат мы можем видеть на знаменитых снимках, запечатлевших, например, Р-36 в оранжевых, коричневых, синих, оливковых и прочих тонах. Часть рапортов была представлена еще до выполнения заключительного анализа. В июле 1941 года, было подготовлено "Исследование 42" (Study No. 42), посвященное маскировочной окраске самолетов. "В 1940 году, рекомендация, наносить цвет Olive Drab поверх Neutral Grey, была выполнена. Линию раздела цветов следовало делать размытой. На внешние поверхности самолетов снова предостояло нанести опознавательные знаки, матовой краской, на все шесть позиций. Также, было рекомендовано, что армии следует ожидать выполнения тех же стандартов от всех производителей авиатехники. Цветом, прописанным в этом стандарте, был Dark Olive Drab 41. На нижнюю поверхность крыла тактических самолетов USAAC полагалось наносить надпись через трафарет: U.S. ARMY (лучший способ спрятать самолет от наземных наблюдателей - это написать крупными буквами, к какому лагерю вы принадлежите: "ЭЙ! ГАНС!!! ПОСМОТРИ НА ЭТИ БУКВЫ, ЛЕТЯЩИЕ ПО ВОЗДУХУ!!!...БЛЯ!!! ЭТО БЕЗУМНЫЙ ФРАНЦ!!! )) В конце сентября 1940 года, было решено проверить жалобы, поступающие на неустойчивый цвет: самолет моментально выцветал при любых погодных условиях, его окраска приобретала самые разнообразные оттенки - от цвета дубленой кожи и светло-коричневого до фиолетово-зеленого (влияние ультрафиолетового излучения на больших высотах, европейский ТВД) и красновато-розового (Северная Африка). Помимо этого, к 1938 году, США снабжали военными самолетами воюющие страны по всему миру. К 1941 году, США достаточно ознакомились к британскими стандартными камуфляжными цветами, и были готовы включить часть из них в свой арсенал. В январе 1940 года, было достигнуто соглашение о едином цветовом стандарте мирного времени для армии и флота - цветах ANA. Так как в первую очередь предостояло использовать уже имеющиеся запасы краски, стандарты ANA вошли в практику только в 1942/1943 году, и камуфляжные цвета оставались вне контроля ANA до августа 1942 года. Чтобы упростить ситуацию, USAAC и наземные войска (US ARMY) действовали в рамках изданных технических приказов, спецификаций и бюллетеней:

  • Спецификация No.24100 - "Нанесение усадочного лака на полотняные поверхности, изменение 2"
  • Спецификация No.24102 - "Опознавательные знаки, изменение 2"
  • Спецификация No.24105 - "Маркировка самолетов, изменение 7"
  • Спецификация No. 24112 "Полировка и покрытие лаком, изменение А"
  • Спецификация No. 24113 "Цвета самолетов USAAC"
  • Спецификация No.24114 "Камуфляжные цвета самолетов, изменение 7"
  • 07-1-1 - " О внесении изменения А в маркировку, опознавательные знаки и камуфляж, и упразднении изменений В и С"
  • Технический приказ 01-1-3 - "О нанесении усадочного лака на полотняные поверхности"
  • A-N "Фарфоровые цветные таблички"
  • Бюллетень 41, "Камуфляжные авиационные цвета".

Эти спецификации, технические приказы и бюллетени полностью решали вопросы маркировки и камуфлирования самолетов USAAC в 1941 году, в целом, и для любого отдельного типа самолета.

Цвета

Приведенный ниже цветовой реестр взят из чрезвычайно информативной книги - "Цвета ВВС, 1926-1942" Даны Белл. Таблица была обновлена, с тем, стобы отразить различия в издании FS595. В нее также вошли все примечания исследователей, опубликованные издательством Squadron Signal.
Номер Цвет

Примерный эквивалент по FS 595A - январь 1956

Примерный эквивалент по FS 595B - июль 1994 Комментарии
1

Ivory Cream Кремовый

13596/13594
13596/13594

Противоречивая информация из различных источников

Более светлый, и с более интенсивным желтым оттенком, сравнивая с эквивалентами.

2

Colonial Yellow Желтый

13596/ 13594 13596/ 13594

Противоречивая информация из различных источников

Темнее, и с красным оттенком, сравнивая с эквивалентами.

3 Buff 10371 10371 Несколько светлее и насыщеннее
4 Yellow 13432 /13538 13432/ 13538

Противоречивая информация из различных источников

Темнее, с меньшей насыщенностью, больше желтых тонов.

5 Orange Yellow 11302/ 12197 11302 /12197

Противоречивая информация из различных источников

Оранжевый оттенок немножко сильнее, цвет несколько светлее и интенсивнее.

6 Light Green 34524 34524

Светлее, интенсивнее, с большей желтизной, глянцевый.

7 Green 14090 /14110 14090 /14110

Темнее, больше желтых тонов.

8 Olive Green 34098/ 14087 34098 Довольно точное соответствие
9 Bronze Green 14050 14050 Несколько темнее, глянцевый.
10 Light Gray 16357/ 13578 16357/ 13578

 

11 Warm Gray 16555 16555 Несколько темнее, интенсивнее, с большей желтизной, несколько более глянцевый.
12 Blue Gray 36307/ 16376 36307/ 16376

Несколько темнее, с большей желтизной, несколько более глянцевый.

13 Dark Gray 36081 36081 Несколько более глянцевый, более темный, больше коричневых тонов.
14 Pink 10371 10371

Не самый лучший аналог: № 14 светлее, интенсивнее и более глянцевый.

15 Flag Red 11105 /11136 11105 /11136 Противоречивая информация из различных источников: несколько светлее, интенсивнее и более глянцевый.
16 Vermilion 11136 11136

Темнее, немного интенсивнее, более глянцевый.

17 Metallic Red 20152 /11136 20152/ 11136

темнее, с большей желтизной, интенсивнее, глянцевый.

18 Maroon 10076/ 10049 10076/ 10049

Немного светлее, интенсивнее, с большей желтизной, глянцевый.

19 Seal Brown 30108/ 10080 30108/ 10080

Противоречивая информация из различных источников: интенсивнее, светлее, более глянцевый.

20 Brown Primer 20122 20122

Светлее, интенсивнее, более глянцевый, больше коричневых тонов.

21 Warm Drab 26134 26134 Темнее, интенсивнее, более глянцевый.
22 Olive Drab 30118 30118 /14088

Противоречивая информация из различных источников: интенсивнее, темнее, с большим содержанием красного

23 Light Blue 35109/ 15193 35109/ 15193

Противоречивая информация из различных источников: плохое соответствие с FS-аналогом. Оригинальный цвет интенсивнее, несколько светлее. глянцевый, в нем немного болльше зеленых тонов.

24 Flag Blue 15044/ 15193 15044/ 15193

Противоречивая информация из различных источников: несколько интенсивнее, темнее, глянцевый.

25 White   37778 37778, 37886 (свежая краска).
26 Sand 30279 30279 Несколько темнее, больше розовых тонов.
27 Light Blue 35622 /15102 35622 /15102

Цвет Navy True Blue, темнее и с болшим содержанием синих тонов, сравнивая с 35622.

28 Sea Green 34128 /14187 34128 /14187

Цвет Navy Willow Green - но желтых тонов меньше, больше зеленых.

29 Dark Blue Между 35109 и 35189 Между 35109 и 35189
30 Dark Green 34092 34092 Чуть больше черных тонов
31 Dark Olive Drab 34087 34087 Точное соответствие аналогу
32 Neutral Gray 36173 36173 Чуть-чуть темнее
33 Black 37038 37038
34 Rust Brown 30117 30117 Ненамного темнее
Цвета 35-40 неизвестны
41 Dark Olive Drab 34087 34088 Немного больше красных тонов
42 Medium Green 34092/ 34079 34092 /34079

Противоречивая информация из различных источников, точное соответствие аналогу

43 Neutral Gray 36173 36173 Нейтральный по цвету
44 Black 37038 37038
45 Insignia Red 31136 31136 Точное соответствие
46 Insignia White 37855 /37875
37855 /37875

Противоречивая информация из различных источников, возможно, изначально был 37886

47 Insignia Blue 35042 /35044 35042 /35044 Светлее, больше голубых тонов
48 Identification Yellow 33538 33538

Темнее, но того же оттенка - не такой темный, как 13432

49 Sand 30279 30279 Добавлен 10 января 1942 года

* Информация курсивом - из книги: Robert and Victor Archer, USAAF Aircraft Markings and Camouflage 1941-1947.

Другие упомянутые цвета
Испытания водорастворимой краски, июль 1930 г. Аналог по FS595A
Olive Drab 30118 - несколько темнее, и больше зеленых тонов

Образцы цветов, предложенные к рапорту от 22 января 1932 года.

Olive Drab

Почти точно соответствует 30118 - несколько темнее, больше зеленых тонов. Один из образцов примерно соответствует 30266, но несколько темнее.

Purple

Отдаленно напоминает 37144 Royal Purple, но образец имеет больше синих тонов и светлее.

Dark Green

Почти в точности соответствует 34108 - одни образцы темнее, другие светлее, один из образцов близок 34128.

Рапорт о маскировочной окраске от 10 августа 1932 года
Olive Drab 34087 - образецц имеет несколько больше зеленых тонов
Purple Примерно как 37144, но ярче и темнее
Dark Green 14036 или 34036 - образец матовый, и в нем больше красных тонов.

В дополнение к этим двум исследовательским статьям, зайдите сюда, чтобы увидеть сканы всех рассмотренных цветов. Имейте в виду, что это сканы с цветовых образцов, и они дадут вам только обощенное представление о цвете. До настоящего момента, ни одна попытка точного сканирования цветовых реестров не увенчалась успехом. Кроме того, настройки цветности вашего компьютера сыграют важную роль в том, как вы видите цвет у себя на мониторе. Когда я отсканировал реестр, как цветные фотографии, цвета потеряли яркость и блеск - некоторые желтые тона полностью изменили оттенок, и приобрели совершенно блеклый вид (словно краска выцвела, или же стоит принять во внимание эффект масштабирования). Также имейте ввиду, что, хотя все цвета приведены в их точном формате, поименованы и снабжены номерами из реестра FS, не все из них совпадают с аналогами из этого реестра - по большей части, это БЛИЖАЙШИЕ из возможных аналогов.

Читаем реестр FS595B (июль 1994)

(National Stock Number 7690-01-162-2210)

Чтобы облегчить чтение этих стандартов, были использованы все сравнения

цветовой реестр FS595A 1959 года, изданный Управлением Общих Служб (General Services Administration, GSA) в виде веера

В моем распоряжении имеется реестр FS595B, изданный в июле 1994 года. Разница, по мнению Даны Белл, состоит в том, что GSA, переходя на реестр FS595B, изменило некоторые цвета, но номера остались прежними!!! Когда цвет совпадает, пожалуйста, держите это в памяти. Если интересно,

To ease the reading of these standards, all comparisons were used against the General Services Administration Form FS 595A fan deck dated 1959 . (Yes the agency I happen to work for) I have in my possession the FS595B, dated July 1994. The difference is, according to Dana Bell, that when GSA went to the FS595B, some of the colors changed, but utilized the same numbers!!! When color matching please keep this in mind. If interested, the stock number for the current edition of the FS595B is 7690-01-162-2210. Most modellers relish this handy fan wheel of colors with their appropriate Federal Standard designation. While not as versatile as the Munsell system, it is regularly used by modeller and historical scholar alike to accurately describe a color. (Try explaining the color blue to someone sometime if you need to know what I mean) To ease the pain of reading these FS595 numbers, let me quickly explain how to use the "595".

FS stands for Federal Standard. The first number of the 5-digit code indicates the sheen of the color. In other words a 1 indicates a gloss paint or color, a 2 a semi-gloss or satin coat, and a 3 a drab or flat color or paint. The second color denotes the actual color group. 0- brown, 1- red, 2 - orange, 3 - yellow, 4 - green, 5 - blue, 6 - gray, 7 - miscellaneous, and 8 - fluorescent. The last three colors represent increasing diffuse reflectance. (The lower the number, the color gets darker, and changes color) so an FS16440 would be a glossy red of a fairly deep hue. Clear as mud in a FS30223 hue?

Color Analysis 101

When analyzing a sample, the recommended best sampling time as used by historians, amateur, and professional, and as developed by the Kodak Company is: 12 noon on a sunny day with out a lot of haze, and to do it outside. Artificial light does alter the perception, and the color matching process. Perhaps in the future, since I work with facilities as a day to day profession, I can lead a discussion or pursue artificial lighting recommendations in a research format per the ANSI/BOMA standard at a future time.

Posted changes to the research

Change One to this article made August 13, 2001 .

  1. Added complete analysis of colors with Dana Bell's Permission, added FS595B comparisons
  2. Added link to scanned colors with precautions on computer scans, and added section on how to conduct color research analysis.

References:

Air Force Colors, Volume 1 1926-1942 Dana Bell Squadron/Signal Publishing 1995.

The Official Monogram US Army Air Service & Air Corps Aircraft Color Guide Vol. 1 1908-1941 Robert D. Archer

Monogram Aviation Publications 1995.

USAAF Aircraft Markings and Camouflage 1941-1947, The History of USAAF Aircraft Markings, Insignia, Camouflage, and Colors Robert D. Archer, and Victor G. Archer Schiffer Publishing 1996.

United States Military Aircraft Since 1909 F.G. Swanborough and Peter M. Bowers Putnam Publishing 1963 edition.

 

 

Hosted by uCoz
rtual="/.narodsys/direct.html"-->
Hosted by uCoz