Майкл Бойер
Цвета самолетов в 1960 году (свидетельство очевидца)

Публикация: Airfix Magazine, 1970, June.
Перевод Матвей Глухарь, 2003.

Удивительно, сколько самолетов, бывших в строю в 1960 году, ныне оставили о себе только память: ''Линкольн'', ''Москито'', ''Энсон'', ''Валетта'', ''Джавелин'', ''Вэлиант'', многие модификации ''Канберры'', ''Йорк'', ''Хастингс'', ''Беверли'', ''Вампир'' II - эти самолеты формировали основу воздушного флота британской империи в те дни, когда наш журнал только родился. Еще больше удивляет то, сколь немногие из упомянутых машин мы можем найти в пластике!

К 1960 году, в RAF были широко распространены различные версии самолета ''Канберра''. Машины бомбардировочного командования в основном были серебристыми, на киль наносились эмблемы эскадрилий. Самолеты на Кипре, Мальте и Ближнем Востоке также окрашивались в серебристый цвет. Дислоцированные в Германии воздушные разведчики, как правило, несли трехцветный камуфляж: Dark Sea Grey/Dark Green/Dark Silver. Однако, это описание отражает лишь картину в целом, а на практике самолеты значительно отличались друг от друга даже в рамках одного соединения.

Самолеты 45-й эскадрильи не были исключением: например ''Канберра'' В.2 с бортовым номером WJ570 была окрашена в серебристый цвет, с черной законцовкой левой консоли крыла; на киле имелась эмблема - красный крылатый верблюд. На самолете той же эскадрильи WJ632 верблюд был черным с красными крыльями, на фоне белого диска, а высота серийного номера на фюзеляже составила два фута. На машине WH874, белый диск сочетался с черной буквой ''Е'' на подвесных баках под крылом, а набегающая кромка киля была красной.

 

"Канберра'' PR7 WT520 (80 эскадрилья) несла стандартный серо-зеленый камуфляж, дополненный 8-дюймовым белым фюзеляжным кодом и белой цифрой 20 на обеих сторонах носовой части фюзеляжа. На левой стороне киля имелась эмблема эскадрильи - голубой ромб с желтым колокольчиком внутри. Как и некоторые другие машины этой версии, WT520 имела встроенную в киль диэлектрическую панель, цвета дубленой кожи (Buff).

Тот же камуфляж несла ''Канберра'' WJ 988, принадлежавшая 75 эскадрилье новозеландских ВВС (апрель 1960 года). Эмблема - красная птица киви в белой обводке, поверх голубой карты Новой Зеландии, также обведенной белым. ''Верхние'' цвета распространялись на нижнюю сторону крыла и оперения примерно на 6 дюймов от набегающей кромки. Другой самолет этой же эскадрильи - WJ605 - нес идентичную эмблему, дополненную белым фюзеляжным кодом; на створках носовой опоры шасси с двух сторон имелась черная цифра 605.

Среди прочих, встречались серебристые самолеты версии Т.4 с желтыми диагональными полосами на нижней поверхности фюзеляжа, например WT486; серо-голубые машины версии PR3 (принадлежавший 231 OCU самолет WE316), и еще более экзотические ''Канберры'' - например, WD953, принадлежавший A&AEE ( институт боевого применения армии и авиации). Этот самолет, версии В.2, был оснащен фотокамерами в законцовках крыла. Интересно, что серийные номера на нижней поверхности крыла были белого цвета, и наносились поверх больших черных прямоугольников. Высота букв - стандартная, 4 фута.

Еще один ''экзот'' - ''Канберра'' Мк.6, серийный номер XH567. Самолет был окрашен в серебристый цвет, но нижние поверхности были черными; в 50-е годы так красили ''Канберры'' версии В.2.

''Канберра'' В.2, номер WJ725. Самолет использовался для испытаний катапультных кресел, и был окрашен целиком в белый цвет. На киле имелись красные вставки, стабилизатор был целиком окрашен в красный цвет. Передние и задние кромки крыла и оперения несли черные полосы.

Парк бомбардировочного командования был представлен почти исключительно ''Канберрами'' В.6; 9-я эскадрилья также была вооружена этими самолетами. ''Канберра'' WH977, в типовой серебристой окраске, несла эмблему этой части - голубой диск на киле, с изображением серо-голубой летучей мыши и римской цифры IX поверх нее. Панель на киле - светло-серая, на створках носовой опоры - заводской номер самолета, перед кабиной черная антибликовая панель.

В августе того же года, я нередко наблюдал ''Канберру'' B Mk.8 ( WT366), окрашенную в блестящий серо-зеленый камуфляж, причем нижние поверхности были черными. На киле имелся рисунок - белый ''дорожный'' треугольник в красной обводке, с черным восклицательным знаком: эмблема 59-й эскадрильи. В сентябре, я видел другую ''восьмерку'' - WT368, 88 эскадрильи, с желто-черной змеей на киле. Белая лента пересекала фюзеляж поверх - от одной кокарды до другой.

Бомбардировщики серии ''V'' целиком окрашивались в белый цвет. Чаще других встречались бомбардировщики ''Вэлиант'', например XD867 с эмблемой 90-й эскадрильи на киле; Черный цвет радарных обтекателей был ''общим местом'' всех самолетов этого типа, за редким исключением; например, белый обтекатель на XD818. Лишь две машины выделялись на общем фоне, будучи окрашенными в тусклый серебристый цвет. Они использовались в экспериментальных целях: на одном из них, WZ375, впоследствии испытывались ракеты ''Блю Стил'', что вызвало серьезную переработку бомбоотсека. Номер другой машины был WP199. Еще один необычный самолет того времени - ''Виктор'' ХА930, также белый; на нем имелись внешние топливные баки, нашедшие применение на модификации Mk.2.


Во время демонстрационной программы SBAC, имевшей место в том же, 1960 году, 15-я эскадрилья RAF продемонстрировала укороченный взлет бомбардировщика ''Виктор''. Среди самолетов этой эскадрильи, имелся один, с номером ХН588 - со всех сторон белый, с черными серийными номерами на створках носовой опоры шасси и на крыле снизу, с эмблемой эскадрильи на киле. На самолетах сохранялась опознавательные знаки стандартной конфигурации и размера. Помимо ''Викторов'' в строю находились ''Вулканы'' Mk.1; например, самолет XH497, 617 эскадрильи. На них, эмблема наносилась на носовую часть фюзеляжа, а серийные номера - на киль и под крыло, черной краской.

В строю все еще оставались ветераны - самолеты Авро ''Линкольн''. На авиабазе Линдхолм (Lindholme) можно было видеть ''Линкольн'' с номером RF570: верхние поверхности темно-серые, нижние черные. Еще один ''Линкольн'', RF389: самолет находился в прекрасном летном состоянии, и нес большие фюзеляжные номера. Коки винтов были синими. Отличительной чертой этого ''Линкольна'' была черная анти-бликовая панель перед остеклением, в общем нехарактерная для этих машин в период их наибольшей распространенности.

1960 год стал пиком летной карьеры для самолетов Глостер ''Джавелин'': в эскадрильях эксплуатировалось шесть различных модификаций этого перехватчика. Последней его версией стала Mk.9, тогда только что вступившая в строй. В апреле 1960, я впервые увидел такую машину: ХН883/Н, принадлежавшую 25-й эскадрилье. Камуфляж был обычным: Dark Green/Dark Sea Grey/Silver, и дополнялся серебристо-белой лентой в черной обводке на киле. Код ''Н'' белого цвета наносился и на носовую, и на хвостовую части фюзеляжа, того же цвета были и серийные номера. Вместе с этой ''девяткой'' служили самолеты 23-й эскадрильи, версии Mk.7: серийные номера белые, на оперении - эмблемы: красный сокол в белом круге, обращенный вперед по полету - на обеих сторонах киля. Номера дублировались на воздухозаборниках; красно-синие клетки на заборниках обводились тонкой белой линией. Обечайка заборников на всех самолетах в эскадрилье была черной. Типичный пример - самолет ХН960/N.

Самолет версии Мк.2 с номером ХА780/С принадлежал 46-й эскадрилье. Красно-белая эмблема на киле в виде трех стрел дополнялась желтой буквой ''С'' возле них. Обтекателю РЛС полагалось быть черным, но на отдельных машинах цвет носового конуса варьировался от коричневато-желтого (Fawn) до черного, включая многочисленные оттенки коричневого цвета. Серийные номера на ХА780 также были черными, но обечайки заборников - серебряными.

К августу 1960 года, несколько ''Джавелинов'' версии Mk.9 ''засветились'' в составе 64-й эскадрильи, в том числе ХН872/М. Самолет был окрашен по стандартной схеме, в верхней части киля имелась широкая белая полоса с красно-голубыми зигзагами и синим жуком-скарабеем в центре. Буква ''М'' на киле была белого цвета, обечайки заборников - черные.

Истребители ''Хантер'' являлись едва ли не самыми массовыми истребителями RAF; самолеты 65-й эскадрильи были окрашены по типовым схемам: Dark Green/Dark Sea Grey/Silver. Так, самолет с бортовым номером XF383/V нес желтую букву на киле; белые законцовки крыльев были призваны облегчить процесс воздушной киносъемки. Красные шевроны 65-й эскадрильи располагались по сторонам от эмблемы эскадрильи, нанесенной на носовую часть фюзеляжа, на фоне белой полосы. Буквенный код на створке носовой опоры шасси был желтым, в белой обводке. Разумеется, маркировка самолетов в различных частях отличалась: к примеру, на ''Хантере'' ХЕ591/G 74-й эскадрильи код на створке шасси был черным.

Как правило, парк эскадрильи включал в себя самолеты ''Хантер'' Т Mk.7, окрашенные в серебристый цвет, как полагалось для учебно-тренировочных истребителей. Для 65-й эскадрильи, это был самолет XL600, с желтыми диагональными лентами поверх серебряного цвета, но без индивидуального кода, хотя все прочие элементы маркировки были, как положено, нанесены.

Самолеты версии Mk.9 были достаточно распространены, и представлены в основном вариантом FGA9, как, например, ХЕ552/М от 54-й эскадрильи. Самолеты легко опознавались по контейнеру тормозного парашюта у основания киля. На уже упомянутом XE552 кодовая буква ''M'' на киле была желтой, а характерные для 54-й эскадрильи сине-желтые клетки на носу сочетались с эмблемой эскадрильи.

Без сомнения, самыми известными из ''Хантеров'' были машины эскадрильи ''Treble One'' - ''Черные стрелы'' (The Black Arrows), с их блестящей черной окраской и крошечными красными серийными номерами и тактическими кодами. Для участия в авиационном шоу SBAC, это соединение усилили, добавив три машины из разных эскадрилий: ХЕ561/Z (19-я эскадрилья), ХЕ627/Т (65-я), и XG229/М (56-я). Самолет 19-й эскадрильи выглядел необычно, благодаря клеткам на хвостовой части фюзеляжа и белой букве ''Z'' на киле; XG229 нес белый серийный номер и букву ''М'' того же цвета на обтекателе горизонтального оперения, обведенную красным.

Основу авиации Береговой Охраны составляли самолеты Авро ''Шеклтон'', к тому времени находившиеся в строю уже более 20 лет. Все самолеты версий Mk.2 и 3 окрашивались со всех сторон в блестящий темно-серый цвет, Glossy Extra Dark Sea Grey. Серийные номера на фюзеляжах были красными, на крыле снизу - красными в белой обводке. Тем же цветом наносились коды соединений и тактические коды, как на машинах XF709/201-N, и WR986/203-K. Последний имел дополнительные баки-законцовки, окрашенные также в красный цвет. Цвета Береговой Охраны были едиными для всех самолетов этого ведомства, за исключением вертолетов Вестланд ''Уирлуинд'' - эти красились целиком в желтый цвет, с черными номерами. Новой чертой облика вертолетов стала эмблема эскадрильи: на машине XD183 это был герб 228-й эскадрильи, заключенный в черный прямоугольник, на правом борту фюзеляжа. Вертолеты несли теперь еще и надпись, ROYAL AIR FORCE COASTAL COMMAND.

Учебные самолеты красились в серебристый цвет; на крыло и фюзеляж либо наносились желтые полосы, либо оно целиком красилось в оранжевый цвет. С такой окраской летало немало самолетов ''Метеор'' Mk.7, в частности WA714; однако, на вооружение уже поступал новый реактивный учебный самолет ''Джет Провост'' Т.3. На них летала 2-я учебно-тренировочная истребительная эскадрилья (2.FTS). Самолеты, например XM403, окрашивались так: носовая и хвостовая части фюзеляжа, стабилизатор, вставки на крыле - оранжевый цвет (Dayglo), центральная фюзеляжная секция - серебристый. Тактический номер наносился черным цветом на носовую часть фюзеляжа.

Одним из самых распространенных учебных самолетов являлся ''Вампир'' Т.11. Как правило, ''Вампиры'' окрашивались в серебристый (High Speed Silver) и оранжевый цвета. Сходя с конвейера, самолеты получали кокарды на крыле (диаметр 3 фута), и на фюзеляжных балках (18 дюймов). Вдоль задней кромки крыла шла полоса шириной 27 дюймов; на верхней стороне, участок от законцовки крыла до середины кокарды окрашивался в оранжевый цвет, на нижней стороне линия раздела проходила между буквенной и цифровой частью серийного номера. ''Вставка'' того же цвета на фюзеляжных балках размещалась на расстоянии 2 фута от кокарды (ближе к оперению). Кили также были оранжевыми, стабилизатор - серебристый. 5-я учебно-тренировочная эскадрилья (5.FTS) внесла в эту схему незначительные коррективы: например, на самолет XT444 был нанесен черный буквенный код AG - на носовую часть фюзеляжа. Створка носовой опоры шасси была красной с белой полосой посередине.

Некоторые соединения все еще использовали поршневые самолеты ''Провост'': например, в составе 6-й учебно-тренировочной эскадрильи имелся самолет XF888 M/K. На носовой части фюзеляжа (оранжевый цвет) имелась эмблема эскадрильи; кодовые обозначения наносились по обе стороны кокарды. (К+М). Законцовки крыла, стабилизатора, закрылки, хвостовая секция фюзеляжа красились в оранжевый цвет.

Существовало множество вариантов размещения оранжевых полос на тренировочных самолетах, но в общем они все подчинялись единой схеме. Одним из немногих исключений был ''Метеор'' 7 WG987; на нем, нанесенный поверх оранжево-серебристой схемы номер был ярко-голубого цвета. Самолет применялся в 5-й учебно-тренировочной эскадрилье, для подготовки пилотов высокого роста.

Легкие транспортные самолеты были в основном представлены ''Энсоном'', чья летная карьера на то момент была еще далека от завершения. При удаче, вы могли увидеть ''Энсон'' Mk.12 серии ii; мне встречался такой самолет, РН845 - серебристый, с оранжевыми капотами, носом, законцовками крыла и хвостовой частью фюзеляжа. Самолет принадлежал штабу 23-й авиагруппы (HQ 23 Group).

Самолеты ''Девон'' Эскадрильи Сообщения в Метрополии (Metropolitan Communications Squadron) выглядели блестяще, в буквальном смысле этого слова. На самолете VP598, киль украшал ''ромб'' эскадрильи; серийные номера, центральная полоса и логотип MCS на фюзеляже, были темно-синего цвета. Фюзеляжный верх был белым. Некоторые самолеты этого типа, также принадлежащие MCS, все еще несли кодовые обозначения, хотя в целом от них избавились к 1953 году. Именно таким был самолет Авро ''Энсон'' VL353: помимо ''ромба'' MCS, он нес красный код соединения возле фюзеляжной кокарды: СВ-Н.

Необычный облик имел ''Энсон'' WD416, принадлежавший аэродромному звену Даксфорда. (Duxford Station Flight): черные коки винтов не были редкостью на этом типе самолета, но здесь они были дополнены голубыми полосами на фюзеляже и крыле.

На более тяжелые машины обычно наносили центральную фюзеляжную полосу синего цвета, с изломом-молнией. Таков был самолет Блэкборн ''Беверли'' XB288/U 47 эскадрильи: синяя полоса разделяла серебристый низ и белый верх; белая цифра 47 на киле была заключена в зеленый ромб. Черная цифра 288 также была нанесена на киль. Единственным отступлением от этой схемы, был самолет Хендли-Пейдж ''Хастингс'' TG501, принадлежавший ETPS ( Empire Test Pilot School - центральная школа летчиков-испытателей): фюзеляжная лента оранжевого цвета шириной 5 дюймов, была обрамлена синей обводкой (ширина 1 дюйм). На стабилизаторе имелись оранжевые вставки; в тот же цвет были окрашены законцовки крыла и киль. ''Флажок'' на киле был обведен тонкой серебряной линией, остальная часть киля была белой. Эмблема ETPS наносилась на правую сторону носовой части фюзеляжа.

Американские самолеты в основном несли серебристую окраску. Транспортные самолеты, направлявшиеся в Великобританию, обычно приземлялись на аэродроме Милденхолл; именно там, 27 апреля 1960 года я имел возможность наблюдать самолет С-124С ''Глоубмастер'' с серийным номером 52-1041А/21041. Самолет был серебристого цвета с лентой MATS (Military Air Transport Service) на хвостовой части фюзеляжа. Все буквенные обозначения были черными, хотя на некоторых машинах уже появились темно-синие коды. Эмблема MATS наносилась на заднюю часть фюзеляжа; вертикальная оранжевая полоса проходила через эмблему. Носовая часть также красилась в оранжевый цвет. Фюзеляжный верх был белым, радарный обтекатель - черным. Самолет принадлежал 1607 ATW(H) (Air Tactical Wing, авиационное тактическое крыло). ''Глоубмастер'' II считался на тот период времени одним из крупнейших в мире транспортных самолетов - высота его фюзеляжа составляла 38 футов (11,6 м.), а расстояние до вершины киля - 48 футов (14,63 м.)

Еще одним недавно появившимся транспортным самолетом был Дуглас С-133А: в мои записи попал самолет с номером 62006, принадлежавший 34-й эскадрилье 1607 тактического авиакрыла. Его окраска и маркировка полностью повторяли ''Глоубмастер''.

На аэродроме Скалторп (Sculthorpe) базировались двухмоторные ''Дугласы'' В-66. Самолеты не окрашивались и имели естественный цвет металла; на киль наносилась ''молния'' - синяя, если самолет принадлежал 86-й бомбардировочной эскадрилье, желтая - если 85-й. Самолет с номером 40480 относился к первой из вышеупомянутых, и нес на киле букву ''N''. В то же время, самолет 40490 нес букву ''R'' на хвостовой части фюзеляжа. Самолеты 85-й эскадрильи: 54-483/40483, с желтой буквой ''R'' на хвосте, обведенной белым; 30483, с черной ''трафаретной'' буквой ''S'' на хвосте, и как и на других самолетах, с тактической маркировкой (Buzz Markings): в данном случае, ВВ 483.

Аэродром Уэзерсфиелд ( Weathersfield) был занят самолетами 20-го тактического истребительного авиакрыла, а именно F-100D ''Супер Сейбр'' в серебристой окраске; киль украшала ''молния'' цвета одной из эскадрилий. В частности, на самолете F-100D-65NA с номером 56-3007А молния на киле была желтой, а над центропланом крыла имелся тактический номер FW-007. На самолетах F-101C ''Вуду'' 81-го ТИАК, такая маркировка наносилась на нижнюю поверхность фюзеляжа: например, FB-486, на машине 54-1486. Этот самолет, принадлежавший 78-й эскадрилье был интересен хотя бы тем, что это был первый серийный F-101C. Обтекатель РЛС был окрашен в черный цвет.

Несколько самолетов B-57 базировалось во Франции, включая 33860 - полностью черный, с красным серийным номером на киле и белым кодом D. На хвостовую часть фюзеляжа был нанесен через трафарет красный тактический номер BA-860. Истребители F-102A ''Дельта Даггер'' были тогда новинкой в Европе: на одном из армейских парадов, был показан самолет с номером 52-1261/FC261. Самолет был целиком окрашен в блестящий светло-серый цвет, маркировка была черной: надпись US AIR FORCE и тактический номер. Дополнительная маркировка - синие и белые полосы на оперении. Знак на киле означал принадлежность машины к 525-й эскадрилье, г. Битбург. На обеих сторонах носовой части фюзеляжа были нарисованы две ''дельты'' - красная и синяя.

Самолеты CF-100 ''Канак'' поступили на вооружение канадских ВВС в Европе уже очень давно, но в 1960 году еще можно было встретить экземпляр этой необычной машины: например, Mk.4B с бортовым номером 18423/NQ423 423-й эскадрильи, Гростенкуин (Grostenquin). Самолет окрашивался следующим образом: верх - сочетание темно-зеленого и темно-серого цветов, низ - светло-серый, все цвета блестящие. Радарный обтекатель - черный, на киле красные и белые полосы.

По большому счету, изучение маркировки самолетов становилось по-настоящему интересным, благодаря исключениям из правил. Одно из таких исключений, нехарактерное для 1960 года - самолет Эрспид ''Амбассадор'' ВВС Иордании : серебристый, с белым фюзеляжным верхом. Красная разделительная линия соединяла заднюю кромку крыла и оперение. Центральный киль был белым, остальные кили - красными, как и носовая часть фюзеляжа. Надпись ROYAL JORDANIAN AIR FORCE на фюзеляже снизу также была красной, равно как и цифра 108, нанесенная на хвостовую часть фюзеляжа, арабскими и римскими цифрами.

В каком-то смысле, 1960 год стал началом новой эры, больших реактивных лайнеров: ''Боинг 707'' и DC-8 как раз стали выходить на линии в массовом порядке; однако, несмотря на неумолимое приближение нового времени, поршневой авиадвигатель все еще доминировал в ВВС разных стран. На вооружение RAF был принят истребитель BAC ''Лайтнинг'', а в ночном небе можно было увидеть американский спутник ''Эхо 1''. Начало нового десятилетия действительно открыло новый мир: с 1960 года, многие самолеты основательно поменяли маркировку. Ностальгия - приятная вещь!

На главную страницу

Hosted by uCoz