Обсуждаем интерьер "Каталины"

Форум rec. models. scale, август 1996 г.

Перевел Матвей Глухарь, 2007

(Мартин Валигорский): я приступаю к постройке двух "академовских" "Каталин": PBY-5A "Блэк Кэт" и PBY-5 в британском камуфляже. Начав этот проект, я убедился, что очень мало знаю о деталировке этих машин. Так как я знаю, что "Каталины" очень популярны среди моделистов, я надеюсь, что вы поможете мне ответить на следующие вопросы:

1. В какой цвет окрашивались интерьеры американских "Каталин"? Я читал, что это могла быть цинк-хроматная грунтовка, краска Interior Green или Olive Drab. Так которая из них?

2. Окрашивались ли британские "Каталины" изнутри в цвет British Interior Green? Или же цвета были теми же, что и на американских самолетах?

3. Самолеты "Блэк Кэт" в начале оснащались радаром для сканирования водной поверхности (Yagi ASV) со множеством антенн-ёлочек. Позже, на "Каталинах" устанавливался радар ACV, работающий в "сантиметровом" диапазоне - в каплевидном кожухе над кабиной. Вопрос: демонтировались ли древовидные антенны "Йаги" в этом случае? "Академовская" инструкция этот вопрос не проясняет.

(Джонатан О'Коннор): у меня есть набор декалей для "Каталины" (Monogram), производство Minsitry of Small A/C Prodtn. На одном варианте, "капля" над фонарем кабины имеется, "ёлочки" - нет. Есть и еще один вариант - с хромово-желтым крылом, тоже без мелких антенн. Третий вариант - "ёлочки" есть, "капли" нет. Картинка выглядит вполне логично - на раннем этапе эти антенны еще не придумали, на позднем от них уже избавились.

(Марк Шайнерт): в целом, я думаю, будет правильно ввести "разграничение" - либо "капля", либо "ёлки", но не то и другое вместе. Тем не менее, в альбоме "Catalina In Action" есть один снимок, датированный примерно 1948 годом: на нем, ОА-10 как раз с тем и другим!

(Уильям Рис): интерьеры американских "Каталин" окрашивались в цвет Interior Green (FS 34151). Тот же цвет, как я подозреваю, использовался и на британских самолетах - чтобы не задерживать конвейер.

(Бен Шапиро): радар ASV требовал установки четырех комплектов антенн, что заметно повышало вес и "съедало" скорость. Если устанавливался радар ASP в контейнере, "Йаги" полагалось снимать - по крайней мере, в зоне боев. Марк прав, существует один или два снимка (см. стр. 34 и 35) ОА-10, на которых, возможно, стояли оба типа антенн. На снимке, на 34-й странице, самолет "с каплей", и, может быть, с антеннами "Йаги", но однозначно "по картинке" не скажешь. На 35-й, под крылом "Каталины" смонтированы антенны приемника, но нет решетчатых антенн передатчика. И потом, там видна только часть конструкции на кабиной, которая может быть опорой для радарного контейнера, но ее почти полностью закрывает топливный бак. Помимо этих двух снимков, в любоv альбоме - "PBY Walkaround", "PBY In Action", "Flying Cats" и "Flying Boats" Уильяма Грина - на фотографиях, либо один вариант, либо другой.

На "Каталинах" в довоенной маркировке радары по идее не ставились - ни ASV, ни ASB.

(Дженнингс Хайлиг): Согласно книге "Naval Air Colours" (Squadron Signal Pub.), производители гидросамолетов были вправе окрашивать интерьеры по своему усмотрению. По разговорам, это был зеленый цвет, но кто знает, какой? Так как американский флот не имел какой-либо официальной спецификации, используйте любую краску - и вы, возможно, будете правы. Я предполагаю, что это был либо Interior Green (смесь хромата цинка с черной краской, на которую нет ни спецификации, ни цвета-аналога), либо армейский Dull Dark Green. Сомнительно, чтобы это был хромат цинка в чистом виде - все другие нормативы по окраске мест работы экипажа это строго воспрещали.

(Скотт Ван Акен): как дополнение. Мне довелось полазить по разбитой "Каталине" в 1979 г. в Диего Гарсия, Индийский океан. Фюзеляж был относительно цел, и с наружной стороны кое-где сохранилась краска. Хотя все, что можно было отвинтить, было отвинчено, я обратил внимание, что на внутренних поверхностях не было и следа от какой-либо грунтовки. Я слышал, что некоторые самолеты не грунтовались изнутри, чтобы интерьер выглядел ярче. Также возможно, что, прожарившись на солнце, вся интерьерная краска облезла - но, в таком случае, почему она сохранилась внутри самолета? Не понимаю.

(JDUnak): логично предположить, что цвета были очень светлыми - чтобы не затемнять и без того темные отсеки.

(Дженнингс Хайлиг): логично? Это же военные, о какой логике можно говорить?

(Дейв Уильямс): на выходных был в музее морской авиации, заглянул в недра PBY-5A. Там повсюду темно-зеленый цвет!

(Рик Финдли): Посмотрите фотоальбом Walk Around No.5 PBY Catalina (Squadron Signal Pub.). Там куча фотографий интерьера, включая PBY в Пенсаколе. Цветные снимки определенно показывают, что интреьер этой машины окрашен в цвет Interior Green (хромат цинка и черная краска???). Черно-белые снимки 1943-1944 г. показывают, что интерьер был и окрашен и загрунтован. Приняв во внимание естестенную затемненность кабины, я думаю, скорее всего, это был цвет Interior Green. На снимках, окрашены все отсеки: бортмеханика, радиста, фюзеляжных стрелков, и перегородка за пилотскими креслами. Комментарий к снимку из Пенсаколы, указывает, что интерьер самолета окрашен в цвет Chromate Green.

(Аллен Хардин): в книге Detail & Scalе указано, что это был цвет Interior Green.

На главную страницу

Hosted by uCoz