Мартин Валигорски

Окраска интерьеров самолетов США 1941-1945

Перевод и комментарии - Матвей Глухарь, 2004-2007

Оригинал статьи можно видеть здесь

Часть 2 – интерьеры самолетов.

В первой части нашей статьи мы рассмотрели различные типы защитных покрытий, а также эволюцию цветовых оттенков. Обратимся теперь к окраске отдельных типов самолетов, находившихся на вооружении USAAC и USAAF. Вероятно, стоит вновь уточнить цель, поставленную автором – суммировать все накопленные на текущий момент знания по данной тематике; понятно, что предложенная картина во многом будет незавершенной и обобщенной. Информация накапливалась в течение нескольких лет, из различных источников, включая книги, статьи и онлайн-ресурсы. Хотя автор сделал все возможное, чтобы разграничить подтвержденные факты и мнения, представленная информация не может считаться истиной в последней инстанции. Будущие исследования также могут внести коррективы и дополнения в ныне принятые взгляды. Автор в единоличном порядке несет ответственность за любые ошибки, содержащиеся в тексте. Приветствуются любые комментарии и дополнения.

Цвета USAAF

Приступая к ''разбору'' окраски наиболее распространенных самолетов ВВС США, следует принять во внимание гигантские масштабы их производства. Поскольку спрос на самолеты был велик, в производство зачастую вовлекались многочисленные заводы, нередко находившиеся вдалеке друг от друга. Официально подтверждено, что промышленные стандарты на всех уровнях резко различались от предприятия к предприятию. Чем порой оборачивалась для эксплуатационников такая практика, всем известно – например, самолеты В-24 ранних серий стали кошмаром для технических служб. Для наглядности, представим список предприятий, занятых в производстве самых массовых типов самолетов:

Р-38 ''Лайтнинг'' – самолет выпускался на заводе в Бербанке, Калифорния. Модификация P-38L также выпускалась на заводах Консолидейтед-Валти в Нэшвилле, Теннеси.

Р-39 ''Аэрокобра'', Р-63 ''Кингкобра'' – самолеты выпускались на заводах Белл в г. Буффало, шт. Нью-Йорк, а также на новом авиазаводе в Атланте, Джорджия – и те и другие версии обозначались шифром ВЕ.

Р-40 ''Томахоук'', ''Уорхоук''. Истребители выпускались на заводах Кертисс-Райт в Сент-Луисе, шт. Миссури, а также на двух новых авиазаводах в Буффало и Колумбусе, шт. Огайо. Все самолеты обозначались шифром СU.

Р-47 ''Тандерболт''. Самолеты, построенные на заводах Рипаблик в Фармингдейле, шт. Нью-Йорк, обозначались шифром RE. Самолеты, построенные на новом авиазаводе в Ивенсвилле, шт. Индиана – шифром RA. Помимо этого, ''Тандерболты'' версии Р-47G строились на заводах Кертисс-Райт в Буффало и обозначались шифром CU.

P-51 ''Мустанг''. Самолет выпускался на авиазаводе Норт Америкэн в Инглвуде, Калифорния, и новом авиазаводе в Далласе, шт. Техас. Шифр – NT.

B-17 ''Флаинг Фортресс''. Бомбардировщики выпускали заводы в Сиэтле, Вашингтон ( BO), заводы Дуглас в Лонг-Бич, Калифорния (DL), Локхид-Вега в Бербанке (LO).

В-24 ''Либерейтор''. Схема производства В-24 заслуживает особого описания. Чтобы выполнить намеченный план по выпуску самолетов, в начале 1941 года правительство разработало картель-программу (Liberator Production Pool Program). В производстве были заняты не менее пяти центральных предприятий: завод Консолидейтед-Валти в Сан-Диего, Калифорния (CO), новый авиазавод той же фирмы в Форт-Уорт, Техас (CF), завод Дуглас в Тулсе, шт. Оклахома (DT), завод Форда в Уиллоу Ран возле Детройта (FO), завод Норт Америкэн в Далласе (NT). Хотя головным заводам в Сан-Диего, Уиллоу Ран и в Далласе было предписано выпускать машины под разными обозначениями – соответственно, В-24D, E и G, любой завод в картели нередко использовал агрегаты и узлы, изготовленные соседями.

Как указывалось выше, ''Либерейтор'' славился постоянными ремонтами и нехваткой запасных частей, а стандартизованное обозначение не давало ответ на вопрос, кому из пяти предприятий предъявлять претензии по поводу качества каждой из построенных машин. Ответственность за качество финальной сборки формально лежала на предприятии, чей код добавлялся к обозначению каждого построенного самолета. Например, если окончательная сборка производилась в Сан-Диего, самолет получал обозначение B-24D-CO. Однако, произведенные в Сан-Диего узлы для В-24D отправлялись также в Форт-Уорт и в Тулсу. Машины произведенные на этих авиазаводах, обозначались соответственно B-24D-CF and B-24D-DT. Понятно, что все вышеописанное самым серьезным образом влияло на интерьерные цвета ''Либерейторов''.

Учитывая длительный срок, пока машина была в производстве, и удаленность заводов друг от друга, было бы странным, если бы поставки краски и принятые методы ее нанесения ни разу не менялись,

Когда в конце 1943 года было решено отказаться от нанесения камуфляжной окраски, многие машины также были лишены и грунтовки – хотя и не все. Ввиду того, что планы выпуска у субподрядчиков различались, можно было нередко видеть самолет, лишенный всякой окраски, но с частично загрунтованным планером. Тем не менее, кабины, и прочие рабочие зоны окрашивали в течение всей войны, в качестве антибликового покрытия.

Окраска отдельных типов самолетов

P -39 ''Аэрокобра''

Несмотря на большое количество построенных машин, документальных свидетельств окраски ''Аэрокобры'' не так много. Сохранившиеся цветные снимки указывают, что кабины окрашивались в цвета Interior Green и Bronze Green; ниши шасси - Interior Green, Zinc Chromate Yellow или Aluminium lacquer (серебрянка). Носовая стойка - Olive Drab или Interior Green. Колесные колпаки - Interior Green или естественный цвет металла. Берт Кинзи в своей книге из серии Detail and Scale прямо называет цвет, применявшийся на заводе Белл для окраски кабины ''Аэрокобры'', Bell Green. В этот цвет окрашивалась кабина, ниши, створки и подкосы шасси. Вокруг того, как в реальности выглядел цвет Bell Green, неоднократно разворачивались дебаты: преобладающее мнение сходилось на том, что этот цвет почти не отличался от Medium Green.

Был изучен также сохранившийся ''ленд-лизовский'' самолет P-39Q-15. Ниши шасси и внутренние стороны его щитков, были загрунтованы в Zinc Chromate Yellow, в то время, как створки, примыкающие к центроплану, окрашены краской Olive Drab – результат того, что узлы для сборки поступали от различных субподрядчиков. Стойки шасси и оборотная сторона колесных колпаков были окрашены в цвет Interior Green; тяги уборки – Bronze Green; электропроводка и арматура – серебристые.

В-17 ''Флаинг Фортресс''

Интерьеры ранних В-17 были полностью окрашены в Zinc Chromate Yellow; пилотские и штурманские кабины - Bronze Green, бомбоотсеки - Aluminium lacquer. Носовая секция со штурманской кабиной, пилотская кабина и радиорубка В-17F и G в основном окрашивались в цвет Bronze Green. В августе 1944 г., были приняты новые инструкции по окраске: цвет Bronze Green заменили на Dull Dark Green. На некоторых B-17F, выпущенных на авиазаводе Дуглас, интерьер был окрашен в цвет Interior Green. Уже упомянутые инструкции по окраске В-17 предписывают наносить антибликовые панели на самолетах, лишенных камуфляжа, краской Bronze Green. Вопрос о том, была ли задействована эта инструкция, остается спорным. На большинстве цветных снимков, антибликовые панели на В-17 нанесены цветом Olive Drab. Часть интерьера пилотской, штурманской кабины и радиорубки обтянута зеленой стеганой тканью. Пол в кабине летчиков изготовлен из фанеры и покрыт лаком. Если предстоял многочасовой полет, на пол укладывались половики из черной резины - чтобы не оскользнуться, проходя через радиорубку, центральную секцию фюзеляжа и зону верхней турели. Пол в штурманской кабине не окрашивался и имел естественный цвет металла. Кресла пилотов и штурмана, вероятнее всего, окрашивались в цвет Bronze Green. Фюзеляжные секции за радиорубкой, на многих ранних В-17 были загрунтованы Zinc Chromate Yellow. На поздних машинах, и камуфлированных, и неокрашенных, интерьер центральной фюзеляжной секции зачастую не грунтовался и имел естественный цвет металла – за исключением шпангоутов и лонжеронов, имевших цвет Zinc Chromate Yellow или Zinc Chromate Green. Отметим, что зоны работы фюзеляжных стрелков также оставлялись неокрашенными – вероятно, потому что перед стрелками не стояла ''антибликовая'' проблема. Интерьер турелей в основном был Dull Dark Green, на машинах поздних версий использовался матовый черный цвет. Неокрашенными также оставались интерьеры бомбоотсеков и их створки, хотя некоторые источники утверждают, что на камуфлированных машинах для этих зон применялся цвет Neutral Grey. Ниши шасси в основном окрашивались в цвет Interior Green.

(www.loc.gov)

На снимке - центральная фюзеляжная секция В-17F на сборочной линии авиазавода Лонг-Бич. Вот так выглядел лишенный окраски интерьер - лишь стрингеры загрунтованы в Zinc Chromate Green. Некоторые шпангоуты на заднем плане также окрашены в зеленый цвет, хотя ближние к камере имеют цвет металла.

(www.loc.gov)

Еще один снимок камуфлированного В-17, сделанный в Лонг-Бич. Внутренняя поверхность фюзеляжа, освещенная лампой-переноской, явно загрунтована ''в два цвета'' - новая загадка.

Комментарии

B-17В. На этом снимке, большая часть интерьера выглядит светло-серой. Обсуждение снимков на интернет-форуме все поставило на места: на самом деле, интерьер серебристый, и выглядит голубовато-серым только по причине недостатка освещения.

Звукоизолирующий материал, покрывавший стенки кабин B-17, являл собой плотную хлопковую ткань. В период строевой эксплуатации, стенки кабин в большинстве случаев ''раздевали'', а резиновые коврики выкидывали – и то и другое отличалось немалым весом и прекрасно горело. На неокрашенных самолетах, как правило, только пилотская и штурманская кабины окрашивались в цвет Bronze Green. Из практических соображений, на этих машинах редко грунтовали интерьер – немногие самолеты выдерживали более 10-15 боевых вылетов; помимо этого, в случае пожара в кабине, горящее ЛКП заполняло кабину дымом и ядовитыми газами. Кроме того, лаки и краски распределялись среди частей в соответствии с планом поставок, что вызывало их дефицит. Все вышесказанное не относится к самолетам, участвовавшим в войне на Тихом океане: климатические условия в регионе способствовали быстрой коррозии, и потому интерьеры самолетов тщательно грунтовались.

В-24 ''Либерейтор''

Как и в случае с В-17, принято считать, что на поздних версиях В-24 пилотские и штурманские кабины окрашивались в цвет Dark Dull Green, а весь остальной интерьер не окрашивался вовсе, включая и боковые стрелковые позиции. На ранних, камуфлированных машинах, интерьер грунтовался в Zinc Chromate Yellow. Многие снимки камуфлированных ''Либерейторов'' выявляют колесные ниши, створки и стойки, окрашенные в цвет Neutral Grey. Еще один миф, который следует развенчать – это черные приборные доски. Детальный осмотр сохранившихся B-24 указывает, что доски чаще были темно-зелеными, а не черными.

Комментарий: принятая инструкция однозначно указывала на окраску приборных досок в матовый черный цвет. В отношении любого другого цвета, в который могла быть окрашена доска, можно сделать вывод о его незаводском происхождении. Приборные доски на ''Либерейторах'', вероятно, стали зелеными после ремонта в полевых условиях – сказался дефицит краски нужного цвета в Англии. Не следует делать выводы из снимков восстановленных машин - их окраска неверна в 9 из 10 случаев!

Р-40 ''Томахоук/''Уорхоук''

В отличие от других производителей авиатехники, фирма Кертисс окрашивала свои изделия прямо на заводе. Кабина Р-40 окрашивалась в цвет Curtiss Cockpit Green – краску заказывали на ''местной'' фирме Берри Бразерс, ее цвет был почти идентичен Interior Green. По свидетельствам очевидцев, по сравнению с последним, в краске было больше коричневых тонов. Ниши шасси закрывались брезентовыми чехлами, аналогично Bf 109E. Чехлы имели естественный цвет брезента - т.е. оливковый, с медными кнопками и молниями.

Комментарий

Вопрос с окраской интерьеров Р-40 не так однозначен. Краску Curtiss Cockpit Green официально внедрили распоряжением по фирме ''Кертисс-Райт'' лишь 31 августа 1942 года - название закрепили за зеленой краской 174-G-13, выпускавшейся компанией ''Берри Бразерс''. Однако, Р-40 выпускались к тому моменту уже почти четыре года. Их кабины, очевидно, как-то окрашивались - но в какой цвет?

Обратимся к уже знакомой фотографии. Согласно спецификации 98-24113А (1938), интерьеры самолетов со сдвижной секцией фонаря полагалось окрашивать смесью цинк-хроматной грунтовки, черной краски и серебрянки. Дана Белл называет этот цвет Yellow Green. К моменту, когда фирма приняла решение, закупать готовую краску, на конвейере находились машины Р-40Е. Можно предположить, что, заказывая краску, фирма подобрала ближайший аналог у Берри Бразерс, взяв Yellow Green за образец: новый цвет был очень похож на предыдущий, но серых тонов в краске от Берри Бразерс было больше. В 1943 году, цвет кабины снова изменился - теперь это был Interior Green, тот же состав, но без алюминиевой пудры или пасты. Этот цвет был несколько темнее и с меньшей долей желтизны, по сравнению с Yellow Green.

P -38 ''Лайтнинг''

Кабины первых ''Лайтнингов'' Р-38Е и F-1 окрашивались в цвет Olive Drab. На поздних версиях, P-38 F/H, цвет сменили на Interior Green. Приборные панели, штурвальные колонки, педали и электрощиты были черными. Некоторые источники утверждают, что отдельные узлы Р-38, в частности, пилотское сиденье и прикрепленная к нему задняя бронеплита, окрашивались в Olive Drab спустя длительное время после перехода на новую окраску. Возможно, эти узлы поставлялись субподрядчиками. На версии P-38J, была изменена форма бронеплиты – и, похоже на то, что ее стали окрашивать в один цвет с кабиной, т.е. Interior Green. Ниши шасси и их створки с внутренней стороны на камуфлированных самолетах окрашивались в цвет Neutral Grey, отдельные элементы силового набора на створках - в Zinc Chromate Yellow. Стойки шасси – серебристые.

В-26 ''Мароудер''

Интерьер кабины В-26 до настоящего времени являет собой большую загадку. Документация по серийному выпуску этих машин все еще не исследована должным образом, и один из немногих достоверных источников информации – это носовая секция фюзеляжа B-26B-25-MA ''Flak Bait'', которая в нетронутом состоянии хранится в национальном авиакосмическом музее в Вашингтоне

Боковые стенки пилотской кабины обиты звукоизолирующим материалом оливкового цвета. Фюзеляж изнутри, включая шпангоут за пилотскими креслами - неокрашенный алюминий, полы и дорожки – черные. Ниши шасси – серебристый цвет, отдельные детали загрунтованы Zinc Chromate Yellow. Существуют снимки камуфлированных В-26, которые указывают на окраску стоек шасси и створок изнутри в цвет Neutral Grey .

Комментарии

(Dan Pascoe, Calvin Cochran)

Обобщенное мнение об окраске интерьера B-26 "Flak Bait" складывается следующим образом: интерьеры кабины летчиков, бомбардиров и стрелков - Bronze Green, при этом стенки частично обиты оливковой звукопоглощающей материей. Пол кабины, кресла, штурвалы вместе с колонками - черные. Подушки на сиденьях - желтые. Шпангоут, разделяющий кабины пилота и бомбардира - некрашенный алюминий. Бомбоотсек - Neutral Grey; в этот же цвет окрашены внутренние стороны створок бомбоотсека и шасси, подкосы основных опор. Ниши шасси - серебрянка. Фюзеляж за бомбоотсеком не окрашен, полы черные. Краска Interior Green на B-26 появилась относительно поздно, на машинах версий F/G - причем, фюзеляж мог быть полностью окрашен изнутри в Interior Green, либо этот цвет распространялся только на кабину летчиков.

В-25 ''Митчелл''

Фронтовой бомбардировщик В-25 серийно выпускался в течение всей войны, и потому окраска его интерьера имеет множество вариантов. Согласно имеющемуся руководству по сборке и техническому обслуживанию В-25С, на ранних машинах версий В, С и D пилотские кабины окрашивались в цвет Bronze Green. Приборные доски и другие панели были черными. На некоторых снимках, пилотские кресла не окрашены, а подушки на сиденьях оливкового цвета. Весь остальной интерьер, включая штурманскую кабину и хвостовую часть фюзеляжа, был загрунтован Zinc Chromate Yellow. Мнения относительно цвета полов в кабинах и дорожек расходятся: одни утверждают, что это был Zinc Chromate Yellow, другие – Zinc Chromate Green, третьи – что полы не окрашивались вовсе.

(www.loc.gov)

Снимки только что собранных и готовых к первому полету B-25C, сделанные в октябре 1942 года, показывают наличие темно-серых и зеленых деталей на переборке, разделяющей пилотскую и штурманскую кабины. Зеленой могла быть тонированная грунтовка, а может, это был цвет Bronze Green.

Бомбоотсек и его створки окрашивались в серебристый цвет (Aluminium lacquer). На поздних версиях В-25, пилотская кабина полностью окрашивалась в Bronze Green или Dull Dark Green, центральная и хвостовая секция фюзеляжа – не окрашивались, ниши шасси окрашивались в серебристый цвет. На самолетах наиболее многочисленной версии В-25J весь интерьер окрашивался в цвет Interior Green.

Комментарии

B-25, полностью окрашенный в черный цвет – из состава 7-й фоторазведывательной авиагруппы, работавшей на 8-ю и 9-ю воздушные армии ВВС США. Снимок из книги Дональда Ниджбойера «Иллюстрированная история интерьеров самолетов II мировой войны» (1998).

Вопрос об окраске интерьера B-25 неоднократно обсуждался на авиамодельном форуме www.hyperscale.com. Если обобщить все мнения, картина складывается следующим образом: все построенные машины четко делятся на ранние и поздние, при условии, что критерием раздела служит окраска интерьера.

Модификация

B-25B, C, D

B-25J (согласно руководству AN 01-60-GE-2 с обновлением от 5 августа 1944).

Кабина летчиков

Bronze Green № 9

Dark Dull Green

Сиденья летчиков

не окрашивались

не окрашивались

Интерьер фюзеляжа (кроме кабины)

Yellow Green (AN-TT-P-656), Bronze Green

Yellow Green/Interior Green (AN-TT-P-656А), включая кабину бомбардира

Полы в кабине

не окрашивались, либо Zinc Chromate Yellow

не окрашивались, либо Zinc Chromate Yellow

Бомбоотсек, ниши шасси

серебристые

не окрашивались

Приборная доска

матовый черный цвет

матовый черный цвет

Звукоизолирующий материал, пилотская кабина

примерно соответствует Bronze Green № 9

примерно соответствует Bronze Green № 9

Звукоизолирующий материал, в других местах

Примерно соответствует Yellow Green

Примерно соответствует Yellow Green

Согласно спецификации 98-24113А, пилотские кабины ранних B-25 полагалось окрашивать в цвет Bronze Green - бомбардировщик относился к классу машин с неподвижными элементами остекления. На поздних машинах, этот цвет вполне логично заменили на Dull Dark Green. Теперь разберемся с окраской кабины бомбардира и оставшейся части интерьера. На снимке выше, часть переборки между кабинами летчика и бомбардира выкрашена в зеленовато-коричневый цвет, под которым кое-где просматривается желтый. Это грунтовка "второго слоя" AN-TT-P-656, с добавлением алюминия и черной эмали, называемая также Yellow Green. Несколько позже, вместо алюминия и черной эмали стали добавлять серую краску, пытаясь добиться идентичности с первым вариантом. В конце 1942 года, в ход пошла новая грунтовка AN-TT-P-656А. Литера "А" означала, что из состава изъяли алюминиевую пудру или пасту, оставив только черную эмаль. Финальный цвет, получивший название Interior Green, выглядел совершенно по-другому: это был довольно темный ярко-зеленый цвет, без излишней желтизны. На заводах "Норт Америкэн", выпускавших В-25, грунтовку AN-TT-P-656А вымешивали самостоятельно, и использовали в качестве интерьерной краски, под названием North American Interior Green - этот цвет был несколько темнее "официального" образца ANA 611. Применение N.A. Interior Green сперва ограничивалось отдельными деталями "от субподрядчиков", но с появлением "поздних" версий B-25H и J, в этот цвет стали окрашивать всю внутреннюю поверхность фюзеляжа и кабину бомбардира.

На снимке – В-25, вероятнее всего, версии H или J – об этом можно судить по тому, что проем под турель находится прямо над головами женщин-сборщиц. На переднем плане – лицевая сторона шпангоута, образующего переднюю стенку бомбоотсека. Детали на заднем плане выделяются ярко-зеленым цветом: вероятнее всего, это и есть North American Interior Green - разновидность грунтовки AN-TT-656A, изготовленная компанией "Норт Америкэн" для использования в качестве интерьерной краски. Снимок наглядно демонстрирует разницу между этим цветом и оливковым AN-TT-656 Yellow Green, в который выкрашена большая часть интерьера.

С 1942 года, компания перестала наносить грунтовку на наружные и внутренние поверхности серийно выпускавшихся самолетов, в том числе B-25: в строевых частях, самолеты служили недолго, и такое решение было вполне обоснованным, так как позволяло сэкономить ресурсы. Однако, не все самолеты сходили с конвейера неокрашенными. В первую очередь, это относится к самолетам, построенным в Калифорнии (Эль Сегундо?), так как авиазаводы в этой части США испытывали наибольшие проблемы с покраской. Авиазавод компании, расположенный на Среднем Западе (Канзас Сити) в меньшей степени испытывал эти проблемы - запасов краски было больше, потому и самолеты могли поставляться в части загрунтованными и покрашенными, а могли и нет, поскольку разрешение на поставку непокрашенных В-25 относилось ко всем машинам этого типа.

Р-51 ''Мустанг''

Постройка первых серийных истребителей Р-51 производилась исключительно по британским требованиям. Цвета, использовавшиеся при постройке ''Мустангов'' Mk. I являлись американской ''подменой'' официально принятых цветов RAF. На самолетах версии Р-51В, по всей видимости, интерьер кабины окрашивался в цвет Dull Dark Green.

Инструкция по ремонту планера (Structural Repair Manual) для всех версий Р-51, датированная июнем 1944 года, предписывает окрашивать участок от приборной доски до задней кромки фонаря в цвет Interior Green. То, что участки интерьера, в нормальных условиях находящиеся вне поля зрения, не требовали верхнего слоя покрытия, являлось исключением из правил. Приборная доска окрашивалась в черный цвет Instrument Black. Тот же источник утверждает, что для кресла летчика и противобликового участка перед приборной доской был предписан цвет Dull Dark Green. Тем не менее, существуют признаки, показывающие, что этот цвет использовался не столь широко. Основываясь на осмотре сохранившихся ''Мустангов'', Дана Белл утверждает, что по меньшей мере часть кресел была окрашена в цвет Bronze Green. Помимо этого, многие цветные снимки военного периода указывают на окраску антибликовых участков в цвет Olive Drab. Еще один предмет долгих споров - это пол в кабине, который на ''Мустанге'' изготовлялся из фанеры. Инструкция по сборке и обслуживанию P-51D уточняет, что поверх фанерного пола накладывался особый состав - смесь песка и матовой черной краски, чтобы ноги не скользили. Этим же составом наносились ''дорожки'' на крыле. Металлические участки пола не красились. Обновленная версия технического руководства, изданная в декабре 1944 года, содержит те же инструкции, за исключением антибликовых панелей под козырьком фонаря, которые полагалось отныне красить в черный цвет. Подобно самолетам других типов, ниши шасси на камуфлированных ''Мустангах'' вероятнее всего окрашивались в цвет Neutral Grey. На поздних машинах, лишенных окраски, их вовсе не окрашивали. Трубопроводы и проводка в нишах окрашивались в серебристый цвет.

(www.loc.gov)

Р-51 с двигателем ''Аллисон'', с пушечным вооружением, на заводе в Инглвуде. 1942 год. Немногое, из того, что можно разглядеть на этой затемненной фотографии – это то, что ниша шасси загрунтована различными сортами Zinc Chromate.

Комментарий: кабина ''Мустанга'' окрашивалась в уже упоминавшийся цвет North American Interior Green – несколько светлее, чем тот же цвет на В-17, но темнее, чем ANA 611 Interior Green). Кресло пилота различалось по окраске на разных версиях: на Р-51В/С, оно было фанерным с алюминиевым каркасом, окрашенным, по всей вероятности, в цвет Olive Drab. На Р-51D и более поздних версиях кресло изготовлялось из алюминия и окрашивалось в необычный зеленый цвет – по тону ближе всего к Marine Green, но несколько светлее. В это же цвет окрашивались некоторые танки ''Шерман''. На отдельных Р-51D кресло было загрунтовано Zinc Chromate Green. Интерьер фюзеляжа на ранних машинах с двигателем «Аллисон» (P-51B, C) покрывался «желтой» грунтовкой.

В 1942 году, на выпуске самолетов стала сказываться нехватка алюминия. В том же году, компания «Норт Америкэн» добилась у ВВС разрешения, не грунтовать интерьеры выпускавшихся серийно P-51, B-25 и АТ-6 «Тексан» – чтобы сберечь время и деньги. Такое же разрешение получила фирма «Боинг» для В-17.

На «Мустангах» перестали грунтовать интерьер, в том числе и ниши шасси. Однако, в 1944 году, на самолетах различных типов, включая «Мустанг», была обнаружена коррозия в местах соприкосновения обшивки и силовых элементов конструкции – коррозия была вызвана разнородностью металла. Лонжерон крыла, образующий часть ниши (см. фото), стали до сборки покрывать одним слоем «желтой» грунтовки, с тем, чтобы избежать коррозии в местах соприкосновения с обшивкой; помимо этого, уменьшалось накопление статического заряда на его задней поверхности, рядом с топливными баками. Такое сочетание – некрашеный дюраль, желтый лонжерон – встречалось на многих P -51 B, C, D и К. Чтобы окончательно решить проблему, колесные ниши стали покрывать целиком «желтой» грунтовкой. Этот вариант сохранился в производстве до окончания войны. Зеленая разновидность грунтовки стала применяться на «Мустангах» еще не списанных к тому времени, значительно позже – в 50-е годы.

Р-47 ''Тандерболт''

Интерьерные цвета этой машины, похоже, еще долго не позволят нам придти к каким-то определенным выводам. На сохранившихся экземплярах Р-47 и цветных снимках, кабина предстает окрашенной в темно-зеленый цвет, сходный с Dull Dark Green; возможно, это его аналог. В противовес этому, техническое руководство в обязательном порядке предписывает использовать тонированную зеленую грунтовку.

Руководство по сборке и обслуживанию самолетов Р-47С, G и D, изданное в 1944 году, указывает, что поверх нетонированной грунтовки полагается наносить один слой тонированной, чтобы устранить излишний блеск предыдущего слоя. Другие источники указывают на использование краски Dark Dull Green. Объяснение этого, возможно, кроется в соотношении компонентов тонированной грунтовки, которое приведено в упомянутом руководстве. Документ не содержит никаких указаний, что тонированная грунтовка Zinc Chromate должна совпадать по тону с ANA Interior Green. Вместо этого, дан примитивный ''рецепт'' для составления смеси – один галлон черной краски на галлон цинк-хроматной грунтовки без примесей. В текст, похоже, вкралась ошибка – чтобы получить цвет, идентичный Interior Green, черной краски нужно брать в десять раз меньше, о чем говорят другие технические инструкции того периода. Фирма ''Рипаблик'', возможно, составляла смесь для окраски ''по бумаге'', получив в итоге некий черно-зеленый цвет – он-то и применялся для окраски кабин. Другая гипотеза предполагает, что кабины окрашивались в цвет Bronze Green или Dull Dark Green. Где правда – неизвестно.

Существует также мнение о том, что самолеты, построенные на заводах Кертисс, отличались в окраске кабин от P-47D, выпущенных фирмой Рипаблик. Интерьеры и ниши шасси P-47G якобы окрашивались в цвет Interior Green (Curtiss Cockpit Green). Однако, это мнение не сходится с результатами обследования сохранившихся частей P-47G: детали пилотских кабин окрашены в цвет Dark Dull Green. По той причине, что число построенных P-47G не превысило 200 экземпляров, использовавшихся исключительно в учебных целях и лишь на территории США, эта информация не представляет особого интереса для моделистов – субъектом для моделирования как правило выбирается машина, построенная на фирме ''Рипаблик''.

Согласно руководствам по сборке, на самолетах P-47D с каплевидным фонарем, участки под козырьком фонаря и за бронеплитой полагалось окрашивать в цвет Dark Olive Drab 41. В этот же цвет окрашивались антибликовые участки перед остеклением. Бронеплиты окрашивались в один цвет с интерьером. Еще одна загадка Р-47 – это участок внешней обшивки, закрытый подвижной частью фонаря на самолетах ранних версий, с гаргротом. Существует немало мнений на этот счет, но мнение большинства (основанное на снимках военного времени) склоняется к следующему варианту: Olive Drab на ранних, камуфлированных машинах, и некий оттенок серого цвета на всех последующих. Заводские инструкции указывают что переплет фонаря Р-47 D окрашивался изнутри в матовый черный цвет. Изнанка капотов и противопожарная перегородка не окрашивались, а сам металл был анодирован и имел темный тускло-серый цвет. Фюзеляж, за исключением кабины, створок и ниш шасси, оружейных отсеков в крыле грунтовали изнутри в Zinc Chromate Yellow. Стойки шасси на камуфлированных самолетах окрашивались в цвет Dark Olive Drab 41. Такая практика распространилась и на некоторые самолеты без окраски. На определенном этапе производства, инструкции по окраске пришлось изменить, чтобы допустить использование алюминиевой пудры.

Р-61 ''Блэк Уидоу''

Заводские инструкции по окраске этого самолета предписывают окрашивать интерьер кабин пилота, стрелка и оператора РЛС в цвет Northrop Cockpit Green – то есть, вариант Interior Green, выпускавшийся непосредственно на фирме Нортроп. Все детали интерьера, видимые снаружи, окрашивались в один цвет с внешними поверхностями самолета. Все, что не находилось в поле зрения, грунтовалось в Zinc Chromate Yellow – включая и ниши шасси. Внутренние стороны капотов двигателей и противопожарные перегородки не окрашивались.

Комментарий

Как известно, самолет Р-61 специально разрабатывался для ночных операций, и большинство этих машин было окрашено в блестящий черный цвет. Одним из немногих исключений, были самолеты первых серий, которые вошли в строй до того, как было принято решение о нанесении глянцевого черного цвета. Изначально предполагалось, что самолеты будут матово-черными, но испытания показали, что в луче прожектора такой самолет вполне различим. В итоге, машины покинули цеха в стандартном оливковом камуфляже.

Руководство по сборке и техническому обслуживанию ранних Р-61А, устанавливает следующую процедуру нанесения ЛКП, для машин, которые предстояло окрасить в цвета Olive Drab и Neutral Grey: все поверхности из алюминия и алюминиевых сплавов, до окончательной окраски, полагалось покрывать двумя слоями цинк-хроматной грунтовки, согласно спецификации AN-TT-P-656. Если поверх грунтовки не предполагалось наносить краску – например, в нишах шасси, и на внутренних сторонах створок, грунтовку второго слоя полагалось тонировать – другими словами, это была «зеленая» разновидность цинк-хроматной грунтовки. Узлы шасси не окрашивались. Кабины летчиков, включая сиденья, окрашивались краской Northrop Cockpit Green – 12 унций матовой черной эмали AAF 14109 на 1 галлон цинк-хроматной грунтовки. Исключение составляли части кабины, видимые снаружи – их окрашивали той же матово-черной краской AAF 14109. Приборные доски окрашивались в матовый черный цвет. Внутренняя поверхность отсека вооружения покрывалась тонированной грунтовкой в два слоя. Бронеплиты покрывались грунтовкой в один слой, затем наносился слой краски в один цвет с окружающими поверхностями. Внутренние поверхности капотов не окрашивалась, так же, как и противопожарные перегородки - ни с лицевой, ни с оборотной стороны. Существует также свидетельство, что на поздних версиях этой машины – в частности, Р-61В, кабины окрашивались в цвет Dull Dark Green.

Деталировка интерьеров

Большинство агрегатов гидросистемы – клапаны, устройства контроля давления и т.д. обычно окрашивались в серый цвет: для имитации в ''сорок восьмом'' масштабе пойдет FS 26270. Агрегаты могли быть загрунтованы с изнаночной стороны в Сhromate Green. Анодированные детали имели специфический темно-серый цвет. Трубопроводы, как правило, имели естественный цвет алюминия – за исключением очень редких случаев, когда магистрали монтировались до нанесения ЛКП на планер. Стальные трубопроводы окрашивались в черный цвет. Что-то могло быть цвета меди, или окрашено серебрянкой (при имитации, необходимо добавлять белую краску). Красная и синяя арматура появилась лишь в послевоенный период, так что не пытайтесь окрашивать гидравлические магистрали в эти цвета - разве что, если речь идет о гоночном самолете, переделанном из истребителя времен II мировой. Наружная сторона распределительных электрощитов и панелей окрашивалась в матовый черный цвет, шильдики на них – полуглянцевый черный.

Часть I - общие сведения

Часть III - самолеты морской авиации США

На главную страницу

Hosted by uCoz