Олдрих Котас

Первый и последний вылет "Леди Би Гуд"

Катастрофа B-24D в северной Африке

Публикация: L+K, май 1990 г.

Перевод Матвей Глухарь, 1994

Многие читатели журнала "L+K" помнят заметку о печальной судьбе бомбардировщика B-24D "Либерейтор" с номером 41-24301, опубликованную в шестидесятых годах. За последние несколько лет, получили огласку и опубликованы новые обстоятельства этой трагедии.

Главный участник событий, "Либерейтор", названный "Леди Би Гуд", был одним из тысяч самолетов, построенных во время войны. Обстоятельства его гибели окружены мистическими легендами, а некоторые из них, очевидно, так и останутся нераскрытыми.

Самолет принадлежал 514-му крылу 376-й бомбардировочной эскадрильи, которая в 1943 году действовала в составе 9-й воздушной армии, с баз в Северной Африке. Благодаря единственной операции, этот "Либерейтор" стал самым известным боевым самолетом в регионе.

4 апреля 1943 года, двадцать шесть самолетов 376-й эскадрильи получили задание, нанести бомбовый удар по порту Неаполь. Проблемы начались сразу же после взлета с промежуточного аэродрома Соллюх (Solluch) в Ливии, южнее Бенгази. Одна машина разбилась, едва взлетев, 14 бомбардировщиков вернулись на аэродром из-за неполадок. Цели в итоге достигли 11 экипажей. Радист "Леди Би Гуд" за все время полета ни разу не вышел на связь. Из докладов осальных членов экипажей становится ясно, что "Леди" не достигла Неаполя: летчики повернули обратно за полчаса до цели, никому об этом не доложив.

К вечеру, на аэродром вернулись десять "Либерейторов". Уже тогда, командир самолета лейтенант Хаттон чувствовал, что происходит неладное. Когда "Леди" наконец вышла на связь с аэродромом Бенина, Хаттон сообщил, что, вероятно, видит побережье, и сделал запрос о своем местоположении.

Бенина дала пеленг на самолет - 330 градусов северо-западнее базы. Радиостанция, к сожалению, не позволяла установить, идет ли самолет прямым курсом 330, или обратным - 150. Между тем, во время пеленгации "Либерейтор" находился юго-восточнее аэродрома. Трагическая ошибка составила ровно 180 градусов - "Леди" шла не к собственной базе, а строго на юг, в глубину пустыни. Большую роль в этом сыграл сильный ветер, который стих к моменту возвращения: экипаж об этом не знал. Вот почему, экипаж самолета ничуть не беспокоило, что полет продолжается так долго. А между тем, шум от моторов "Леди Би Гуд" вполне могли слышать на авиабазе, когда самолет пролетел мимо (восточнее, примерно 25-30 км. - пер.). Документы свидительствуют, что ночью служба береговой охраны была поднята по тревоге - очевидно, в связи с поисками самолета. Никто и предположить не мог, что самолет, возвращаясь, пролетел мимо собственного аэродрома и направился в глубину пустыни!

Финал этой истории легко предсказуем. Топливо кончилось, и у самолета начали останавливаться двигатели - один за другим. Экипаж выбросился на парашютах, не дожидаясь остановки последнего. Позднее, когда самолет нашли, компания "Макдонелл Дуглас" демонтировала и исследовала один из двигателей. Были обнаружены следы попадания 20-мм. снаряда. Очевидно, двигатель вышел из строя, и скорость самолета упала. Экипаж вычислил новое расчетное время прибытия, введя еще и поправку на встречный ветер, которого на самом деле не было. В результате, самолет прилетел раньше намеченного, но определиться по наземным ориентирам не смог, так как уже стемнело.

Осмотр места аварии показал, что, после покидания машины, "Либерейтор" описал круг, диаметром несколько километров. Падение (а точнее, планирование с высоты 500 м.) пришлось на ровный участок каменистой поверхности. Фюзеляж разломился надвое, возле оперения. Последний работающий двигатель сорвало с креплений и отбросило на 50 м. вперед. При осмотре кабины, оказалось, что выключатели зажигания, генераторов, рычаги газа и высотных корректоров находятся в положении "выключено" на трех двигателях, а на четвертом, сектор газа находится в крайнем переднем положении, генератор и зажигание - включены, шасси и щитки в момент покидания самолета были убраны. Общий налет машины по бортовому журналу составил...всего 148 часов - заводские испытания, перелет в Африку из США, несколько полетов при смене места базирования и испытаниях на месте. Операция "Миссия 109" стала первым и последним боевым вылетом для самолета...и для экипажа.

Возникате вопрос, что бы сталось с летчиками, если бы они остались в самолете. Специалисты утверждают, что их прыжок был ошибкой: при падении, фюзеляж остался фактически неразрушеным, радио тоже не пострадало, имелся запас воды и провианта. Экипаж имел бы больше шансов выжить. Под штурманским креслом, нашли огромный термос, на три четверти наполненный кофе. Трагическое заблуждение - экипаж был уверен, что находится над морем. Оба резиновых плота, были надуты еще в воздухе. На самом деле, до побережья было 700 километров! Экипаж этого не знал, и отправился на север, в пустыню, не взяв с собой ничего.

Британские геологи. нашедшие "Леди Би Гуд" в 1959 году, сняли с машины секстан, прицел "Норден" и бортовые часы. Первая поисковая группа с авиабазы Уилус (Wheelus) не отыскала и следов экипажа. В самом деле, самолет пролетел еще двадцать с лишним километров, после того, как экипаж его покинул. Ясно, что летчики не нашли свой самолет, и даже не искали, а направились на север сразу, рассчитывая вскоре выйти на побережъе. Врачи утверждают, что без воды и пищи в этих условиях можно прожить только несколько дней.

Вторая группа обнаружила следы экипажа к северу от места аварии, на расстоянии 25 км: пара летных ботинок, направленных точно на север. Еще через несколько километров, были найдены части летного снаряжения, в том числе, парашют, растянутый по земле - опять на север. Дальше в этом направлении начинаются зыбучие пески, пройти через которые невозможно. Там, очевидно, и погибли летчики - к такому выводу пришла комиссия.

В результате новых поисков, в 1960 году были найдены останки пяти человек; эксперты USAAF идентифицировали их как экипаж "Леди". Был найден дневник, который вел второй пилот, младший лейтенант Тонер. Судя по записям, последние девять дней жизни стали для экипажа настоящим адом. Вскоре были найдены останки еще троих летчиков - кроме старшего сержанта Мура, которого так и не нашли.

Неоднократно предпринимались попытки доставить самолет в США, но он уже стал частью пустыни. Сегодня, после многочисленных визитеров с топорами, от "Либерейтора" осталось очень мало. Многие предметы с борта "Леди Би Гуд" выставлены в музее Форт Ли, штат Вирджиния - включая пару действующих наручных часов. Воздушный винт и крупнокалиберный пулемет находятся в музее авиабазы Райт Паттерсон, штат Огайо. Остальное вооружение конфисковали ливийские власти. В хвостовой части фюзеляжа висели летные куртки. Нашлись также сигареты, жевательная резинка, консервы. Интересно, что в пепельницах, снизу, лежали окурки сигарет, спаленные до самого фильтра, а выше - едва начатые: очевидное свидетельство нервозности экипажа.

Вооружение самолета ничуть не пострадало, в чем и убедились многие туристы, посетившие место аварии. Компания "Виккерс" также заинтересовалась длительным температурным воздействием на конструкцию самолета. Техники сняли с самолета топливные и масляные насосы, гидроусилители, перекрывные вентили, верхнее кольцо турели, магнето, генераторы и стартеры. Результаты ошиломили: после 25 лет пребывания под открытым небом, все агрегаты оказались исправными! Гидравлическая смесь при испытаниях показала заданные параметры. Было обнаружено только высыхание моторного масла. был сделан вывод, что условия хранения техники в ливийской пустыне, куда лучше, чем в Аризоне, где находится база хранения авиатехники Дэвис-Монтан.

Оружейная компания Олин (Иллинойс) также исследовала стрелковое оружие летчиков. Револьверы "Ремингтон" и патроны калибра 11,43 мм. выпуска 1942 года, оказались полностью исправными, баллистические характеристики соответствовали армейским нормам.

Радиостанция с "Леди Би Гуд" была установлена на старом "Дугласе" С-47 разведывательной эскадрильи, где добросовестно служила вместо "родной". Здесь начинается самая зловещая часть легенды о духе погибшего летчика: дело в том, что вышеупомянутый "Дуглас" в скором времени разбился, убив всех, кто был на борту. На другом "Дугласе", С-54, были установлены сервомоторы и оборудование с В-24. И этот самолет разбился - из-за отказа двигателей. За погибшим "Либерейтором" прочно закрепилась репутация проклятой машины - этому способствовала гибель еще одного самолета, пропавшего над заливом Сирта. Экипаж "Оттера" не внял предупреждениям, и прикрутил на пилотские кресла деревянные подлокотники с "Леди Би Гуд". Самолет так и не нашли - только. некоторое время спустя, на берег выбросило деревянный подлокотник от кресла. Побные слухи способствовали возникновению мистического ужаса перед остатками В-24. Известно, что караваны, идущие через пустыню, обходят место падения стороной. Кочевники твердо убеждены, что дух сержанта Мура до сих пор обитает среди обломков.

На главную страницу

Hosted by uCoz