Фейри "Гэннет" - были и небыли.

Перевод Матвей Глухарь, 2005

Несколько лет тому назад, на авиационном шоу в Ошкош, мы наблюдали одно из самых впечатляющих зрелищ в авиации: противолодочный самолет Фейри «Гэннет» T.5 раскладывал крыло. Я был очень удивлен, встретив «Гэннет» столь далеко от дома. «Большая птица» со сложенным крылом расположилась на стоянке, как механический индюк, или гигантский бумажный журавлик-оригами. Двигатели «Туин Мамба» запустились поочередно, при помощи сжатого воздуха – более или менее, как обычные ТРД. Затем раскрутились пропеллеры. Механик обошел самолет кругом, снимая стопоры с узлов складывания. Летчик нажал кнопку, а может быть потянул рычаг, и вся система пришла в движение – внешние секции крыла распростерлись в обе стороны, в то время, как большие центральные секции медленно опустились вниз, подобно пролетам разводного моста. Прямо у вас на глазах, возник самолет с нешуточным размахом крыла, готовый бросить вызов гравитации. К сожалению, запечатлеть этот момент на пленке не удалось – я был так захвачен событием, что забыл про камеру.

«Гэннет» абсолютно нормально взлетел и несколько раз прошел над американскими зрителями, которых, по большей части, интересовало лишь, что это за самолет, черт бы его побрал.

Учебный «Гэннет» в Ошкош, изначально являлся прототипом Т.2 – бортовой номер WN365. В 1959 году, фирма-разработчик обновила самолет, сменив двигатель на более мощный «Дабл Мамба» 101 (3035 л.с.), и присвоив новый индекс Т.5. На облике машины это никак не отразилось. Фирма использовала этот самолет до 1961 года, присвоив ему гражданские номера G-AYPO; после этого, машину поставили на консервацию. В 1966 году, британский флот столкнулся с нехваткой учебных «Гэннетов». Они выкупили G-AYPO и вернули к строевой службе, присвоив новый серийный номер XT752. Этот самолет – один из трех «Гэннетов», поддерживавшихся в образцовом состоянии, когда их собратья уже сошли со сцены. В таком состоянии, он и был в конце концов продан музею полярной авиации в аэропорту Анока Каунти, возле Миннеаполиса. По прибытии, самолет разобрали на части, привели в летное состояние и выдали разрешение на полеты с присвоением гражданского номера США N752XT. Самолет регулярно радовал посетителей авиашоу – пока музей не столкнулся с проблемой страхования. Двери музея закрылись, самолет вскоре выкупил британец О'Доул. 18 июля «Гэннет», возвращающийся в Великобританию, был замечен в Гус-Бей. В конце июля, после вылета из Гус-Бей, самолет был вынужден вернуться на аэродром из-за отказа одного из двигателей. По последним данным, самолет довольно долго ожидал ремонта, хотя сейчас, возможно, он уже покинул Канаду.

Еще один британский противолодочник, к нашему удивлению, нашелся в американском городе Виндзор Локс в 1997 году. Посетив местный авиационный музей, мы с Дэвидом Фроуэном обнаружили среди прочих аппаратов, «Гэннет» AEW.3 – летающий радар, разработанный в свое время для замены американских «Скайрейдеров» AD-4W на британских авианосцах. На «Гэннете» AEW.3 использовался прежний тип радара - AN/APS-20, под который заново разработали фюзеляж – «по образу и подобию» «Скайрейдера». Когда британский флот избавился от авианосцев, «Гэннеты» с радарами тут же стали бесполезными, и к тому же утратили возможность, участвовать в войне на Фолклэндах – радары AN/APS -20 «временно» перенесли на патрульные «Шеклтоны» MR.2, один из которых также был показан в Ошкош.

Самолет с серийным номером XL 482, увиденный нами под открытым небом штата Коннектикут, в свое время приобрела компания «Хэмилтон стандарт», изучавшая пропеллеры встречного вращения. Вскоре после нашего визита, самолет привели в летное состояние и направили для новых испытаний в рамках проекта «Импеллер без кожуха» ("Unducted Fan"). Программа оказалась неудачной, и о нынешнем местонахождении и владельце машины нет никаких сведений.

Следующий текст, вместе со старинным рекламным проспектом компании Фейри, был предоставлен Брэдом Вудом.

«Спасибо за снимки «Гэннета». Они напоминают мне о моем любимом самолете, и лично я вовсе не считаю его внешность уродливой – ну, по крайней мере, чистый «противолодочник» AS, а не «радар» AEW. На самом деле, когда самолет был еще прототипом «Фейри 17», он выглядел лучше – до того, как на флоте сообразили, что им понадобится третий член экипажа. Как только появилась задняя кабина с этим огромным фонарем, и дополнительные плоскости на оперении – все пошло к чертям!

«Семнадцатый» стремился сесть на хвост еще до оборудования задней кабины. В первых, пробных полетах, шасси пришлось зафиксировать в положении «Выпущено», и основные опоры буквально выгнулись назад – так что, пришлось вложить немало средств в доработку, чтобы самолет нормально держался на трех стойках.

«Гэннет», конечно, был машиной, созданной для строго определенных задач – но он с ними прекрасно справлялся. Очень летучий, и на удивление верткий – особенно, с закрылками в крейсерском положении. Максимальная скорость – как у раннего «Спитфайра», дальность полета определенно небританская. Жаль конечно, но педанты в военно-морском ведомстве решили, что флотилия «Шеклтонов» обойдется дешевле, чем несколько «Гэннетов» и авианосец для них.

Вы упоминали Фолклэнды. Про это мало кто знает, но один «Гэннет» практически достиг места событий. Когда аргентинцы начали войну, британское правительство «разрешило» все, чего ВВС и прочие добивались годами – например, установку заправочных штанг на «Геркулесы». Флотские представители рыскали в поисках запчастей для «Харриеров», и в одном ангаре в Йовилтоне, нашли «Гэннет» ECM 6. Ну, они его выкатили, и какой-то ветеран технической службы припомнил процедуры запуска. Понятное дело, любой пилот с «Си Харриера» горел желанием опробовать это чудо в воздухе, но никто не обладал нужным опытом - так что, флот, в конце концов, направил человека в дом отставных офицеров имени Фрэнсиса Дрейка, и так они набрали целый экипаж. Пока эти старые перцы припоминали как и что нажимать, был сделан секретный звонок канадским военным, и те выделили пару «Чинуков» на облет побережья. То, что они искали, вскоре нашлось – пара поплавков, размером как для C-47. Эти штуки выкупили за пару бутылок виски, и вывезли вертолетом. Поплавки Эдо имеют модульную конструкцию, так что вставить пару секций не составило труда. Завод Шорт в Белфасте этим занимался. «Гэннет» установили на поплавки на пилонах, вместо штатных опор шасси. Водные испытания прошли не ахти как – поплавки солидные, а все равно, при полной заправке, погружались на две трети. Для нормального взлета, машину пришлось облегчить, слив часть керосина. Дозаправка производилась на высоте минимум 10000 футов: по ходу заправки вес увеличивается, мощности не хватает, самолет теряет высоту – а так, пока он до пяти тысяч снизится, часть топлива сгорает, вес снижается, дальше идет без потери высоты. Всё, как вы знаете, делалось в ужасной спешке – отправлять машину на Фолклэнды на корабле было слишком поздно. Постановили, лететь своим ходом, и бесстрашный экипаж согласился – все как один. Полет был с несколькими дозаправками, но даже до острова Вознесения лететь ну очень долго… экипаж порядком вымотался, и этим объясняется тот факт, что они в конце концов заблудились и израсходовали все топливо. Старики действительно попали в беду, но на их счастье, подвернулся военный корабль. «Гэннет» сел на воду при большом волнении, отбил оба поплавка, но все же продержался на плаву сколько надо, пока шлюпка не подошла. Военные сами его и пустили ко дну – расстреляли, как практическую мишень, причем попали только с сорокового раза. Если бы флот заполучил этот «Гэннет», аргентинские «Скайхоки» не подбирались бы к цели вплотную так безнаказанно, да еще с остатком керосина только на обратную дорогу…»

P.S. Достоверность рассказа - на совести автора.

На главную страницу

Hosted by uCoz