Брюс Арчер

Истребители «Уайлдкэт» на службе FAA

Перевод Матвей Глухарь, 2006

«Мартлет» I с заводским номером BJ 570. Снимок демонстрирует все детали, характерные для «единички»: короткий капот без створок охлаждения, воздухозаборник карбюратора, воздушный винт «Hamilton Standard Hydromatic». Лицевые стороны лопастей – полированный алюминий, тыльные стороны – матовый черный цвет. Перед лобовым стеклом – кольцевой прицел. Мушка закреплена на «козелке» под лобовым стеклом. Окраска планера – видимо, сочетание камуфляжных цветов Extra Dark Sea Grey, Dark Slate Grey (американские аналоги) и бледно-голубой разновидности цвета Sky. (Copyright is unknown.)

Вступление

Сам не знаю почему, но я всегда выбираю для исследований самые запутанные темы. Например, изучение истребителей «Спитфайр» может вызвать головную боль (и вызывает!) – даже между самолетами одной модификации, существует неимоверное количество различающих деталей, не говоря уже о разных версиях. Сходную картину мы наблюдаем и в случае с «Уайлдкэтом», он же «Мартлет». Изучение, казалось бы, простой машины выявляет множество различий, проявлявшихся даже после того, как Адмиралтейство перестало назначать соответствующие «римские» номера для новых версий истребителя. Цель этой статьи – помочь определиться с модификациями, подмодификациями и серийными номерами истребителей F4F, состоявших на вооружении британской морской авиации.

К 1939 году, FAA не были готовы к войне. Британская морская авиация не имела своего «Бюро по аэронавтике», как у американских коллег; да и само это ведомство не столь давно вышло из состава RAF. Парк морской авиации составляли устаревшие машины, наподобие «Си Гладиатора», и близкие к этому – например, «Скуа». Американский флот также эксплуатировал бипланы, но перемены уже стояли на пороге – монопланы, такие, как TBD, SBD, F4F и SB2U были приняты на вооружение, либо разрабатывались. В Японии велась разработка истребителя «Зеро», торпедоносца «Кейт», пикирующего бомбардировщика «Уэл». Последним детищем FAA на тот момент был Блэкборн «Рок». Ко всему, руководство флотской авиацией все еще считало, что флотские истребители должны быть, по меньшей мере, двухместными – в итоге, и «Фалмар», и «Файрфлай» получились тяжеловесными и медлительными. Спустя пару лет, имея на вооружении лишь «Си Харрикейн» (совершенно не подходивший для роли палубного истребителя) и «Сифайр» (тоже не подарок), флот затребовал новый самолет. Был разгар войны, и Британская Закупочная Комиссия получила широкие полномочия в приобретении авиатехники за океаном. Одним из выбранных типов и стал «Уайлдкэт»/ «Мартлет». В октябре 1939 года, Франция начала переговоры с компанией Грумман, о приобретении истребителей «Уайлдкэт» для двух авианосцев, которые на тот момент находились в постройке [3]. Правительство США дало добро на экспорт единственного типа двигателя – Райт R -1820 «Циклон». Двигатель установили на планер G-36A (фирменное обозначение «Уайлдкэта»). Испытания были успешными, и истребитель запустили в серийное производство. Однако, Франция капитулировала до того, как машины построили и отправили заказчику. Британскае представители тут же перекупили бесхозные истребители, договорившись об отправке первой партии в июле 1940 года [3]. Истребители «Мартлет» I , II , III и «Уайлдкэт» IV , V и VI строились для FAA в больших количествах – к концу войны, британский флот располагал вторым по численности парком этих машин, самых разнообразных версий.  

Модификации «Уайлдкэт» и «Мартлет», состоявшие на вооружении FAA

«Мартлет» I. Самолеты с маркировкой Mark I изначально строились для Франции и Бельгии. Самолеты из бельгийского заказа [10] после падения этой европейской страны перехватили французы – об этом свидетельствуют документы компании Грумман. «Мартлет» (G-36A) также относился к числу машин, которые не успели отправить из-за падения Франции. «Единички» оснащались двигателем Райт R-1820-G205A с одноступенчатым двухскоростным турбокомпрессором. Двигатель был короче, по сравнению с «Туин Васп» - соответственно, капот был меньшей длины, и не имел створок. Совокупная длина фюзеляжа был примерно как и на машинах с двигателем Пратт-Уитни, но расстояние между крылом и задней кромкой капота было больше. Так обстояло дело со всеми «Мартлетами»/«Уайлдэтами» с двигателями Райт-Циклон. На единственной сохранившейся «Единичке», выставленной в музее FAA, это расстояние составляет 22 дюйма. Нужно упомянуть, что на однорядных «Циклонах», просвет между цилиндрами не пустовал – там устанавливались, либо заборники воздуха, либо пластины-дефлекторы, направляющие воздушный поток на ребра охлаждения. Так были устроены все однорядные «звезды»; двухрядный «Туин Васп» не нуждался в дефлекторах. На всех «единичках» стоял «прямой» датчик ПВД, как на версии F 4 F -3, и воздушный винт «Хэмилтон Стандарт Хайдроматик» без «манжет» у комля лопасти. Крыло не складывалось. Вооружение – четыре пулемета, расстояние от осевой фюзеляжа – 46 и 117 дюймов, боезапас – 430 выстрелов на ствол. Иначе говоря, эти машины были аналогичны американским F4F-3B. Вопреки распространенному мнению, «Мартлеты» I участвовали в выходах авианосцев в открытое море. Самолеты оснащались посадочным гаком, но на них не устанавливались стопоры. Серийные номера: AL 231- AL 262, AX 824-AX 829, BJ 507- BJ 527, и BJ 554-BJ 570. Истребители с серийными номерами BT 447-BT 456 были потеряны при доставке морем [10, 11].

«Мартлет» II. «Двойка» была первой версией машины, заказанной комиссией по закупке непосредственно для FAA. В контракте было оговорено приобретение 100 истребителей и указан аналог - F4F-4A, со складывающимся крылом и шестью крыльевыми пулеметами, с боезапасом по 240 выстрелов. Однако, первые десять Mk. II (AM 954 - AM 963) относились к серии F4F-3 – соответственно, и крыло не складывалось, и пулеметов было всего четыре. Эти десять машин впоследствии получили новый индекс Mk. III [2,4,7,8,10,11]. Остальные самолеты версии Mk. II внешне отличаются иной конфигурацией датчика ПВД. На машинах с серийными номерами AM 964 -AM 999, датчик располагался на левой консоли сверху, возле внутренней боковой стороны элерона. ПВД был установлен с наклоном назад-вверх. Такая конфигурация больше нигде не применялась. На остальных «двойках» ( AJ 100-AJ 153) стоял обычный датчик по типу F4F-4.

Истребители «Мартлет» II 880-й эскадрильи FAA. Авианосец «Формидэбл», 1942 год. Слева направо: AJ 104 “P”, AM 976 “N”, AM 977 “A”, AM (цифры не разобрать) “E”. На капотах отсутствуют заборники карбюратора и к промежуточным охладителям. Консоли крыла - складывающиеся, с тремя пулеметами. «Широкие» капоты с одной створкой на каждую из сторон, указывают на двигатель Пратт-Уитни. Винты – Кертисс Электрик с заостренными обтекателями втулок. Все три самолета серии АМ (кроме крайней левой) оснащены датчиками ПВД на левой консоли крыла. Окраска всех машин - Extra Dark Sea Grey, Dark Slate Grey и Sky. Кодовые номера – либо белые, либо цвета Sky. На истребителях с кодами «Р» и «А» обтекатели втулок окрашены – на «Р», обтекатель, возможно, красный. Колесные колпаки могли быть окрашены в один цвет с колесами. На самолетах «N» и «Е», колесные колпаки окрашены в цвет Sky, втулки не окрашены вовсе. (Imperial War Museum, via the Smithsonian Institution).

«Мартлет» II ( c этого момента, в данную категорию не включаются первые десять истребителей, ставшие впоследствии «тройками») оснащались двигателями Пратт-Уитни R-1830-90 с двухскоростным нагнетателем. Магнето находились на тыльной стороне двигателя, возле карбюратора. Использовался капот под двигатель Пратт-Уитни, стандартной длины, с одной створкой охлаждения на каждую сторону. Расстояние от набегающей кромки крыла до задней кромки капота одинаково для всех машин с двигателями Пратт-Уитни, и составляет 14 5/8 дюйма. На машинах отсутствовал воздухозаборник карбюратора на капоте сверху. Также были удалены заборники промежуточного охладителя. Воздушный винт – Кертисс Электрик, с манжетами на лопастях и обтекателем втулки, сходным с применявшимся на истребителях Р-43 и Р-47 с пропеллерами Кертисс. Консоли крыла на всех машинах складывались. Боезапас к шести крыльевым пулеметам – 240 выстрелов на ствол. На некоторых самолетах серии АМ, под фюзеляжем заметен кожух – возможно, он закрывает детали топливной системы. На машинах серии AJ такого кожуха нет. Серийные номера для «двоек»: AM 964-AM 999 и AJ100-AJ 153. При доставке морем были утеряны: AM 954, AJ 105, AJ 106, AJ 138- AJ 145 и AJ 124-AJ 126.

«Мартлет» II с серийным номером AJ 148. 888-я эскадрилья FAA. Оран, Алжир, 1942. «Длинный» капот Пратт-Уитни с одной створкой на каждую сторону. Все самолеты серии AJ комплектовались стандартным датчиком ПВД по типу F4F-4, как видно на снимке. На самолете также нет заборника карбюратора. (Official US Navy Photo.)

«Мартлет» III. "Тройка" в течение длительного времени не поддавалась исследованиям – настолько противоречивой была информация об этой версии. Тем не менее, я чувствую, что отделил ложную информацию от правдивой и наконец получил представление о замысловатой головоломке, именуемой «Мартлет» Mk. III.

Прежде всего, по документам первые десять «Мартлетов» II ( AM 954-AM 963) были достроены как F4F-3 – с неподвижным крылом, но их изначально предполагалось доработать, установив подвижные консоли. Ничто, однако, не доказывает, что эту операцию действительно произвели. Так как машины отличались от всех остальных «двоек» (двигатель Пратт-Уитни, складное крыло, четыре пулемета), их совершенно справедливо переименовали в «тройки» - Mk. III. Почему именно в «тройки»? Потому что они почти не отличались от тридцати истребителей F4F-3A, закупленных Грецией: после капитуляции этой страны, «Мартлеты» приобрела британская флотская авиация. Истребители из первой десятки представляли собой планеры «двойки» с двигателем Пратт-Уитни R -1830-76, с двухскоростным двухступенчатым нагнетателем. Крыло не складывалось, датчик ПВД – прямой, вооружение – четыре пулемета, боезапас 430 выстрелов на ствол. На всех машинах имелись заборники карбюратора и промежуточного охладителя. Использовался капот с одной створкой на каждую сторону, пропеллер Кертисс Электрик с манжетами на лопастях и обтекателем втулки.

Теперь – о «Мартлетах», предназначавшихся для Греции. Это были первые 30 машин серии F4F-3A, и Бюро по Аэронавтике присвоило им регистрационные номера – 3875-3904. Об этой регистрации – чуть позже. Самолеты оснащались двигателем Пратт-Уитни R-1830-90 с одноступенчатым двухскоростным нагнетателем. Капот – стандартный для двигателя Пратт-Уитни, с заборником карбюратора в верхней части, но без заборников промежуточного охладителя, с одной створкой на каждую из сторон. Пропеллер – Кертисс Электрик, с манжетами, но обтекатель втулки – ступенчатой формы. Крыло – неподвижное, с прямым датчиком ПВД, 4 пулемета, боезапас 430 выстрелов на ствол.

«Греческие» истребители породили множество заблуждений, касающихся их серийных номеров и численности. Создается впечатление, что предыдущие авторы добавляли к численности примерно 36 несуществующих истребителей. Мне удалось подтвердить существование, пока только 40 «Мартлетов» III. В это число входят первые «двойки» и самолеты греческого заказа. Причина для заблуждений состоит в том, каким образом «греческим» F4F-3A присваивались номера. Местные авиационные подразделения получили «пакет» серийных номеров для машин, приобретавшихся тем или иным подразделением. Вот эти номера: AX 725-AX 747, AX 753-AX 754 , AX 761, AX 824- AX 829, HK 841-HK 842. Здесь и начинается путаница - дело в том, что некоторые из номеров просто не использовались. В таблице 2 указаны известные номера Бюро по Аэронавтике и их соответствие с британскими серийными номерами.

Мартлет III 805-й эскадрильи FAA. Серийный номер Бюро по Аэронавтике 3876, серийный номер FAA AX 746. На истребителе не складываются консоли, и установлены четыре пулемета в крыле. Пропеллер – Кертисс Электрик со ступенчатым обтекателем втулки; «длинный» капот под двигатель Пратт-Уитни с одной створкой на сторону. Отсутствуют заборники охладителя. Датчик ПВД – по типу F4F-3. Самолет окрашен в светло-серый цвет Non Specular Light Grey: в таком виде машины поступали с завода. Помимо этого, фотограф использовал ортохроматическую пленку. «Тройки» с серийными номерами АМ были идентичны машинам версии F4F-3. Самолеты из «греческого» заказа принадлежали к версии F4F-3A. (Copyright is unknown.)

«Уайлдкэт» IV. Эти машины поставлялись по ленд-лизу, и являлись последними F4F, построенными компанией Грумман для FAA . За ними также впервые закрепилось имя «Уайлдкэт». На «четверке» был вновь установлен двигатель Райт R-1820-40 «Циклон» с односкоростным двухступенчатым нагнетателем. Почему так поступили – автору неизвестно. Использовался «короткий» капот двигателя, с одной маленькой створкой охлаждения на левой и правой стороне. Заборники воздуха к карбюратору и охладителям вывели между цилиндрами. Использовался воздушный винт Hamilton Standard Hydromatic без манжет на лопастях. Крыло на всех машинах этой версии было складывающимся, вооружение – шесть пулеметов, боезапас 240 выстрелов на ствол. Датчик ПВД – как на версии F4F-4. Самолеты были идентичны версии F4F-4B. Присвоенные серийные номера - FN 100 - FN 319.   При перевозке морем утеряны машины FN 205-FN 207 и FN 240-FN 241 [10, 11].

«Мартлет» («Уайлдкэт») IV с серийным номером FN ?80 . База авиации ВМФ Анакостия. Самолет окрашен в цвета Extra Dark Sea Grey, Dark Slate Grey и Sky. Перед лобовым стеклом закреплен прицел-колечко. (Official US Navy Photograph.)

«Уайлдкэт» V.  «Уайлдкэт» V  был первым самолетом этого типа, выпускавшимся для FAA компанией Истерн Эркрафт. Все поставки осуществлялись по ленд-лизу. Самолеты были идентичны версии FM-1, то есть F4F-4 с четырьмя пулеметами в крыле. Боезапас – 430 выстрелов на ствол. Двигатель – Пратт-Уитни R-1830-86, с двухскоростным двухступенчатым нагнетателем. Воздушный винт – Кертисс Электрик со ступенчатым обтекателем втулки. Использовался «длинный» капот для двигателей Пратт-Уитни с заборниками карбюратора и охладителей. На капоте, с каждой стороны, было 4 маленьких створки. Консоли складывались. Датчик ПВД – как на версии F4F-4. Серийные номера - JV 325 - JV 636.

«Уайлдкэт» V 852-й эскадрильи. Июнь-июль 1944 года. Серийный номер JV 578. Качество снимка, несомненно, хуже по сравнению с предыдущими, но польза от него все же имеется. Самолет очень близок к F4F-4, но из крыла удалены внешние пулеметы, так что общее количество стволов – четыре. Антенная мачта установлена вертикально, без наклона вперед. Используется «длинный» капот с четырьмя створками на сторону, заборниками карбюратора и охладителя. Кольцевой прицел и мушка сняты. Установлен пропеллер Кертисс Электрик со ступенчатым обтекателем втулки. Хотя ранние FM-1 («Уайлдкэт» V ) окрашивались так же, как машины, построенные на заводах Грумман, при окраске этой машины, вероятнее всего, использовались американские аналоги британских «морских» цветов – именно, Olive Drab и US Sea Grey. Нижние поверхности - Non Specular Light Grey. (Copyright is unknown).

«Уайлдкэт» VI.«Уайлдкэт» VI, он же FM-2, стал попыткой кардинально улучшить летные данные истребителя. Был использован двигатель Райт R-1820-56, с односкоростным двухступенчатым нагнетателем: двигатель был на 150 л.с. мощнее по сравнению с предыдущими версиями. Использовался пропеллер Кертисс Электрик без «манжет»; обтекатель мог быть и ступенчатым, и заостренным. Капот был длиннее, чем на Mk. I и IV, но короче, чем на машинах с двигателем Пратт-Уитни. На капоте не было внешних заборников – все они размещались между цилиндрами. Конфигурация створок – по одной на сторону. В фюзеляже, выше уровня крыла, сделали специальную выемку под выхлопные патрубки. Маслорадиаторы перенесли из-под крыла в технический отсек. Консоли складывались, боезапас четырех пулеметов – 430 выстрелов на ствол. Площадь оперения увеличили, чтобы компенсировать возросший реактивный момент от двигателя. Наконец, из-под ног пилота убрали окна дополнительного остекления. Серийные номера: JV 637- JV 902 , JW 785- JW 836 , JZ 860-JZ 889

.

FM-2 с авианосца «Сэнти». Октябрь 1944 года. «Уайлдкэты» VI, не отличавшиеся конструктивно от FM-2, поставлялись заказчику окрашенными в цвета Olive Drab, Sea Grey и Light Grey, или целиком в цвет Glossy Sea Blue. (Official US Navy photograph).

Окраска истребителей  

Существовало пять различных схем окраски истребителей «Мартлет»/ «Уайлдкэт» в FAA. Все эти схемы зависели от производителя техники: в описании, мы также будем исходить из этого. Следует также помнить, что схема описывается на момент передачи истребителя заказчику: самолеты вполне могли быть перекрашены в ходе службы.

Грумман. Компания «Грумман» была одной из немногих, если не единственной, следившей за тем, чтобы американские краски-аналоги соответствовали британским цветам-оригиналам, составлявшим «морскую» схему окраски самолетов FAA – Temperate Sea Scheme. Краски, использовавшиеся на фирме, мало отличались по цвету от «настоящих» Extra Dark Sea Grey, Dark Slate Grey и Sky – аналог последнего лишь иногда отличался большей толикой синего, по сравнению с оригиналом. Окраска первых «Мартлетов» I была очень разнообразна. Верхние поверхности окрашивались в цвета Extra Dark Sea Grey , Light Sea Green и Duck Egg Blue. Точный оттенок этих цветов все еще является предметом дискуссий. Поздние «единички», возможно, поставлялись уже окрашенными в нужные цвета; но не менее вероятно, что камуфляж наносился позже, в строевых частях FAA. «Мартлеты» III из греческого заказа при доставке были окрашены целиком в цвет USN Non Specular Light Grey: после получения, на верхние поверхности почти сразу наносили камуфляж – чаще всего, в один цвет - песочный (Mid Stone); однако на некоторых снимках машины предстают в двухцветном камуфляже, и, по меньшей мере, один истребитель был окрашен в темный цвет снизу. Интерьер кабины окрашивался в цвет Bronze Green (примерно FS 24050-20452). Все остальные внутренние поверхности, включая изнанку капота – Grumman Grey (серый). Приблизительный аналог - FS *6440.   Топливный бак – цвета алюминия, либо потускневшей стали. Нижние части конструкции шасси – «теплозащитный» черный цвет, остальные детали конструкции – Grumman Grey, либо Sky. Посадочные места под колеса – в один цвет с нижней поверхностью планера. Участки интерьера, находившиеся вне видимости, грунтовали либо «желтой» цинк-хроматной грунтовкой, либо фирменным «серым» составом от Груммана. Пропеллеры – полированный алюминий, с полосами USN, либо черные с желтыми законцовками, высотой 4 дюйма. Наружная сторона колесных колпаков окрашивалась в один цвет с планером, внутренняя – цвет алюминия.

Истерн Эркрафт. Эта компания продолжила серийный выпуск «Уайлдкэтов», когда их разработчики вплотную занялись изготовлением «Хеллкэтов». Серийное производство истребителей происходило на авиационном заводе Линден, Нью-Йорк (прямо возле моего дома – Б.А.). Через улицу, находится аэродром Линден, куда буксировались истребители для испытаний и отправки заказчику. «Уайлдкэты» Mk. V , первые машины для FAA , окрашивались по двум схемам: самые первые, сошедшие с конвейера, по документам были окрашены в соответствии со спецификациями Груммана; в них, в частности, оговаривались грунтовки, интерьерные краски и точные оттенки камуфляжных цветов для соответствия с Temperate Sea Scheme. На практике, большинство «пятерок» ( FM-1) было окрашено с использованием цветов-заменителей из реестра US ANA – Olive Drab, Sea Grey, Light Grey. Интерьер кабины окрашивался в цвет Interior Green , остальные внутренние поверхности – желтая или зеленая разновидность цинк-хроматной грунтовки. «Уайлдкэты» VI также окрашивались по двум схемам. Первая – с использованием цветов-заменителей ( US ANA Substitute Scheme), то есть те же Olive Drab , Sea Grey and Light Grey. Интерьер окрашивался так, как описано выше. Вторая схема – целиком в блестящий темно-синий цвет Glossy Sea Blue, при этом перед остеклением кабины наносился антибликовый участок, при помощи цвета Non Specular Sea Blue. Бывший работник красильного цеха, с которым я беседовал, пояснил, почему использовался именно этот цвет: просто на заводе имелся большой запас краски, а когда ее израсходовали, антибликовый участок стали наносить при помощи матового лака. Интерьерные цвета соответствовали «Уайлдкэту» V.

Приложения

См. также "Мартлеты" с авианосца "Одесити"

На главную страницу

Hosted by uCoz