Дейл Палмери
Окраска самолетов американского флота 1939 -1945.
Из цикла статей "Корабельный камуфляж в США во II мировой войне'' - часть 13.
Публикация: Scale Models, 1981, July.

Перевод: Матвей Глухарь, 2003

Публикация глав 7-12 нашего отчета породила множество читательских писем. Многие из них затрагивают темы, первоначально не планировавшиеся для обсуждения - но, раз уж вопросы возникли, давайте внесем некоторые коррективы в намеченное, и уделим внимание теме, вызывающей неизменный читательский интерес - а именно, камуфляжу самолетов флотской авиации, по аналогии с камуфляжем военных кораблей. Автор был немало удивлен количеству писем по этой тематике: казалось бы, существует немало книг, освещающих вопросы камуфлирования самолетов с должной достоверностью. Оказалось, однако, что эти книги в основном, вышли достаточно давно, и изначально распространялись лишь в пределах США. Создается впечатление, что новое поколение британских и европейских моделистов выросло в полном неведении относительно этих книг. В письмах повторяются все те же старые ошибки; сколько раз уже было сказано, что цвета Midnight Blue и Patrol Blue в природе не существуют - но , как видим, авторы многих публикаций ''лучше знают''! Вот почему, имеет смысл разобрать эту тему заново. Тема приобретает особую важность в контексте наших исследований, поскольку модели кораблей японского производства в масштабе 1/700 - это, либо авианосцы, либо тяжелые боевые корабли с катапультой и поплавковым самолетом на ней - и именно эти модели, как правило, выбирают в качестве ''первого опыта'' начинающие моделисты.

Бюро по Аэронавтике США, подобно Бюро по Кораблестроению, уделяло самое пристальное внимание разработке камуфляжных схем и цветов для флотской авиации. Абсолютное большинство самолетов было окрашено в строгом соответствии с официальными схемами; немногие случаи, когда эти схемы отличались от стандартных, будут рассмотрены ниже. Тем не менее, отметим, что из-за недостатка места, здесь будет дано описание лишь самих камуфляжных схем, а не маркировки - тема, которая сама по себе заслуживает отдельной книги.

Схема 1: окраска самолетов полностью в цвет Light Grey (30 декабря 1940 - 13 сентября 1941 года).

Первая схема всестороннего камуфляжа, принятая для самолетов палубного базирования. В состав краски М-485 Non Specular Light Grey входили следующие пигменты: Titanium Oxide, Burnt Sienna, Lampblack. Первый из них представлял собой окись титана: белый пигмент, с небольшим синим оттенком, от которого избавлялись, добавляя в разумных количествах оранжево-коричневую жженую сиену. Третий компонент - газовая сажа. В итоге, получался очень светлый серый цвет без каких - либо примесей. В сочетании с Non Specular Blue Gray (эта схема будет описана ниже), цвет кажется несколько желтоватым, но это оптический обман.

Схема 2: Blue Gray/Light Gray (с 30 декабря 1940 по 1 февраля 1943 - для патрульных самолетов и амфибий берегового базирования; с 13 октября 1941 по 1 февраля 1943 - для палубной авиации; с 26 декабря 1941 по 1 февраля 1943 - для всех остальных самолетов берегового базирования).

Двухцветная схема, характерная для начального этапа военных действий. Фюзеляжный верх окрашивался в новый цвет М-485 Non Specular Blue Grey. Краска была чисто синего цвета и имела следующий состав: Iron (Prussian) Blue, Titanium Oxide, Antimony Oxide (окись сурьмы), Lampblack. В тот же цвет окрашивалась отъемная часть крыла полностью - в том случае, если крыло складывалось вверх. Нижние поверхности фюзеляжа и центроплана окрашивались в NS Light Gray. Линию разделения цветов сделали размытой и волнистой, а поскольку точных инструкций, как это делать, не существовало, то существует заметная разница между самолетами, построенными заново, и более старыми машинами, окрашенными до того целиком в NS Light Gray.

Обращаясь к единственному опубликованному источнику по этому вопросу - книге Джона Фрэнка Дайела (Dial) "United States Camouflage WW II", нужно иметь в виду, что приведенный в этой книге образец крайне неточен: с насыщенностью и яркостью там все в порядке, а вот тон "излишне пурпурный". Моделистам хорошо известно, что краски на основе Prussian Blue были, так сказать, с прозеленью по сравнению с пурпурно - синими оттенками краски на ультрамариновой основе.

Существует один чрезвычайно интересный вариант этой схемы: это самолеты, которые базировались или просто перевозились на борту авианосца "Энтерпрайз" накануне Перл- Харбора. Самолеты перекрашивались "по схеме 2" прямо на борту судна. На этих машинах, линия разделения цветов перед крылом, как и на всех других, переходит на капот, но затем круто поднимается вверх, охватывая капот таким образом, что его переднее кольцо сохраняет первоначальный цвет Light Gray. Фотоснимки запечатлели окрашенные таким образом "Уайлдкэты" эскадрильи VF-6, "Донтлесс" от VB-6 и VSB-6, "Девастаторы" от VT-6 и F4F "Уайлдкэт" эскадрильи VMF-211, которые "Энтерпрайз" доставил на остров Уэйк. Нестандартная окраска этих самолетов, по-видимому, так и не была приведена в соответствие с нормативами, оставаясь неизменной вплоть до списания с корабля; как из-за потерь, так и по причине замены самолетов на новые, более совершенные. Чтобы установить точную дату этого события, нужны новые исследования. Возможно, это произошло в апреле 1942: будучи на капитальном ремонте в Перл-Харборе, сам корабль сменил маскировочную схему Measure 1 на Measure 2, а парк палубной авиации подвергся существенным изменениям.

Схема 3: матовая трехцветная камуфляжная схема. (С 1 февраля 1943 по 22 марта 1944 - для палубных истребителей; по 7 октября 1944 - для палубных самолетов, транспортных и многоцелевых (Utility) самолетов наземного базирования и гидропланов; по 30 декабря 1944 для патрульных самолетов берегового базирования; для других патрульных и разведывательных самолетов схема сохранялась до конца войны).

Знаменитая схема окраски, применявшаяся в центральный период военных действий. Официально состояла из трех тонов: верхняя поверхность фюзеляжа, передние кромки крыла и стабилизатора - NS Sea Blue; верхняя поверхность крыла и стабилизатора - SG Sea Blue; боковые поверхности фюзеляжа и киль - NS Intermediate Blue; нижние поверхности - NS Insignia White, включая затемненные участки под крылом и оперением, которые приходилось намеренно осветлять. Вам придется запомнить раз и навсегда, что:

1. NS Sea Blue (ANA607) и Semi Gloss Sea Blue (ANA 606) - это не Patrol Blue, и Midnight Blue.
2. NS Intermediate Blue (ANA 608) не имеет ничего общего с М-485 NS Blue Gray.
3. Цвет нижних поверхностей NS Insignia White (ANA 601)- это вовсе не "Off-white", "Dirty white", Light Gray или Powder Blue.
4. Краски ANA 606 и 607, разработанные Бюро по Аэронавтике, не имеют ничего общего с "корабельным" цветом 5-S Sea Blue.

Примерно в этот период Бюро по Аэронавтике отказалось от десятилетней практики составления экспериментальных и серийных красок на основе Iron (Prussian) Blue. Новые краски ANA являли собой совершенно новую цветовую гамму: пигмент Iron Blue в их составе сменили на Ultramarine. Владельцы книги Росса Уистлера (Whistler) "US Camouflage 1933-1969" без сомнения отметят, что информация, приведенная ниже в таблицах, и касающаяся соотношения ANA и FS595A, не во всем сходится с данными из этой книги. Теперь, имея возможность сравнить несколько сохранившихся образцов (на счастье, у меня теперь есть несколько комплектов цветных выкрасок, а Уистлер, насколько я знаю, располагает только одним комплектом), я могу с полной уверенностью оспорить его позицию. Тон различных образчиков цвета в целом, служит для меня свидетельством того, что разработчики краски намеревались полностью "вписать" ANA в FS 595 (?), а наблюдаемая разница обусловлена лишь производственными погрешностями. Потому, эквиваленты FS 595, вполне соответствуют существовавшим в тот период цветам; аналоги от Munsell и Methuen также достаточно точны в рамках градаций этих систем. Тем не менее, отметим недостаток Methuen, обсуждавшийся в главе 10: особенности печатного процесса накладывают ограничения, из-за которых из их цветовой таблицы выпадают очень темные и насыщенные цвета.

Существует несколько разновидностей этой схемы: здесь очень важно отметить, что с 22 марта 1944 года матовые цвета заменялись на глянцевые эквиваленты. Там, где это имело место, NS Sea Blue могла использоваться в качестве анти-бликовой панели перед лобовым остеклением. Что интересно, краски Glossy Intermediate Blue в природе не существовало - в отличие от Glossy Sea Blue ANA 623 и Glossy Insignia White ANA 511. Неизвестно, каким образом матовые боковые поверхности совмещались с трехцветной глянцевой схемой: возможно, поверхности, окрашенные ANA 608, покрывались глянцевым лаком или натирались воском.

Схема 4: "противолодочный камуфляж" (с 25 июня 1944 до конца войны).

Противолодочные самолеты окрашивались по двум схемам:

  1. Трехцветная Scheme I: верхние поверхности - ANA621 Dark Gull Gray; боковые - ANA620 Light Gull Gray; нижние - ANA601 NS Insignia White. Автору не известно ни одной достоверной фотографии, доказывающей, что "схема I" вообще когда - либо применялась на практике.
  2. Двухцветная "Scheme II" -это, конечно же, знаменитая схема "серый поверх белого", нашедшая применение во время противолодочных операций в Атлантике.

Dark Gull Grey, довольно темный, матово-серый цвет без оттенков, был разработан "с нуля". В противоположность ему, Light Gull Grey ничем не отличается от М-495 NS Light Grey и ANA602 Light Gray. В рамках моделизма, вполне допустимо считать их одним цветом. Рассмотрите внимательно несколько сохранившихся комплектов, сделайте поправку на влияние погоды и производственные погрешности - и вы не выявите какой-либо разницы. Иное обозначение цвета 602 по сравнению с 620 имеет отношение не к цвету, а к образующим его пигментам - дело в том, что на заключительном этапе II мировой войны, произошла кардинальная смена состава красок, с целью сохранить дефицитные компоненты сырья. Вот чем объясняется то, что один и тот же цвет фигурирует под разными названиями.

Схема 5: Overall Sea Blue (с 22 марта 1944 до конца войны для палубных истребителей; с 7 октября 1944 до конца войны для других палубных самолетов; с 30 декабря 1944 до конца войны для патрульных самолетов берегового базирования).

Самолеты по этой схеме красились в один цвет - ANA623 Glossy Sea Blue, со всех сторон. На некоторые машины наносилась антибликовая панель ANA607 NS Sea Blue; особенно это касается самолетов F4U Corsair, в меньшей степени - других типов. У патрульных самолетов, горизонтальные поверхности крыла и оперения были полуглянцевые, а все остальное - Non Specular, то есть матовое.
Поскольку именно "Схема 5" чаще других является источником несуществующих названий типа "Midnight Blue" и "Patrol Blue", повторим еще раз: эти названия могут встречаться, но они не являются официальными.

Аналоги Glossy Sea Blue от Methuen и Munsell в целом идентичны уже описанным матовым и полуглянцевым вариантам того же цвета; хотя, поверхность с большей глянцевостью в отраженном свете может выглядеть заметно темнее матового аналога.
Относительно временных рамок, указанных в начале каждого раздела: надо помнить, что флот, как правило, не перекрашивал самолеты по другой схеме в полевых условиях - за исключением упомянутого выше эпизода. Заводская окраска самолетов оставалась неизменной вплоть до списания. Вот почему, в одних и тех же частях, можно было встретить самолеты, окрашенные по ранней схеме, и машины того же типа, сошедшие с конвейера позже и окрашенные по-другому. Таким образом, даты определяют смену камуфляжных схем на сборочных линиях, а не в строевых частях.

Цвета маркировки.

Glossy Insignia Red (ANA509) - очень яркий красный цвет, соответствующий довоенному Insignia Red. Пигмент - чистый кадмий, или Toluidine Red.
Non-Specular Insignia Red (ANA619) - матовая версия ANA509: соответственно, использовался тот же пигмент, и эквиваленты по Methuen и Munsell будут теми же. Эквивалент по FS595A -31116. Отметим, что в системе ANA существует еще один красный цвет - ANA618 Dull Red, FS 30109, Methuen 8(D-E) 7, Munsell 10 Red 3.5/6. Этот цвет довольно широко применялся в USAAF, и на самолетах, поставлявшихся по ленд-лизу в Англию (по происхождению, это британский цвет Dull Red), но, насколько я знаю, он не использовался в маркировке флотских самолетов США.
Glossy Insignia Blue (ANA502): очень темный пурпурно-синий цвет, темнее и "пурпурнее", чем Sea Blue. Промышленные партии этой краски, в любом случае являются более глянцевыми, чем эквиваленты Sea Blue; потому, если сравнивать с Sea Blue, они выглядят темнее, чем они есть на самом деле. В принципе, разница между тем и другим невелика - достаточно сравнить образцы с равной глянцевостью, чтобы убедиться в этом - но Insignia Blue всегда немножко темнее.
Non-Specular Insignia Blue (ANA605) - матовый аналог ANA502.
Engine Gray (ANA 513) - довольно темный нейтрально-серый цвет, скорее глянцевый, чем матовый; использовался для покраски цилиндров и картеров двигателей воздушного охлаждения. Тот же цвет, под обозначением ANA625 Seaplane Gray, с полуматовой фактурой, покрывал верхние поверхности гидропланов USAF в послевоенный период. До сегодняшнего дня (1981), он остается специализированным цветом вертолетов морской авиации, в частности, вертолетов "Sea King", базирующихся на борту десантных кораблей LPH и LHA.
Zinc Yellow Primer 84: это знаменитый ''Yellow Zinc Chromate''.
Green Zinc Yellow Primer 84-D: довольно светлый зеленый цвет, не имеющий аналога по Federal Standart: темнее, чем 34258.
Interior Green (ANA611) - очень интенсивный оливково-зеленый цвет.
Light Blue (ANA501) - произошел от довоенного цвета True Blue: очень яркий синий цвет.
Light Green (ANA503) - еще один глянцевый, насыщенный цвет, эквивалент довоенного Willow Green.
Orange Yellow (ANA506) - довоенный цвет Chrome Yellow. Чрезвычайно богатый, насыщенный цвет с интенсивным блеском.
Light Yellow (ANA505) - довоенный цвет Lemon Yellow. Яркий желтый цвет с интенсивным блеском.

International Orange (ANA508) - на удивление, довольно грязный, хотя и очень насыщенный цвет: всегда глянцевый.
Non-Specular Orange Yellow (ANA614) - матовый эквивалент ANA506, соответствующий ему по всем остальным параметрам.
Non-Specular Light Green (ANA630) - хотя, название этого цвета совпадает с ANA 503, сам цвет совершенно другой: заметно темнее, и менее насыщенный. Возможно, это Pea Green - цвет, который, по некоторым источникам, использовался для окраски втулок винтов на самолетах с авианосца "Йорктаун" (CV-10) в 1944 году.

Доступные краски
Крупнейший производитель модельной краски, Humbrol, к великому сожалению обошел стороной объекты нашего исследования. Ассортимент "Хамброл" включает несколько цветов, формально предназначенных именно для этих целей: HU4 Non Specular Sea Blue, HB9 Sea Blue Gloss, HU5 Intermediate Blue и HU6 Light Grey. Увы, ни один из этих цветов не соответствует оригиналу в полной мере.
К счастью, большинство нужных цветов присутствуют в цветовой гамме Humbrol, или же их легко получить, смешивая различные цвета. Ниже, приводятся доступные рецепты - т.е. те, которые несложно составить.

NS Light Grey - лучше всего подходит краска HT2 Surface Grey .
NS Blue Grey - две части HU5 International Blue смешать с одной частью HF2 Vert .
Sea Blue - я использую одну часть HU4 NS Sea Blue и одну часть HS209 Tarmac. Можно использовать готовую краску Pactra, если она доступна в вашем глухом захолустье))).
Intermediate Blue: не так - то просто подобрать этот цвет, имея под рукой только "Хамброл". Упрощенный метод таков: одну часть HB13 Azure Blue смешать с одной частью HB3 Ocean Grey. Однако, наилучшим вариантом все же будет "Пактра" соответствующего оттенка, для достоверности разбавленная 20% белой краски.
Белые цвета - лучше всего взять "Хамброл", поскольку в именно в их белом цвете имеется толика синего - как раз столько, чтобы имитировать наличие окиси титана. Белый цвет от "Пактры", и большинства других производителей, напротив, слегка желтоват.
Dark Gull Grey - часть HB3 Ocean Grey и часть HB6 Sea Grey Medium.
Light Gull Grey - аналогично описанному выше Light Grey.
Insignia Red - лучше брать "Пактру": она ближе к оригинальной интенсивности, по сравнению с "Хамброл", который, к тому же, еще и грязноват.
Insignia Blue - две части MC8 French Blue (униформа войск Наполеона) и одна часть HB10 Night, или любого другого матового черного цвета.
Engine Gray - лучше всего подходит краска HM4 Panzer Grey (спросите у соседа-танкиста) прямо из бутылки. После высыхания, задуть глянцевым лаком.
Zinc Yellow Primer 84 -подойдет краска MD4 Zinc Chromate Primer.
Green Zinc Yellow Primer 84D - взять одну часть HD4, добавить две части HS206 Grass Green. Это самый простой из вариантов.
Interior Green - одну часть HD5 Interior Green смешать с с одной частью HB8 Dark Slate Grey.
Маркировка: яркие цвета имеются в ассортименте столь многих производителей, что давать особые рекомендации не имеет смысла: эквиваленты Methuen или Munsell дадут вам верное представление о цвете, остальное - дело вашего выбора.

Цвета морской авиации США в эквивалентах.
Камуфляжные цвета

Цвет Код FS 595A Methuen Munsell
Non Specular Light Gray M-485 36440 C1 N7/0
Non Specular Blue Gray M-485 35189 23(E-F)5 5.0
Non Specular Sea Blue ANA607 25042 21(G)8 10 Blue 1.5/2
Semi Gloss Sea Blue ANA606 35042 21(G)8 10 Blue 1.5/2
Non Specular Intermediate Blue ANA608 35164 21(D-E)4 5.0 PB4.5/2
Non Specular Insignia White ANA601 37875 A1 N9
Dark Gull Gray ANA621 36231 E1 N5.5/0
Light Gull Gray ANA620 36440 C1 N7/0
Glossy Insignia White ANA511 17875 A1 N9/0

Цвета маркировки

Glossy Insignia Red ANA509 11136 (10)C9 5.0 Red 4/14
Non Specular Insignia Red ANA619 31136 8(D.E)7 10 Red 3.5/6
Glossy Insignia Blue ANA502 15044 19(G)8 5 Purp. Blue 1.4/2
Non Specular Insignia Blue ANA605 35044 19(G)8 5 Purp.Blue 1.4/2
Engine Gray ANA513 16081 F1 N 3.5/0
Zinc Yellow Primer 84 33481 3C6 5 Yellow 7/7
Green Zinc Yellow Primer - 84 D     29D6 5 Green 5.5/5
Interior Green ANA611 34151 2(E-F)8 10 Yellow 3.5/4
Light Blue ANA501 15102 21D(7-8) 2.5 Purp.Blue 3.5/10
Light Green ANA503 14187 (27-28)(D-E)(9) 7.5 Chr.Yellow5/8
Orange Yellow ANA506 13538 (4-5)A8 10 Yel. Red 7/10
Light Yellow ANA505 13655 4(A-B)8 2.5 Yellow 8/12
International Orange ANA508 12197 8B(9) 10 Red 5/12
Non Specular Orange Yellow ANA614 33538 (4-5)A8 10 Yel. Red 7/10
Non Specular Light Green ANA630 34138 (27-28)E8 7.5 Chr.Yellow 4.5/6

На главную страницу

Hosted by uCoz