Дана Белл
Авиационные материалы и покрытия
1924-1944

Перевод Матвей Глухарь, 2004. Публикуется с разрешения автора

Примечание переводчика
Исследователь Дана Белл - один из ведущих экспертов США в области исторического авиационного материаловедения. Субъектом его исследований являются такие насущные для моделизма вопросы, как точные оттенки использовавшихся цветов, их изменение по времени и в зависимости от климатических условий, химический состав использовавшегося ЛКП. Настоящая статья рассказывает о различных сортах лакового покрытия, применявшегося в американской авиации, а также уточняет эволюцию в окраске интерьеров самолетов.
Для удобства, статья снабжена подробными комментариями.

В американской авиации в 1920-1940 гг. находили применение как минимум три типа лакового покрытия.
Термин Lacquer обозначает лак в целом, если требуется отличить его от эмали. Чаще всего речь идет о целлюлозным лаке или краске.
Clear Dope - прозрачный усадочный лак для тканевых покрытий, придающий материи необходимую жесткость. Как и в предыдущем случае, речь идет о целлюлозном покрытии, но в ''облегченном'' варианте.
Термин Spare Varnish обозначает водостойкие масляные лаки (не акриловые), и переводится на русский язык понятием тяжелый покровной лак (ТПЛ). Подобный лак, на основе тунгового масла, с добавлением льняного и касторового, применялся для покрытия внешних поверхностей самолетов. Со временем, ТПЛ приобретал несколько желтоватый оттенок. Ныне изготовляется из полиуретана.
Упоминающиеся в тексте краски Duco являлись продуктом от фирмы Дюпон; соответственно, и номер той или иной краски соответствует каталогу этой фирмы.

Вступление
Алюминий, один из самых распространенных металлов на Земле, практически не встречается в чистом виде. Этот элемент, чрезвычайно активный и поглощающий кислород с невиданным аппетитом, обычно представлен в виде природного окисла. Подобно многим химикам того времени, британский ученый Хамфри Дэви пытался получить металл в чистом виде. Ему это не удалось, однако Дэви дал имя веществу - точнее, целых три имени. Сперва его выбор пал на название ''Алюмиум'', которое он же вскоре изменил на ''Алюминий'' - имя, ныне общепринятое в Европе и в Британском содружестве.

Хотя в 1825 году алюминий в чистом виде был все же добыт, его годовая добыча во всем мире не превышала 100 фунтов (45 кг). Так продолжалось до 1886 года, когда Британия и Франция, независимо друг от друга разработали технологию добычи относительно чистого металла по ценам, приемлемым для торговли. Вскоре, из алюминия стали отливать корпуса двигателей, весившие на треть меньше по сравнению с аналогичными стальными. Хотя поверхность такого блока быстро покрывалась оксидной пленкой, этот процесс не распространялся вглубь отливки; стальные детали в подобных условиях проржавели бы насквозь.

Алюминий в чистом виде не обладал достаточной прочностью для изготовления тонких листов; кроме того, освоенные в производстве сплавы оказались подвержены межкристаллитной коррозии. Для их защиты, как и для изделий из стали и чугуна, применялись покрытия на масляной основе. Каталог грунтовок, составленный руководством ВВС США в 1938 году, показывает, что в этих целях применялись следующие промышленные продукты: Red Oxide, Light Grey, Pink, Plum.
В конце 20-х годов, Американская Алюминиевая Компания (Alcoa) разработала новый тип сплава, названный ''Альклед'' - при прокате, на лист, изготовленный из этого материала, накатывался тонкий слой чистого алюминия, защищавшего сплав от коррозии. (Этот метод называется плакированием - пер.)

В начале 30-х годов, была разработана грунтовка на основе хромата цинка. Первенство в разработке, очевидно, принадлежало компании ''Форд''. Цинк-хроматная грунтовка пользовалась успехом в коммерческой авиации, но военные с идиотским упорством отказывались пользоваться ей в течение четырех лет.

Сплав ''Альклед'', грунтовки и краски для алюминиевых поверхностей

Нижеизложенная хроника иллюстрирует возрастающий интерес к алюминиевой пудре, материалу ''Альклед'' и различным грунтовкам и краскам, со стороны армии, и, в меньшей степени - флота.

20 июня 1924. Спецификация Армии США 3-44А допускает присутствие в составе алюминиевой пудры ''под бронзу'', не более 0,15% меди и 0, 05% свинца.

20 июля 1926. Спецификация 3-100 перечисляет способы защиты стальных поверхностей - цинкование, кадмирование, фосфатирование, грунтовка Indian Red (на масляной основе, с добавлением двуокиси железа Fe2O3) - или же алюминиевая пудра, растворенная в ТПЛ в пропорции фунт на галлон. Поверх наносилось два слоя высыхающей на воздухе эмали. Для покрытия поверхностей из алюминия полагалось использовать грунтовку Indian Red, поверх которой наносилось два слоя ТПЛ с алюминиевой пудрой. На внутренние поверхности капотов полагалось наносить не менее двух слоев такого лака или цветной эмали.

6 октября 1930. Внутреннее распоряжение по фирме Форд свидетельствует о нежелании ВВС использовать грунтовку с хроматом цинка.

15 декабря 1930. В спецификации 3-100В впервые упоминается сплав ''альклед''.

21 апреля 1931. Перечисляются покрытия для алюминия и сплавов с ним: 1 слой масляной грунтовки для металла, 2 слоя пигментированного лака, или же 3 слоя полупигментированного, или же 1 слой грунтовки с окисью железа, в сочетании с двумя слоями масляной эмали.

17 ноября 1931. Спецификация 3-100С уточняет, что алюминиевые поверхности капотов не нуждаются в дополнительной окраске.

13 октября 1934. Внутреннее распоряжение по авиакомпании ''Панагра'' указывает, что грунтовка с хроматом цинка от фирмы ''Форд'' используется в этой компании уже 3 года, а аналогичная грунтовка Дюпон - уже год.

3 декабря 1934. Авиакомпания ''Панама Эйр'' заказывает грунтовку с хроматом цинка; ВВС используют этот состав уже в течение года, с удовлетворительным результатом.

28 марта 1935. Официально одобрено использование грунтовки с хроматом цинка, изготовленной фирмой Берри Бразерс. Однако, спецификация на грунтовку еще не готова, поскольку смесь в емкости расслаивается на составляющие.

25 июля 1935. Окончательно одобрены три состава цинк-хроматной грунтовки. Состав, предложенный фирмой Форд, теперь производится фирмой Шервин-Уильямс.

9 октября 1935. Спецификация 3-100F отмечает, что внешние поверхности из сплава ''Альклед'' не требуют дополнительной окраски.

1 сентября 1936. Отдел по Авиационным Материалам (Materiаl Division) рекомендует провести стандартизацию цветов кабин: для самолета А-17 - светло-зеленый, для С-33 - темно-зеленый цвет.

26 сентября 1936. В спецификации 3-100G впервые упоминается грунтовка с хроматом цинка! Однако, применение масляной грунтовки по металлу все еще официально разрешено.

14 ноября 1936. В инструкции по применению грунтовки с хроматом цинка, упоминается, что при нанесении ее вторым слоем, в смесь необходимо добавлять алюминиевую пудру в размере 4 унции на галлон.

29 марта 1937. Центр по летным испытаниям Райт-Фиелд, рекомендует наносить антибликовые панели, на носовые части фюзеляжей самолетов С-32, С-33 и С-34. Лак или эмаль Bronze Green следует наносить кистью в один слой.

11 августа 1938. Спецификация 3-100H уточняет окраску внутренних поверхностей самолетов: один слой грунтовки Iron Oxide или Zinc Chromate, затем не менее одного слоя той же грунтовки с добавлением алюминиевой пудры; или 1 слой той или иной грунтовки, затем не менее одного слоя алюминиевой эмали или лака; или один или больше слоев алюминиево-битумной краски. Цвета кабин в документе не оговариваются.

16 ноября 1938. В рапорте, адресованном флоту, Отдел по Авиационным Материалам указывает, что в течение последних лет, в армейских частях повсеместно использовалась грунтовка с хроматом цинка.

9 сентября 1938. Спецификация 98-24113A впервые указывает, что для окраски кабин открытого типа, или со шторкой, используется краска Yellow Green; для кабин закрытого типа, используется краска Flat Bronze Green. В этот цвет полагалось окрашивать нижние и боковые поверхности, входящие в конструкцию фюзеляжа. Участки над остеклением и потолки кабин окрашивались в серебристый цвет.

15 августа 1939. Руководство по обслуживанию самолета В-18 предписывает использовать серебрянку, растворенную в ТПЛ поверх одного слоя цинк-хроматной грунтовки. Кабины пилота и радиста предписано красить краской Pine Green (Duco 246-30966); антибликовые панели вне кабины положено красить в цвет Bronze Green, начиная с самолета с серийным номером 36-343. Детали интерьера и крепежные узлы положено красить в светло-серый цвет Light Gray (Duco 258-38141) и темно-серый Dark Gray (Duco 258-38142).

19 января 1940. Флотская спецификация SR-15C дает определение ''кабинной'' краски Cockpit Green - ''тускло-бронзовая зеленая целлюлозная краска, армейский цвет No 9''.

28 ноября 1940. Приказом по флоту, вносятся изменения в спецификацию L-12A - вместо цвета Dull Bronze Green надлежит отныне использовать темно-зеленый цвет Dark Green No 30.

17 декабря 1940. Приказом по вооруженным силам, для окраски кабин и нанесения анти-бликовых панелей должна использоваться краска Dull Dark Green.

1 февраля 1941. Приказом по вооруженным силам, упраздняется действующий список грунтовок на масляной основе для металлических поверхностей. Они заменяются на грунтовки на основе хромата цинка.

3 февраля 1942. Для сохранения алюминиевого пигмента, флот рекомендует, наносить вторым слоем цинк-хроматную грунтовку, тонируя ее пигментом Indian Red, Lampblack (газовая сажа) или другим подходящим пигментом-индикатором. На тканевую обшивку, вместо вышедшей из употребления серебристой краски, может быть нанесена краска серого цвета.

31 августа 1942. Распоряжением по фирме ''Кертисс-Райт'', зеленой краске для кабин, производящейся фирмой ''Берри Бразерс'' под номером 174-G-13, присваивается название ''Curtiss Cockpit Green''

10 сентября 1942 Флот рекомендует заменить тусклый зеленый цвет для кабин, на новый ''зеленый'' стандарт. Предложенный цвет может быть представлен лаковым покрытием, или же цинк-хроматной грунтовкой, тонированной добавлением черного пигмента.

11 сентября 1942 Спецификация 3-100Н исключает алюминий из состава желто-зеленого покрытия ''верхнего слоя''.

21 мая 1943 Центр по летным испытаниям Райт-Фиелд уточняет: ''Interior Green 611 должен иметь больше желтых тонов, по сравнению с пигментированной цинк-хроматной грунтовкой, используемой в настоящее время на военных самолетах…''

17 ноября 1943 Спецификация 98-24113B устанавливает, что все части интерьера, которые могут отражаться в остеклении кабин, турелей и т.д. необходимо окрашивать в матовый черный цвет. Для окраски внутренних частей кабин, видимых в полете для членов экипажа, и находящихся под прямым солнечным освещением, следует применять зеленый цвет Мedium Green. Сиденья и занавески следует по-прежнему окрашивать в тусклый темно-зеленый цвет Dull Dark Green.

19 февраля 1944 Испытательный центр Райт-Фиелд отмечает, что самолеты В-17, В-25, Р-51 и АТ-6 выпускаются без защитного покрытия на внутренних поверхностях уже примерно 2 года - с целью повышения количества выпускавшихся самолетов.

29 июля 1944 Испытательный центр Райт-Фиелд отмечает, что участки обшивки самолетов В-29 на верхней поверхности крыла между лонжеронами, изготовляются не из сплава ''альклед''; панели анодируются, покрываются одним слоем цинк-хроматной грунтовки, затем окрашиваются двумя слоями ТПЛ ''под алюминий'' при помощи распылителя.

Составы покрытия ''под алюминий''
Покрытия ''под алюминий'', использовавшиеся в ВВС США, были достаточно разнообразны по составу. Ниже приводится их неполный список.

1 галлон ТПЛ - 1 фунт полированной алюминиевой пудры
1 галлон ТПЛ - 1,5 фунта алюминиевой пудры
1 галлон ТПЛ - 1,5 фунта алюминиевой пасты
1 галлон прозрачного лака - 12 унций алюминиевой пасты

1 галлон лака для материи - 4 -6 унций алюминиевой пудры
1 галлон лака для материи - 8 унций алюминиевой пудры
1 галлон лака для материи - 1 фунт алюминиевой пасты

1 галлон масляной грунтовки- 1 фунт алюминиевой пудры
1 галлон масляной грунтовки - 1,5 фунта алюминиевой пасты

1 галлон битумной краски - 1 фунт алюминиевой пудры
1 галлон битумной краски - 1,5 фунта алюминиевой пудры
1 галлон битумной краски - 2 фунта алюминиевой пасты

1 галлон прозрачного целлюлозного лака - 8-12 унций алюминиевой пудры особого качества
1 галлон прозрачного целлюлозного лака - 10 унций алюминиевой пудры
1 галлон прозрачного целлюлозного лака - 1 фунт алюминиевой пудры
1 галлон прозрачного целлюлозного лака - 12 унций особо измельченной алюминиевой пудры
1 галлон прозрачного целлюлозного лака - 1 фунт алюминиевой пасты

Составы для тонировки цинк-хроматной грунтовки
Подобное разнообразие существовало и в составах для тонирования грунтовки с хроматом цинка. Архивы флота, армейской авиации и ВВС показывают следующие добавки, на один галлон грунтовки:

Алюминиевая пудра - 4 унции
Алюминиевая пудра - 6 унций (или алюминиевая паста, 8 унций)
Алюминиевая пудра - 4 унции; черная эмаль: 1 пинта (1/8 галлона); толуола: 1 галлон
Алюминиевая пудра - 4 унции; черная эмаль - 1/10 галлона
Алюминиевая пудра - 6 унций (или паста - 8 унций); черная эмаль - 1/10 галлона; толуол - 1 галлон
Алюминиевая паста - 4 унции; черная эмаль - 1/10 галлона; толуол - 2 галлона.
Алюминиевая паста - 2 унции; растворитель - 1,5 галлона.

Пигмент ''Indian Red'' в виде пасты - 2 унции, растворитель - 2 галлона.

Тонировочная паста (газовая сажа): 2 унции
Тонировочная паста (газовая сажа): 8 унций

Черная тонировочная паста или черная эмаль: 1/10 галлона; заменитель толуола - 1 галлон.

На главную страницу

Hosted by uCoz