Мартин Валигорски

Окраска интерьеров самолетов США 1941-1945

Перевод и комментарии Матвей Глухарь, 2004-2007

Оригинал статьи можно видеть здесь

Часть III - интерьеры самолетов морской авиации

"Кто бы ни утверждал, что в окраске самолетов морской авиации США II мировой войны что-то было именно так, и никак иначе, а в особенности, в окраске их внутренних поверхностей - так вот, этот кто-то - полный идиот, а его редактор - олух из деревни. Это лучшее, что я могу сказать после многолетних изысканий, пристального рассматривания фотоснимков и самолетных деталей разной степени сохранности - от почти новых, до полностью неузнаваемых".

Уильям Рис, авиационный историк, США.

В первой и второй частях нашей статьи, мы описали защитные покрытия, использовавшиеся в американской авиационной промышленности накануне II мировой войны и непосредственно в ходе военных действий; мы также раскрыли эволюцию цветовых оттенков и нормативные документы, использовавшиеся в производстве лакокрасочных покрытий.

В третьей, заключительной части, мы обратимся к интерьерным цветам американских самолетов палубной авиации.

Общие сведения

Кабины многих самолетов морской авиации - F2A, F4F, SBD, TBD, в предвоенный период окрашивались в серебристый цвет, о чем свидетельствуют многие снимки. Скорее всего, это была обычная серебрянка – алюминиевый порошок на лаке. В отдельных случаях, выкрашенные в серебристый цвет кабины ''застали'' и начало военного конфликта. В более поздний период, интерьеры самолетов палубной авиации окрашивались в цвет Interior Green. Этот цвет являлся изначально ''флотским'', а когда в 1943 году для всей авиации был принят цветовой реестр ANA, его приравняли к тонированной цинк-хроматной грунтовке. С другой стороны, внутренние стороны капотов двигателей почти никогда не окрашивались в цвет Interior Green. Чаще всего для этих целей применялся черный или светло-серый цвет (Non Specular Light Grey). Interior Green стали официально использовать для этих целей уже после II мировой войны. Для всех самолетов флотской авиации этого периода также характерна окраска стоек и ниш шасси в один цвет с нижними поверхностями самолета.

В конце 1944 года, американский флот пересмотрел нормативные документы, определяющие окраску интерьеров самолетов. Отныне, приборные доски, консоли и кабинные борта на уровне приборной доски и выше полагалось окрашивать в черный цвет. Все, что находилось ниже приборной доски, окрашивалось в Interior Green .

Комментарии

В различных публикациях, посвященных окраске самолетов палубной авиации США во время II мировой войны, упоминаются следующие нормативные документы Бюро по Аэронавтике, определявшие окраску интерьеров самолетов:

  • Спецификация SR-15d, от 26 марта 1942 года. Согласно спецификации, интерьеры кабин самолетов, находящихся в эксплуатации, следует окрашивать в цвет Dull Dark Green, чтобы привести кабины в соответствие с объединенными стандартами для ВВС и флота. Интерьеры летающих лодок окрашивались по усмотрению подрядчиков. Параграф М-6а этой спецификации гласит: "подрядчик может подавать предложение об окраске внутренних поверхностей летающих лодок, вместе со схемой-профилем, показывающим внутреннее пространство лодки, с указанными цветами". Другие места размещения экипажа предписывалось окрашивать в полуматовый зеленый или синий цвет, при этом точный оттенок должно было одобрить Бюро по аэронавтике (Thomas E. Doll, Berkley E. Jackson, William А. Riley. Navy Air Colours, Vol.1. 1911-1945. Squadron/Signal Publications, 1983).
  • Директива AER-E-2574-MVS, F38-2, от 22 декабря 1942 года. Согласно этому документу, внутренние поверхности (кабина, ниши шасси, изнанка капота и др.) полагалось окрашивать в цвет Non-Specular Interior Green (FS 34151). Приборные доски и щитки переключателей, внутренние поверхности переплетов фонаря полагалось окрашивать черной полуматовой краской Semi-Gloss Instrumental Black (FS 27038). Детали двигателей, такие, как кожух редуктора и картер, окрашивались блестящей серой краской Engine Gray
  • Спецификация SR-2d от 22 декабря 1943 года, вступившая в силу 6 марта 1944. В числе прочего, документ определил, что внутренние поверхности капотов двигателей следует окрашивать черной матовой краской (Non-Specular Black ANA 604), а не зеленой, как это практиковалось ранее. Документ оставался в силе до 1 февраля 1949 года, когда новая спецификация SR-2g предписала красить изнанку капотных створок в зеленый цвет Interior Grey.
Два последних норматива упоминаются в отношении, по меньшей мере, трех типов самолетов: «Уайлдкэт», «Эвенджер» и «Хеллдайвер». Представляется логичным, что каждая самолетостроительная фирма, получив нормативные документы от руководства флота, разрабатывала на их основе инструкции по окраске «для внутреннего применения»

Брюстер F2A ''Буффало''

На ''Буффало'' ранних серий - F2A-1, A-2, финских и голландских машинах, кабины летчиков окрашивались в серебристый цвет; приборные доски и коробки выключателей – в черный (FS 27038 Instrument Black). Британский мануал по обслуживанию самолетов Model 339 не уточняет цвета окраски кабины, однако, существуют свидетельства того, что оттенок подбирали в соответствии с британским интерьерным цветом British Interior Green. На поздних F2A-3 использовалась «зеленая» цинк-хроматная грунтовка, не отличающаяся по цвету от Interior Green.

Комментарии

Кабины всех ранних «Буффало», находившихся на вооружении ВМФ США, окрашивались серебрянкой. Исследователь Джим Маас указывает на одну особенность, характерную не только для «Буффало», но и для всех самолетов палубной авиации с серебристыми кабинами - верхнюю часть кабинных стенок окрашивали в черный (а может быть, Bronze Green?) цвет, от передней стенки, до третьего по счету шпангоута – то есть, примерно до уровня локтя пилота. Ниши шасси, стойки и т.д. также были серебристыми, до серии F2A-3 – с этой серии, их стали красить в светло-серый цвет Non Specular Light Gray. Предположительно, так же поступили с F2A-1 и F2A-2, перекрашенными в светло-серый цвет целиком. (см. постинг на сайте Hyperscale.com от 11 октября 2001 года).

На машинах серии F2A-3, для окраски кабин использовалась более темная краска. Джим Маас предполагает, что это был цвет Bronze Green. Колесные ниши, внутреннюю сторону капота и внутреннюю сторону закрылков грунтовали цинк-хроматной грунтовкой.

Интерьеры финских и голландских машин Model 339С/D, вероятно, соответствуют машинам серий F2A-1/2. «Длинноносые» машины, поставлявшиеся Голландии и Австралии, в этом отношении должны соответствовать F2A-3, за исключением серебристых стоек и ниш шасси. Гарри Байк утверждает, что нижние поверхности австралийских «Буффало» по прибытии к месту службы перекрашивались в цвет RAAF Sky Blue, и это выглядит логичным. В этом случае, стойки и ниши, вероятно, были выкрашены в этот же цвет.

Кертисс SB2C ''Хеллдайвер''

Авиационная фирма ''Кертисс'' использовала для окраски интерьеров свой собственный цветовой оттенок - Curtiss Cockpit Green, почти не отличавшийся от Zinc Chromate Green. Некоторые источники утверждают, что название Curtiss Cockpit Green было всего лишь торговой маркой, скрывавшей стандартный цвет Interior Green, ANA 611; другие указывают на то, что это был иной цвет – светлее и с большей долей коричневого. Бомбоотсек, стойки и ниши шасси окрашивались целиком в цвет Interior Green - в том числе и на самолетах поздних версий. Это идет вразрез с обычной практикой, принятой в американском флоте, когда створки и ниши шасси красились в один цвет с самолетным ''низом''.

Комментарий: на самолетах SB2C-1, 3 и 4 "Хеллдайвер", кабина окрашивалась в цвет Curtiss Cockpit Green. Этот цвет заметно отличался от других - в нем было больше коричневых тонов. При этом, различные партии Curtiss Cockpit Green были разного оттенка. В этот же цвет окрашивались ниши и стойки шасси, в отличие от других самолетов морской авиации.

Грумман F4F ''Уайлдкэт''

Все внутренние поверхности самолетов ''Уайлдкэт'' первых серий, с желтыми консолями крыла, окрашивались в серебристый цвет - включая и кабину пилота. Отсеки шасси и колесные колпаки красились в подходящий камуфляжный цвет прямо на заводе. Стойки шасси окрашивались в черный цвет.

Согласно заводскому руководству по сборке и обслуживанию, интерьеры ''Уайлдкэтов'' версий F4F-3 и F-4 окрашивались в цвет Bronze Green. Интерьеры поздних F4F-4, возможно, окрашивались в цвет Interior Green. Некоторые источники приписывают цвет Bronze Green машинам, построенным непосредственно на заводах Грумман, а Interior Green – на заводах Истерн. Интересно также отметить, что Том Чик, служивший во вторую мировую на авианосце ''Иорктаун'', велел выкрасить кабину своего истребителя в красный цвет – чтобы не терять бдительности!

Топливный бак за кабиной, видимо, на первых порах не окрашивался а покрывался светло-серой грунтовкой. Руководство по сборке и обслуживанию для самолета F4F-4 уточняет, что фюзеляжный бак, расположенный под полом кабины, полагалось окрашивать в темно-серый цвет Dark Grey, но нет никаких свидетельств о том, как выглядел этот цвет. На самолетах версий FM-1 и FM-2, построенных фирмой ''Дженерал Моторс'', весь интерьер, включая внутреннюю сторону капота и стойки шасси, окрашивался в цвет Interior Green.

Комментарий: на подавляющем большинстве истребителей F4F-3 и F-4, интерьер кабины был окрашен в цвет Bronze Green (FS 34058), хотя на отдельных машинах, возможно, и использовался цвет FS 34151. В цвет Bronze Green была окрашена "обитаемая" часть кабины, над условным "полом". Топливный бак под ногами летчика был светло-серым, или черным, поддерживающая рама - Interior Green. Фюзеляж изнутри, кроме кабины, а также внутренняя сторона капота и отсек основных опор шасси - светло-серый цвет. На самолетах в трехцветной окраске, интерьер отсека основных опор был белым - Insignia White .

На истребителях FM-1 и FM-2, интерьер кабины был окрашен в цвет Interior Green (FS 34151), аналогичный использовавшемуся на торпедоносцах ТВМ "Эвенджер". Интерьер отсека основных опор шасси окрашивался в тон с внешними поверхностями. Интерьер отсека агрегатов двигателя (за противопожарной перегородкой) был светло-серым. В тот же цвет, вероятно, окрашивались внутренние стороны фюзеляжей и капотов на трехцветных FM-1 (Уильям Рис).

Грумман F6F '' Хеллкэт ''

К тому времени, когда ''Хеллкэты'' пошли в массовое производство, решение об отказе от цвета Bronze Green в пользу Interior Green уже было принято. Возможно, также было решено отказаться от фирменной грунтовки, заменив ее на цинк-хроматную. Тем не менее, старые запасы грунтовки и краски использовались вплоть до их полной выработки. Таким образом, кабины ранних F6F-3 - примерно 100 машин - почти наверняка окрашивались в цвет Bronze Green. Затем стал использоваться цвет Interior Green, а с версии F6F-5, боковые консоли и участки выше их, стали окрашивать в матовый черный цвет. Все остальное по-прежнему окрашивалось в цвет Interior Green .

Окраска внутренней стороны капота менялась в течение всего периода производства – фигурируют названия Grumman Grey, Interior Green или Zinc Chromate Yellow. На самолетах версии F6F-5 и последующих, капоты окрашивались изнутри в матово-черный цвет. Изнанка фюзеляжа, кроме кабины, грунтовалась либо ''серой'' грунтовкой, либо Zinc Chromate Yellow

Как повсеместно практиковалось на флоте, ниши и стойки шасси ''Хеллкэта'' окрашивались в один цвет с самолетным ''низом''. Однако, участок в нише шасси перед вторым лонжероном крыла сохранял цвет Interior Green. Некоторые снимки этой машины, сделанные в период ее строевой эксплуатации, указывают на окраску колесных колпаков и стоек шасси в серебристый цвет - вероятно, это было сделано во время регламентных работ в полевых условиях.

Комментарий: на истребителях F6F-5, кабина окрашивалась в цвет Interior Green, а на машине с регистрационным номером 80 000 и последующих, все пространство выше боковых панелей в кабине стало черным. На "Хеллкэтах" с боковыми окнами, внутренняя поверхность фюзеляжа за кабиной грунтовалась светло-серой грунтовкой. Капот двигателя окрашивался изнутри в цвета Light Gray, Interior Green или Zinc Chromate Yellow, в зависимости от серии выпуска. На поздних F6F-5, изнанка капота перед уплотнением, разделяющим передний и задний ряд цилиндров, была матово-черной. Окраска, вероятнее всего, производилась во время капитального ремонта. За уплотением, внутренняя сторона капота окрашивалась в цвет Interior Green. На F6F-5 без боковых окон, внутренняя поверхность фюзеляжа грунтовалась Zinc Chromate Yellow. На очень поздних машинах с номером 94 000 и далее, интерьер фюзеляжа окрашивался в цвет Interior Green, как предписывали флотские регламенты. На эти самолеты распространяется общее правило, окрашивать ниши шасси, щитки и т.д. в один цвет с внешними поверхностями - потому, ни на одном из F6F-5, покрашенном на заводе, вы не увидите ни одной наружной детали в цвете Interior Green. Вы также не увидите ни одного F6F-5, окрашенного по трехцветной схеме. Примечение: цвет ANA 623 Glossy Dark Sea Blue, использовавшийся во время войны - это не FS 15042. Последний, хотя и похож, но принадлежит к совершенно другому реестру - FS 595. Между этими цветами существует небольшая, но вполне заметная разница (Уильям Рис).

Грумман F7F ''Тайгеркэт''

Как предписывали послевоенные стандарты, интерьер кабины F7F окрашивался в цвет Interior Green – при этом, все участки выше боковых консолей были черными. Оставшийся интерьер, включая и вторую кабину, если она была, грунтовался Zinc Chromate Yellow, верхние участки окрашивались в черный цвет. Изнанка капотов окрашивалась в Interior Green или грунтовалась Zinc Chromate Yellow. Ниши шасси и оставшиеся участки планера также окрашивались в Interior Green. Стойки, колесные колпаки и щитки окрашивались в один цвет с нижней поверхностью планера – то есть, в блестящий темно-синий цвет Glossy Sea Blue.

Грумман F8F ''Биркэт''

Как практиковалось в то время на фирме ''Грумман'', колесные шасси, стойки и щитки F8F окрашивались в цвет Glossy Sea Blue. Участки кабины ниже уровня приборной доски окрашивались в цвет Interior Green, все остальное – в матовый черный цвет. Кресло летчика также было черным. Внутренняя сторона капота - Interior Green, возможно и черная.

Грумман TBF / TBM ''Эвенджер''

На самолетах ранних версий - TBF-1 and TBF-1C , кабина экипажа окрашивалась в два цвета. Передняя кабина, вплоть до переборки перед турелью, окрашивалась в цвет Bronze Green. Задняя кабина окрашивалась в цвет Interior Green. Изнанка капота - Grumman Grey .

Руководство по сборке и обслуживанию для поздних версий ''Эвенджера'', предписывает окрашивать кабину в цвет Dull Dark Green, вместо Bronze Green. Интерьеры самолетов TBM-1C и TBM-3, построенных на заводах Истерн (Дженерал Моторс) окрашивались целиком в Interior Green, включая и изнанку капота. Как и в случае с другими самолетами, детали шасси ''Эвенджера'' красились в один цвет с нижними поверхностями.

Комментарии

Как справедливо указывает автор, окраска интерьера данной машины изменялась в ходе ее серийного производства, и в зависимости от производителя. На ранних «Эвенджерах» TBF и TBF-1C, использовалась краска двух сортов. Внутреннее пространство кабины, между шпангоутом № 12 (противопожарной перегородкой) и № 107 (за кабиной штурмана) полагалось окрашивать в цвет Bronze Green. Снизу, окрашиваемая зона доходила до верхней плоскости центроплана крыла. Пространство от 107 до 263 шпангоута (задняя стенка в кабине стрелка), окрашивалось в цвет Interior Green. Внутренняя сторона капота - Grumman Gray. Противопожарная перегородка - не окрашивалась, и выглядела зачастую довольно ярко. Торпедный отсек - Interior Green. Внутренняя часть закрылка окрашивалась в один цвет с верхней поверхностью крыла, интерьер ниши, в которой размещался закрылок - в один цвет с нижней поверхностью.

Заводские инструкции по окраске, существовавшие в компаниях «Грумман» и "Дженерал Моторс", различаются по содержанию, несмотря на то, что их издание относится к одному периоду времени - началу 1943 года, и, возможно, и та и другая инструкции готовились на основании одного документа - спецификации SR-2C, вошедшей в силу 5 февраля: в тексте инструкции "Дженерал Моторс", имеется прямая ссылка на этот документ.

Инструкция компании "Грумман" от 15 марта 1943 г. предписывает покрывать все внутренние поверхности фюзеляжа цинк-хроматной грунтовкой в один слой. Во время установки оборудования, поверх грунтовки полагалось наносить краску Dull Green, также одним слоем. Интерьер кабины также целиком окрашивался в цвет Dull Green.

Инструкция по окраске "Дженерал Моторс" (TBM-1/1C, TBM-3C/3E) предписывает грунтовать весь интерьер в два слоя - нетонированной и тонированной цинк-хроматной грунтовкой (AN-TT-P-656). Цвет верхнего слоя обычно приравнивают к краске Interior Green, но непосредственно в инструкции этот цвет не упоминается - поэтому, теоретически можно предположить, что реальным цветом был Yellow Green, т.к. буква "А" в шифре спецификации отсутствует, и, следовательно, в состав грунтовки входил алюминий.

На ранних TBM-1/1C, внутренние стороны капотов окрашивались аналогично TBF-1: Non-Specular Light Gray. На поздних машинах, изнанка капота была полностью выкрашена в Interior Green. Ниши и стойки шасси окрашивались в один цвет с нижней поверхностью крыла: в белый цвет (Insignia White), либо блестящий темно-синий Glossy Sea Blue. Внутренняя часть закрылка и ниша под него окрашивались так же, как и на ранних машинах (Уильям Рис).

Таким образом, существует как минимум три варианта окраски кабин "Эвенджера", в зависимости от модификации машины, и от предприятия, где производилась сборка. Первый вариант - ранние "Эвенджеры", выпущенные непосредственно на заводе Грумман: Bronze Green/Interior Green. Второй вариант - машины более поздних версий, построенные на том же заводе. Интерьерный цвет - Dull Green. Третий вариант - "Эвенджеры" выпушенные компанией "Дженерал Моторс". Интерьер этих машин официально полагалось окрашивать в цвет Interior Green, аналогично выпускавшимся на этом же предприятии истребителям FM "Уайлдкэт" - однако, в заводской инструкции, вышедшей в начале 1943 года, этот цвет "не прописан", и реальным цветом мог быть желтовато-коричневый Yellow Green.

Ченс - Воут F4U ''Корсар''

Вопрос с интерьерными цветами ''Корсара'' особенно запутан. На самолетах версии F4U-1 с ранним типом фонаря, кабина окрашивалась в черный цвет. Об этом свидетельствуют старые снимки и обломки нескольких разбитых F4U-1. В то же время, согласно руководству по сборке, кабины полагалось окрашивать в цвет Dull Dark Green.

Как упоминалось выше, интерьер фюзеляжа ранних ''Корсаров'', за исключением кабины, грунтовался при помощи грунтовки Salmon primer. Этот состав применялся на ''Корсарах'' довольно долго. Можно предположить, что использование грунтовки Salmon относится ко всем машинам версии F4U-1 и многим самолетам версии F4U-1A .

В разгар производства F4U-1A, фирма Воут отказалась от использования грунтовки Salmon Pink в пользу Zinc Chromate Yellow. Кабину летчика стали окрашивать в цвет Interior Green. Внутренняя сторона капота на ''Корсарах'' красилась в один цвет с нижней поверхностью планера: на ранних машинах версии F4U-1 – цвет ANA 602 Sky Gray, на самолетах F4U-1A – белый цвет ANA 601 Insignia White.

Шасси ранних ''Корсаров'' заслуживает подробного описания. Ниши основных опор, стойки и щитки с обеих сторон, подобно капотам, окрашивались в один цвет с самолетным ''низом'', т.е. ANA 602. Колесные колпаки были серебристыми. Однако, небольшой участок ниши, в который укладывалась стойка шасси, сохранял фабричную ''розовую'' грунтовку Salmon. На отдельных машинах грунтовались также внутренние стороны щитков, закрепленных непосредственно на стойках шасси. Матерчатые чехлы в нишах, были, скорее всего оливкового цвета.

Самолеты F4U-1A, с трехцветным камуфляжем, окрашивались по тем же правилам: белый цвет ANA 601 просто сменил Sky Gray. Стойки шасси сохраняли свой серый цвет в течение всего периода выпуска – возможно, фирма не могла или не желала извещать субподрядчиков об изменениях в цветовых реестрах. На некоторых машинах версии F4U-1A , стойки шасси окрашивались в серебристый цвет, однако не выяснено, до какой степени была распространена такая практика. Возможно, речь идет о регламентных работах в полевых условиях.

В октябре 1944г., были приняты новые правила окраски ''Корсаров'' - все поверхности, включая и кабину, полагалось окрашивать в цвет Interior Green. Участки кабины на уровне приборной доски и выше, окрашивались матовой черной краской, чтобы избежать ненужных бликов. Интересно, что окраска изнаночной стороны капота никак официально не оговаривалась – на самолетах, эти участки либо окрашивались в Interior Green, либо покрывались цинк-хроматной грунтовкой. Такое положение дел сохранялось и в послевоенный период, пока новая стандартизация не потребовала окраски всего внутреннего пространства самолетов в черный цвет. В этот период, ниши шасси также окрашивались в цвет Interior Green. Стойки шасси поначалу оставались светло-серыми, однако по мере выработки имевшегося запаса деталей, стойки и колпаки стали окрашивать в блестящий темно-синий цвет Glossy Sea Blue .

Комментарии

В случае с «Корсаром», в первую очередь следует прояснить вопрос с необычной розовой грунтовкой – с легкой руки Ларри Уэбстера, прозванной Salmon Pink. Происхождение этого состава мы уже выяснили – оставшийся без применения железный сурик стали добавлять в жидко разведенный хромат цинка. В инструкции по сборке и обслуживанию самолетов F4U-1, в числе требуемых ЛКП, указана красно-коричневая тонировочная паста Indian Red, поставлявшаяся нью-йоркской компанией «Вэлентайн» - спецификация AN-TT-I-511. Паста предназначалась для тонирования цинк-хроматной грунтовки. В той же инструкции, указан способ ее применения – 2 унции пасты и 1 галлон хромата цинка без примесей, растворить в толуоле, или его заменителе, в пропорции 1 часть смеси на 2 части сольвента. (Следует, однако, иметь в виду, что документ оговаривает два состава тонированной грунтовки, и лишь один из них содержит красно-оранжевый пигмент Indian Red. Во втором, в качестве тонирующего состава, используется серебрянка). Наконец, указаны и места нанесения состава:

•  В два слоя, поверх «желтой» цинк-хроматной - на все детали из магниевых сплавов;

•  В один слой, поверх обычной цинк-хроматной - на внутренние поверхности фюзеляжа, крыла и оперения, кроме кабины летчика, изнанки капота и прочих зон, открытых для обзора.

Ниши шасси и изнанка капота окрашивались в светло-серый цвет Non Specular Light Grey – причем, в нишах, эта краска наносилась поверх тонированной грунтовки, В местах, подверженных износу, из-под светло-серой или темно-синей краски явственно проступает красный цвет.

На снимках, предоставленных Рональдом Ольстхурном (www.skyraider3d.com) - истребитель FG-1A «Корсар», построенный фирмой Гудьир в июле 1944 года. Самолет представлен в экспозиции музея FAA в Йовилтоне. В 2000 году, руководство музея приняло решение, восстановить первоначальную окраску машины, сняв верхний слой краски, нанесенный в 1963 году. Процесс восстановления реального облика машины принес немало открытий.

Вопрос с окраской "Корсаров" с "птичьей клеткой" (ранним типом фонаря) довольно запутан. Наиболее очевидно, предположить, что это был черный цвет. Снимки F4U-1 военного времени показывают, что цвет кабины - очень темный. Руководства по обслуживанию на F4U-1E и M указывают на цвет Dull Dark Green, хотя и снимки, и сохранившиеся детали, говорят, что кабины были черными. В книге Брюса Гэмбла "Черная овца", есть фотопортрет Грега Боингтона в кабине "Корсара" - причем, бронеплита и спинка сиденья черные, и нет заголовника сиденья. Все остальные внутренние поверхности F4U-1 с фонарем-клеткой, как правило, грунтовались "лососевой" грунтовкой розовато-коричневого цвета. Ее получали, смешивая пигмент Indian Red и желтую цинк-хроматную грунтовку. Ближайший аналог Munsell - 2.5 YR 6/8, Federal Standart - между FS 32276 и FS 32356. Состав наносился на весь планер, до покраски. Изнанка створок шасси была светло-серой. Иногда, это был единственный слой краски поверх розовой грунтовки. Брезентовые чехлы в нишах - либо Olive Drab, либо Light Gray. Инструкция по сборке и обслуживанию указывает, что ниши шасси и внутреннюю сторону капота необходимо окрашивать в цвет Non Specular Light Gray. Это справедливо для ранних "Корсаров" и подтверждается снимками - однако, на обнаруженных остатках самолетов, эти поверхности покрыты розовой грунтовкой.

На самолетах F4U-1A, внутреннее пространство кабины было окрашено в цвет FS 34151 Interior Green. Оставшаяся часть интерьера - Zinc Chromate Yellow, FS 33481. На ранних машинах, возможно, еще использовалась розовая грунтовка. Шасси - светло-серый цвет, либо серебрянка. На некоторых машинах, возможно, стойки шасси окрашивались в белый цвет после капитального ремонта или повторного нанесения ЛКП.

На самолетах F4U-1D, кабина по-прежнему окрашивалась в цвет Interior Green, но все участки выше уровня боковых панелей были черными - в полном соответствии с флотскиими регламентами того времени. Ниши шасси и внутренняя сторона капота - Interior Green. Шасси - Light Gull Gray или серебрянка. В ходе капитального ремонта, ниши шасси, стойки и колесные колпаки могли быть окрашены в цвет Glossy Sea Blue.

На самолетах F4U-4, кабина окрашивалась аналогично F4U-1D: в зеленый и черный цвета. Внутренняя часть капота - Zinc Chromate Yellow, Interior Green или даже Flat Black; при этом, вся область перед головками цилиндров, окрашивалась в цвет Glossy Dark Sea Blue, аналогично истребителям F6F-5. Шасси - серебрянка, либо Light Gray. В ходе капитального ремонта, ниши шасси, стойки и колесные колпаки могли быть окрашены в цвет Glossy Sea Blue (Уильям Рис).

Дуглас SBD ''Донтлесс''

Эта машина находилась в производстве исключительно долго – с середины 1939 до 1944 года, однако об окраске ее внутренностей трудно что-то сказать однозначно. Некоторые источники утверждают, что весь планер SBD-1 окрашивался изнутри в серебристый цвет; другие указывают, что кабина окрашивалась в два оттенка зеленого: Mixed Green и Interior Green, а оставшийся интерьер грунтовался цинк-хроматной грунтовкой. Самолеты всех остальных серий, получившие камуфляжную окраску – от SBD -2 средних серий выпуска до SBD-5, вероятнее всего, окрашивались в цвет Interior Green (кабины). Детали шасси окрашивались в один цвет с нижней поверхностью крыла. Внутренняя поверхность тормозных щитков и их ниш окрашивалась в тусклый красный цвет Insignia Red, чтобы постоянно привлекать к себе внимание, когда щитки выпущены. Это не относится к центральной секции тормозного щитка, под центропланом; ее внутреннюю поверхность и нишу окрашивали серебрянкой.

Комментарий: на самолетах SBD всех модификаций, с первой по шестую, кабина окрашивалась в цвет Interior Green. Это подтверждают цветные снимки SBD-1. Противопожарная перегородка была изготовлена из неокрашенной нержавеющей стали. Внутренние поверхности тормозных щитков были ярко-красными - ANA 509 Insignia Red, FS 31136. На некоторых машинах, кабина выглядела очень темной - почти черной, из-за того, что краска различалась по соотношению компонентов, от одной партии к другой.

Вернуться к части I

Вернуться к части II

На главную страницу

Hosted by uCoz