Камуфляж самолета Дорнье Do-335 Критическая оценка Перевод Матвей Глухарь, 2004. 1.Вступление В этой краткой статье мы попытаемся подвести итог давней дискуссии, по поводу того, какие цвета использовались при окраске самолета Do 335. Возможно, официальная документация поможет нам дать исчерпывающие ответы на следующие важные вопросы: · Какие цвета в действительности использовались на Do 335? 2. Об авторе Михаэль Ульман - сотрудник фирмы ''Дорнье'', отвечающий за подготовку технической документации на оборудование для бундесвера. Более восьми лет Ульман ведет исследование камуфляжных цветов Люфтваффе, активно сотрудничая с другими известными исследователями. Он - автор нескольких монографий, изданных за свой счет. Последняя книга Ульмана - '' Технология защиты поверхности и лакокрасочные материалы в Люфтваффе 1939-1945'' - была опубликована в 2000 году издательством Bernard &Graefe, и получила широкий отзыв, как среди признанных авторитетов в данной отрасли, так и среди энтузиастов. Англоязычная версия книги с образцами оригинальных цветов должна выйти в издательстве Hikoki Publishing в начале 2001 г., под заголовком ''Цвета Люфтваффе 1935-1945''.
3.1. Назначение Do 335 В 1942 году, германское министерство авиации (RLM) объявило конкурс для авиационной промышленности, на разработку скоростного бомбардировщика. В ответ, фирма Дорнье предложила для рассмотрения свой проект Р 231/3. В начале 1943 года был заключен контракт на постройку трех прототипов. RLM определило функции боевой машины следующим образом: ''одноместный двухмоторный боевой самолет'' (Kampfflugzeug).
В период разработки Do 335 озаглавленный таким образом документ (L.DV 521/1) являлся официальным, находящимся в силе регламентом, определяющим камуфляжные цвета для всех самолетов Люфтваффе. Этот регламент, изданный в ноябре 1941 г., вполне однозначно устанавливает сочетания камуфляжных цветов: ''Дальнейшее использование цветов 61, 62 и 63 прекращается. На всех
боевых самолетах наземного базирования, необходимо произвести их замену
на цвета 70 и 71, на всех самолетах морской авиации - на цвета 72
и 73, на истребителях и штурмовиках - на цвета 74, 75 и 76. На основании этого документа, Do 335, будучи по определению скоростным бомбардировщиком, должен был окрашиваться в цвета RLM 70,71 и 65. 3.3 Техническое описание самолета Do 335A-1 Заглавная часть технического описания Do 335, изданного Люфтваффе, содержит общие сведения о самолете. Для нашего исследования, наибольшую важность имеет глава D, куда помещены три проекции этой машины со схемой камуфляжа. В свою очередь, техническое описание ссылается на камуфляжную схему, разработанную Дорнье: ''Do 335 А-0, лист 10''. Таким образом, для идентификации камуфляжных цветов следует обратиться именно к ней:
Техническое описание Do335 вышло в свет 22 декабря 1944 года, однако вся вошедшая в него информация датирована месяцем раньше - 26 ноября. В свете разницы между этими двумя датами, важно понять процесс распространения этого описания в Люфтваффе, почему это разница имела место, и ее значимость. Приводимые в техническом описании схемы разрабатывались производителем авиатехники (в данном случае, фирмой Дорнье), и затем представлялись Министерству авиации. Одновременно, техническое описание получала тест-команда, и, для дополнительной оценки - персонал того полигона, где проходили испытания, например Пенемюнде, Травемюнде или Тарневиц. Эти ведомства проводили свои собственные испытания, и по их результатам вносили изменения и поправки в техническое руководство; в то же время, в текст вносились поправки, вызванные продолжавшимся техническим развитием машины. Поправки и дополнения, вносимые в техническое руководство, могли быть самыми разнообразными: от орфографических ошибок, до вопросов, касающихся обновленного технического содержания. В них также включались исходящие от RLM указания, изменяющие содержание книги в целом: в частности, ''Сборные сообщения'' (Sammelmitteilungen) 1 и 2, напрямую повлиявшие на камуфляж Do 335. Финальной процедурой была передача технического руководства в печать, делающая его доступным в одно время с реальным производством самолетов. В случае с Dо 335, по-видимому, книги должны были быть напечатаны к ноябрю 1944 года, о чем говорит примечание на обложке: ''От 26 ноября 1944''. Ко времени печати, в техническое руководство должна была войти вся информация, доступная на тот момент. Естественно, в нем не отражались новации, имевшие место после того, как печатные станки заработали. Учитывая обстоятельства того времени, и то, что информационные технологии ограничивались телефоном, почтой и телеграфом, было действительно очень сложно в краткий срок собрать все нужные сведения. Как правило, информация предоставлялась специалистам и организациям, находящимся в различных местах, и затем циркулировала между ними. Важно отметить, что проверка входящих в техническое руководство чертежей происходила в то же время, когда занимали свои места полученные от специалистов материалы. Всё приходилось сверять, вставлять в документ и затем готовить для условий типографской печати - фотографировать, гравировать, делать оттиски, приобретать бумагу, краску и т.д.). Хлопотный процесс требовал времени; из этого следует, что для Do 335, все необходимые данные и обновления от отдельных специалистов, бригад разработчиков и НИИ могли быть получены никак не раньше середины 1944 года. Такое положение дел в значительной мере определяет эволюцию камуфляжа Do335. 3.4 Схемы камуфляжной окраски Do-335 из руководства Люфтваффе D.Luft.T 2235A-1 3.5 Цвета
RLM 81/82/83 Как было сказано выше, камуфляжные цвета на Do 335 полагалось наносить в соответствии с назначением самолета - в данном случае, RLM 70/71/65. Документ RLM Sammelmitteilung 1 содержит следующие указания, относящиеся к цветам RLM 81/82:
Сравнение информации из Sammelmitteilung 1 с чертежом из технического описания Do 335 демонстрирует, какое влияние она оказала на его камуфляжную схему: 1. Цвета 70/71 сменили на 81/82. Схема окраски показывает, что одно цветовое сочетание просто сменили на другое. 2.Расположение камуфляжных полей не изменилось, по сравнению со схемой, приведенной в Sammelmitteilung 1. 3. Авиационные заводы были обязаны докладывать Министерству о ходе смены камуфляжа. Здесь, особенно важны даты, приводимые в документах. Sammelmitteilung 1 датируется июлем 1944 года. Фирма внесла вмененные ей изменения в схему окраски, и доложила об этом в Министерство Авиации. Оценка внесенного изменения и вынесение вердикта заняло несколько месяцев - соответственно, в техническое описание вошла лишь обновленная схема. 4. Важно отметить, что в тексте Sammelmitteilung 1 нет никаких упоминаний о смене цвета нижних поверхностей самолета - в соответствии с вышеупомянутым регламентом о нанесении лакокрасочных покрытий (L.Dv. 521/1.), цветом нижних поверхностей по-прежнему был RLM 65. Это еще раз доказывает, что лишь обновленная схема окраски вошла в техническое руководство, и цвет 76 в обновленную схему не вошел. Так как же выглядели эти новые цвета, RLM 81 и 82? RLM 81 - Braunviolett / Dunkelgrun / Olivbraun. Следует упомянуть, что источником всех этих названий были производители авиатехники; до сих пор, не найден ни один документ RLM, со всей достоверностью определяющий официальное наименование цветов 81 и 82. Вопрос с цветом RLM 83 не менее запутан. Лишь один документ от Министерства Авиации, а именно Sammelmitteilung 2, подтверждает его существование. RLM 83 также имеет два названия: Grun и Dunkelgrun, то есть зеленый и темно-зеленый. Первое из них подтверждено официально; второе исходит от исследователей, и основано на изучении фотографий, актов с места крушений и т.п. Описание цвета Dunkelgrun в техническом руководстве, и для RLM 81, и для 82, не сходится с тем, что мы знаем сегодня о цветах люфтваффе в последние годы войны. На сегодняшний день мы не располагаем официальной документацией RLM, которая подтвердила бы наименования этих цветов; однако, те их них, что упоминаются в ведомости по окраске Ме-262, от 23 февраля 1945 года, наиболее соответствуют реальной окраске сохраненных Me-262 и других самолетов: RLM 81 Braunviolett и RLM 82 Hellgrun. 3.5 Что касается нижних поверхностей… В схемах окраски Do 335, цвет нижних поверхностей определяется вполне однозначно - RLM 65, поскольку Sammelmitteilung 1 нигде не упоминает о смене этого цвета на какой-либо другой. Тем не менее, изданная месяцем раньше директива Sammelmitteilung 2 содержит следующую информацию: ''О применении камуфляжной краски 7126.76, вместо 7125.65 (сравнение).
L.Dv. 521/1, глава G., страница 41/43. Таким образом, цвет 76 предназначался для замены 65. Документ также объясняет причины этой замены: 'Камуфляжные цвета и схемы их использования к настоящему моменту полностью обновлены. Учреждения, ответственные за публикацию схем окраски, должны получить с испытательного центра Пенемюнде атлас, содержащий всю необходимую информацию. С момента публикации, использование любых цветовых оттенков и схем окраски, не вошедших в атлас, допускается только с разрешения руководства центра Пенемюнде - включая запросы от строевых частей. В силу этого распоряжения, цвета RLM 65, 70,71,74 изымаются из обращения. Использование цвета 70 ограничивается окраской воздушных винтов''. Без сомнения, начавшаяся всеобщая стандартизация промышленности стала причиной сокращения числа сортов краски в производстве, хранении и отгрузке; это, в свою очередь привело к изъятию из обихода краски RLM 65. Как и в предыдущих главах, стоит уделить внимание дате выхода в свет Sammelmitteilung 2. Эта инструкция, изданная 15 августа 1944 года, очевидно, не могла оказать влияние на техническое описание, несмотря на то, что была напечатана за три месяца до выхода последнего. Все же, по итогам осмотра реального Do-335 из Национального Аэрокосмического Музея (NASM), сделанного в 1973 году (до того, как фирма Дорнье отреставрировала самолет и покрасила его заново), представляется весьма вероятным, что нижние поверхности на всех самолетах этого типа, начиная с тех, что были выпущены в осенне-летний период 1944 года, красились в цвет RLM 76. Наконец, документ еще раз подтверждает использование цвета RLM70 только для пропеллеров, что упомянуто в техническом руководстве. Тем не менее, по какой-то причине, Дорнье обозначает цвет 70 Schwarzgrun просто как "Grun". 4. Хронология окраски самолета Do 335. Исходя из вышеизложенного, мы можем составить (Левая часть таблицы представляет собой список всех построенных Do 335 с датой первого вылета. Желтые полосы в правой верхней части относятся к окраске, и означают периоды, когда та или иная схема находилась в применении. Мы видим, что наиболее распространенные цвета RLM 70/71/65 (верхняя строка) сменились в производстве на RLM 80/81 к июлю 1944 года. Жирные черные кляксы обозначают дату первого вылета: например, первый прототип поднялся в воздух 26 октября 1943 года. Пер.) Фотографии Do 335 однозначно выявляют контраст различной степени, между двумя ''верхними'' цветами. На ранних сериях самолетов, относившихся к категории прототипов, контраст слабый или умеренный, и это отличает их от Ме-262 и других машин заключительного этапа войны; цветами этих машин, вероятнее всего, были RLM 70 и 71. В то же время, на поздних Do 335А, контраст между цветами намного заметнее - это видно и на черно-белых, и цветных фотографиях. Именно так выглядит самолет из коллекции Национального Аэрокосмического Музея США - Do 335A-02, заводской номер 240102, тактический VG+PH. В октябре 1973 года Томас Хичкок лично осмотрел самолет и взял образцы краски. Машина была окрашена двумя разновидностями зеленого цвета - ''средней'' и темной, явно не RLM 70/71. Допустив, что названия цветов в техническом руководстве правдивы, а их источником является Министерство авиации, два оттенка зеленого цвета с реальной машины были определены как Dunkelgrun 81 и Dunkelgrun 82. Однако, сравнение более светлого тона с тем, что нанесен на крыло Ме-262А-1 из той же коллекции NASM (заводской номер 500571), показало полную идентичность тонов. На Ме-262, этот цвет был определен как Hellgrun 82, о чем свидетельствует ведомость по окраске фирмы ''Мессершмитт'' от 23 февраля 1945 года. Более темный цвет на Do 335 был совершенно не похож на коричневый тон Ме-262, но в точности соответствовал зеленому цвету, использованному на Ме-163 из музейной коллекции Пойнт Кук, Австралия. Это что, путаница в цветах? Ничего подобного; просто цвет 81 имел разные оттенки, и мы получили точные образцы той и иной разновидности. 4.1 Сочетание 81/82, или нечто иное? 4.2 Различные оттенки цветов 81 и 82 Самолеты Do 335 строились либо в Фридрихсхафене, либо в Оберпфаффенхофене (ныне пригород Мюнхена). Фирма Мессершмитт строила Ме 163 на трех предприятиях: Обертраублинг, Бёблинген, и заводах Юнкерса в Дессау (Юнкерс был субподрядчиком). Важно отметить, что Бёблинген находился всего в 100 километрах к северо-западу от Фридрихсхафена, и в сентябре 1944 года всю производственную оснастку предприятия, а также части самолетов и запасы краски, перевезли в Дессау. Вполне вероятно, что эти два завода получали краску нужного цвета от одного и того же производителя; вот почему цвета Me 163 и Do 335 совершенно идентичны. К сожалению, до наших дней не сохранилась никакая информация о том, кто именно поставлял камуфляжные краски Мессершимитту и Дорнье. Но почему цвет RLM 81 на Ме 262 настолько отличается по оттенку от цвета с тем же номером на Ме 163 и других самолетах? Отметим прежде всего, что пик производства Ме 262 приходится на конец 1944 - начало 1945 года, а само производство было разбросано по различным заводам, в центральной и южной части Германии. Когда цвета 81 и 82 только входили в обиход, Министерство авиации было не в силах обеспечить производителей краски достоверными цветовыми образцами. В результате, краска в банках, обозначенная RLM 81 или 82, имела различный оттенок, в зависимости от производителя. Позже появился ''официально предписанный'' RLM оттенок: темно-коричневый цвет Braunviolett, который мы можем видеть на Ме 262. Учитывая все вышеизложенное, возникает закономерный вопрос: не окрашен ли ''австралийский'' Ме 163 в два оттенка цвета 81? Или же, его ''второй цвет'' на самом деле - RLM 82, а ярко-зеленый цвет на Do 335 - RLM 81? Свидетельства говорят о том, что это вполне возможно. С учетом небольших погрешностей в печати, сравним цветные снимки ''австралийского'' Ме-163 в первоначальной окраске [5] [8], с фотографиями фюзеляжа и крыла Do 335 [7], и репродукциями образцов цвета, ''снятых'' с ''музейного'' Do 335 [5]. Автор полагает, что в покраске той и другой машины использовались одинаковые сорта краски, о чем и свидетельствуют снимки и цветовые образцы. Такая окраска, неофициально названная ''ранней схемой 81/82'', применялась до появления '' стандартизированной'' краски с этими же номерами в 1944 году. Предприятие, выпускавшее ''нестандартные'' цвета 81 и 82, находилось на юге Германии, и снабжало своей продукцией партнера Дорнье и Мессершмитта, фирму Клемм в Бёблинге. Беседа с Томасом Хичкоком [2] подтвердила, что темно-коричневый цвет музейного Ме-262 и австралийского Ме 163 - это один и тот же цвет; было также доказано абсолютное тождество ярко-зеленого цвета на Ме 262 и Do 335, до того, как эти машины подверглись реставрации. Однако, яркий ''средне-зеленый'' цвет Ме 163 отличался от темно-зеленого цвета Do 335. Не свидетельствует ли это о том, что Ме 163 окрашивался в цвета 81/83, а Do 335 - в 81/82 (или 82 и темная разновидность 83)? Книга Брауна не дает ответа на это вопрос, но, основываясь на свидетельствах того времени, и беседе с Хитчкоком, автор считает, что самолеты Do 335A окрашивались по ''временной схеме 81/82''. Важно отметить, что Do 335 из музея был построен по крайней мере на несколько месяцев раньше Ме 163, а цвет 83 появился позже 81/82, как указано в Sammelmitteilungen 1 and 2. Итак, представляется вполне вероятным, что и та и другая краска, примененная на Ме 163, представляет цвет RLM 81: стандартный и ''ранний'' вариант. И та и другая краска, были поставлены со складов, располагавшихся в Бёблингене до переезда в Дессау. Специально для моделистов
К сожалению, архивы Дорнье не содержат никаких документов, относящихся к эволюции камуфляжных схем и маркировки Люфтваффе на лето 1944 года. Тем не менее, доступные свидетельства говорят о том, что Дорнье вообще не использовали в этот период ''переходных'' камуфляжных схем, рекомендованных Люфтваффе. Автор надеется, что рано или поздно обнаружатся более официальные
камуфляжные схемы и ведомости по окраске, для самолетов заключительного
этапа войны - особенно те, что дадут нам детальную информацию о цвете
83 Благодарность Ссылки |