Камуфляж самолета Дорнье Do-335

Критическая оценка

Перевод Матвей Глухарь, 2004.

1.Вступление

В этой краткой статье мы попытаемся подвести итог давней дискуссии, по поводу того, какие цвета использовались при окраске самолета Do 335. Возможно, официальная документация поможет нам дать исчерпывающие ответы на следующие важные вопросы:

· Какие цвета в действительности использовались на Do 335?
· В каких комбинациях использовались эти цвета? RLM70/71, RLM81/82, одно или более сочетание этих четырех цветов, или же какие-либо неизвестные цвета?
· В какой цвет красились нижние поверхности самолета: RLM 65 или RLM 76?
· Чем могут быть подтверждены приведенные ниже выводы?

2. Об авторе

Михаэль Ульман - сотрудник фирмы ''Дорнье'', отвечающий за подготовку технической документации на оборудование для бундесвера. Более восьми лет Ульман ведет исследование камуфляжных цветов Люфтваффе, активно сотрудничая с другими известными исследователями. Он - автор нескольких монографий, изданных за свой счет. Последняя книга Ульмана - '' Технология защиты поверхности и лакокрасочные материалы в Люфтваффе 1939-1945'' - была опубликована в 2000 году издательством Bernard &Graefe, и получила широкий отзыв, как среди признанных авторитетов в данной отрасли, так и среди энтузиастов. Англоязычная версия книги с образцами оригинальных цветов должна выйти в издательстве Hikoki Publishing в начале 2001 г., под заголовком ''Цвета Люфтваффе 1935-1945''.


3.Определения и спецификации.

3.1. Назначение Do 335

В 1942 году, германское министерство авиации (RLM) объявило конкурс для авиационной промышленности, на разработку скоростного бомбардировщика. В ответ, фирма Дорнье предложила для рассмотрения свой проект Р 231/3. В начале 1943 года был заключен контракт на постройку трех прототипов. RLM определило функции боевой машины следующим образом: ''одноместный двухмоторный боевой самолет'' (Kampfflugzeug).


3.2. ''Обращение с лакокрасочными материалами и их нанесение на летательные аппараты. Часть 1: ЛА с силовой установкой''.

В период разработки Do 335 озаглавленный таким образом документ (L.DV 521/1) являлся официальным, находящимся в силе регламентом, определяющим камуфляжные цвета для всех самолетов Люфтваффе. Этот регламент, изданный в ноябре 1941 г., вполне однозначно устанавливает сочетания камуфляжных цветов:

''Дальнейшее использование цветов 61, 62 и 63 прекращается. На всех боевых самолетах наземного базирования, необходимо произвести их замену на цвета 70 и 71, на всех самолетах морской авиации - на цвета 72 и 73, на истребителях и штурмовиках - на цвета 74, 75 и 76.
Все камуфляжные цвета делятся на категории:
А. Для учебных самолетов ( краска высокой заметности)
Б. Для истребителей ( цвета 74, 75, 76, 65)
В. Для штурмовиков ( аналогично пункту Б)
Г. Для бомбардировщиков и транспортных самолетов ( цвета 70,71, 65)
Д. Для самолетов морской авиации ( цвета 73, 72, 65)
Е. Для самолетов, использующихся в тропиках (цвета 78, 79, 80)''

На основании этого документа, Do 335, будучи по определению скоростным бомбардировщиком, должен был окрашиваться в цвета RLM 70,71 и 65.

3.3 Техническое описание самолета Do 335A-1

Заглавная часть технического описания Do 335, изданного Люфтваффе, содержит общие сведения о самолете. Для нашего исследования, наибольшую важность имеет глава D, куда помещены три проекции этой машины со схемой камуфляжа. В свою очередь, техническое описание ссылается на камуфляжную схему, разработанную Дорнье: ''Do 335 А-0, лист 10''. Таким образом, для идентификации камуфляжных цветов следует обратиться именно к ней:

· Верхние поверхности: темно-зеленые цвета, Dunkelgrun 81/Dunkelgrun82
· Нижние поверхности: светло-голубой цвет, Hellblau 65.
· Пропеллеры: зеленый цвет Grun 70

Техническое описание Do335 вышло в свет 22 декабря 1944 года, однако вся вошедшая в него информация датирована месяцем раньше - 26 ноября. В свете разницы между этими двумя датами, важно понять процесс распространения этого описания в Люфтваффе, почему это разница имела место, и ее значимость.

Приводимые в техническом описании схемы разрабатывались производителем авиатехники (в данном случае, фирмой Дорнье), и затем представлялись Министерству авиации. Одновременно, техническое описание получала тест-команда, и, для дополнительной оценки - персонал того полигона, где проходили испытания, например Пенемюнде, Травемюнде или Тарневиц. Эти ведомства проводили свои собственные испытания, и по их результатам вносили изменения и поправки в техническое руководство; в то же время, в текст вносились поправки, вызванные продолжавшимся техническим развитием машины.

Поправки и дополнения, вносимые в техническое руководство, могли быть самыми разнообразными: от орфографических ошибок, до вопросов, касающихся обновленного технического содержания. В них также включались исходящие от RLM указания, изменяющие содержание книги в целом: в частности, ''Сборные сообщения'' (Sammelmitteilungen) 1 и 2, напрямую повлиявшие на камуфляж Do 335. Финальной процедурой была передача технического руководства в печать, делающая его доступным в одно время с реальным производством самолетов. В случае с Dо 335, по-видимому, книги должны были быть напечатаны к ноябрю 1944 года, о чем говорит примечание на обложке: ''От 26 ноября 1944''.

Ко времени печати, в техническое руководство должна была войти вся информация, доступная на тот момент. Естественно, в нем не отражались новации, имевшие место после того, как печатные станки заработали. Учитывая обстоятельства того времени, и то, что информационные технологии ограничивались телефоном, почтой и телеграфом, было действительно очень сложно в краткий срок собрать все нужные сведения. Как правило, информация предоставлялась специалистам и организациям, находящимся в различных местах, и затем циркулировала между ними. Важно отметить, что проверка входящих в техническое руководство чертежей происходила в то же время, когда занимали свои места полученные от специалистов материалы. Всё приходилось сверять, вставлять в документ и затем готовить для условий типографской печати - фотографировать, гравировать, делать оттиски, приобретать бумагу, краску и т.д.). Хлопотный процесс требовал времени; из этого следует, что для Do 335, все необходимые данные и обновления от отдельных специалистов, бригад разработчиков и НИИ могли быть получены никак не раньше середины 1944 года. Такое положение дел в значительной мере определяет эволюцию камуфляжа Do335.

3.4 Схемы камуфляжной окраски Do-335 из руководства Люфтваффе D.Luft.T 2235A-1

3.5 Цвета RLM 81/82/83
Аура таинственности продолжает окружать эти цвета, оставляя без ответа простой вопрос: как, собственно, они выглядели? Несмотря на то, что в заинтересованных кругах этот вопрос обсуждается чаще других, однозначный ответ, по-видимому, еще предстоит дать. К счастью, документы, вносящие некоторую ясность, все же сохранились.

Как было сказано выше, камуфляжные цвета на Do 335 полагалось наносить в соответствии с назначением самолета - в данном случае, RLM 70/71/65. Документ RLM Sammelmitteilung 1 содержит следующие указания, относящиеся к цветам RLM 81/82:

''Нанесение цветов 81 и 82.
Директива GL/C-E 10 No. 10585/43, IVE, AZ. 82 bs 10, от 21 августа 1943 года, объявляет о начале замены камуфляжных цветов 70 и 71 на 81 и 82. Исходя из этого, регламентируется следующее применение цветов:
1. Все заново выпущенные самолеты, при окраске которых, исходя из их назначения, предполагалось использовать цвета 70 и 71, следует сейчас и в дальнейшем окрашивать цветами 81 и 82.
2. В производстве, цвета 70 и 71 следует заменить на 81 и 82 в кратчайшие сроки. Имеющиеся запасы краски 70 и 71 следует использовать полностью. Принимая во внимание, что тот и другой цвет невозможно сменить единовременно, и с целью избежать последующих заказов на краску 70 и 71 в небольших количествах, допускается использование оставшихся запасов краски в следующих сочетаниях:
Цвет 70 (оставшийся запас) + цвет 82
Цвет 71 (оставшийся запас) + цвет 81
В случае, если остаток краски все же останется большим, и переход к новой камуфляжной схеме займет много времени, должны быть предприняты усилия для организации обмена оставшейся краской между субподрядчиками, авиационными заводами при фирмах и другими производителями авиатехники.

3. Метод нанесения краски остается неизменным.
Производители авиатехники обязаны докладывать о ходе смены камуфляжных цветов, представляя обновленную ведомость по окраске самолетов (OS-Liste) к директиве GL/C-E 10 IVS''.

Сравнение информации из Sammelmitteilung 1 с чертежом из технического описания Do 335 демонстрирует, какое влияние она оказала на его камуфляжную схему:

1. Цвета 70/71 сменили на 81/82. Схема окраски показывает, что одно цветовое сочетание просто сменили на другое.

2.Расположение камуфляжных полей не изменилось, по сравнению со схемой, приведенной в Sammelmitteilung 1.

3. Авиационные заводы были обязаны докладывать Министерству о ходе смены камуфляжа. Здесь, особенно важны даты, приводимые в документах. Sammelmitteilung 1 датируется июлем 1944 года. Фирма внесла вмененные ей изменения в схему окраски, и доложила об этом в Министерство Авиации. Оценка внесенного изменения и вынесение вердикта заняло несколько месяцев - соответственно, в техническое описание вошла лишь обновленная схема.

4. Важно отметить, что в тексте Sammelmitteilung 1 нет никаких упоминаний о смене цвета нижних поверхностей самолета - в соответствии с вышеупомянутым регламентом о нанесении лакокрасочных покрытий (L.Dv. 521/1.), цветом нижних поверхностей по-прежнему был RLM 65. Это еще раз доказывает, что лишь обновленная схема окраски вошла в техническое руководство, и цвет 76 в обновленную схему не вошел.

Так как же выглядели эти новые цвета, RLM 81 и 82?
Первые исследования этих цветов были проведены в 70-е годы, [5][8] и основывались на анализе образцов краски, взятых с уцелевших самолетов, на документах Министерства авиации и фирмы Дорнье. После всестороннего изучения данных, возникли заметные разночтения в точной идентификации этих цветов. Как оказалось, и тот и другой цвет фигурируют, по меньшей мере, под тремя различными названиями:

RLM 81 - Braunviolett / Dunkelgrun / Olivbraun.
RLM 82 - Hellgrun / Dunkelgrun / Lichtgrun.

Следует упомянуть, что источником всех этих названий были производители авиатехники; до сих пор, не найден ни один документ RLM, со всей достоверностью определяющий официальное наименование цветов 81 и 82.

Вопрос с цветом RLM 83 не менее запутан. Лишь один документ от Министерства Авиации, а именно Sammelmitteilung 2, подтверждает его существование. RLM 83 также имеет два названия: Grun и Dunkelgrun, то есть зеленый и темно-зеленый. Первое из них подтверждено официально; второе исходит от исследователей, и основано на изучении фотографий, актов с места крушений и т.п.

Описание цвета Dunkelgrun в техническом руководстве, и для RLM 81, и для 82, не сходится с тем, что мы знаем сегодня о цветах люфтваффе в последние годы войны. На сегодняшний день мы не располагаем официальной документацией RLM, которая подтвердила бы наименования этих цветов; однако, те их них, что упоминаются в ведомости по окраске Ме-262, от 23 февраля 1945 года, наиболее соответствуют реальной окраске сохраненных Me-262 и других самолетов: RLM 81 Braunviolett и RLM 82 Hellgrun.

3.5 Что касается нижних поверхностей…

В схемах окраски Do 335, цвет нижних поверхностей определяется вполне однозначно - RLM 65, поскольку Sammelmitteilung 1 нигде не упоминает о смене этого цвета на какой-либо другой. Тем не менее, изданная месяцем раньше директива Sammelmitteilung 2 содержит следующую информацию:

''О применении камуфляжной краски 7126.76, вместо 7125.65 (сравнение). L.Dv. 521/1, глава G., страница 41/43.
Новая краска синего цвета должна применяться на самолетах, несущих постоянный ''ночной'' камуфляж, если намечено их использование в дневное время''.

Таким образом, цвет 76 предназначался для замены 65. Документ также объясняет причины этой замены:

'Камуфляжные цвета и схемы их использования к настоящему моменту полностью обновлены. Учреждения, ответственные за публикацию схем окраски, должны получить с испытательного центра Пенемюнде атлас, содержащий всю необходимую информацию. С момента публикации, использование любых цветовых оттенков и схем окраски, не вошедших в атлас, допускается только с разрешения руководства центра Пенемюнде - включая запросы от строевых частей. В силу этого распоряжения, цвета RLM 65, 70,71,74 изымаются из обращения. Использование цвета 70 ограничивается окраской воздушных винтов''.

Без сомнения, начавшаяся всеобщая стандартизация промышленности стала причиной сокращения числа сортов краски в производстве, хранении и отгрузке; это, в свою очередь привело к изъятию из обихода краски RLM 65.

Как и в предыдущих главах, стоит уделить внимание дате выхода в свет Sammelmitteilung 2. Эта инструкция, изданная 15 августа 1944 года, очевидно, не могла оказать влияние на техническое описание, несмотря на то, что была напечатана за три месяца до выхода последнего. Все же, по итогам осмотра реального Do-335 из Национального Аэрокосмического Музея (NASM), сделанного в 1973 году (до того, как фирма Дорнье отреставрировала самолет и покрасила его заново), представляется весьма вероятным, что нижние поверхности на всех самолетах этого типа, начиная с тех, что были выпущены в осенне-летний период 1944 года, красились в цвет RLM 76. Наконец, документ еще раз подтверждает использование цвета RLM70 только для пропеллеров, что упомянуто в техническом руководстве. Тем не менее, по какой-то причине, Дорнье обозначает цвет 70 Schwarzgrun просто как "Grun".

4. Хронология окраски самолета Do 335.

Исходя из вышеизложенного, мы можем составить диаграмму, иллюстрирующую временный контекст хронологии событий, относящихся к Do 335.

Пользуясь диаграммой, мы сможем определить с высокой степенью вероятности, какие именно цвета применялись на Do 335. Тем не менее, важно иметь в виду, что период, примерно с июня по октябрь 1944 года являлся переходным, с неизбежными ошибками в покраске. Такой вынужденный период отделял дату упразднения старых цветов, и появления, а затем полномасштабного распространения новых - RLM 81 и 82. Официальные документы подтверждают, что параллельное использование старых и новых цветов на авиатехнике, равно как и нанесение их в рамках единой схемы допускалось и даже поощрялось.

(Левая часть таблицы представляет собой список всех построенных Do 335 с датой первого вылета. Желтые полосы в правой верхней части относятся к окраске, и означают периоды, когда та или иная схема находилась в применении. Мы видим, что наиболее распространенные цвета RLM 70/71/65 (верхняя строка) сменились в производстве на RLM 80/81 к июлю 1944 года. Жирные черные кляксы обозначают дату первого вылета: например, первый прототип поднялся в воздух 26 октября 1943 года. Пер.)

Фотографии Do 335 однозначно выявляют контраст различной степени, между двумя ''верхними'' цветами. На ранних сериях самолетов, относившихся к категории прототипов, контраст слабый или умеренный, и это отличает их от Ме-262 и других машин заключительного этапа войны; цветами этих машин, вероятнее всего, были RLM 70 и 71. В то же время, на поздних Do 335А, контраст между цветами намного заметнее - это видно и на черно-белых, и цветных фотографиях. Именно так выглядит самолет из коллекции Национального Аэрокосмического Музея США - Do 335A-02, заводской номер 240102, тактический VG+PH. В октябре 1973 года Томас Хичкок лично осмотрел самолет и взял образцы краски. Машина была окрашена двумя разновидностями зеленого цвета - ''средней'' и темной, явно не RLM 70/71. Допустив, что названия цветов в техническом руководстве правдивы, а их источником является Министерство авиации, два оттенка зеленого цвета с реальной машины были определены как Dunkelgrun 81 и Dunkelgrun 82. Однако, сравнение более светлого тона с тем, что нанесен на крыло Ме-262А-1 из той же коллекции NASM (заводской номер 500571), показало полную идентичность тонов. На Ме-262, этот цвет был определен как Hellgrun 82, о чем свидетельствует ведомость по окраске фирмы ''Мессершмитт'' от 23 февраля 1945 года. Более темный цвет на Do 335 был совершенно не похож на коричневый тон Ме-262, но в точности соответствовал зеленому цвету, использованному на Ме-163 из музейной коллекции Пойнт Кук, Австралия. Это что, путаница в цветах? Ничего подобного; просто цвет 81 имел разные оттенки, и мы получили точные образцы той и иной разновидности.

4.1 Сочетание 81/82, или нечто иное?
Как указано выше, Do 335 полагалось красить в цвета 81/82, в соответствии со схемой в техническом пособии, и действующим регламентом по окраске. Таково было правило, и его следовало придерживаться - трудно поверить, если вы не немец, но это в самом деле было так. Понятно, что начальник малярного цеха заказывал краски для камуфляжа Do 335, руководствуясь заданной схемой. Он получал от Дорнье краску, расфасованную в банки с ярлыками, где в соответствии с тем же ноябрьским, 1941 года регламентом, указывались номера краски - в нашем случае, 81 и 82. Но какой оттенок имела краска в банке?

4.2 Различные оттенки цветов 81 и 82
То, что оттенки цвета 81 на сохранившихся самолетах и цветовых образцах настолько разнятся между собой - следствие реакции немецкой промышленности на бомбовые удары союзников. В качестве ответной меры, немецкие промышленники предпринимали меры экономического плана, меняли исходное сырье, перемещали заводы и фабрики, рассредоточивали предприятия, выпускающие военную продукцию. Ныне хорошо известно, что из-за бомбовых рейдов, которым подверглись все крупные промышленные объекты в Германии, в конце 1943 - начале 1944 года производство военной продукции стали передавать мелким предприятиям и фирмам, расположенным за чертой крупных городов. Это важно помнить, рассматривая судьбу каждого производителя и поставщика краски для германской авиационной промышленности. Например, расположенная в г. Вупперталь крупная компания Гербертс (Herberts), выпускавшая краску, была полностью уничтожена в 1944 году; в то же время, небольшая фирма Видерхольд в Хилдене (городок западнее Дюссельдорфа) выпускала краску до самого конца войны: ни одна бомба на нее не упала.

Самолеты Do 335 строились либо в Фридрихсхафене, либо в Оберпфаффенхофене (ныне пригород Мюнхена). Фирма Мессершмитт строила Ме 163 на трех предприятиях: Обертраублинг, Бёблинген, и заводах Юнкерса в Дессау (Юнкерс был субподрядчиком). Важно отметить, что Бёблинген находился всего в 100 километрах к северо-западу от Фридрихсхафена, и в сентябре 1944 года всю производственную оснастку предприятия, а также части самолетов и запасы краски, перевезли в Дессау. Вполне вероятно, что эти два завода получали краску нужного цвета от одного и того же производителя; вот почему цвета Me 163 и Do 335 совершенно идентичны.

К сожалению, до наших дней не сохранилась никакая информация о том, кто именно поставлял камуфляжные краски Мессершимитту и Дорнье. Но почему цвет RLM 81 на Ме 262 настолько отличается по оттенку от цвета с тем же номером на Ме 163 и других самолетах? Отметим прежде всего, что пик производства Ме 262 приходится на конец 1944 - начало 1945 года, а само производство было разбросано по различным заводам, в центральной и южной части Германии. Когда цвета 81 и 82 только входили в обиход, Министерство авиации было не в силах обеспечить производителей краски достоверными цветовыми образцами. В результате, краска в банках, обозначенная RLM 81 или 82, имела различный оттенок, в зависимости от производителя. Позже появился ''официально предписанный'' RLM оттенок: темно-коричневый цвет Braunviolett, который мы можем видеть на Ме 262.

Учитывая все вышеизложенное, возникает закономерный вопрос: не окрашен ли ''австралийский'' Ме 163 в два оттенка цвета 81? Или же, его ''второй цвет'' на самом деле - RLM 82, а ярко-зеленый цвет на Do 335 - RLM 81? Свидетельства говорят о том, что это вполне возможно.

С учетом небольших погрешностей в печати, сравним цветные снимки ''австралийского'' Ме-163 в первоначальной окраске [5] [8], с фотографиями фюзеляжа и крыла Do 335 [7], и репродукциями образцов цвета, ''снятых'' с ''музейного'' Do 335 [5]. Автор полагает, что в покраске той и другой машины использовались одинаковые сорта краски, о чем и свидетельствуют снимки и цветовые образцы. Такая окраска, неофициально названная ''ранней схемой 81/82'', применялась до появления '' стандартизированной'' краски с этими же номерами в 1944 году. Предприятие, выпускавшее ''нестандартные'' цвета 81 и 82, находилось на юге Германии, и снабжало своей продукцией партнера Дорнье и Мессершмитта, фирму Клемм в Бёблинге.

Беседа с Томасом Хичкоком [2] подтвердила, что темно-коричневый цвет музейного Ме-262 и австралийского Ме 163 - это один и тот же цвет; было также доказано абсолютное тождество ярко-зеленого цвета на Ме 262 и Do 335, до того, как эти машины подверглись реставрации. Однако, яркий ''средне-зеленый'' цвет Ме 163 отличался от темно-зеленого цвета Do 335. Не свидетельствует ли это о том, что Ме 163 окрашивался в цвета 81/83, а Do 335 - в 81/82 (или 82 и темная разновидность 83)? Книга Брауна не дает ответа на это вопрос, но, основываясь на свидетельствах того времени, и беседе с Хитчкоком, автор считает, что самолеты Do 335A окрашивались по ''временной схеме 81/82''. Важно отметить, что Do 335 из музея был построен по крайней мере на несколько месяцев раньше Ме 163, а цвет 83 появился позже 81/82, как указано в Sammelmitteilungen 1 and 2. Итак, представляется вполне вероятным, что и та и другая краска, примененная на Ме 163, представляет цвет RLM 81: стандартный и ''ранний'' вариант. И та и другая краска, были поставлены со складов, располагавшихся в Бёблингене до переезда в Дессау.

Специально для моделистов
Так какую же цветовую комбинацию выбрать? RLM 81/82, 81/83, а может быть 82/83? Решайте сами; но автор полагает, что наиболее разумным путем для моделиста, взявшегося за постройку копии Do 335, будет тщательное изучение окраски конкретной машины, а не ломание головы над цветовым реестром RLM. Основываясь на представленном здесь исследовании, можно рекомендовать для покраски модели Do 335А, вариант цвета RLM 81, близкий к Olive Drab, и один из доступных ярко-зеленых оттенков RLM 82, который многие производители краски по ошибке выпускают под ярлыком RLM 83. Выкраски, основанные на образцах краски с ''музейного'' Do-335, опубликованы в книге Меррика и Хитчкока [5], на странице 37, и точно соответствуют предполагаемым цветам самолета.


Оставшиеся вопросы и ответы

Один из самых важных вопросов обусловлен тем, что в техническом пособии названием Dunkelgrun обозначены сразу два цвета - RLM 81 и 82. Министерство авиации не присваивало имена цветам, номер которых был больше 73: с точки зрения RLM, в этом больше не было необходимости. Дело в том, что в германских войсках использовались простейшие механические счетные устройства для ведения учета и распределения военной продукции (т. наз. ''Holerith-Maschinen''). Эти механические компьютеры могли оперировать только цифрами, а не именами или другими символами. Использование ''Холерит-машин'' стало также причиной того, что в названиях грунтовок, и прочих материалов, не относившихся к краскам, традиционные дефисы (''- -'') сменили на ''99''. Всем производителям авиатехники и краски для нее приходилось придумывать свои собственные имена для краски с безликими номерами, хотя их использование ограничивалось пределами авиазавода или фабрики, выпускавшей краску. Это, и различия в оттенках у краски, полученной от различных производителей, стало главной причиной того, что на ранних стадиях внедрения цветов 81 и 82, во втором полугодии 1944, цвета имели разные имена и оттенки. Вероятно, исследователям еще предстоит в полной мере осмыслить трудности, пережитые германской авиапромышленностью в последний год войны, и, что еще важнее - то, каким образом авиапромышленность реагировала на изменение условий.

К сожалению, архивы Дорнье не содержат никаких документов, относящихся к эволюции камуфляжных схем и маркировки Люфтваффе на лето 1944 года. Тем не менее, доступные свидетельства говорят о том, что Дорнье вообще не использовали в этот период ''переходных'' камуфляжных схем, рекомендованных Люфтваффе.

Автор надеется, что рано или поздно обнаружатся более официальные камуфляжные схемы и ведомости по окраске, для самолетов заключительного этапа войны - особенно те, что дадут нам детальную информацию о цвете 83

Благодарность
Автор выражает глубокую благодарность Дэвиду Брауну за редактирование, обновление и критический анализ этой статьи, а также за предоставление информации об эволюции цветов позднего этапа войны. В свою очередь, Дэвид Браун выражает благодарность Томасу Хитчкоку, за предоставление информации о камуфляжных цветах Do 335 из коллекции Национального Аэрокосмического Музея.

Ссылки
1. Bentley, A.L., 1975: Warbirds Dornier Do335 - The Luftwaffe's Arrow. Scale Models, Vol.6, No. 70, July 1975, pp.348-357.
2. Brown, D.E., 1997: Commentary on the evolution and usage of Luftwaffe RLM colours 81, 82 & 83. Experten Historical Aviation Research (Hyperscale website).
3. Lutz, R.P., 1983: Dornier 335 in detail and close-up. Airfoil, Vol. 1, No. 1, Winter 1983, pp.26-39.
4. Lutz, R.P., 1982: Do-335. IPMS-USA Quarterly Vol.17, No.4, pp.5-18.
5. Merrick, K.A., and Hitchcock, T.H., 1980: The Official Monogram Painting Guide to German Aircraft 1935-1945. Monogram Aviation Publications, Boyleston, 144p. (including Addenda, Errata & Omission Supplements - 5p.).
6. Smith, J.R. and Creek, E.J., 1983: Dornier 335 - Monogram Close-Up 21. Monogram Aviation Publications, Boyleston, 33p.
7. Smith, J.R., Creek, E.J., and Hitchcock, T.H., 1997: Dornier 335 Arrow - Monogram Monarch Series Number 2. Monogram Aviation Publications, Sturbridge, 184p.
8. Smith, J.R, and Gallaspy, J.D., 1977: Luftwaffe Camouflage & Markings 1935-1945: Volume 3. Kookaburra Technical Publications, Melbourne, 164p.
9 Ullmann, M., 2000: Oberflachenschutzverfahren und Anstrichstoffe der Luftwaffe 1935-1945 (Surface Protection Procedures and Paint-Materials of the Luftwaffe 1935-1945). Bernard & Graefe, Bonn, 296p. (to be published in English by Hikoki in early 2001 under the title "Luftwaffe Colours 1935-1945")

На главную страницу

Hosted by uCoz