Мартин Стритли
''Москито'': а что у него внутри?
Публикация: Scale Models, июнь 1981

Перевод - Матвей Глухарь, 2003

Продолжая статью, опубликованную в апрельском номере SM, мы освещаем вопросы деталировки шести модификаций ''Москито'', использовавшихся в операциях по бомбардировочной поддержке ( Bomber Support, BS)

1. Мотогондолы


На самолетах ''Москито'' использовались три типа мотогондол, и все три можно было встретить на машинах, задействованных в BS. Самая ранняя из мотогондол использовалась на прототипе и всех самолетах версий PR1/ B IV серии i. Плавные обводы передней, вынесенной перед крылом части мотогондолы, вполне узнаваемы; однако, линия обводов за створкой шасси на ранних версиях круто поднималась вверх, пересекаясь с задней кромкой крыла, а сама гондола была короче поздних версий. Выхлопная система также была иной. Она была представлена двумя деталями - небольшим, вытянутым отверстием, слегка опущенным книзу с одной стороны (3); и удлиненным воздухозаборником, немного ниже верхней съемной капотной панели.

Следующий по времени вариант мотогондолы характерен для двигателей ''Мерлин'' 21, 22, 23 и 25 - и, соответственно, для версий ''Москито'' F.II, B.IV серий ii, B.IV серий i и ii, и ''Москито'' NF XIX. Здесь, хвостовую часть мотогондолы удлинили, так что она распространилась за заднюю кромку; выхлопной патрубок также стал иным. Самолеты упомянутых подмодификаций, применявшиеся для ночных полетов, оснащались единым для всех версий (?) кожухом, который закрывал различные типы выхлопных патрубков. (Более подробно, этот вопрос рассматривается в главе 14). Самолеты модификаций В.IV и В.VI могли применяться и без таких кожухов - это особенно справедливо по отношению к самолетам 100-й группы, которые можно было видеть и в той, и в другой конфигурации.

Третий тип капота характерен для двигателей ''Мерлин'' с двухступенчатым нагнетателем: в нашем случае, это версии PR XIV ( ''Мерлин'' 72/73), и NF30 (''Мерлин'' 72 или 76).В этом случае, плавная линия нижнего обвода мотогондолы была ''испорчена'' добавлением нового заборника для промежуточного радиатора, смонтированного непосредственно за коком винта, чуть ниже его. Добавленный снизу воздухозаборник радиатора окончательно ''испортил'' обводы. Хвостовая часть мотогондолы была идентична предыдущим версиям.

2. Кабина экипажа

В предыдущей главе мы описали разницу во внешних обводах фонаря пилотской кабины, для бомбардировщиков/разведчиков, и истребителей/ударных самолетов. Компоновка кабины была сходной для всех вариантов и включала в себя пол (за передним шпангоутом); выступ, на котором размещался штурман/наблюдатель; еще один выступ, чуть повыше - чтобы добраться до пространства под фонарем сзади. Штурман сидел у правого борта, чуть позади пилота, на специально выгнутой подушке со спинкой. Справа от него находилась панель управления электросистемой; за ним были смонтированы агрегаты СПУ. На самолетах, использовавшихся в BS, пространство за головой пилота и слева от навигатора было занято аппаратурой навигационного комплекса Gee. На бомбардировщиках-разведчиках, входной люк находился под ногами штурмана, а в правой части переднего силового шпангоута, разделяющего кабины, имелся проход. На истребителях, это место было заполнено блоками индикаторов приводных устройств и радаров, и входной люк располагался с правой стороны фюзеляжа.

Кресло пилота с выгнутой пластиной-бронеспинкой крепилось к левому переднему углу штурманского ''уступа'', при помощи двух угловых кронштейнов. На приборной панели, в ее верхней правой части, размещались шесть основных пилотажных приборов. Слева от них, по вертикали были расположены приборы контроля работы двигателей; ниже пилотажных приборов находились индикаторы кислородного оборудования, указатели положения закрылков и шасси. Сектор газа, компас и штурвал триммера крепились к внутренней стенке кабины, слева от пилота. На истребителях применялась ручка управления, на бомбардировщиках - штурвал. Как правило, расположение приборов и оборудования менялось от версии к версии.

Гермокабина на PR XIV немногим отличалась от стандартной. Шпангоут перед бомбоотсеком герметизировали, как и все разъемы для тяг управления, форточки и т.д. Для герметизации служила пластиковая замазка-герметик, поверх которой накладывалась резина. В качестве ''последнего штриха'', поверх закрытого люка в полу кабины летчика устанавливалась еще одна гермокрышка. Наддув воздуха в кабине обеспечивался при помощи нагнетателя ''Маршалл'', который приводился в действие от левого двигателя ''Мерлин'' 73 или 77. Воздух к нагнетателю поступал через заборник в набегающей кромке левого крыла.

На бомбардировщиках и разведчиках, основная деталь штурманской кабины - это пол с низкой подушечкой с правой стороны: навигатор опирался на нее коленями. Все необходимое располагалось на боковых стенках.

3. Шасси

На ''Москито'', в основном, использовались два типа колесных колпаков: щелевые и цельные. Первые можно было встретить на самолетах модификаций Р.II и В.IV, версий i и ii; цельные колпаки характерны для версий FB IV, PR XIV, NF XIX и NF 30. К сожалению, до наших дней не сохранилось никаких свидетельств, как выглядели щелевые колпаки сразу после появления, так как самолеты модификации В.IV поздних серий, а возможно и версии F.II оснащались цельными колпаками. Описанное выше разделение также относится и к типу предохранительного щитка, закрепленного на главных опорах шасси: его назначение - не допускать соприкосновения колес и створок шасси во время уборки-выпуска.

На главную страницу

Hosted by uCoz