Буко де Гроот
Камуфляж и маркировка ВВС Голландии

Оригинал статьи: www.ipmsstockholm.org

Перевод Матвей Глухарь, 2005

Часть I - Военно-воздушные силы.

Предисловие.
Цель данной публикации - дать обзор камуфляжных цветов, применявшихся в военной авиации Нидерландов с 1911 года до настоящего времени. Сведения об окраске самолетов будут сгруппированы по периодам. Если какой-то тип самолета находился в эксплуатации в указанный период, но его окраска не оговаривается отдельно - это значит, что самолеты данного типа окрашивались по схемам, принятым ранее. Каждый тип летательного аппарата в таблице указан цифрой. После каждой таблицы дана расшифровка. Верхние и нижние поверхности планера указаны в таблице как ''верхние'' и ''нижние''. Также указана окраска боковых поверхностей фюзеляжа, нижних и верхних плоскостей у бипланов. Если для какой-то поверхности указано более двух цветов, речь идет о многоцветном камуфляже. Британские цвета-эквиваленты, приведенные в таблицах, соответствуют цветам, созданным на основе британских стандартов. Цветовой код Federal Standard, помещенный в круглые скобки, обозначает примерный эквивалент данному цвету. Если нет возможности определить, был ли цвет матовым, полуглянцевым или глянцевым, первую цифру заменяет звездочка-астерикс (*). Это относится и к случаю, когда глянцевая поверхность со временем выцвела и утратила блеск. Термин ''естественный цвет металла'' относится к металлическим конструкциям, а также неметаллическим, окрашенным с помощью алюминиевого порошка. Статья не затрагивает окраску самолетов, использовавшихся в пилотажных командах и частях спецназначения.

Первые шаги голландской авиации.
История голландской авиации началась в 1911 году. Именно тогда, министр по делам колоний, г-н Де Брукере, приобрел три самолета - два из них были разработаны по его заказу, третьим был ''Депердюссен''. 7 июня 1913 года был официально организован Отдел по Авиации - Luchtvaartafdeling (LVA). 30 мая 1914 года к этому ведомству добавилась Военная авиация Королевской Колониальной Армии - Militaire Luchtvaart van het Koninklijk Nederlands-Indisch Leger (ML-KNIL). Морская авиация - Marine Luchtvaart Dienst (MLD), была образована как отдельное ведомство 18 августа 1917 года. Распространенное название Koninklijke Luchtmacht (KLU) - Королевские ВВС - было официально принято только в 50-е годы. Во время первой мировой войны, Нидерланды соблюдали нейтралитет и не закупали летательные аппараты в массовом порядке. Тем не менее, к 1919 году парк страны уже насчитывал 71 самолет, самых различных типов - все они были интернированы. Учитывая большое разнообразие типов, и отсутствие какой-либо стандартизации, об окраске самолетов трудно сказать что-то определенное. Военные не использовали единых камуфляжных схем, и самолеты по большей части сохраняли заводскую окраску. Тем не менее, на них наносились новые опознавательные знаки и коды.
В этот период, в строю находились следующие типы самолетов:·

Самолеты, закупленные LVA
AEG C.IV, Кодрон C.IV, HF-16, HF-20, HF-22, Фоккер D.III, M.VIII, Ньюпор 11, 21, 23, Румплер C.IV, VIII, Ван Меель, Фрейбург·

"Ньюпор 23" ВВС Голландии. 1918 год.

Интернированные самолеты, принятые на вооружение LVA
Альбатрос B.I, II, III, C.III, VII, X, D.III, Ансальдо SVA.10, Авиатик C.III, Авро 504A и B, Бристоль F.2B, DFW C.V, Де Хэвилленд DH-4, HF-40, Фридрихсхафен G.III, Гота C.IV, Хальберштадт CL.II,IV, Хендли Пейдж 0/400, Ганновер CL. II, IIIa, LVG B.I, II, C.VI, Моран-Солнье ''Тип L'', Ньюпор 17C1, Пфальц D.IIIa, REP-2, RAF BE-2C, SE-5A, Румплер C.I и Ia, Сопвич ''Кэмэл'', ''Пап'', Сопвич-Анрио 1B1, СПАД VII, Вуазен LB.IV

Морская авиация (MLD)
HF-22, Мартин R и S, Шпикер V.1, Тулин K/KA, LА

Интернированные самолеты, принадлежавшие морской авиации
Феликстоув F-2A, Фридрихсхафен FF-19,29,33 (без серии L), 49, Ганза-Бранденбург W-12, 19, Румплер 6B-2, Шорт 184, Сопвич ''Полуторастоечный'', ''Бэби'', Уайт-Томпсон No.3

Авиация Королевской Колониальной Армии (ML-KNIL)
Де Брукере, Депердюссен, HF-20, Мартин R,TA,TT

1919-1940

Королевские ВВС Голландии оставались крайне малочисленными вплоть до начала II мировой войны. В строевых частях использовались самолеты голландской разработки. По иронии судьбы, первый самолет, сбитый голландцами, нес сине-бело-красные "кокарды" RAF: "англичанин" залетел в воздушное пространство нейтральной страны, где его и сбили.

Самолеты LVA окрашивались в два цвета: верхние поверхности - в цвет хаки, нижние - в голубой. Учебные самолеты, вопреки распространенным в других странах ''желтым'' схемам, окрашивались в ярко-синий цвет.

Название цвета
Британский эквивалент
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour

LVA Khaki (цвет хаки LVA)

Olive Drab / Khaki
3 (фюзеляж)
1,4 (верх)
1,4 (боковые)
(*4064)
6014
-
251
LVA Blauw (синий цвет LVA)
-
1,4 (нижние)
2 (целиком)
(*5189)-(*5275)
5018
115
214
"Blanke Lak (прозрачный лак)
Бесцветный лак для пропитки материи
3, 4 (нижняя и верхняя поверхность крыла)
(*3564)
-
121
604
Естественный цвет металла
-
5 (целиком)
-
-
11
-

Расшифровка таблицы
1. Фоккер C.I, IV, V, VI, VIII, IX, X, D.VII, XVI, XVII, прототип G.1, Кольховен FK-49, 51, 52, 56
2. Фоккер S.II, IIa, IV, IX, FW-58 "Вайхе", Юнгман.
3. Шпикер V.2.
4. Фоккер F.VIIa/3m.
5. Фоккер T.V (прототип), Фоккер C.X ''Гиспона'' (коды X-1 и 750).

Примечания:
Служебные надписи наносились белым цветом поверх LVA khaki, черным поверх LVA Blauw. Водяные магистрали на всех самолетах окрашивались в синий цвет, масляные - в коричневый, топливные - в желтый, магистрали системы пожаротушения - в красный.
Металлические части на самолетах Фоккер С.IV покрывались бесцветным лаком (двигатели и кабина). Тем же лаком покрывалась центральная фанерная секция верхнего крыла. Капот на ''Фоккерах'' C.VI полировался ''под рыбью чешую'', на C.VIII капот не окрашивался, а покрывался лаком.
На ''Шпикере'' V.2 центроплан нижнего крыла снизу окрашивался краской LVA Khaki.
На транспортных самолетах Фоккер F.VIIa/3m's в тридцатые годы верхняя поверхность крыла или его центроплан окрашивались в серебристый цвет.

Приобретенные в Германии легкие транспортные самолеты ''Фокке-Вульф'' FW-58B изначально были светло-серыми. Вероятно, это был цвет RLM 02 Grau (FS 26165). Поверх голландских опознавательных знаков "заводского" происхождения, наносились легкосмываемые немецкие ОЗ.

1938-1940

В межвоенный период, Голландия обзавелась собственной школой авиастроения; ведущие компании, такие, как Фоккер и Кольховен, стали известны далеко за пределами Нидерландов. Новые и модернизированные машины, появившиеся вскоре после Мюнхенского кризиса, были окрашены в трехцветный камуфляж, состоявший из зеленовато-серого, песочного и темно-коричневого цветов - при этом, самолетные низы, вопреки всякой логике, окрашивались в буро-коричневый цвет.
1 ноября 1938 года, KLU было переименовано в LSK (Luchtstrijdkrachten, военно-воздушные силы). К началу второй мировой, голландские ВВС располагали 125 боевыми самолетами. Большая их часть погибла в мае 1940 года. Отметим, справедливости ради, что во время безуспешных оборонительных боев голландцы уничтожили вдвое больше самолетов противника, по сравнению с собственным авиапарком.

Название цвета
Британский эквивалент
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour
Camouflagegroen (Камуфляжный зеленый)
Green Grey
1 (верхние, боковые)2 (целиком)
(*4077)
-
172
223
Camouflagebeige (Камуфляжный бежевый)
Light Sand
1 (верхние, боковые)
(*6360)
-
168
16
Camouflagebruin (Камуфляжный коричневый)
Dark Brown
1 (верхние, боковые, нижние)
(*0059)
-
10* (осветлить на 10%)
-
Grijs (возможно Anodiseergrijs)(Серый)
Grey
3 (целиком)
(16320)
7001
128
255

Расшифровка таблицы
1. Фоккер D.XXI, XXIII (прототип), Фоккер G.1, в том числе некоторые поздние машины с двигателями Wasp, Фоккер T.V, Дуглас DB-8A.
2. Фоккер G-1 с двигателями Wasp, прототип Фоккер T.IX (вероятно), прототип Кольховен FK-52 (вероятно).
3. Гражданские самолеты, эксплуатировавшиеся в LVA с 1939 года: DH-85, DH-90, Фоккер F.VIIIa, Кольховен FK-43, прототип FK-49A (на поплавках).

Комментарий

Fokker G.1

До настоящего времени, не сохранилось ни одного образца цвета из реестров, использовавшихся голландскими авиастроителями - только модели самолетов, изготовленные на авиазаводе Фоккера, и окрашенные "настоящими" цветами. Эти модели дают верное представление о голландских камуфляжных цветах. "Воздушные крейсеры" G-1 целиком окрашивались в коричневый цвет, поверх которого, на верхние поверхности, наносились пятна зеленого и песочного. Использовалась только одна схема окраски, но в двух вариантах: зеленый и песочный, менялись местами (машины с номерами 300-317 и 318-335 соответственно). Ближайшие аналоги использовавшихся цветов:

  • Camouflagebeige (бежевый): FS-*6360 (Xtra X16, Humbrol 168)
  • Camouflagegroen (зеленый): FS-*4077 (Xtra X223, Humbrol 172)
  • Camouflagebruin (коричневый): FS -*0059 (аналогов нет, но Humbrol 10 выглядит довольно достоверно, если осветлить его на 10%).

Примечания:
Кончики лопастей воздушных винтов обычно окрашивались в красный, белый и синий цвет. Тыльная сторона лопасти как правило была черной, лицевая - окрашивалась по заводским регламентам.

1942 - 1945

После поражения в мае 1940 года, многие летчики пересекли Ла-Манш, чтобы принять участие в Битве за Британию. Многие из них отправились воевать в голландскую Ост-Индию. По этой причине, голландские эскадрильи в составе RAF были окончательно сформированы лишь два года спустя:

  • 322-я эскадрилья (фюзеляжный код VL и 3W) - сформирована 12 июня 1943 года. На вооружении состояли истребители ''Спитфайр''.
  • 1316 крыло связи - сформировано осенью 1944 года. Использовались транспортные самолеты различных типов. Самолеты летали без кода на фюзеляже, хотя формально существовал код WK.

Голландцы проходили службу в составе различных частей RAF; в некоторых случаях, это были звенья, укомплектованные исключительно голландскими экипажами. Окраска самолетов, в этих случаях, соответствовала стандартам RAF.

Название цвета
Тип самолета
Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour
Dark Green
1,2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*4079)
-
163
1
Ocean Grey
1- верхние и боковые
(*6187)
-
106
6
Medium Sea Grey
1 - нижние
*6270
-
126,165
3,133
Dark Earth
2 - верхние и боковые.
3-целиком.
(*0095)
-
29
2
Light Green
2 - верхняя сторона нижнего крыла
*4096/(*4172)
-
102
24
Light Earth
2 - верхняя сторона нижнего крыла
(*0257)
-
93
29
Yellow
2 - нижние
*3538
-
154
106

Расшифровка таблицы
1. ''Спитфайр'' V, (LF)IX, XIV, XVI.
2. ''Энсон'', ''Дакота'', DH ''Домини'', ''Хадсон'' I, L-12A, B-25 ''Митчелл'', D-18S ''Навигатор'', ''Оксфорд'', ''Проктор''.
3. ''Остер''.

Примечания
Воздушные винты изначально окрашивались на заводе, но после регламентных работ, приобретали матовый черно-фиолетовый цвет (''Night''); законцовки были желтыми.

1945-1953

После окончания II мировой войны, голландские ВВС бурно развивались, увеличивая число строевых частей. В последние дни войны, многие самолеты вообще не окрашивали, оставляя естественный цвет металла. Эта практика в полной мере сохранилась и после окончания войны; тем не менее, многие машины стали окрашивать в серебристый цвет, с тем, чтобы предотвратить коррозию планера в условиях влажного морского климата, свойственного Голландии.

Название цвета Британский эквивалент Тип самолета Federal Standard RAL Humbrol Xtracolour
Цвета II мировой войны
-
1
       
Glanzend geel (глянцевый желтый) Identification Yellow 2,4 - полностью
3 - фюзеляж и оперение
13538
-
154
106

Расшифровка таблицы
1. Остер'' III, ''Энсон'', ''Домини'', ''Гарвард'', ''Оксфорд'', ''Проктор'', ''Тайгер Мот'' II, ''Спитфайр'' IX, ''Метеор'' I, ''Дакота''.
2. ''Энсон'', ''Гарвард'', ''Оксфорд'', ''Проктор'', Пайпер ''Каб'' (''Супер Каб''), ''Спитфайр'' T.IX, ''Тайгер Мот'' II.
3. Ранние S-11.
4. Поздние S-11.
5. FW-56 (см. ниже).

Примечания
Самолеты, принятые на вооружение во время войны, вначале сохраняли свои первоначальные камуфляжные цвета и обозначения. Машины, построенные заново, или прошедшие капитальный ремонт, не окрашивались; учебные самолеты были желтыми.
Транспортные самолеты С-47 и ''Дакота'' несли либо британские камуфляжные цвета Dark Green, Dark Earth и Sky, либо американские Olive Drab и Neutral Grey. Отдельные машины не окрашивались и имели естественный цвет металла: ''Дакота'', ''Домини'', F-84Е и G, L-12A, ''Метеор'', ''Метеор'' Т, ''Спитфайр'' LF IX, консоли крыла ранних S-11. На транспортных самолетах в серебристой окраске, верхние поверхности иногда окрашивались в белый цвет. Маркировка на неокрашенных и желтых машинах была черной. Единственный сохранившийся после войны истребитель FW-56A ''Штёссер'' был окрашен целиком в некий светлый цвет - вероятно, серый; вдоль бортов фюзеляжа были нарисованы голубые стрелы.

Голландская Ост-Индия, 1947-1950
Чтобы оказать помощь армии и морской пехоте в голландских колониях в Индокитае, LSK направили в этот регион небольшой военный контингент.

Название цвета Британский эквивалент Тип самолета Federal Standard RAL Humbrol Xtracolour
Jungle Green (зеленый)
Нет эквивалента. Смесь, составленная в полевых условиях. 1 - верхние, боковые
(*4056)
-
75
223

Lichtblauw(светло-голубой)

Light Blue 1 - нижние.
*5109
-
190
123, 124

Расшифровка таблицы :
1. ''Спитфайр'' LF.IX с лета 1948 года: самолеты частично перекрашивались.

Примечания:
Связные самолеты ''Остер'' иногда окрашивались в серебристый цвет: первые такие случаи датируются 1947 годом.

Самолеты прибывали в колонии в ''европейской'' окраске. Маркировка была черной, небольших размеров. Впоследствии ее сменили на крупные белые обозначения - за исключением неокрашенных и серебристых машин, на которых маркировка осталась черной. На некоторые ''Спитфайры'' и ''Остеры'' наносились антибликовые панели, вероятно цвета Olive Drab.
''Спитфайр'' с кодом H-60 (и, вероятно, Н-50) был окрашен в два цвета: светло-серый Lichtgrijs и темно-зеленый Jungle Green. Н-35, вероятно, был окрашен в британские цвета Medium Sea Grey and Dark Green, но не по принятой схеме. Маркировка во все случаях была белой. ''Спитфайр'' Н-64 был окрашен целиком в цвет Lichtblauw - парадная окраска, с черной маркировкой и, вероятно, черной антибликовой панелью.

1953 - 1960

Процесс возрождения голландских ВВС продолжился во второй половине 50-х годов: в состав ВВС теперь входили 20 эскадрилий. Парк был представлен в основном американскими самолетами. Закупка этих машин обошлась дешевле разработки собственных, да и самолеты были неплохими - единственным минусом стала фактическая гибель голландской школы авиастроения. Страна и по сей день не разрабатывает никаких других самолетов, помимо транспортных.

С усилением напряженности в мире, NATO приняло решение, вновь ввести маскирующую окраску самолетов.

Название цвета
Британский эквивалент
Тип самолета Federal Standard
RAL
Humbrol
Xtracolour
Donkergroen (темно-зеленый)
Dark Green
1,2,3,4 - верхние и боковые
(*4079)
-
163
1
Zeegrijs, donker(темный голубовато-серый)
Dark Sea Grey
1,2,3 - верхние и боковые
*6118
-
125, 164
4, 130
Extra donkergrijs (очень темный голубовато-серый)
Extra Dark Sea Grey *
4 - верхние и боковые
*6099
-
123
5, 376
Grijsblauw (синий)
PRU Blue
3,4 - нижние
(*5109)
-
124
8
Donkergroen, mat(матовый темно-зеленый)
Brown-green, Dark Green
4 - верхние поверхности
6,7 - целиком
(34079)
-
116
110
Khaki, mat(матовый хаки)
Dark Earth, matt
6 - целиком
(30095)
-
29
2
Olive Drab(оливковый)
То же
5 - целиком
34088
-
66
111, 112, 113
Wit(белый)
White
VIP - самолеты, верхние
*7875
9010, 9016
22, 34, 130
141, 405
Anodiseergrijs (светло-серый)
Light Grey
2 - нижние
(*6320)
7001
128
255
Aluminium (серебрОстый)
То же
1 - нижние
17178
-
11, 191
216, 252, 501
Lesvliegtuiggeel, mat(ярко-желтый)
Trainer Yellow, matt (?)
8 - целиком
9 - полосы
(33637)
-
24
11

Расшифровка таблицы:
1. ''Хантер'' до середины 60-х годов
2. ''Хантер'' с середины 60-х годов
3. ''Метеор'', некоторые экземпляры ''Дакоты''
4. Некоторые ''Гарварды'', поздние F-84F, RF-84F и RT-33A.
5. DHC ''Бивер'', вертолеты Хиллер - до середины 50-х годов.
6. Пайпер ''Супер Куб'' и ''Бивер'', вертолеты Хиллер с конца 50-х годов.
7. Вертолеты ''Алуэтт'' II и Хиллер с конца 50-х годов
8. ''Гарвард'', S-11, DH ''Тайгер Мот''
9. Хантер'' Т., ''Метеор'' Т., ''Навигатор'' (кроме первых машин), S-14, T-33A.

Примечания:
Вопреки стандартам окраски, принятым в NATO, в конце 50-х годов вместо цвета Zeegrij Donker (Dark Sea Grey) использовался более темный цвет Extra Zeegrij Donker (Extra Dark Sea Grey) - в этот цвет окрашивали истребители ''Хантер''. Краска довольно быстро выцветала и бледнела. Самолеты F-84E и G, F-86K, ''Хантер'' Т., ''Метеор'' Т., ''Навигатор'' Т.7, S-13, S-14, T-33A в указанный период не окрашивались - за исключением одного камуфлированного ''Хантера'' Т. Истребители F-84F, RF-84F, учебно-боевые RT-33A также не окрашивались до конца 50-х годов. Нижние поверхности этих машин, как правило, покрывали серебристой краской', чтобы избежать коррозии. По меньшей мере, на одном самолете F-84K (Q-273) нижние поверхности были выкрашены в блестящий черный цвет (Hoogglanzend anti Zoeklicht zwart): при попадании в луч прожектора, такой самолет был менее заметен. Два самолета F-84F (Р-108 и Р-124) в испытательных целях в 1961 году были целиком окрашены в светло-серый цвет Anodiseergrijs. Анти-бликовые панели на самолетах американского производства, как правило, наносились краской Olive Drab. На прочих машинах, панели были черными. На самолетах F-84E и G, анти-бликовая панель простиралась за фонарь кабины, захватывая верхнюю часть фюзеляжа. На самолеты DHC-2 ''Бивер'' также наносилась антибликовая панель, даже если самолет был камуфлирован.

Буксировщики мишеней окрашивались следующим образом: верхние и боковые поверхности - желтые полосы поверх неокрашенного дюраля, нижние поверхности - черные полосы на ярко-желтом фоне.

На самолетах ''Супер Куб'', белая маркировка сменилась на черную в конце 70-х годов. На камуфлированных ''Дакотах'', маркировка была белой, за исключением желтой надписи
вдоль фюзеляжа: Koninklijke Luchtmacht.

1960 - 1970

В начале 60-х годов, голландские ВВС, как и военная авиация во всем мире, начали осваивать сверхзвуковые самолеты нового поколения. Данный период не отмечен какими-либо реальными боевыми операциями - за исключением конфликта на Новой Гвинее, в котором приняли участие ''Хантеры'' и ''Дакоты''. Голландские самолеты нередко сопровождали бомбардировщики Ту-95 над Северным морем. Именно в 60-е годы, самолеты, предназначенные для полетов на малой высоте, стали отличаться по окраске от высотных машин: в окраске первых стали преобладать зеленые, а вторых - серые тона.

Название цвета Британский эквивалент Тип самолета Federal Standard
RAL
Humbrol Xtracolour
Camouflagegrijs IR (темно-серый)
Camouflage Grey / Dark Grey
2,3,5 - верхние
(*6152)
7012
79
254
Camouflagegroen IR (зеленый/ оливковый)
Camouflage Green / Olive Drab
2,3,5 - верхние
7-целиком
(*4064)
6014
-
251

Anodiseergrijs* (светло-серый)

Light Grey
2,4,5 - нижние
1 - целиком
(*6320)
7001
128
255
Donkergroen, mat* (Матовый буро-зеленый)
Brown-green
6 - целиком
(34079)
-
116
110
Wit (Белый)
White
4 - верхние
*7875
9010, 9016
22, 34, 130
141, 405
Rood-oranje fluoriscerend(Красно-оранжевый флуоресцентный)
Fluorescent Red-Orange
Учебные самолеты и буксировщики (см. ниже)
(28913)
-
-
-
Grijs, mat (Матовый серый)
Dark Gull Grey
Кабина F-104G
36231
-
140
131, 403
Mat groen (Матовый зеленый)
Dark Green
Противобликовая панель F-104Gs
(*4079)
-
163
1
Aluminium(Серебристый)
То же
3 - нижние
17178
-
11, 191
216, 252, 501

Расшифровка таблицы:
1. Ранние F-104G.
2. Поздние F-104G и ранние NF-5.
3. NF-5 с середины 70-х годов.
4. F-27 до 1971 года и VIP-самолеты.
5. F-27 1971-1988.
6. Ранние вертолеты ''Алуэтт'' III.
7. ''Алуэтт'' III с начала 80-х годов и все Bo-105c.

Примечания:
''Осколочный'' камуфляж применялся только на одном типе самолета - F-104 ''Старфайтер''
Некоторые цвета меняли название в период использования: например, Anodiseergrijs также называли Nevelgrijs (дымчатый серый) или Lichtgrijs (светло-серый). Цвет Donkergroen Mat также называли Bruingroen (буро-зеленый).Маркировка вертолетов ''Алуэтт'' III наносилась белой краской до конца 70-х годов, затем ее сделали черной. Интерьер вертолетов Во-105 был белым.

(www.afterburner.nl)

Некоторые замечания по окраске F-104G:

  • С середины 60-х годов на F-104G наносилась камуфляжная окраска.
  • Самолеты, построенные компанией Фоккер, окрашивались в цвет Nevelgrijs (Anodiseergrijs), и несли черные противобликовые панели. На всех других F-104, анти-бликовые панели были зелеными.
  • В июне и в июле 1963 года, можно было видеть три самолета F-104G с голландскими опознавательными знаками, принадлежавших, тем не менее, ВВС ФРГ. Самолеты не были окрашены. Тактические номера: D-8054, KG-114, KG-125.
  • Стойки и ниши шасси окрашивались в серебристый цвет.
  • Кабины летчиков - матовый черный или серый цвет

Окраска самолетов с 1980 года: ''малозаметная'' схема

С развитием ПВО и средств опознавания, отпала необходимость в нанесении ясно различимых опознавательных знаков. Их сменили небольшие по размерам малозаметные знаки. ВВС Голландии обзавелись силами быстрого развертывания, неотъемлемой частью которых стали самолеты-заправщики, боевые и транспортные вертолеты. Голландские F-16 принимали участие в боевых действиях в Югославии в составе NATO. Вертолеты АН-64 "Апач" также можно было видеть и в Ираке. Однако, в результате недавнего сокращения бюджетных средств, голландские ВВС серьезно уменьшились в размерах - в точности, как накануне II мировой войны.

Нынешние схемы окраски основаны на использовании зеленых тонов для вертолетов и серых - для высотной авиации.

Название цвета Британский эквивалент Тип самолета Federal Standard
RAL
Humbrol Xtracolour
Camouflagegrijs IR (темно-серый)
Camouglage Grey / Dark Grey
2-верхние и боковые
(*6152)
7012
79
254
Camouflagegroen IR (оливковый)
Camouflage Green / Olive Drab
1,2 - верхние
4 - боковые
(*4064)
6014
-
251
Grafietgrijs (графитовый серый)
Engine Grey / Black Grey
1 - верхние и боковые
(*6008)
7024
67
203
Anodiseergrijs (светло-серый)
Light Grey
1 - нижние
(*6320)
7001
128
255
Donkergrijs, mat (голубовато-серый)
Dark Grey / Gunship Grey
3,8 - верхние и боковые
7 - целиком
36118 **
-
125, 164
4, 130
Middengrijs, mat (серый)
Medium (Sea) Grey / Dark Compass Ghost Grey
3 - верхние и боковые
10 - нижние (первые самолеты)
36270
-
126, 165
3, 133
Lichtgrijs, mat (светло-серый)
Light (Compass Ghost) Grey
2,3,8 - нижние
7, 8 - целиком
36375 **
-
127
136
Zwart, mat (черный)
Black, matt
4 - целиком
37038
9005
21, 33
12
Bronsgroen (ядовитый сине-зеленый)
Bronze Green / US Aircraft Green
5,6а - целиком
34094
6031
117
116
US Army Green
То же
6b - целиком
34031
-
-
153
Lederbruin (темно-коричневый)
Leather Brown
5-целиком
30051
8027
170
22
Teerzwart (черный)
Tar Black
5 - целиком
*7030
9021
182
262
Wit (белый)
White
9, 10 - верхние
11,13 - целиком
*7875
9010, 9016
22, 34, 130
141, 405
Agaatgrijs (светло-серый)
Light Gull Grey
9 - нижние
36440
-
129
137
Grijs (серый)
Dark Gull Grey
10 - нижние
36231
-
140
131, 403
Oranje-rood (оранжево-красный)
?
10 - фюзеляжная лента на очень ранних машинах
-
-
-
-
Reflex oranje (оранжевый)
Reflex orange
10 - на очень ранних машинах
-
3024
-
-

Расшифровка таблицы:
1. Фоккер F-27 с 1988 до середины 90-х годов.
2. NF-5 с начала 80-х годов.
3. F-16 и NF-5 ПВО с середины 80-х годов.
4. Алуэтт III и Bo-105c с середины 80-х до середины 90-х годов
5. Bo-105c и Кугуар с середины 90-х годов до настоящего времени
6a - СН-47 "Чинук"
6b - АН-64 "Апач", но цвета практически идентичны
7. С-130 Геркулес, Фоккер F-50.
8. Фоккер F-27 и F-60 с середины 90-х годов
9. KDC-10 и F-27 в правительственной версии
10. F-27 морской авиации.
11. учебные самолеты PC-7
12. Вертолеты AB 412 поисково-спасательной службы (SAR)
13. "Гольфстрим" и F-50 в правительственной версии

Примечания:
Цвет Camouflagegroen также известен как Legergroen (армейский зеленый).
Окраска самолетов "Геркулес" и F-60, поступавших с завода, выглядела скорее полуглянцевой - хотя грязь и погодные условия очень быстро делали ее матовой.
Цвет Middengrijs, в который окрашивают F-27 морской авиации, также называют Lichtblauwgrijs (голубоватый светло-серый). Граница между верхним и нижним цветом выделена с помощью черной полосы шириной 5 см. На других машинах, эта полоса синего цвета.
Интерьеры вертолетов Во-105с в настоящее время окрашивают следующим образом: общий фон - Legergroen (camouflagegroen), консоль - Grafietgrijs, приборная доска - Nevelgrijs (anodiseergrijs), задняя стенка кабины - темно-серая.
С 1990 года, голландские истребители F-16 можно видеть на авиабазе Национальной Гвардии США в Аризоне, где тренируются летчики. Истребители несут опознавательные знаки ВВС США, лишь на воздухозаборник нанесена очень маленькая голландская кокарда.
Между 1960 и 1994 годом, небоевые самолеты - транспортные для перевозки VIP-персон, учебные, буксировщики мишеней, спасательные - маркировались дополнительной красно-оранжевой флуоресцентной полосой. Спасательная авиация до сих пор использует эту маркировку.

Изменения, внесенные в 2004 году

Название цвета Британский эквивалент Тип самолета Federal Standard
RAL
Humbrol Xtracolour
Dark Grey Dark Grey 1 - верх фюзеляжа
26173
-
156
-
Cobalt Blue Cobalt Blue 2 - целиком
1????
5013
198
-

Расшифровка таблицы :
1. (K)DC-10.
2. Алуэтт III (VIP).

Примечания
Все указанные типы со временем получат новую окраску
Темно-серый цвет заменяет предыдущую, белую окраску (K)DC-10

www.afterburner.nl

Часть II - самолеты морской авиации

Часть III - авиация колониальных войск в Индокитае

На главную страницу

Hosted by uCoz