Примечание переводчика В американской авиации в 1920-1940 гг. находили применение как минимум
три типа лакового покрытия. Вступление Хотя в 1825 году алюминий в чистом виде был все же добыт, его годовая добыча во всем мире не превышала 100 фунтов (45 кг). Так продолжалось до 1886 года, когда Британия и Франция, независимо друг от друга разработали технологию добычи относительно чистого металла по ценам, приемлемым для торговли. Вскоре, из алюминия стали отливать корпуса двигателей, весившие на треть меньше по сравнению с аналогичными стальными. Хотя поверхность такого блока быстро покрывалась оксидной пленкой, этот процесс не распространялся вглубь отливки; стальные детали в подобных условиях проржавели бы насквозь. Алюминий в чистом виде не обладал достаточной прочностью для изготовления
тонких листов; кроме того, освоенные в производстве сплавы оказались подвержены
межкристаллитной коррозии. Для их защиты, как и для изделий из стали
и чугуна, применялись покрытия на масляной основе. Каталог грунтовок,
составленный руководством ВВС США в 1938 году, показывает, что в этих
целях применялись следующие промышленные продукты: Red Oxide, Light
Grey, Pink, Plum. В начале 30-х годов, была разработана грунтовка на основе хромата цинка. Первенство в разработке, очевидно, принадлежало компании ''Форд''. Цинк-хроматная грунтовка пользовалась успехом в коммерческой авиации, но военные с идиотским упорством отказывались пользоваться ей в течение четырех лет. Сплав ''Альклед'', грунтовки и краски для алюминиевых поверхностей Нижеизложенная хроника иллюстрирует возрастающий интерес к алюминиевой пудре, материалу ''Альклед'' и различным грунтовкам и краскам, со стороны армии, и, в меньшей степени - флота. 20 июня 1924. Спецификация Армии США 3-44А допускает присутствие в составе алюминиевой пудры ''под бронзу'', не более 0,15% меди и 0, 05% свинца. 20 июля 1926. Спецификация 3-100 перечисляет способы защиты стальных поверхностей - цинкование, кадмирование, фосфатирование, грунтовка Indian Red (на масляной основе, с добавлением двуокиси железа Fe2O3) - или же алюминиевая пудра, растворенная в ТПЛ в пропорции фунт на галлон. Поверх наносилось два слоя высыхающей на воздухе эмали. Для покрытия поверхностей из алюминия полагалось использовать грунтовку Indian Red, поверх которой наносилось два слоя ТПЛ с алюминиевой пудрой. На внутренние поверхности капотов полагалось наносить не менее двух слоев такого лака или цветной эмали. 6 октября 1930. Внутреннее распоряжение по фирме Форд свидетельствует о нежелании ВВС использовать грунтовку с хроматом цинка. 15 декабря 1930. В спецификации 3-100В впервые упоминается сплав ''альклед''. 21 апреля 1931. Перечисляются покрытия для алюминия и сплавов с ним: 1 слой масляной грунтовки для металла, 2 слоя пигментированного лака, или же 3 слоя полупигментированного, или же 1 слой грунтовки с окисью железа, в сочетании с двумя слоями масляной эмали. 17 ноября 1931. Спецификация 3-100С уточняет, что алюминиевые поверхности капотов не нуждаются в дополнительной окраске. 13 октября 1934. Внутреннее распоряжение по авиакомпании ''Панагра'' указывает, что грунтовка с хроматом цинка от фирмы ''Форд'' используется в этой компании уже 3 года, а аналогичная грунтовка Дюпон - уже год. 3 декабря 1934. Авиакомпания ''Панама Эйр'' заказывает грунтовку с хроматом цинка; ВВС используют этот состав уже в течение года, с удовлетворительным результатом. 28 марта 1935. Официально одобрено использование грунтовки с хроматом цинка, изготовленной фирмой Берри Бразерс. Однако, спецификация на грунтовку еще не готова, поскольку смесь в емкости расслаивается на составляющие. 25 июля 1935. Окончательно одобрены три состава цинк-хроматной грунтовки. Состав, предложенный фирмой Форд, теперь производится фирмой Шервин-Уильямс. 9 октября 1935. Спецификация 3-100F отмечает, что внешние поверхности из сплава ''Альклед'' не требуют дополнительной окраски. 1 сентября 1936. Отдел по Авиационным Материалам (Materiаl Division) рекомендует провести стандартизацию цветов кабин: для самолета А-17 - светло-зеленый, для С-33 - темно-зеленый цвет. 26 сентября 1936. В спецификации 3-100G впервые упоминается грунтовка с хроматом цинка! Однако, применение масляной грунтовки по металлу все еще официально разрешено. 14 ноября 1936. В инструкции по применению грунтовки с хроматом цинка, упоминается, что при нанесении ее вторым слоем, в смесь необходимо добавлять алюминиевую пудру в размере 4 унции на галлон. 29 марта 1937. Центр по летным испытаниям Райт-Фиелд, рекомендует наносить антибликовые панели, на носовые части фюзеляжей самолетов С-32, С-33 и С-34. Лак или эмаль Bronze Green следует наносить кистью в один слой. 11 августа 1938. Спецификация 3-100H уточняет окраску внутренних поверхностей самолетов: один слой грунтовки Iron Oxide или Zinc Chromate, затем не менее одного слоя той же грунтовки с добавлением алюминиевой пудры; или 1 слой той или иной грунтовки, затем не менее одного слоя алюминиевой эмали или лака; или один или больше слоев алюминиево-битумной краски. Цвета кабин в документе не оговариваются. 16 ноября 1938. В рапорте, адресованном флоту, Отдел по Авиационным Материалам указывает, что в течение последних лет, в армейских частях повсеместно использовалась грунтовка с хроматом цинка. 9 сентября 1938. Спецификация 98-24113A впервые указывает, что для окраски кабин открытого типа, или со шторкой, используется краска Yellow Green; для кабин закрытого типа, используется краска Flat Bronze Green. В этот цвет полагалось окрашивать нижние и боковые поверхности, входящие в конструкцию фюзеляжа. Участки над остеклением и потолки кабин окрашивались в серебристый цвет. 15 августа 1939. Руководство по обслуживанию самолета В-18 предписывает использовать серебрянку, растворенную в ТПЛ поверх одного слоя цинк-хроматной грунтовки. Кабины пилота и радиста предписано красить краской Pine Green (Duco 246-30966); антибликовые панели вне кабины положено красить в цвет Bronze Green, начиная с самолета с серийным номером 36-343. Детали интерьера и крепежные узлы положено красить в светло-серый цвет Light Gray (Duco 258-38141) и темно-серый Dark Gray (Duco 258-38142). 19 января 1940. Флотская спецификация SR-15C дает определение ''кабинной'' краски Cockpit Green - ''тускло-бронзовая зеленая целлюлозная краска, армейский цвет No 9''. 28 ноября 1940. Приказом по флоту, вносятся изменения в спецификацию L-12A - вместо цвета Dull Bronze Green надлежит отныне использовать темно-зеленый цвет Dark Green No 30. 17 декабря 1940. Приказом по вооруженным силам, для окраски кабин и нанесения анти-бликовых панелей должна использоваться краска Dull Dark Green. 1 февраля 1941. Приказом по вооруженным силам, упраздняется действующий список грунтовок на масляной основе для металлических поверхностей. Они заменяются на грунтовки на основе хромата цинка. 3 февраля 1942. Для сохранения алюминиевого пигмента, флот рекомендует, наносить вторым слоем цинк-хроматную грунтовку, тонируя ее пигментом Indian Red, Lampblack (газовая сажа) или другим подходящим пигментом-индикатором. На тканевую обшивку, вместо вышедшей из употребления серебристой краски, может быть нанесена краска серого цвета. 31 августа 1942. Распоряжением по фирме ''Кертисс-Райт'', зеленой краске для кабин, производящейся фирмой ''Берри Бразерс'' под номером 174-G-13, присваивается название ''Curtiss Cockpit Green'' 10 сентября 1942 Флот рекомендует заменить тусклый зеленый цвет для кабин, на новый ''зеленый'' стандарт. Предложенный цвет может быть представлен лаковым покрытием, или же цинк-хроматной грунтовкой, тонированной добавлением черного пигмента. 11 сентября 1942 Спецификация 3-100Н исключает алюминий из состава желто-зеленого покрытия ''верхнего слоя''. 21 мая 1943 Центр по летным испытаниям Райт-Фиелд уточняет: ''Interior Green 611 должен иметь больше желтых тонов, по сравнению с пигментированной цинк-хроматной грунтовкой, используемой в настоящее время на военных самолетах…'' 17 ноября 1943 Спецификация 98-24113B устанавливает, что все части интерьера, которые могут отражаться в остеклении кабин, турелей и т.д. необходимо окрашивать в матовый черный цвет. Для окраски внутренних частей кабин, видимых в полете для членов экипажа, и находящихся под прямым солнечным освещением, следует применять зеленый цвет Мedium Green. Сиденья и занавески следует по-прежнему окрашивать в тусклый темно-зеленый цвет Dull Dark Green. 19 февраля 1944 Испытательный центр Райт-Фиелд отмечает, что самолеты В-17, В-25, Р-51 и АТ-6 выпускаются без защитного покрытия на внутренних поверхностях уже примерно 2 года - с целью повышения количества выпускавшихся самолетов. 29 июля 1944 Испытательный центр Райт-Фиелд отмечает, что участки обшивки самолетов В-29 на верхней поверхности крыла между лонжеронами, изготовляются не из сплава ''альклед''; панели анодируются, покрываются одним слоем цинк-хроматной грунтовки, затем окрашиваются двумя слоями ТПЛ ''под алюминий'' при помощи распылителя. Составы покрытия ''под алюминий'' 1 галлон лака для материи - 4 -6 унций алюминиевой пудры 1 галлон масляной грунтовки- 1 фунт алюминиевой пудры 1 галлон битумной краски - 1 фунт алюминиевой пудры 1 галлон прозрачного целлюлозного лака - 8-12 унций алюминиевой пудры
особого качества Составы для тонировки цинк-хроматной грунтовки Алюминиевая пудра - 4 унции Пигмент ''Indian Red'' в виде пасты - 2 унции, растворитель - 2 галлона. Тонировочная паста (газовая сажа): 2 унции Черная тонировочная паста или черная эмаль: 1/10 галлона; заменитель толуола - 1 галлон. |