Мартин Валигорски

Окраска интерьеров самолетов США 1941-1945

Перевод и комментарии Матвей Глухарь, 2004-2007

Оригинал статьи можно видеть здесь

Часть 1 – интерьерные грунтовки и краски.

Американские боевые самолеты относятся к самым изученным и задокументированным образцам технологии времен II мировой войны. Временами кажется, что о некоторых из них, например ''Мустанге'' и ''Тандерболте'', решительно нечего больше сказать. Однако, как это случается с историческим поиском, новое открытие заставляет пересмотреть все накопленный багаж знаний. Так, представления о камуфляже истребителей Люфтваффе за последние три десятка лет трижды менялись самым радикальным образом. Окраска интерьеров самолетов США – еще одна тема, серьезно переосмысленная в последние годы благодаря усилиям Даны Белл и других исследователей.

Один пример из личного опыта. В 1995 году, я собирал досье на летающую лодку PBY ''Каталина'' - как мне казалось, один из самых ''задокументированных'' самолетов в истории авиации. Пытаясь выяснить, каким образом окрашивались интерьеры британских ''Каталин'' – по английским стандартам, или же так, как было принято в ВВС США – я обратился на онлайн-форум rec.models.scale. Вопрос казался простым, но, разгоревшийся диспут, к моему удивлению, выявил большой пробел в коллективном знании! Прошло время, я занялся новыми проектами, но меня не оставляло ощущение того, что с цветом Zinc Chromate, в который я окрашивал интерьеры своих моделей, что-то не так. Ознакомившись впоследствии с монографиями Даны Белл, я по достоинству оценил своевременность его исследований - как оказалось, наши представления об интерьерах американских самолетов нуждались в полном пересмотре.

(www.loc.gov)

Как правило, самая точная и достоверная информация о субъекте приходит, когда работа над моделью уже завершена. На фотографиях - воздушный наблюдатель Джесс Уоллер и его PBY-5 на флотской авиабазе Корпус Кристи, Техас. Очевидно, что помимо Zinc Chromatе, в интерьере фюзеляжа за стрелковыми точками присутствуют и другие цвета!

(www.loc.gov)

Снимок, сделанный на заводе ''Норт Америкэн'' в Инглвуде, наглядно демонстрирует количество интерьерных цветов на самолете, построенном в США: в нашем случае, это бомбардировщик В-25. Мотогондола, перед которой стоит рабочий, окрашена в два цвета – внешняя сторона в один цвет, силовой шпангоут, который образует часть ниши шасси – в другой. Элемент конструкции в центре, с нанесенной крестообразной меткой также окрашен в ''свой'' цвет, поскольку выглядит темнее и того, и другого. Стойка шасси - серебристая.

Комментарий: работая над переводом статьи, переводчик обнаружил cайт библиотеки конгресса США, где размещено множество исторических фотографий; в том числе, большинство снимков, использованных Мартином Валигорским в оригинале статьи, но с высоким разрешением и прекрасной цветностью. Снимки сразу же показали, что, например, "крестообразная метка" - это не метка, а медицинский пластырь.

Преамбула

Наше исследование мы начнем с анализа интерьерных красок и цветов, использовавшихся американской промышленностью в указанный период. До недавнего времени, было принято считать, что кабины всех без исключения американских самолетов окрашивались в цвет Interior Green, а прочие внутренние поверхности – в Zinc Chromate. Когда все сходятся в едином мнении, становится нелегко думать вразрез. Дана Белл однажды беседовал с реставратором авиатехники, который жаловался, что краска Interior Green с возрастом приобретала все более темно-зеленый оттенок. Реставратор не мог объяснить, что вызвало изменение в химическом составе, но с гордостью сообщил о том, что он привел цвет в полное соответствие с точным оттенком Interior Green. Ему в голову и придти не могло, что все знания на эту тему ошибочны! Теперь нам известно, что, вопреки распространенным мнениям, интерьеры американских самолетов далеко не всегда окрашивались в Interior Green или Zinc Chromate, а некоторые из них не окрашивались вовсе. В отличие от ситуации с германскими цветами RLM, американская промышленность, по всей видимости, не уделяла большого внимания соответствию выпускаемой краски цветовому эталону. Краски шли в ход, даже если их оттенок отличался от эталонного, а проверки на цветовую идентичность проводились нечасто. Также примите во внимание, что краску производили на разных заводах; в состав вносили изменения ради адаптации к массовому производству, или из-за нехватки нужных компонентов. Иногда необходимый оттенок ''вымешивали'' прямо на сборочном конвейере.

Zinc Chromate

Это название можно встретить в любой статье по окраске интерьеров самолетов США. Однако, вы уверены, что знаете, о чем идет речь? Между тем, понимание этого есть необходимая отправная точка в любых рассуждениях, касающихся интерьерных цветов. Zinc Chromate – это антикоррозийная добавка, которая входит в состав некоторых авиационных покрытий. Соли хромовой кислоты (так называемые кроны), и сегодня показывают великолепные защитные свойства. Помимо этого, обработка ядовитым составом напрочь убивает живую органику – о такой вещи, как загнивание, можно забыть. В авиационной промышленности 40-х годов, хромат цинка использовался в качестве антикоррозийной грунтовки: своего рода гальванизация того времени. Впервые состав был освоен на фирме ''Форд'' в середине 20-х годов, вскоре распространился в коммерческой авиации, а позже был принят и военными. Официальные документы свидетельствуют об успешном использовании грунтовки Zinc Chromate, начиная с 1933 года, но официально ее использование было одобрено лишь в 1936 г. Как тогда, так и сейчас, термин Zinc Chromate обозначает не краску определенного цвета, а главным образом защитное покрытие - и основное внимание при ее производстве уделяется не точному соблюдению цвета, а химическому составу.

В официальных документах того периода, название Zinc Chromate часто сопровождается именем производителя: в ходу были грунтовки от ''Форда'', ''Дюпона'' или ''Берри Бразерс''. Это означает, что цвет покрытия мог различаться от одной партии продукции к другой, или от производителя к производителю, даже если использовался хромат цинка без примесей - причем документально эта разница никак не фиксировалась.

Цинковый крон в природном виде представляет собой желто-зеленые кристаллы, а после растворения в сольвенте – жидкость того же цвета. Разведенная цинк-хроматная грунтовка является полупрозрачной, то есть не образует такой плотный, непроницаемый слой, как краска с пигментами или лак. Это особенно важно иметь в виду – ведь инструкции предписывали наносить грунтовку всего одним слоем. В результате, после нанесения состава, обрабатываемая поверхность все же проступала наружу. На белой поверхности состав выглядел желтым, на алюминиевой – скорее яблочно-зеленым. Помимо этого, в жидкий состав мог быть добавлен любой пигмент, изменявший таким образом его цвет. В наше время, многие составы содержат железный сурик, что придает загрунтованным деталям характерный ржаво-красный вид. Многие из вас видели загрунтованные таким образом стальные элементы ограждений на дорогах и строительные конструкции.

Что же из этого следует? Только то, что цветовой оттенок цинк-хроматной грунтовки не определялся никакими официальными стандартами, а распространенные названия Zinc Chromate Yellow и Zinc Chromate Green являют собой лишь некую попытку, описать словами отличия между двумя ее наиболее распространенными разновидностями.

Комментарий:

К 1938 году, американская военно-авиационная промышленность полностью перешла на использование цинк-хроматной грунтовки, отказавшись от всех других составов. С 1 февраля 1941 г., использование грунтовки на масляной основе в вооруженных силах было официально прекращено. Однако, существует и ряд исключений; в частности, когда речь заходит о боевых самолетах, построенных в США, но предназначавшихся для экспортных поставок в Британию и другие страны. В качестве примера, можно привести пример с самолетами Локхид ''Хадсон''. Известно, что поставки этих машин в ВВС США изначально не планировались; и потому, любые нормативы, обязательные для поставщиков техники для ВВС, были в данном случае недействительны. Первые ''Хадсоны'', отправляемые за рубеж, грунтовались ''старым'' способом – поверх анодированной поверхности планера накладывалась масляная грунтовка Red Oxide. Ярко-красный сурик, проступающий из-под ободранной и выцветшей камуфляжной краски, можно видеть на многих ''Хадсонах'' – особенно самолетах RAAF, применявшихся на Тихом океане. Самолеты Локхид, вошедшие в строй позднее - такие, как ''Вентура'' и ''Лодстар'', предназначались для армии и флота США, а те уже приняли решение, отказаться от всех иных грунтовок, помимо цинк--хроматных. Армия была непреклонна в этом вопросе, флот проявил больший консерватизм, но преобладающее мнение и здесь склонялось в пользу Zinc Chromate. Поэтому, и ''Вентура'', и ''Лодстар'', по-видимому, грунтовались новым способом. Однако, если контракт на приобретение самолетов составлялся по британским нормативам, как в случае с ''Хадсоном'', даже на очень поздних машинах можно встретить грунтовку на масляной основе (Дана Белл).

Zinc Chromate Yellow

В период с 1930 по 1940 годы, в американской авиационной промышленности применялась жидкая цинк-хроматная грунтовка без примесей. Иногда ее называют Zinc Chromate Yellow – по преобладающему оттенку, ярко-желтому с прозеленью. Как указывалось выше, цвет продукта варьировался в широких пределах, в зависимости от производителя и конкретной партии товара. Именно желтая жидкая грунтовка, по всей видимости, являлась самой распространенной непосредственно перед войной и сразу после ее начала.

(www.loc.gov)

В американской авиапромышленности, Zinc Chromate широко применялся уже накануне II мировой войны. Напротив, Германия и другие страны Оси предпочли защитные покрытия на лаковой основе. Это является одной из причин того, что увидеть на снимке немецкий самолет ''в голом дюрале'' практически невозможно! В британской авиапромышленности, цинк-хроматную грунтовку впервые применили лишь в 1945 году, на самолете Martin-Baker M.B.5 – американцы в этом вопросе опередили англичан на несколько лет.

(www.loc.gov)

Грунтовка Zinc Chromate без примесей в сыром виде имеет желтый цвет с зеленым оттенком. Снимки сделаны на авиазаводе Валти в Нэшвилле: идет сборка горизонтального оперения пикирующего бомбардировщика ''Вендженс''.

(www.loc.gov)

Еще один снимок, демонстрирующий, как выглядит Zinc Chromate сразу после нанесения: наружная обшивка «Либерейтора»

Zinc Chromate Green

Чтобы сделать смесь более стойкой к ультрафиолетовому излучению (хромат цинка очень чувствителен к фотолитическим реакциям), и повысить долговечность покрытия наружных поверхностей, к жидкой грунтовке Zinc Chromate стали подмешивать пастообразный черный пигмент Lamp Black. Слияние черного с желтым давало различные оттенки зеленого – от яблочной зелени до оливкового цвета. Существует множество вариантов Zinc Chromate Green. Предполагалось, что производители краски станут добавлять в жидкую грунтовку черную эмаль и алюминиевую пудру или пасту. Однако, к 1942 году, стала сказываться нехватка алюминия - по этой причине, промышленности пришлось осваивать новую формулу для грунтовок, а черную эмаль стали нередко подменять на различную краску черного или серого цвета. На отдельных самолетах изменился цвет интерьера ниш и стоек шасси – Neutral Grey на P-38 «Лайтнинг», Bronze Green на «Аэрокобрах» и B-29. Некоторые производители авиатехники приобретали Zinc Chromate Green уже в готовом виде, непосредственно у производителей – в частности, именно таков Cockpit Green, заказанный фирмой ''Кертисс'', у производителей краски ''Берри Бразерс''. Исследуя один и тот же планер, можно найти все три оттенка Zinc Chromate - например, желтоватая ''жидкая'' грунтовка в нишах шасси, яблочные тона в пулеметных отсеках, темно-зеленый цвет в кабине.

(www.loc.gov)

Внутренняя полость крыла самолета Дуглас А-20. На нервюры нанесен слой тонированной цинк-хроматной грунтовки – как раз то, что мы называем Zinc Chromate Green.

Ссылка по теме: обсуждаем интерьерные цвета А-20 "Бостон"

Тонированная и нетонированная грунтовка

В инструкциях по использованию нетонированной и тонированной грунтовки при постройке и обслуживании самолетов (Untinted and Tinted Primer US Erection & Maintenance), эти термины часто обозначают цинковый крон без примесей, и тот же состав с добавлением черной краски. Несмотря на то, что дополнительный черный пигмент вводился в смесь целенаправленно, инструкции не уточняли долю того или иного ингредиента при составлении смеси. Производители, скорее всего, сами решали, добавлять пигмент или нет. Распоряжение по флоту от 1942 года идет еще дальше, и рекомендует добавлять в грунтовку, наносимую вторым слоем, пигмент Indian Red, Lamp Black или любой другой подходящий, с тем, чтобы различать поверхности, покрытые в один или два слоя. В свете этого распоряжения, становится понятно происхождение грунтовки Salmon Рink, применявшейся на фирме Воут в производстве истребителя ''Корсар'': после того, как промышленность США заменила железный сурик, входивший в состав масляных грунтовок, на алюминиевую пудру, оставшийся без применения пигмент стали добавлять в жидко разведенный цинковый крон. В итоге получалась смесь нежного розовато-оранжевого цвета. Примерный эквивалент по Federal Standard – от 32276 до 32356.

Yellow Green (от переводчика)

В спецификации 98-24113A от 9 сентября 1938 впервые указано, что для окраски пилотских кабин открытого типа, или со сдвижными элементами остекления (как на истребителях), следует использовать желто-зеленую краску. Приводится ее состав:

1 галлон цинк-хроматной грунтовки - спецификация № 14080
0.1 галлона черной эмали - спецификация № 3-98
4 унции алюминиевой пудры, тип В, спецификация TT-A-476
1 галлон толуола, спецификация № 50-11-38.

Финальный цвет - довольно светлый оливковый. Краску Yellow Green использовали для окраски кабин истребителей Р-40 В/С, до августа 1942 года, после чего окраска интерьеров этих машин изменилась - компания Кертисс стала заказывать готовую краску у Берри Бразерс. В подобный же цвет окрашивались штурманские кабины и фюзеляжи бомбардировщиков B-25 ранних версий. Пилотские кабины, по той же спецификации 98-24113A, полагалось окрашивать в цвет Flat Bronze Green, так как B-25 относился к категории машин с неподвижными частями остекления. Участки над остеклением и потолки кабин окрашивались в серебристый цвет.

Следует упомянуть также спецификации AN-TT-P-656 и AN-TT-P-656А: и та и другая, относились к тонированной цинк-хроматной грунтовке, предназначенной для нанесения "вторым слоем". Спецификация АN-TT-656 означала состав с добавлением алюминиевой пудры или пасты: именно эта смесь, при нанесении в качестве краски, именовалась Yellow Green. Добавление литеры "А" означало, что алюминий в состав грунтовки не входит.

Cockpit Green

Цинк-хроматная грунтовка без примесей использовалась для покрытия всех внутренних поверхностей летательных аппаратов, за исключением пилотских кабин: на это существовал официальный запрет, державшийся в течение всей войны. Действительно, хромат цинка без примесей плохо подходил для окраски кабин, раздражая глаза своим излишним блеском. Кроме того, из-под покрытия проступал не менее яркий металл. Производители авиатехники, которым доверили составление новой краски для пилотских кабин, ограничились добавлением черной краски в Zinc Chromate Yellow. Полученные оттенки именовались Light Green или Cockpit Green. Пропорции, вероятно, были произвольными, а во многих случаях, могла использоваться доступная краска-заменитель - ближе к Bronze Green, или даже ANA 612 Medium Green. Название Cockpit Green в отношении ''зеленой'' тонированной грунтовки, обрело официальный статус лишь в 1943 году, с выработкой единых цветовых стандартов для армии и флота - и то очень ненадолго; лишь до принятия названия Interior Green, о чем пойдет речь ниже. Карточка с эталоном Cockpit Green содержалась в реестре ANA, но почти наверняка не нашла широкого применения - стандарт просуществовал недолго, а инструкции требовали, чтобы запасы ''старой'' краски до перехода на новый цвет были использованы целиком. Поэтому, временной промежуток, между ''нелегальным'' использованием тонированной грунтовки в роли краски для самолетных кабин, и принятием ''официального'' цвета Interior Green сводится к минимуму.

Комментарий. Флотская спецификация SR-15C от 19 января 1940 г. дает определение ''кабинной'' краски Cockpit Green - ''тускло-бронзовая зеленая целлюлозная краска, Army No 9''. Из этого следует, как минимум, что "флотский" цвет Cockpit Green, возможно, не имеет никакого отношения к одноименному составу, применявшемуся в ВВС - в первом случае, пигментом служит медный карбонат, а во втором - хромат цинка.

Interior Green (ANA 611)

В попытке упорядочить многообразие различных ''зеленых'' оттенков в кабинах, американский флот в сентябре 1943 года принял в качестве обычной краски ANA 611 Interior Green грунтовку Zinc Chromate с добавлением черного пигмента. Формально, Interior Green был представлен в бюллетене ANA No.137, изданном в то время. Из нового состава исключили алюминиевую пасту. Принято считать, что ближайший аналог ANA 611 Interior Green - FS 34151 .

Bronze Green

Как и в случае с Zinc Chromate, термин Bronze Green является родовым, и относится к темно-зеленой краске, в которой в качестве пигмента используется окислившаяся бронза. Это слово для многих ассоциируется с красновато-коричневым цветом; однако, в случае с Bronze Green все обстоит иначе. Сам по себе, пигмент Bronze Green – это карбонат меди, зеленая патина, которую мы можем видеть на старых бронзовых памятниках.

Прошло почти двенадцать лет с тех пор, как Дана Белл открыл для многих использование краски Bronze Green в авиационной промышленности, и описал ее в первом томе своей книги Air Force Colors. Широкое использование этого цвета для окраски интерьеров кабин уже никем не оспаривается, хотя многие вопросы, касающиеся этого цвета, и его преемника, Dark Dull Green, остаются без ответа. Цвет Bronze Green был принят в ВВС США как стандартный ''интерьерный'', в конце 30-х годов; он применялся также и на флоте. Особенно широко использовали эту краску, по всей видимости, фирмы Грумман и Рипаблик: и та и другая фирмы находились в районе Лонг-Айленд, и, возможно, приобретали товар у одного субподрядчика. В цвет Bronze Green окрашивались пилотские кресла для истребителей Р-51 ''Мустанг'', по-видимому, также поступавшие от субподрядчиков. В этот же цвет окрашивались пилотские кресла и многие агрегаты на бомбардировщике В-17. Bronze Green также использовался для нанесения анти-бликовых панелей на самолетах, окрашенных в серебристый цвет. Указание на это содержится, например, в руководстве по техническому обслуживанию самолета В-18. Подобрать точный эквивалент для Bronze Green по ''федерал-стандарту'' не так легко - различные источники приводят ссылки от FS 24050 до 24052, однако, известно, что сама по себе краска Bronze Green являлась полуглянцевой.

Комментарий: краска Bronze Green в первую очередь использовалась при окраске пилотских кабин с неподвижными элементами остекления (B-17, DC-3) и антибликовых участков перед кабинами. Документ от 29 марта 1937, изданный центром по летным испытаниям Райт-Фиелд, рекомендует наносить антибликовые панели, на носовые части фюзеляжей самолетов С-32, С-33 и С-34, лаком или эмалью Bronze Green - кистью, в один слой. Однако, на практике, Bronze Green использовался и в кабинах со сдвижным остеклением - например, на самолетах палубной авиации. В книге Глена Филипса, посвященной истребителю "Уайлдкэт" (Warpaint Series No. 9 Grumman F4F Wildcat), назван шифр краски Bronze Green No .9, применявшейся на фирме Грумман: Army 3-158 Code 234-G-9. Историки с этой фирмы указывают, что цвет был чисто зеленым - без желтого и синего оттенков.

Dark Dull Green

Новый цвет Dark Dull Green, являвшейся производным от Bronze Green, появился в сентябре 1942 года. Предполагалось, что новый цвет станет при необходимости подменять Bronze Green и со временем полностью его заменит. На вид, разница между тем и другим почти незаметна – Dark Dull Green несколько светлее и без излишнего блеска, что и стало основной причиной перехода к нему от более глянцевого аналога. Предполагалось, что новый цвет в первую очередь найдет применение на самолетах тактической авиации с полностью закрытой кабиной – то есть, на бомбардировщиках. Реальные масштабы использования новой краски оказались намного шире, чем предполагалось. Помимо пилотских и штурманских кабин В-17, В-24 и В-29, Dark Dull Green использовался на палубных бомбардировщиках ''Эвенджер'' поздних версий, а также истребителях ''Корсар'', ''Мустанг'' и ''Тандерболт'' - что противоречило общим положениям, предписывавшим окрашивать кабины истребителей исключительно в цвет Interior Green. В реестр ANA от 1943 года Dark Dull Green не вошел, но его использование продолжалось. Например, руководства по сборке и техническому обслуживанию самолетов Р-51 ''Мустанг'' поздних версий предписывают окрашивать в этот цвет некоторые детали кабинного интерьера, в том числе пилотские кресла. Ближайшим эквивалентом следует считать FS 34092 – имея в виду, что реальный Dark Dull Green был намного темнее.

Комментарий: известен приказ по флоту от 28 ноября 1940, вносящий изменения в некую спецификацию L-12A - вместо цвета Dull Bronze Green надлежит отныне использовать темно-зеленый цвет Dark Green No. 30. Именно этот цвет, похоже, и был назван Dull Dark Green. Формально, краску с этим названием приняли для использования 17 декабря того же года. Приказом по вооруженным силам, краска Dull Dark Green была введена для окраски внутренних поверхностей кабин самолетов и нанесения антибликовых панелей.

Образец цвета Dull Dark Green (via Dana Bell)

Aluminium

Краска для наружных покрытий на алюминиевой основе (в американском английском принято писать "Aluminum", в британском - ''Aluminium''), широко применялась в авиастроении с 1910 года. Для изготовления серебристой краски, алюминиевая пудра или паста добавляются в специальный прозрачный лак. В отличие от других пигментов, представляющих собой порошок мелкого помола, алюминиевая пудра – это, скорее, хлопья. По мере высыхания краски после нанесения, миниатюрные хлопья всплывают в лаке, образуя чрезвычайно прочный защитный слой. Это качество делает алюминиевую краску незаменимой для покрытия самолетных планеров - в том числе и для тканевых поверхностей, так как серебрянка делает ткань не такой ломкой и более долговечной. Наконец, этот пигмент является самым светлым из существующих, и при этом достаточно укрывистым.

В зависимости от применения, лак для серебрянки мог быть целлюлозным в нескольких разновидностях (Clear Dope – усадочный лак для ткани; Lacquer – для прочих поверхностей), или на масляной основе. Алюминиевую пудру могли также добавлять в масляную грунтовку.

Алюминиевую краску впервые стали применять в воздухоплавании – ей покрывали дирижабли Цеппелина. В 1912 году, компания ''Бритиш Целлон'' освоила промышленный выпуск новой краски, и с этого момента ее распространение в качестве авиационного покрытия шло в мировом масштабе быстрыми темпами. Серебрянка использовалась и в качестве грунтовки, и для окончательного покрытия самолетных поверхностей. Что же касается самолетных кабин, то серебрянкой окрашивались кабины истребителей ''Буффало'' и ''Уайлдкэт'' первых модификаций, с желтыми крыльями. Возможно, это относится и к другим самолетам предвоенного периода.

Серебрянка часто использовалась для окраски стоек и подкосов шасси. Вернемся к фотографии, запечатлевшей стойку шасси В-25. Снимок наглядно демонстрирует различные оттенки серебристого цвета: корпус стойки и вилка окрашены в серебристый цвет, шток амортизатора изготовлен из стали, ступица колеса отлита из алюминиевого сплава.

Алюминиевые сплавы, в отличие от чистого алюминия, были подвержены коррозии, и следовательно, нуждались в грунтовке; изначально, это были грунтовки на масляной основе, затем цинк-хроматные. Ситуация изменилась в 1930 году, с появлением материала ''Альклед'' - листов из сплава, поверх которого в качестве антикоррозийного барьера накатывался тонкий слой чистого алюминия. Именно это решение позволило после 1943 года отказаться от окраски планеров вообще, а в будущем - отказаться от использования серебристой краски на лаковой основе (Aluminium Lacquer), которую в описываемый период времени можно было видеть на различных самолетных внутренностях.

(www.loc.gov)

Сборка крыла бомбардировщика В-25. На сборочной линии, неокрашенные детали из сплава ''альклед'' соседствовали с деталями, покрытыми цинк-хроматной грунтовкой.

Комментарий: снимок раскрывает еще один секрет американской технологии того времени. На оголенные металлические детали нанесен прозрачный состав, добываемый из мангрового дерева. По названию производителя - компании "Лайон", его неофициально называли "Лайон Ойл". Нанесенный состав быстро твердел, защищая самолет от коррозии во время сборки. Чтобы сделать его более заметным, в смесь добавляли синий пигмент Prussian Blue. Перед нанесением ЛКП, консервант полагалось снимать, но этой процедурой часто пренебрегали – вот почему, полупрозрачный синий состав иногда находят под слоем кабинной краски при реставрации самолетов. По мнению Даны Белл, широко известный японский состав "Аотаке", применявшийся во время II мировой войны для защиты внутренних поверхностей самолетов - не что иное, как "Лайон Ойл", освоенный в производстве японской промышленностью.

Сборка истребителей Р-40В. Машины на заднем плане частично покрыты "синим" консервантом, частично загрунтованы Zinc Chromate Yellow.

"Хоук 75A-9", предназначавшийся для вооружения ВВС Ирана. Фюзеляж и консоли крыла частично покрыты "синим" консервантом: его сходство с грунтовкой "аотаке" очевидно для любого знатока японской авиации. Капот и части оперения загрунтованы Zinc Chromate Yellow. Левый элерон позаимствован с машины из недовыполненного "норвежского" заказа. Отметим, что участок под боковыми окнами остекления выглядит оливковым - вероятнее всего, это Yellow Green. Сравните этот цвет с тем же участком на Р-40 (снимок выше).

Истребитель Р-36А из коллекции музея ВВС США. Реставраторы ограничились восстановлением только внешнего облика машины, оставив большую часть кабинного оборудования "как есть". Кабина не окрашена, за исключением приборной доски и педалей - последние, покрыты слоем "желтой" грунтовки. Очевидно, узел был изготовлен субподрядчиком. На переплете фонаря и бортиках кабины заметны следы зелено-синего консерванта. Кабины Р-36, поступавших на вооружение других стран, скорее всего, окрашивались в другие цвета.

Ссылка по теме: обсуждаем окраску интерьера "Хоук 75" в составе ВВС Франции и Финляндии.

В различных источниках, часто указывается, что интерьеры неокрашенных самолетов, имевших серебристый цвет, не окрашивались вовсе - как на снимках Р-36, приведенных выше (наружные поверхности этой машины в ходе реставрации выкрасили в желтый и коричневый цвета, но это ни о чем не говорит, так как реставраторы заботились об эффектном внешнем виде восстановленной машины, не слишком углубляясь в вопросы исторической достоверности). Указывается также, что интерьеры самолетов, окрашенных в камуфляжные цвета Olive Drab и Neutral Grey, были оливковыми (Yellow Green). Переводчик не подтверждает, и не опровергает это мнение; следует, однако, иметь в виду, что камуфляж в ряде случаев (Р-36, Р-40) мог быть нанесен не на заводе, а непосредственно в частях. В этом случае, кабины наверняка не перекрашивались - никто не стал бы тратить на это время, когда нужно было в срочном порядке закамуфлировать несколько десятков истребителей.

Olive Drab

Применявшийся в США цвет Olive Drab представлял собой дальнейшее развитие британского ''авиационного'' зеленого цвета, использовавшегося в I мировую войну (так называемый цвет NIVO – пер.). Основная область его использования – маскировка наружных поверхностей планера; тем не менее, отмечены случаи применения Olive Drab для окраски интерьеров кабин - в частности, на самолетах P-38 ''Лайтнинг'', L-4 ''Каб'' и некоторых других. Olive Drab в ходе своей эволюции претерпел несколько существенных изменений. С 1938 по 1945 год, в USAAC/ USAAF существовало как минимум три официально принятых цвета с этим названием:

  • Olive Drab No. 9
  • Dark Olive Drab 41
  • Olive Drab ANA 613

В довоенный период стандартным для USAAC являлся цвет Olive Drab No.9. В 1940 году, с принятием общих стандартов ANA для армии и флота, цвет Nо.9 сочли чересчур светлым, и решили заменить его на Dark Olive Drab. ''Новый'' цвет, который в действительности применялся с 1932 года, обозначили Dark Olive Drab 41.

Комментарий: объединенный реестр ANA был принят в начале марта 1943 года. Документ, утвержденный USAAC в 1940 году – это реестр камуфляжных цветов (так называемый бюллетень 41), в который, в частности вошел цвет Dark Olive Drab 41 – вместо разработанного в 1938 году несколько более светлого цвета Dark Olive Drab 31. Упомянутый в статье цвет Olive Drab No. 9 был разработан для наземных войск и применялся на первых порах для окраски танков и колесной техники. Первые случаи его применения в авиации США имели место уже в ходе войны, в Северной Африке, и поначалу носили неофициальный характер. Лишь с марта 1943 года, Olive Drab No. 9 стал официально применяться в ВВС, а затем вошел в реестр ANA как ''вторая'', после Olive Drab 41, разновидность оливкового цвета, отличавшаяся от первой преобладающим коричневым оттенком.

Может показаться, что принятые решения окончательно определили стандарт для данной краски; на самом деле это было не так. Краска Olive Drab 41 изначально состояла из семи различных пигментов. С началом войны, когда появилась огромная потребность в ней, производители начали изыскивать способы сокращения числа ингредиентов. Например, из состава краски исключили кадмий, применявшийся в качестве вещества-стабилизатора. Кадмий являлся стратегическим сырьем, на которое, помимо лакокрасочной промышленности претендовали сталелитейщики. Olive Drab 41 военного времени состоял всего из двух пигментов, и пропорция между ними различалась от производителя к производителю. Все вышесказанное привело к тому, что краска в полевых условиях оказалась крайне нестойкой: новые самолеты «линяли» почти мгновенно, стоило им попасть в полевые условия. Различные партии краски меняли оттенок с различной скоростью и ''итоговый'' цвет также выглядел по-разному. Например, летчики 14-й истребительной авиагруппы, летавшие в Северной Африке на истребителях Р-38, докладывали, что под жарким африканским солнцем, их ''Лайтнинги'' ранних версий приобретали яркий пурпурный оттенок! Исследователь из Германии Ганс Плёс (Hans Ploes), изучив обломки самолетов, потерянных на европейском ТВД, отмечает, что оттенков Olive Drab было, по меньшей мере, два. Изначально, два колера не различались между собой, но один (встречался на самолетах А-20 и B-17) очень быстро выцвел и приобрел красноватый оттенок. Другой цвет, гораздо более устойчивый к старению, часто встречался на обломках ''Тандерболтов'' и ''Лайтнингов''.

Следующая попытка упростить систему на официальном уровне была предпринята в марте 1943 года. Принятый цвет ANA 613 объединил варианты Olive Drab, принятые в ВВС и наземных войсках. Новый цвет был ближе к ''наземному'' Olive Drab, который был светлее чем Olive Drab 41. Однако, американские ВВС не проявили большого интереса к новой краске - попросту говоря, они проигнорировали новые карточки с эталонными образцами, и продолжали заказывать краску Dark Olive Drab 41 по старым эталонам. Таким образом, выпуск и применение Dark Olive Drab 41 продолжались вплоть до окончания войны. Что же касается краски ANA 613, то существует лишь одно подтвержденное свидетельство ее использования – это самолеты А-20 версий G/H и J/K, выпущенные по заказу Советского Союза. Машины, предназначенные для поставок по ленд-лизу, полагалось маскировать – это правило действовало в течение всей войны. Фирма Дуглас была вынуждена перейти от цвета Olive Drab 41 к более светлому оттенку, который, предположительно, соответствует эталону ANA 613.

Между производителями краски для пластиковых моделей, похоже, существует некое соглашение, считать эквивалент FS 34088 наиболее соответствующим ''полинявшему'' со временем Olive Drab 41. В реальности, цветовое разнообразие оттенков очень велико - от только что нанесенной темной краски до выгоревшей на солнце под открытым небом. Это могут быть цвета в диапазоне от FS 34064 к 33070, и далее к 34088 Medium Green .

Ссылка по теме: Пол Лукас. Оттенки Olive Drab.

Medium Green

В начальный период войны, верхние поверхности окрашивались в два цвета - Olive Drab 41 и Medium Green 42: последний наносился полями неправильной формы, на передние и задние кромки крыла и оперения, чтобы ''раздробить'' силуэт планера. Такая практика имела место в 1942 году, но в дальнейшем сошла на нет.

Подобно цвету Olive Drab, обозначения Medium Green испытали ряд метаморфоз: Medium Green 42, затем Medium Green ANA 612. Никто не знает, насколько часто Medium Green применялся для окраски интерьеров. Некоторые инструкции, датированные концом 1943 года, предписывают окрашивать в этот цвет участки кабины, напрямую подверженные солнечному излучению. Фирма Белл, возможно, использовала различные оттенки Medium Green для окраски кабин Р-39 ''Аэрокобра''. Следует отметить, что Medium Green по оттенку почти не отличается от Dark Dull Green, и выявить различие между ними по фотоснимкам представляется очень затруднительным. Ближайший эквивалент – видимо, FS 34092, хотя реальный цвет все же был несколько светлее.

Спецификация 98-24113B от 17 ноября 1943 устанавливает, что все части интерьера, которые могут отражаться в остеклении кабин, турелей и т.д. необходимо окрашивать в матовый черный цвет. Для окраски внутренних частей кабин, видимых в полете для членов экипажа, и находящихся под прямым солнечным освещением, следует применять зеленый цвет Мedium Green. Сиденья и занавески следует по-прежнему окрашивать в тусклый темно-зеленый цвет Dull Dark Green.

Insignia Red

Официально подтверждено, что в красный цвет Insignia red окрашивались внутренние поверхности тормозных щитков самолета SBD ''Донтлесс''. Довоенный цвет US Army Insignia Red являлся слишком ярким, что сводило на нет все усилия по маскировке самолетов. Во время цветовой унификации, которую провели ANA в первые военные месяцы, было решено заменить его на более подходящий британский цвет RAF Insignia Red – более темный и тусклый. По иронии судьбы, едва красный британский цвет стал распространяться в USAAF , было принято новое решение - удалить красные элементы с опознавательных знаков всех американских самолетов. Ближайший эквивалент для Insignia Red - FS 31136.

Grumman Grey

Фирма ''Грумман'', в отличие от остальных, использовала на своих самолетах грунтовку собственной разработки – в современной литературе ее часто называют Grumman Grey. Ближайший эквивалент - FS 36440.

(www.loc.gov)

Каким бы завершенным ни было исследование, оно всегда оставляет после себя вопросы. Например, о природе этого красного цвета, на крыле PBY -2…

Часть II - окраска интерьеров самолетов США различных типов

Часть III -интерьеры самолетов флотской авиации США

На главную страницу

Hosted by uCoz