С. Дж. Хазелл
''Канберры'' 360 эскадрильи

Публикация: Scale Aircraft Modelling, январь 1979

Перевод Матвей Глухарь, 2003

Хотя 360 эскадрилья RAF и британского флота (360 RN/RAF Sqdn) является самым молодым соединением ВВС этой страны, она играет жизненно важную роль в ее вооруженных силах; она также уникальна, не только для RAF, но и для европейских сил NATO в целом. Это единственная в своем роде учебная часть, занятая подготовкой специалистов по электронному противодействию, и входящая одновременно в состав флота и Королевских ВВС (оперативное руководство осуществляет все же RAF).

История эскадрильи ведет свое начало с 1966 года, хотя необходимость в подобных соединениях возникла еще в годы второй мировой войны. Электронное противодействие тогда не применялось в массовом порядке; скорее, стоит говорить о заложенной базе. Однако, уже в 50-е годы, стало очевидно, что в ближайшем будущем средства РЭБ будут играть серьезную роль в военном противостоянии, даже в мирное время. Война показала, что с помощью этих средств, РЛС и радиосвязь, используемые одной из сторон, могут быть легко блокированы другой. С этого момента, ведется отсчет развитию более совершенных и дорогостоящих средств РЭБ. Помимо разработки оборудования, менее уязвимого для вражеского вмешательства, было решено также прибегнуть к относительно недорогим контрмерам: подготовить операторов, способных опознать и по возможности нейтрализовать работу радиоустройств существующих образцов. В рамках такой подготовки, проводились учения, в ходе которых одна из сторон исполняла роль атакующего противника. Применялось доступное на тот момент серийное оборудование, установленное на самолетах разных типов, и на других платформах.

Объем тренировок экипажей в электронном противодействии постоянно повышался, вместе с увеличением доли таких операций в целом; однако, по понятным причинам, приоритет отдавался куда более сложному электронному оборудованию ''первой линии''. К началу 60-х годов, и RAF, и флот располагали специализированными частями для ведения РЭБ и подготовки персонала. Центр Оповещения (Central Signals Establishment), стоявший во главе этих частей, расположился на базе RAF Ваттон (Watton), графство Корнуолл. Там находились несколько эскадрилий RAF, а также флотская 831-я эскадрилья. Использовались незначительно модифицированные серийные машины, такие, как ''Варсити'', ''Си Веном'' и ''Гэннет''.

Упомянутые выше самолеты не очень подходили для новой роли; было решено, для экономии денег и авиатехники, создать эскадрилью РЭБ, вооруженную единым типом самолета, и работающую в интересах как RAF, так и флота. В качестве базовой машины был выбран бомбардировщик ''Канберра'' версии В.2, выпускавшийся серийно и имевшийся в достаточных количествах; кроме того, этот самолет по своим летным данным больше других соответствовал известным машинам вероятного противника. Путем установки электронного оборудования на планер В.2 была получена новая модификация - ''Канберра'' Т.17.

1 апреля 1966 года на а/б. Ваттон была официально сформирована 360-я эскадрилья RAF, входящая в состав Службы Оповещения (Signals Command). Персонал эскадрильи на две трети был представлен RAF, на треть - военными моряками. В той же пропорции распределялось финансирование эскадрильи и объем выполняемых задач; свою долю средств вносили и сухопутные войска, так как эскадрилья работала и на них.

Эскадрилья была официально признана боеспособной 23 сентября 1966 года; однако, герб соединения был принят лишь два года спустя. На первых порах, немногочисленная летная команда использовала для тренировки единственную ''Канберру'' Т.4 с серийным номером WJ862; осенью того же года, к ней присоединились самолеты версий В.2 и В.6, призванные поддержать летные навыки до прибытия специализированной версии Т.17. Первая такая ''Канберра'' прибыла в Ваттон 19 сентября 1966 года; с ее прибытием, эскадрилья смогла всерьез заняться освоением новых задач. По мере освоения Т.17, самолеты других версий выводились из состава эскадрильи, или дооснащались оборудованием, так что в итоге получалась машина Т.17. Таким образом, к осени следующего, 1967 года, в составе эскадрильи остались только Т.17 и Т.4, использовавшиеся для разнообразной летной подготовки, в том числе для обучения полетам по приборам.

С вводом в строй 360-й эскадрильи, на а/б Ваттон были расформированы последние из ее предшественниц - 97-я эскадрилья RAF, и 831-я флотская эскадрилья; 360-я стала единственной летной частью в Великобритании, готовящей специалистов по радиоэлектронной борьбе. Изначально, планировалось отправить часть в район Суэцкого перешейка, и сформировать еще одну такую эскадрилью для дислокации в Сингапуре. Действительно, в Ваттоне в начале 1967 года была сформирована 361-я эскадрилья, использовавшая для подготовки самолеты 360-й; однако, вскоре было принято решение о выводе британских войск с Ближнего Востока; в связи с этим, 361-я эскадрилья была расформирована, не просуществовав и года, а 360-я вновь утвердилась в своей уникальности.

В апреле 1969 года, эскадрилья ''переселилась'' на а/б Коттесмор (Cottesmor), гр. Рутланд, в связи с тем, что регулярные полеты в Ваттоне были прекращены. Эскадрилья вошла в состав 1-й бомбардировочной группы ударного командования RAF. Когда же и Коттесмор закрылся, по причине скорого прибытия новых самолетов ''Торнадо'', 360-я эскадрилья вновь вернулась в Ваттон, где и остается по сей день. Это произошло 5 августа 1975 года.

Хотя с момента поступления на службу, до первого публичного показа, прошло два года, ''Канберру'' этой версии не так сложно встретить на британских военных аэродромах. Эскадрилья взаимодействует со многими подразделениями британских войск, использующих для тех или иных целей радиоэлектронику. Помимо этого, самолеты отправляются в Германию, а также принимают участие в европейских учениях NATO, иногда взаимодействуя со средствами РЭБ американского флота. Вопрос, будет ли найдена какая-либо замена стареющей ''Канберре'' Т.17, остается открытым; однако, по всей видимости, эти самолеты останутся в строю еще как минимум лет десять - благодаря осуществляемым программам модернизации.

Окраска и маркировка самолетов
Все самолеты, принадлежащие 360-й эскадрилье, и доработанные до версии Т.17, окрашены по стандартной схеме RAF в три цвета; верхние поверхности - Dark Green и Dark Sea Grey; эти цвета также распространяются на нижние поверхности (набегающие кромки крыла и оперения). Снизу самолеты окрашены в цвет Light Aircraft Grey. Радарные обтекатели в носовой части фюзеляжа изначально окрашивались матовой черной краской, на некоторых машинах сохранялся натуральный цвет фибергласса; в течение непродолжительного времени, обтекатели красились в цвет Light Aircraft Grey. В настоящее время, все обтекатели окрашиваются так, чтобы не выделяться на фоне окружающей окраски. Из-за того, что ''Канберры'' Т.17 проходят регламентные работы чаще других машин, конечный вариант окраски отличается большим разнообразием: некоторые из них все еще сохраняют первоначальные, глянцевые цвета; другие, прошедшие ремонт не так давно, выглядят матовыми. Следует заметить, что четкая граница между цветами, широко распространенная на других самолетах RAF, не замечена пока ни на одной из ''Канберр''.

Серийные номера на всех машинах наносятся черной краской. Номера на нижней поверхности крыла необычно малого размера, что характерно именно для ''Канберры'' Т.17 . После поступления первых машин в строевые части, номера стали также наносить на створки носовой опоры шасси, чтобы облегчить идентификацию машин на стоянке. Опознавательные знаки - стандартные сине-бело-красные кокарды; на отдельных машинах, прошедших капитальный ремонт, заметны следы их повторного нанесения. Нанесение новых кокард началось в 1972 году, но старую маркировку можно было видеть вплоть до августа 1977 года - именно тогда самолет WJ633 ''F'' последним ''сменил кокарды''. Как было принято на ''Канберрах'' с самого начала, опознавательные знаки не наносились на нижнюю поверхность крыла, а на верхней они были максимально большими.
Будучи дислоцированными в Ваттоне, самолеты не несли особой эмблемы эскадрильи; характерный облик ''Канберры'' Т.17 и без того ''с головой'' выдавал ее принадлежность. Первый вариант эмблемы появился лишь в 1970 году - синий номер эскадрильи на фоне красной молнии; знак целиком обведен белым. Эмблема наносилась на верхнюю часть киля, с обеих сторон. С мая 1971 г., когда парк ''Канберр'' серьезно увеличился, маркировку дополнил индивидуальный код самолета - белая буква возле основания киля. Средства быстрой идентификации стали необходимы с ростом числа самолетов, особенно в разбросанных вокруг аэродрома Коттесмор летных зонах. Коды на отдельных машинах не смывались при капитальных ремонтах, и потому сохранились до настоящего времени.

В августе 1973 года эскадрилья получила официально одобренный герб: изображение мотылька, вида Melese laodamia Druce, поверх сине-голубого трезубца; эмблема наносилась в течение 1974 года, но прошло значительное время, прежде чем все машины были перекрашены.

Помимо всего вышеперечисленного, на ''Канберры'' наносилась только большая эмблема Объединенной Службы (Joint Service), отражающая двойственную природу 306-й эскадрильи. Это был диск голубого цвета; нижняя четверть окрашивалась в цвет Navy Blue. Поверх диска был изображен желтый якорь (снизу) и желтый орел RAF (сверху). Именно так выглядел самолет WH863, вошедший в строй 4 декабря 1970 года. На нем, эмблема на носовой части фюзеляжа с правой стороны сочеталась с новой эмблемой на киле. Такой элемент маркировки несли лишь некоторые машины в течение короткого времени, до появления постоянной маркировки.

Кроме Т.17, в состав 360-й эскадрильи входили самолеты версии Т.4, но их применение никогда не носило длительного характера, и зачастую самолеты ''одалживались'' у соседей, например у 231 OCU; понятно, что окраска ''одолженных'' машин была крайне разнообразной, и целиком зависела от ее основного владельца. Лишь два самолета находились в составе эскадрильи достаточно долго, чтобы получить ее маркировку: WT488 ''Y'', и WJ863 ''J''. И тот и другой, применялись в течение 1974 года. Окраска машин была различной: WT488 был окрашен по новой на тот момент схеме, принятой для тренировочных самолетов - красный, белый и серый цвета с большим серийным номером на фюзеляже, небольшие кокарды на нижней поверхности крыла. Индивидуальный код был нанесен у основания киля, черной краской. WJ863 был окрашен по одной из ранних схем - все поверхности серебристого цвета, с оранжевыми (Dayglo) пятнами. На этом самолете, кокарды не наносились на нижнюю поверхность крыла, а серийный номер повторялся на створках основной опоры шасси. На киль был нанесен стандартный код черного цвета; маркировка дополнена эмблемой эскадрильи (первый вариант, с молнией) на боковых сторонах киля и на внешних сторонах подвесных топливных баков. WT488 все еще находится в строю, на а/б Ваттон, хотя сейчас он несет камуфляжную окраску без маркировки эскадрильи. Не так давно, к нему присоединился прибывший с Мальты самолет WT478, принадлежащий 13-й эскадрилье RAF.

См. также: "Канберры" 39-й эскадрильи

На главную страницу

Hosted by uCoz