Дэниэл Джонс

Окраска кораблей Кригсмарине

Plastic Ship Modellers, 1995. Copyright © SMML 2003

Перевод и комментарии Матвей Глухарь 2006

Автор благодарит за помощь Фалька Плетчера, выполнившего переводы с немецкого, добавившего свои комментарии и предоставившего рецепты для смешивания красок «Хамброл» - а также всех остальных моделистов, оказавших помощь в работе над публикацией.

На снимке - "Шарнхорст". Фото US Naval Historical Center.

Вступление

Изучение камуфляжа военных кораблей никогда не было легкой задачей. Весь процесс напоминает сборку детской головоломки со многими утерянными частями. Информация «по теме», в лучшем случае, носит обобщенный характер; ее приходится собирать по крупицам.. По сравнению с цветами военной авиации, корабельные камуфляжные цвета плохо задокументированы, а некоторые из опубликованных материалов противоречат друг другу. Исключение составляют цвета военно-морского флота США – здесь сохранилось множество документов, включая «рецепты» использовавшейся краски и цветовые образцы. С военными кораблями других стран, все обстоит намного хуже, а в случае с Кригсмарине, дело совсем плохо, поскольку Германия проиграла войну. Большая часть флотской документации погибла под бомбами, была намеренно уничтожена; тем не менее, после окончания войны, в руки союзников попали огромные массивы документов германского военно-морского ведомства. Добыча хранилась на складах, по большей части в Англии, без каких-либо попыток систематизации. С 1965 года, материалы по частям возвращались в Германию, но опять-таки в виде дезорганизованной бумажной массы. В таком состоянии, информация, взятая вне контекста, может привести к заблуждениям. И уже нет в живых многих офицеров и официальных лиц, которые могли бы пояснить документы или вернуть их содержание в надлежащую канву. Таким образом, образуется множество невосполнимых пробелов, вопросы остаются без ответа. В свете этого, представленный текст носит, скорее, характер рассуждений, и основан по большей части на вторичных источниках (публикациях). Это лучшее, что мы можем сделать в настоящее время.

Одна из трудностей в изучении цветов Кригсмарине вызвана тем, что, в отличие от армии или Люфтваффе, флот не использовал цветового реестра RAL в инструкциях по окраске. RAL – это общепринятый реестр цветовых оттенков, который используется и по сей день: своего рода аналог знаменитому «Федерал Стандарту». Флот же создал свой собственный цветовой реестр, потому находить соответствия здесь намного сложнее. К настоящему моменту, установлено только 36 цветов, включая интерьерные краски и грунтовки.

Существует всего одна книга с детальным описанием немецкого корабельного камуфляжа, и содержащаяся в ней информация сильно обобщена – перечислены лишь немногие цвета, без указания на места применения. Тем не менее, книга имеет большую ценность, так как содержит сотни снимков камуфлированных судов. Подписи к снимкам – на немецком и английском, однако цвета почти нигде специально не уточняются. Большинство материалов в нашей статье основано именно на этом издании – «Окраска и камуфляж Кригсмарине» Дитера Юнга, Арно Абендрота и Норберта Киллинга (1977) – далее, мы будем именовать эту книгу ATDK, от ее немецкого названия - Anstriche und Tarnanstriche der Deutchen Kriegsmarine.

Развитие корабельного камуфляжа между двумя войнами

Окраска первых боевых кораблей, построенных в Германии в 20-е годы, почти не изменилась со времен I мировой войны. Крупные корабли окрашивались по стандартной схеме «мирного времени», принятой в 1896 году: надводная часть корпуса и надстройки - темно-серый цвет Dunkelgrau 51, светло-серый Hellgrau 50, или черный цвет Teerfirnis Tf 99 (черный лак на дегте). Подводная часть судна могла окрашиваться в четыре разновидности красного цвета: S.B.I, II, III и IIIA. Ватерлиния – серый цвет W.L. I и III Grau (23a и 23b).

Корабельные корпуса полагалось окрашивать в темно-серый цвет 51, надстройки – в светло-серый 50. Некоторые предполагают, что существовал еще один оттенок серого, более светлый - для надстроек, но официально это не подтверждено. Вероятно, это мнение основано на интерпретациях снимков – на отдельных немецких кораблях, надстройки выглядят почти белыми, но это может быть стандартный светло-серый цвет 50, снятый на пленку ярким солнечным днем.

Корабли меньших размеров – старые торпедные катера, тральщики, вспомогательные суда окрашивались целиком в черный цвет Tf 99 – иногда с белыми полосами на корпусе. Особенно нарядными выглядели портовые буксиры – черные корпуса, белые линии по верху фальшборта, светло-серые надстройки (50), темное лакированное дерево мостика. Брезентовые чехлы на ограждениях были белыми или светло-серыми. Когда в 30-х годах, в строй вошли эсминцы новых классов, устаревшие торпедные катера, окрашенные черным лаком Tf 99, перекрасили в два оттенка серого – темный и светлый, чтобы добиться сходства с новыми судами.

Стальные палубы покрывались черным лаком, деревянные не окрашивались. На линкорах и крейсерах, покрытие главной палубы и на уровне 01 было деревянным – только на крейсере «Кенигсберг», палуба была стальной. На мостике и на площадках сигнальщиков, палуба также была деревянной. В рубках, поверх палубы клался линолеум коричневатого цвета. На кораблях меньшего размера, деревянные доски заменялись листовой обшивкой. На тральщиках «Тип 35», главная палуба была обшита досками, на других, начиная с типа 40, использовалась стальная обшивка.

Корабли, построенные до начала войны, обычно несли эмблему в виде орла, целиком отлитую из металла, и бронзовую свастику, на лобовой части мостика. После начала войны, эти «излишества» удалили, а на судах, построенных в военное время, их никогда и не было. В мирное время, на корпуса также наносили белые тактические номера – это справедливо, хотя бы в отношении эсминцев [1].

Официальные инструкции по окраске содержат некоторые указания о нанесении камуфляжа. Сюда входят четыре цвета (30-33), но нет ни слова о камуфляжном рисунке. Инструкции, возможно, относятся к опытным испытаниям, проводившимся в конце 20-х годов в ходе военно-морских маневров. Так, в 1927-1928 годах, опытные схемы опробовали на миноносцах серии «Мёве» – «Зееадлер» выкрасили в бутылочно-зеленый цвет, «Фальке» - в два оттенка серого (50/51), «Грайф» - в некий новый серый цвет. В первой половине 30-х годов, эти корабли перекрасили в черный, приравняв их к судам старых серий, но в 1935 году вернули цвета 50/51.

В ATDK имеются снимки миноносцев серии «Мёве», на которых поверх 50/51 нанесен темно-серый или черный цвет, причем рисунок во многих случаях различается. Очевидно, что в период между войнами проводились исследования и анализ корабельного камуфляжа, хотя рапортов о результатах очень немного. О проводившихся испытаниях говорит и снимок судна «Вайхсель», севшего на мель в августе 1938 года – поверх 50/51 явно нанесен одноцветный камуфляж. Судно-мишень «Царингер» в течение длительного времени – возможно, до начала войны - было окрашено в несколько цветов. Испытания не оказали никакого влияния на текущее положение дел, и по их итогам не было принято ни одной директивы, определяющей окраску кораблей в случае войны. Во время войны, данные заново восстанавливались с целью анализа, но окончательный результат был уничтожен перед капитуляцией.

Использование стандартной двухцветной схемы окраски 50/51, продолжилось в первые годы войны. Широкое применение камуфляжа было впервые отмечено в ходе норвежской кампании. На эсминцы, заходившие в норвежские фьорды, наносился камуфляж в виде широких полос, скрадывавший очертания корабля на фоне заснеженных скал. Первые камуфляжные цвета военного времени – черный и очень темный серый (возможно, применялся и темно-синий) часто наносились поверх 50/51; таким образом, защитная окраска становилась трехцветной. На снимках, сделанных в Норвегии, где в кадр попали уничтоженные эсминцы, отдельные участки конструкции выглядят белыми – вероятно, это фоновый цвет 50, нанесенный перед войной.

Эсминец Z 2 «Георг Тиль» у норвежских скал

В это же время, началось использование синевато-серого (шарового) цвета, наносившегося на все вертикальные поверхности взамен 50/51. В этот цвет был окрашен «Бисмарк», после того, как судно отбыло из Норвегии в Северную Атлантику.

Один из последних эсминцев, построенных для Кригсмарине – Z37. (Osprey Publishing)

В 1942 году, корветтен-капитан Дехенд, до ноября 1941 проходивший службу на линкоре «Адмирал Хиппер», написал рапорт, подводящий итог его экспериментам на флоте. В этом документе Дехенд не только обобщил используемый камуфляж, но и указал на его недостатки. Рекомендации по улучшению в основном сводились к тому, чтобы офицерам на местном уровне дали право самостоятельно выбирать подходящий тип камуфляжа, взяв за основу цветные схемы и указания на определенные составы краски. Официальные инструкции при этом следовало использовать только в качестве пособия. Дехенд также рекомендовал смешивать стандартные цвета для создания новых оттенков, что официальные инструкции категорически запрещали делать.

Опубликованные выдержки из рапорта свидетельствуют, что эта работа носила скорее теоретический характер. Для иллюстрации идей, в него были включены обобщенные схемы окраски: схемы 1-12 иллюстрируют идеи Дехенда о принципиальных цветах и камуфляжных рисунках; схемы 13 и 14 используются для критического анализа с предложенным улучшением – как пример, используется окраска миноносца «Вуллинвевер». Схемы 15 и 16 отражают дальнейшие суждения. Цветные копии этих документов приведены в ATDK .

После выхода документа в свет, адмирал Шневинд отдал приказ о практической проверке новых идей. Изучение снимков показывает, что линейный корабль «Шарнхорст» был заново покрашен по схеме 7, «Лютцов» - по схеме 8, а одна из схем окраски «Тирпица» явно основана на схеме 9. Приказ адмирала не распространялся на руководителей других служб, поэтому все дальнейшие испытания остались в ведении заинтересованных офицеров. Но после этого, строгий централизованный контроль над составлением инструкций по камуфляжной окраске исчез.

Закономерным итогом продолжившейся серии испытаний, стала попытка обобщить их результаты. 26 января 1943 года, был издан приказ, исследовать возможности маскировочной окраски кораблей. Испытания продолжались примерно год; и по их итогам, был составлен рапорт, датированный 21 февраля 1944 года. Объектом для проведения испытаний служили небольшие рисованные силуэты кораблей или модели, которые устанавливались перед рисованным фоном с изображением моря и неба. Наблюдение велось под различными углами и с различной освещенностью. ATDK содержит 80 снимков, сделанных при испытаниях. Судя по ним, камуфляж был самым разнообразным – от окраски всего судна в один цвет, до комплексного многоцветного камуфляжа. Некоторые, со всей очевидностью, основаны на реальных камуфляжных схемах, уже применявшихся на практике. Единственным практическим результатом экспериментов стало создание руководства по камуфляжной окраске транспортных судов, вошедшее в силу в 1944 году. Во всем остальном, результаты скорее носили теоретический и обобщенный характер, и не были реализованы в новых приказах или директивах, которые бы применялись на боевых кораблях. Несмотря на то, что никаких специальных распоряжений не было издано, возможно, что идеи, предложенные во время испытаний, широко обсуждались, и окраска некоторых кораблей была выполнена под их влиянием.

Отвлечемся ненадолго. Мы уже упоминали, что информация из различных источников нередко противоречит друг другу. Источником этого противоречия, возможно, являются материалы, добытые во время войны разведкой различных стран. Этот источник, столь часто упоминаемый в журналах и книгах, в целом заслуживает доверия. Тем не менее, информацию, добытую разведчиками, нельзя рассматривать без контекста – иначе, она может ввести в серьезное заблуждение. Хорошим примером является материал, предоставленный военно-морской разведкой США ( Office of Naval Intelligence – ONI ). Это ведомство изучало немецкие разработки в области военно-морского флота, еще до того, как США вступили в войну. По мнению американцев, немецкий камуфляж, существовавший на тот момент, не шел ни в какое сравнение с новейшими разработками США в этой области – существовавшие схемы являлись продолжением идей I мировой войны. Только камуфляж торговых судов был признан достаточно эффективным. Для открытого моря, при нормальной освещенности, такое мнение, возможно, было бы обоснованным – но дело в том, что многие схемы разрабатывались для кораблей на якорных стоянках, и некоторые из них, в этом смысле, были чрезвычайно эффективны.

По заключению военно-морской разведки США, немецкие камуфляжные схемы разделялись на восемь различных направлений (включая черно-белые диагональные полосы, знакомые нам по «Бисмарку» и другим крупным кораблям). Такая классификация выглядела вполне достоверной, так как большинство реальных камуфляжных схем подпадало под одну из восьми категорий. Диагональные черно-белые полосы на крупных боевых кораблях подверглись суровой критике, но ONI предположило, что их нанесение – это попытка создать «дробящий» камуфляж. Это мнение разделили многие художники и писатели – вот почему, производители моделей «Бисмарка», все как один, приводят эту окраску в инструкциях, а на коробках, обычно изображается «Бисмарк» под ударом союзников, с черно-белыми полосами. На самом деле, черно-белые полосы служили не для маскировки судна, а для того, чтобы затруднить его распознавание, и применялись они только в период пребывания судна на Балтике. Сразу же после ухода в Атлантику (для участия в норвежской кампании – М.Г.) полосы смыли, как и со всех кораблей.

Маркировка для распознавания с воздуха

Во время I мировой войны, на крупных боевых кораблях Германии, орудийные башни окрашивались сверху в черный цвет, а поверх наносились большие белые кольца, для уверенного распознавания с воздуха для «своей» авиации. Подобные элементы вновь появились во время войны в Испании – это были черно-бело-красные полосы на передней и задней орудийных башнях, либо на орудийных щитах. Такая маркировка использовалась для распознавания и с воздуха, и с поверхности, вплоть до конца войны.

В апреле 1940 года, на кораблях впервые появилась свастика, заключенная в белый круг на красном фоне. Свастика наносилась на нос, и иногда на квартердек. До 1942 года, «красный фон» представлял собой широкую полосу, «перекинутую» через полубак – на крупных кораблях, ее наносили краской, на более мелких – просто растягивали флаговое полотнище. Когда судно заходило в порт, свастику закрывали сверху брезентом – чтобы не привлекать к себе внимание противника во время воздушных налетов. ATDK предполагает, что красную полосу позже заменили на желтую. Автор этих строк не нашел тому подтверждения; возможно, это ошибка, вызванная тем, что на некоторых кораблях в желтый цвет были окрашены верхи орудийных башен. С нарастанием превосходства союзников, вся указанная маркировка постепенно вышла из употребления – примерно к 1944 году.

На больших кораблях, «крыши» орудийных башен окрашивались в яркие цвета. На некоторых судах, с февраля 1940 до апреля 1942 года использовался желтый цвет. На «Шарнхорсте», во время знаменитого прорыва, верхи башен, как считается, были выкрашены в синий. Красный цвет тоже использовался для этих целей, но, по-видимому, исключительно на кораблях, действовавших на Балтике.

К началу норвежской кампании, немецкие корабли носили «окраску мирного времени» - 50/51. После ожесточенных сражений с Британским флотом, когда Германия потеряла почти все свои эсминцы, на уцелевших кораблях поверх серых цветов нанесли черные или темно-серые поля. Окраска каждого судна незначительно отличалась от другого, однако в целом, соблюдались две обобщенные схемы.

Первая – подражала британским судам, а также тем, что участвовали в I мировой войне. Это была простая схема – черная, либо очень темная серая краска наносилась на корпус большими участками, и распространялась на надстройку. Судя по внешнему сходству, эта схема создавалась под сильным британским влиянием; вполне вероятно, что в ней отразились и эксперименты 20-х годов, проводившееся на эсминцах класса « Mёве». Хороший пример – окраска эсминца «Пауль Якоби» ( Z5) в апреле 1941 года.

По второй схеме, на судно наносились темные полосы под различными углами; иногда, это создавало эффект искусственной перспективы. Именно так был окрашен эсминец «Теодор Ридель» ( Z6) в 1942-1943 году.

Эскадренный миноносец «Теодор Ридель»

Эсминцы серии «Леберехт Маас» (Тип 34)

  • Головной корабль серии – Z1 «Леберехт Маас». Однотонная светло-серая окраска судна характерна для довоенного периода. Палубы и другие горизонтальные поверхности эсминцев обычно покрывались темно-серым составом против соскальзывания (Osprey Publishing)

•  Эсминец Z 6 «Теодор Ридель» в 1942 году. Ломаные темно-серые полосы на светло-сером фоне.

•  Эсминец Z 10 «Ганс Лоди» в 1942 году. Во время норвежской компании, это судно все еще было окрашено в однотонный светло-серый цвет, о чем свидетельствуют фотоснимки. С лобовой части мостика лишь убрали изображение орла, и закрасили номер на корпусе. Позже, корпус окрасили в три оттенка серого цвета: светлый, средний и темный (Osprey Publishing)

«Альтернативная» схема окраски применялась исключительно на линкорах и крейсерах, действовавших только на Балтике в 1940-1941 г. Поверх стандартных цветов 50/51 наносились черные и белые диагональные полосы. Назначение этой схемы – затруднить идентификацию судна и определение дистанции до него. Помимо нанесения черных и белых полос, носовые и кормовые части корпуса корабля окрашивались в темно-серый цвет, для создания эффекта перспективы; схему дополнял фальшивый бурун у носа, нарисованный с помощью белой или светло-серой краски. По этой схеме были окрашены такие суда, как «Бисмарк», «Принц Ойген», «Нюрнберг», «Лейпциг», «Лютцов», «Эмден» и «Дойчланд». Однако, ни один из крейсеров класса «К» - «Кёльн», «Кенигсберг», «Карлсруэ» не получил этой окраски – эти корабли были окрашены в два «стандартных» цвета 50/51. Новые цвета, в итоге, получил только долгожитель-«Кёльн». Черно-белые полосы как элемент окраски кораблей отменили в 1942 году.

«Лютцов» на стоянке в Готенхафене. 12 апреля 1940 года. На заднем плане – «Бисмарк», справа – «Нюрнберг» (www.bismarck-class.dk)

«Бисмарк» на якорной стоянке в Киле. Последние летние месяцы 1940 года. «Шевроны» уже смыли. (www.bismarck-class.dk)

«Бисмарк» в Киле. Сентябрь 1940 г. (www.bismarck-class.dk)

В 1942 году, некоторые корабли («Гнейзенау», «Кёльн»), вместо схемы 50/51 перекрасили заново в тусклый чугунно-серый цвет. Возможно, светло-серые надстройки были слишком заметны: яркое освещение превращало их почти в белые. Новая краска могла содержать жженую умбру, как предлагал корветтен-капитан Дехенд. К моменту ухода из Норвегии, в этот темно-серый цвет был выкрашен «Бисмарк»; от «балтийской» схемы остался только рисунок на корпусе, создающий ложную перспективу, с фальшивыми бурунами у носа и кормы. Верхи орудийных башен также перекрасили в серый цвет. В том же году, одноцветными стали и некоторые эсминцы – вероятно, это был светло-серый цвет. Отдельные корабли выглядят так, будто их заново окрасили по схеме «мирного времени». Поверх наносился камуфляж полосами, между которыми оставляли промежутки для какого-либо дополнительного цвета – в точности, как в случае с 50/51. ATDK предполагает, что «Кёльн» был окрашен в чугунно-серый цвет, пока действовал на Балтике, но это мог быть и голубовато-серый цвет. В этой же книге утверждается, что «Шарнхорст» и «Гнейзенау» во время прорыва через Ла-Манш были чугунно-серыми. Это может быть справедливым в отношении «Гнейзенау», но «Шарнхорст» на момент прорыва был окрашен по доработанной «схеме мирного времени» - 50/51. На надстройки нанесли темные пятна (темно-серый?), верхи башен были синими. Судно стало чугунно-серым значительно позже; при этом, нос и корма были намного светлее центральной части корпуса.

«Граф Шпее» во время знаменитого рейда, был окрашен в цвета 50/51, дополненные неравномерно нанесенным рисунком в виде пятен на мостике и на надстройках. Ранее считалось, что эти пятна были оливково-зелеными, но это маловероятно: более уместным будет предположить, что пятна были темно-серыми, либо серо-синими. Этот камуфляж сохранялся вплоть до гибели судна в гавани Монтевидео.

Скоростные катера (шнелльботы) и некоторые малотоннажные суда, в частности тральщики, окрашивались по многоцветной схеме. Существовало несколько довольно сложных схем камуфлирования. Некоторые представляли собой мелкие пятна и полоски, расположенные в геометрическом порядке, вплотную друг к другу – похоже на схему окраски «Лозенг», использовавшуюся во время I мировой войны в немецкой авиации, с тем же принципом – на расстоянии, все многочисленные пятна и полоски сливались в единое целое, создавая камуфляжный эффект. Точные цвета трудно установить. Такой стиль камуфлирования был признан неэффективным, и к концу 1942 года было принято решение отказаться от такой окраски – хотя, на некоторых судах, она сохранилась и позже. Вместо «лозенга» малые корабли стали красить так же, как и эсминцы – корпус судна окрашивался в несколько контрастных цветов, с тем, чтобы «сломать» силуэт корабля; с той же целью, на корпус произвольно наносились «ленты», состоящие из двух, максимум трех цветов, либо сочетания белого, серого, голубовато-серого или черного цвета. Также практиковался стиль «Зебра» с вертикальными чередующимися полосами – белый, серый, черный.

Буксиры, по мере разгорания военного конфликта, утрачивали свой элегантный довоенный облик: их перекрашивали по различным камуфляжным схемам – обычно, это было сочетание белого, синего, нейтрально-серого и черного цвета.

Примеры нанесения «дробящего» камуфляжа на корабли Кригсмарине.

  1. Миноносец класса «Мёве», экспериментальная окраска. Черный цвет поверх 50/51.
  2. Буксир, окрашенный по довоенной схеме. Корпус – черный, фальшборт с белым верхом, надстройки – светло-серые, мостик – натуральное дерево. Схема применялась и в первые годы войны.
  3. Миноносец «Фальке», окраска 1942-1943 года. Черные полосы поверх нейтрально-серого цвета. Здесь представлена одна их нескольких схем с «искусственной перспективой». Левый борт был окрашен аналогично правому.
  4. Миноносец класса М-1: трехцветный камуфляж, состоящий из черного, синего и светло-серого цвета.
  5. Миноносец «Илтис» серии «Вольф», окраска 1942 года. Мелкие пятна серого и синего цвета поверх светло-серого, и черный рисунок «Зебра».

Примеры нанесения «дробящего» камуфляжа на корабли Кригсмарине.

  1. Миноносец «Кондор», 1940-1941. Черные полосы нанесены поверх 50/51.
  2. Миноносец Т-8: голубовато-серые и черные полосы нанесены по светло-серому фону.
  3. Миноносец Т-18: на мостик и борта нанесен «дробящий» камуфляж из нейтрально-серого, темного голубовато-серого и черного цвета. Искусственные буруны у носа и кормы.

Миноносец, возможно класса М1. Снимок сделан британскими летчиками в 1944 году у норвежского побережья (Old Champ site)

Гражданские суда стали камуфлировать только в декабре 1939 года, когда в Германию вернулся пассажирский лайнер «Бремен». Это было очень крупное судно, которое надо было неким образом сделать малозаметным. И «Бремен» и однотипная «Европа» были заново окрашены частной фирмой по отдельному соглашению; их окраска лишь незначительно отличалась друг от друга. В настоящий момент эта схема является одной из самых задокументированных: использовались белый (30), оливково-зеленый (323), голубой (327), черный (33) цвета и стандартный темно-серый цвет (51). Та же компания выполнила окраску линкора «Бисмарк», транспортных судов «Бельграно», «Эмма Заубер», «Эмили Заубер» и судна-мишени «Гойя». Возможно, что на тот отрезок времени, все указанные корабли несли камуфляжную окраску, состоявшую только из этих цветов.

На 1939 год, официальных схем камуфлирования и инструкций по окраске торговых судов не существовало. Соответственно, ни цвета, ни схемы, не подчинялись никаким правилам. Наконец, было принято решение, окрашивать торговые суда с целью маскировки, в темно-серый цвет 51. Была организована военно-морская комиссия по разработке цветных профилей, под различные типы кораблей. Новые схемы как бы разбивали корабельные силуэты на круглые или угловатые геометрические фигуры; при этом, приходилось думать и о легкости их нанесения на корпуса. Отдельно, рассматривалась окраска корабельного носа и кормы – с тем, чтобы затруднить определение скорости, угла заострения и длины корабля. Маскировке также подверглись характерные детали палубных надстроек. На корпусе выбирался наименее уязвимый участок – например, под лобовой частью мостика – на который наносилось пятно, или прямоугольник. Предполагалось, что это отвлечет внимание наблюдателя, и введет его в заблуждение. Также, с этой целью произвольно наносились геометрические узоры, «ломающие» силуэт корабля.

В целом, большинство камуфляжных схем, применявшихся на торговых судах, было основано на схемах I Мировой войны. Цвета были различными, в некоторых случаях рисунок выглядел менее ярким по сравнению с фоном – но сравнение многих образцов, существовавших в тот и иной отрезок времени, выявляет заметное сходство. Как бы банально не выглядели эти схемы, они эффективно защищали корабль от наблюдения через перископ и другую оптику. Заново созданные профили передавались на различные судостроительные верфи, где выполнялись работы по окраске. Профили, очевидно, не сохранились, так как нет задокументированных записей, указывающих на их дальнейшую судьбу.

В описанной выше многоцветной камуфляжной схеме, чаще других использовались цвета: темно-синий, нейтрально-синий, белый, черный, темно-серый, светло-серый и оливково-зеленый. В нескольких случаях, предположительно, применялся розовый или тускло-красный цвет, но это является скорее исключением. В нескольких книгах, описана оригинальная окраска торгового судна на Балтике: на борту судна синей краской были нарисованы силуэты кораблей – по два с каждой стороны. Сегодняшнее мнение по этому поводу склоняется к тому, что эта окраска, скорее всего, не являлась защитной – скорее, учебной; судно использовалось как мишень для торпедных атак.

Транспорт "Темплар", переоборудованный в тральщик, у голландского острова Тершеллинг. Снимок выполнил экипаж "Бофорта", атаковавшего судно 27 декабря 1940 года (Roy C. Nesbit, Sutton Pub.)

Типичный пример «дробящего» камуфляжа с использованием геометрических форм (восстановлен по снимку, судно не опознано).

Как уже упоминалось выше, с развитием войны, окраска торговых судов становилась все более однородной. В начале и середине войны, применялось множество разнообразных «дробящих» схем, мало отличавшихся от тех, что были в ходу в первую мировую; корпуса многих грузовых судов остались черными, лишь надстройки перекрасили в серый цвет. Некоторые суда приобрели военную окраску: темно-серый корпус, светло-серые надстройки, как в случае с кораблем-мишенью «Генерал Орорио» в Штеттине. Следует упомянуть, что «Генерал Орорио» являлся официально зарегистрированным военнмы кораблем, в то время, как некоторые суда получили «военную» окраску до зачисления в ряды кригсмарине. Так было с лайнером «Камерун», применявшимся как ремонтное судно. Светло-серый цвет, в который окрашивались лайнеры, ходившие в Африку, сменили на черный. Надстройки были светло-серыми, труба – черной.

Спустя какое-то время, нейтрально-серый цвет стал стандартным для торговых судов, до нанесения какого-либо камуфляжного рисунка. Камуфляж, как правило, сохранялся в течение всей жизни корабля. В преддверье ожидавшегося вторжения в Англию в 1940 году, многие транспортные суда получили камуфляжную окраску.

Окраска судна «в один цвет» также включала дымовые трубы, хотя на некоторых кораблях, верхняя часть труб осталась черной – это такие корабли, как «Юбена», «Юсамбара» и «Кап Аркона». На других, таких, как «Ютландсхорн» и «Пионер», труба была полностью черной. Торговые суда на Черном море отличались черными трубами; кран-балки были выкрашены черно-белыми полосами. Такая схема подтверждена для кораблей «Аркадия», «Зальцбург», «Марбург» и «Инго».

Во время гражданской войны, на некоторые торговые суда наносили элементы быстрого распознавания – это была большая черная свастика в белом круге, нарисованная на борту судна в районе миделя. Существуют неподтвержденные сведения, что на некоторых судах белый круг наносился поверх красного поля, как на нацистском флаге.

Маркировка, относящаяся к периоду гражданской войны в Испании. Восстановлено по снимку.

Госпитальные суда соответствовали международным стандартам: корпус и надстройки – белые, с широкой зеленой лентой вдоль корпуса. Эмблемы Красного креста наносились на дымовые трубы. Именно так выглядели суда «Роберт Лей» и «Вильгельм Густлоф».

Камуфляжные цвета Кригсмарине

Надводная часть корпуса

Номер

Обозначение

Описание

Humbrol

Revell

Floquil

30

Weiss

Белый

H34

-

18698

31-1

Hellgrau

Светло-серый

H 64

-

303197

31-2

Dunkelgrau

Темно-серый

H67

-

303159

32-1

Hellgrau

Бледно-зеленый

2x H101 + H34

-

303267*

32-2

Dunkelgrun

Темно-зеленый

H86

-

303159

32-3

Olivgrun

Оливково-зеленый

H86 + H64

-

303164

32-4

Hellbraun

Светло-коричневый

H84

-

303349

32-5

Dunkelbraun

Темно-коричневый

H29

-

303139

32-6

RosaPink(?)

Розовый

32-7

Blau

Голубой

H124

-

303157

32-8

Лазурный сине-серый

H 25 + H 34

-

303155

33

Schwarz

Черный

H33

-

818602

Надстройки

No

Обозначение

Описание

Humbrol

Revell

Floquil

50

Hellgrau

Светло-серый

H64 + 2x H34

-

303341

51

Dunkelgrau

Темно-серый

H175

-

303257

58

Schlichgrau

Грязно-серый

H146

-

303327

58-1

Blaugrau

Голубовато-серый

R79

-

303249

58-2

Blau-schwarz

Сине-черный

H 67**

R 781

10017*

Линолеум

110179

23a

Wasserlinein

Waterline

R 47

303247

* при освещении белым светом

** примерный аналог

На главную страницу

Hosted by uCoz