home

Андре де Цварт
Первый случай использования Do-24 в службе спасения Германии.

Перевод Матвей Глухарь, 2003

Примечание переводчика: данной публикацией, открывается цикл статей, посвященных летающей лодке ''Дорнье'' Do-24: истории ее создания, и летной эксплуатации. Особе внимание будет уделено участию летающих лодок в обороне острова Ява под флагом голландских ВВС в 1942 году; автор также заинтересован в любой информации, касающейся послевоенной эксплуатации Do-24 в СССР.

Начало всему положила радиограмма, пришедшая на базу морской спасательной эскадрильи Норденей*, вечером 16 августа 1940 года. Экипаж бомбардировщика Не-111 покинул машину над Северным морем; последний раз, летчики выходили на связь где-то возле Доггербанка. Вскоре после этого, с борта поступил сигнал SOS.

Эвакуация четырех летчиков представлялась нелегкой задачей, поскольку терпящий бедствие экипаж приводнился в самом центре минного поля. На поиск отправились два поплавковых гидросамолета ''Хейнкель'' Не-59. Они без труда обнаружили то, что осталось от бомбардировщика (масляные пятна на воде), и сообщили координаты по радио. Времени оставалось мало; близилась темнота, а возможность ночной посадки среди мин, разумеется, исключалась. Незадолго до наступления темноты, ведущие поиск гидросамолеты обнаружили спасательный плот с четырьмя летчиками. Волнение составляло 3 балла - максимальная величина, при которой ''Хейнкель'' 59 мог приводниться. В то время, как первый гидроплан совершил посадку, второй был отозван на новый поиск радиограммой с земли, и покинул зону спасения. Приводнившийся ''Хейнкель'' сманеврировал, чтобы забрать экипаж, таким образом, чтобы плот очутился между поплавков. Приближающийся гул самолета раздался в тот момент, когда все четыре пилота уже были на борту: было уже темно, но не настолько, чтобы немецкие летчики не опознали появившийся самолет с первого раза: это был двухмоторный британский бомбардировщик ''Бленхейм'', очевидно, выполнявший разведывательный полет. Приблизившись вплотную, британский летчик включил поисковый прожектор, сразу поймав в поле света белый фюзеляж ''Хейнкеля'' с красными крестами на фюзеляже и крыле. ''Бленхейм'' отвернул в сторону, и немецкий экипаж вздохнул с облегчением. Не тут-то было! Противник выполнил вираж и открыл огонь по гидроплану, несмотря на красные кресты**. Командир поплавкового самолета был смертельно ранен, и вскоре скончался. Ранения получил также радист. Были пробиты топливные баки. Взбешенные немцы схватились за ракетницы, которые они держали на тот случай, если бы спасенные ими англичане повели себя агрессивно. ''Бленхейм '' вышел во вторую атаку, и немцы дружно открыли огонь; но что значит ракетница против такой ''птички''? Очередь с английского самолета изрешетила один из поплавков, который стал быстро набирать воду. Когда ''Хейнкель'' стал тонуть, его экипаж проверил собственные спасательные плоты. Два плота оказались простреленными; третий удалось спустить на воду, но он вместил лишь четырех пилотов с ''Хейнкеля'' 111; радист с гидроплана к тому времени уже скончался от ран. Вскоре гидросамолет перевернулся и полностью ушел под воду; над поверхностью остался лишь один из поплавков, на который и взобрались уцелевшие летчики. Было очевидно, что база в Норденей еще не знает о происшедшем; радист был ранен во время первой атаки, а второй Не-59 отозвали еще раньше; все, что оставалось летчикам - это ждать.

Спустя несколько часов, первый Не-59 вернулся в Норденей, где уже готовились объявить тревогу - ведь с борта второй машины не поступало никаких сигналов; впрочем, рации на этих старых самолетах были весьма несовершенны, и часто выходили из строя. С наступлением рассвета, в 4 часа утра, командир звена Карл Борн отправил на поиск еще четыре поплавковых биплана, а сам сел за штурвал новенького, с иголочки, гидроплана ''Дорнье'' Do-24N-1 с гражданским номером D-APDA. Самолет в версии К-2 строился для голландских ВВС, где он должен был получить номер Х-37; немцы захватили Нидерланды накануне первого вылета машины. Это был трудный полет: за ночь, трехбалльное волнение переросло в шестибалльный шторм. Именно Do-24, после нескольких часов поиска, обнаружил остатки поплавкового ''Хейнкеля''. Можно лишь представить ужас, охвативший спасателей, когда они увидели качающийся на волнах поплавок, и на нем только две человеческие фигуры из восьми! Немного погодя, Борн обнаружил и спасательный плот с летчиками Не-111. Люди провели в воде многие часы, и так или иначе их предстояло спасать; однако, летчики все еще оставались на минном поле, а волны становились все выше. При таком волнении, поплавковые машины не могли приводниться - они бы сразу потеряли поплавки. Однако, жизнь терпящих бедствие авиаторов висела на волоске, и Борну не оставалось ничего другого, как сажать гидроплан в шторм, чего он никогда раньше не делал.
Экипаж гидроплана собрался в отсеке, который они сочли самым безопасным; Борн зашел на посадку, полностью выпустив закрылки, и встретил первую волну почти на скорости сваливания. Волна ударила в гидросамолет и подбросила его в воздух - только для встречи с новой, еще более мощной волной, в которую гидроплан и ударил всем весом. Раздался чудовищный грохот и треск; все три двигателя оторвались и грохнулись в воду, в тот момент, когда самолет уже почти остановился. Лодку окатили фонтаны воды; мгновение спустя, Борн понял, что родился в рубашке: средний двигатель рухнул прямо перед ним. Еще бы несколько дюймов - и все! Первый шок прошел, и пришло осознание того, в какую ловушку он угодил: если бы самолет погрузился, летчик утонул бы вместе с ним. К счастью, из салона в кабину уже пробивался экипаж, чтобы вызволить пилота. Лодочный корпус был искорежен, внутрь поступала вода, сверху лилось масло из маслобаков. К счастью, водонепроницаемые отсеки не пострадали и держали ''Дорнье'' на плаву. Четверка поплавковых ''Хейнкелей'', вставшая в круг, была бессильна что-то сделать, кроме вызова дополнительной помощи с базы; оттуда вышел скоростной катер-спасатель. Катер прибыл спустя два часа, но и он оказался бессилен, поскольку оба самолета все еще дрейфовали среди мин - перевернутый ''Хейнкель'' и искалеченный ''Дорнье''. Как раз в этот момент, спасательный плот с Не-111 приблизился к ''Дорнье'' на 30 метров; воспользовавшись этим, с гидроплана метнули линь, и вскоре смертельно измотанных летчиков подняли с плота на борт. Между тем, между катером и ''Дорнье'' была установлена прямая связь; экипаж катера доложил, что перевернутый ''Хейнкель'' подошел к краю минного поля, и скоро выйдет на чистую воду. Благодаря сильному ветру, это произошло довольно быстро - всего через три часа. Летчики с ''Хейнкеля'' выжили, несмотря на то, что провели полночи, целый день и еще полночи на поплавке, привязав себя канатами. Прошло еще 10 минут, после эвакуации летчиков - и ''Хейнкель'' окончательно затонул! Катер прямым ходом направился к Do-24; правда, эвакуация людей оказалась весьма затруднительной, при таком-то волнении. Последним, гидроплан покинул Карл Борн; человеком, протянувшим ему руку, был его старый товарищ Хайнц Бенсен, с которым Борн тринадцать лет назад проходил учебу на учебном судне ''Ольденбург''. Летающую лодку взяли на буксир; однако, до Боркума, где сошли на землю уцелевшие летчики, ее так и не дотянули: лопнул буксир, и гидроплан затерялся где-то в море. Так завершился первый эпизод, использования летающей лодки Do-24 в Морской Спасательной Эскадрилье.

*Морские спасательные эскадрильи (Seenotstaffeln) не входили в состав территориальных частей, а подчинялись собственному командованию (Seenotdienstfurer).

** В мемуарах британского летчика Д. Кларка ''Записки летчика'' мы можем найти объяснение тому факту, что экипаж ''Бленхейма'' открыл огонь по гидроплану ''Хейнкель 59'' со знаками Красного Креста: в июле 1940 года, британскому правительству стало известно, что такие гидропланы под видом спасательных работ ведут наблюдение за английскими военными кораблями. Германскую сторону уведомили о том, что любой такой гидроплан будет атакован. Никаких дальнейших объяснений немцы не получили, иначе бы им скоро стало известно, что их радиообмен прослушивается Британской службой радиоперехвата.

Еще о Дорнье-24

На главную страницу

Hosted by uCoz