Ян Хантли
Цвета FAA на Тихом океане (поздний период) Публикация: Scale Models, июль 1981 Перевод Матвей Глухарь, 2004 Стандартные цвета FAA к 1943 году К началу 1943 года, типовыми камуфляжными цветами в британской морской авиации являлись широко известные и существовавшие уже длительное время
Extra Dark Sea Grey, Dark Slate Grey и Sky. В эти же цвета окрашивалось
большинство американских самолетов на службе FAA: "Мартлет",
"Хеллкэт", "Эвенджер" - правда, эти цвета являлись
изначально не британскими, а приблизительными аналогами из арсенала США. Союзники на двух направлениях Известно, что война на Тихом океане велась на двух направлениях: закрепившись в Бирме и Малайзии, войска Объединенного Королевства вели наступление на Суматру, Борнео и Новую Гвинею. В то же время, США наступали на западном направлении с Гавайских островов, охватывая области на юго-западе. Обе армады планировали повернуть на север для финальной атаки на японские острова, но до этого каждая из них прошла тысячи миль поодиночке. Камуфляжные схемы той и другой стороны существенно различались; тем не менее, участившиеся встречи союзников в воздухе заставили внести коррективы в дотоле неизменные схемы камуфляжа и маркировки (включая схемы RAF в Юго-Восточной Азии (SEAC) и FAA на Тихом океане). Ситуация в первые дни тихоокеанской компании предполагала возможную высадку противника в Австралии; летом 1942 года американским и австралийским войскам пришлось воевать сообща. Это вызвало первые отклонения от предусмотренных схем: например, после битвы в Коралловом море (6-8 мая 1942 г.) с американских опознавательных знаков исчезла центральная красная точка. К началу битвы за Мидуэй (3-5 июня) флотские самолеты США уже избавились и от нее, и от красных полос на рулях направления. Американцы действовали строго по правилу "сперва стреляй, а после
проси документы" - и, к июлю, австралийские ВВС убедились, что
янки стреляют по любому самолету, если в его опознавательном
знаке имеется что-то красное. Посему, части RAAF, воевавшие рядом с
американскими моряками, также стали изымать красные элементы из своих
"кокард". Процесс развернулся в январе 1943 г. Инициативу
подхватили новозеландцы - последние, чтобы как-то отличить себя от австралийцев,
сохранили британскую кокарду С1 образца 1942 года, но перекрасили центральный
диск и внешнее кольцо краской Light Blue. Британский флот расширяет свое присутствие В предшествующий период, зоной действий FAA оставалось Средиземноморье;
только после окончания боевых действий в Центральной Африке и создания
благоприятных условий для вторжения в Италию, морская авиация начала
подготовку к переброске в Индийский Океан. Многие части, базировавшиеся
на сухопутных аэродромах в конце 1943 года, приобрели типовую кокарду
SEAC, базируясь вместе с Восточно-Индийской Флотилией (East Indies
Fleet) на Цейлоне. К июню 1943 года, американский флот счел нужным повысить заметность опознавательных знаков: к нему были добавлены два белых прямоугольника. Знак целиком обрамлялся тонкой красной линией. Однако, красный цвет все еще воспринимался крайне неадекватно, и потому, через пару месяцев, красную обводку сменили на синюю (Insignia Blue). К осени 1943, большинство партнеров по Объединенному Королевству "подхватили" идею с белыми "крылышками" по бокам опознавательных знаков. Новозеландские, а затем австралийские ВВС внедрили это новшество на большинстве типов своих самолетов. Что же до частей FАA, они сочли светло-голубые кокарды SEAC чересчур яркими, и, для начала, опробовали кокарду типа "А" с синим (Blue) центром. Опознавательный знак приобрел несколько гибридный внешний вид, особенно после добавления "крылышек" по американскому типу, так что от синего центрального диска вскоре отказались. Самолеты FAA, прибывающие в Восточную Индию, несли стандартный камуфляж и маркировку, а кокарда С1 была доработана: красный центр убрали и добавили "крылышки", которые по чистой случайности затронули внешнее синее кольцо. Сохранившиеся узкие желтые элементы сверху и снизу оставили нетронутыми. "Крылышки" не обводились. От острова к острову В период между концом 1944 и началом 1945 года, все больше и больше частей FAA вступали в тесное взаимодействие с американским флотом. Опознавательный знак постепенно менял конфигурацию: для начала, "крылышки" обвели синим, по примеру флота США. Затем, оставшиеся от предыдущей модернизации желтые полукольца сменили на полноценное белое кольцо того же размера. Причина этого изменения состояла в предпринятой американцами серии атак, позволившей армии и флоту взять под контроль каждый второй остров, и, таким образом продвинуться намного дальше, чем, если бы они брали острова поочередно. С каждым "прыжком", вода в зоне боевых действий становилась все более темной и синей; по этой причине, в начале 1943 года флот США перешел к использованию более темного серо-голубого цвета для окраски верхних поверхностей своих истребителей. Новый матовый цвет Sea Blue наносился поверх стандартных цветов Blue Gray и Light Gray. Новый трехцветный камуфляж оказался столь эффективным, что вскоре он распространился на все палубные самолеты, задействованные на Тихом океане. Затем, Light Gray сочли слишком темным, и заменили на белый; а тот, наоборот, оказался чересчур ярким. Поэтому, в частях к белой краске подмешивали небольшое количество Light Gray. В начале 1944 года, флотское руководство заново переосмыслило опыт воздушных операций на Тихом Океане, и поставило первоочередную задачу: улучшить любым способом летные качества самолетов; и следующую по важности задачу: упростить камуфляжные схемы. Нижние поверхности крыльев стали красить в один цвет с верхними, чтобы не облегчать жизнь японским подводникам: самолеты со сложенным крылом на палубе были чересчур заметны. Таким образом, в марте 1944 года, вслед за окраской некоторых самолетов в полуматовые цвета, и окраской всех поверхностей в Sea Blue, было решено окрасить все поверхности палубных истребителей США глянцевой краской Glossy Sea Blue. Три месяца спустя, флот с удовлетворением подвел итоги: глянец увеличил максимальную скорость самолетов на 7-10 миль в час (13 -18 км/ч). Британские самолеты меняют камуфляж В начале осени 1944 года FAA начало взаимодействовать с американским флотом в операциях в северной части тихоокеанского островного архипелага. Постепенно, из употребления стал выходить цвет Dark Slate Grey: первоначально, его заменили на Dark Sea Grey: таким образом, в одной схеме сочетались два серо-голубых тона. Так окрашивались многие самолеты FAA - "Барракуда", "Файрфлай", "Уайлдкэт", "Хеллкэт". Dark Sea Grey был идентичен американскому флотскому цвету Blue Gray, и потому легкодоступен и с той, и с другой стороны. Цвета в пересоленной и насыщенной солнечным светом атмосфере стремительно "линяли", и потому, становилось куда проще красить верхние поверхности либо в Extra Dark Sea Grey, либо в Dark Sea Grey (Blue Gray) в зависимости от того, что было под рукой. Ситуация от этого только выиграла, потому что в скором времени части FAA стали менять маркировку по американскому стандарту, на три крупных цифры; от буквенного кода оставалась всего одна маленькая буква. Оказалось, что на одноцветной поверхности, куда проще стереть старую маркировку и нанести новую. В большинстве случаев, самолеты сохраняли окраску нижних поверхностей в цвет Sky, но немало самолетов было выкрашено целиком в серо - голубой цвет, так что они напоминали схему Sea Blue - последняя, правда, была более синей. |