Гэри Байк, Питер Мэлоун
Цвет Foliage Green - что это такое?

Оригинал можно видеть здесь

Перевод Матвей Глухарь, 2004

В течение длительного времени, австралийский Департамент по Обороне (Department of Defense) пытается восстановить в полном объеме историю камуфляжа RAAF во время II мировой войны. Эта задача осложняется тем, что многие достоверные схемы окраски, относящиеся к периоду до 1943 года, со временем были утеряны - соответственно, восстановить картину эволюции схем окраски, до недавнего времени не представлялось возможным.

Официально, окраска самолетов RAAF определялась ''Общим Руководством для Самолетов'' (Aircraft General Instructions), которое распространялось в летных частях в форме пособий, и дополнялось соответствующими схемами. Камуфляжные цвета и размещение камуфляжных пятен определял штаб в Мельбурне, вместе с буквенными кодами эскадрилий, способом их нанесения и цветом. Командующие отдельными эскадрильями самостоятельно решали, как разместить на самолете код и другую маркировку эскадрильи. Такой порядок существует до настоящего времени; вот почему, самолеты РС-9 76-й эскадрильи окрашены в малозаметные серые цвета, но выделяются ярким ''флажком'' на киле! Нужно принять во внимание, что схемы окраски уничтожались вместе с самолетами, выбывшими из строя из-за морального старения - эта практика приводила к тому, что инструкции обезличивались, все в меньшей и меньшей степени относились к конкретным типам самолетов. Вот почему, сейчас не представляется возможным, составить полный список официальных регламентов. Тем не менее, приведенный ниже краткий обзор освещает все наиболее значимые положения.

До 1942-1943 года, на самолеты RAAF наносилась защитная окраска, состоявшая из буро-коричневых (Earth Brown) и зеленых (Foliage Green) камуфляжных пятен. Нижние поверхности окрашивались в бледный желтовато-синий цвет (Sky Blue). В декабре 1943 года, это порядок был изменен. Верхние поверхности стали красить целиком в зеленый цвет (Green), нижние - в серый (Grey).

Схемы окраски, изложенные в Общих Инструкциях, в первую очередь, относились к самолетам австралийской постройки, и к машинам, не относящимся к этой категории, но получившим новую окраску в ходе капитального ремонта. Инструкция, требующая обязательного применения Earth Brown и Foliage Green, не распространялась на самолеты, построенные за границей, и поставлявшейся через закупочные комиссии, по ленд-лизу или прямо у производителей. Самолеты, осевшие в Австралии после бегства с оставленных территорий, также могли быть окрашены ''не по уставу''. Это способствовало появлению большого разнообразия схем и цветов.

26 мая 1944 года, было принято решение, лишить камуфляжной окраски все тяжелые и средние бомбардировщики, истребители-бомбардировщики и истребители, направляемые на боевые операции. Превосходство союзников в воздухе было столь очевидным, что нужда в камуфляже сама собой отпала. Однако, это не значит, что все самолеты, задействованные в боях были немедленно ''раздеты'' до голого металла, или же поставлялись в строевые части без окраски. Первые результаты принятой директивы стали сказываться лишь в середине 1945 года, когда RAAF получили первые ''Мустанги''. Штурмовики, транспортные самолеты, связные, разведчики, спасательные самолеты и буксировщики мишеней предписывалось окрашивать в цвет Foliage Green, а самолеты, летающие ночью - в цвет "Night". Учебные самолеты красились в желтый цвет, фоторазведчики - в цвет PRU Blue.

Интересно отметить, что до мая 1944 года Общие Инструкции не дополнялись официальными схемами. Возможно, это означает, что схемы окраски, принятые в эскадрильях, не являлись официально принятыми, а были разработаны в полевых условиях или на авиазаводах [1].

K3/177 Foliage Green - что это такое?
По поводу реальных оттенков этого цвета не утихают жаркие споры, даже среди австралийских моделистов. Как оказывается, ближайший аналог Foliage Green - это американский цвет Medium Green 42, упомянутый впервые в бюллетене USAAC от 22 октября 1940 года [2].

С началом поставок авиатехники из США, в дополнение к самолетам британского производства, выяснилось, что цвета американской авиатехники, особенно зеленый, гораздо лучше маскируют ее на фоне типичного австралийского ландшафта. В этой ситуации, достаточно логичным выглядит решение, освоить промышленный выпуск краски того же оттенка на местных предприятиях. Таким образом, Foliage Green являет собой ''местный'' аналог цвета USAAF Medium Green 42. Исходя из этого, принято считать, что ближайшим, но не очень точным эквивалентом цвета Foliage Green по ''Федерал-стандарту'' является цвет FS 34092. Так ли это?

К вопросу о Federal Standard
Среди моделистов, к глубокому сожалению, существует достаточно многочисленная группа поборников системы Federal Standard, раз и навсегда уверивших себя в том, что каждый цвет, когда-либо применявшийся при окраске боевой техники, имеет строгий эквивалент по этому каталогу. В действительности, все совершенно не так; FS - это всего лишь последний из принятых в истории цветовых стандартов. Нынешний каталог 595 предназначен для субподрядчиков, поставляющих краску правительству США. Аналогичная ситуация имела место в любой другой стране, выработавшей для себя цветовые стандарты.

Существует также устоявшееся мнение о том, что австралийские ВВС в одночасье создали технические инструкции и приказы, касающиеся камуфляжных покрытий, едва началась II мировая война. Это также не соответствует истине, по той причине, что RAAF перенял многое, созданное другими - прежде всего, английскими Королевскими ВВС. Начало второй мировой вызвало заметные изменения в окраске австралийских военных самолетов. Эти изменения проявились чрезвычайно быстро: в США и Британии в массовом порядке приобреталась авиатехника, причем разными способами - частично по ленд-дизу, частично за деньги, а многие машины прибыли на остров после бегства с оккупированных территорий. При этом, условия поставки самолетов диктовали "хозяева" техники - англичане и американцы.

Приведенная выше позиция прежде была озвучена на форуме HyperScale следующими словами:
''Невозможно судить о реальной природе цвета RAAF K3/177 Foliage Green, не будучи экспертом, или научным работником. Тем не менее, после многих лет исследований камуфляжа и маркировки, можно составить мнение, основанное на изучении следующих источников:

  • Карточки с образцами цветов. Эти карточки были изданы фирмой Spartan Paints, снабжавшей RAAF во время II мировой войны лакокрасочными материалами.
  • Образцы краски, снятые с сохранившихся самолетов RAAF, включая ''Бофорт'' и ''Бофайтер''.

Прежде чем продолжить разговор о цвете Foliage Green, нужно уточнить еще вот что. Многие источники приводят "аналоги'' цветов RAAF по ''Федерал-стандарту''. Это, по меньшей мере, некорректно. Ни один австралийский цвет не имеет точного эквивалента по FS595: этот каталог разработан с целью подобрать цвет, наиболее выгодный заказчику, а не дать точный эквивалент существовавшему когда-то. Сходство между американскими цветами военного времени, описанными в каталоге ANA, и их эквивалентами по FS595 носит лишь приблизительный характер: так, цвет Medium Green не вполне идентичен FS 34092.
Моделисты, а с ними и производители краски, слишком часто попадают в ловушку, пытаясь отождествить реальный цвет и его приблизительный аналог по ''Федерал-стандарту''. С учетом сказанного выше, попытаемся все же найти приблизительный эквивалент для Foliage Green. Образец на карточке из реестра фирмы Spartan ближе всего к FS 24096, но ярче последнего и с большей долей зеленого - но, с другой стороны, и не такой зеленый, как часто упоминаемый FS 24092. Образцы, снятые с авиатехники, разнятся в широких пределах - от вышеописанного, до примерного аналога FS 24079 на ''Бофорте'' и ''Бофайтере''. Очевидно, что все эти образцы, включая и карточки, подверглись воздействию времени, и, вероятно, исходили от разных поставщиков. Мораль: не будьте слишком педантичны, подбирая колер. Это относится не только к цветам австралийских ВВС, но и к военной авиации в целом. Даже партии краски, приобретенные у одного поставщика могут разниться между собой. Между прочим, образец на карточке от фирмы Spartan совпадает с образцом цвета Medium Green, приведенном в опубликованной несколько лет назад книге Джея Дайела ''Камуфляж ВВС США во II мировой войне''.
Наконец, цвета из серии K3 являются гладкими и полуматовыми. Рапорт, составленный в боевой части о влиянии лакокрасочного покрытия на летные данные истребителя P-40, указывает на то, что австралийские (и британские) краски при нанесении давали более гладкую поверхность, по сравнению с американской краской. Эта информация весьма полезна, но вопрос о том, какие именно краски стоит использовать при работе над моделью, остается открытым''.

Мы намеренно обращаем внимание на тот факт, что краски австралийского производства, при высыхании, приобретали характерный мягкий блеск. Но что можно сказать о самом цвете? RAAF одобрили использование Foliage Green не ранее 3 октября 1940 года [4]. В свое время, Джеффри Пентланд допустил существование нескольких вариантов Foliage Green - от ближайшего аналога Medium Green 42 до почти черного цвета. Ныне, изучив документацию RAAF военного времени из Национального Архива Австралии, мы уверены, что RAAF испытывал серьезные затруднения в выборе наиболее подходящего оттенка - в особенности, это относится к цветам Foliage Green и Cockpit Green. Образцы краски, предоставленные ее производителями, не решали дело: нередко поступали жалобы на то, что краска слишком блестящая, слишком тусклая, слишком темная или слишком быстро выцветает! Конечный продукт не отличался однообразием, несмотря на существование спецификации К5.

Выше приведен скан оригинального цветового каталога от фирмы Spartan с образцами цветов. Внеся поправки на все капризы современного компьютера, на интернет, процесс сканирования, на возраст каталога и степень освещенности, мы откроем для себя небезынтересные вещи:
Первое: реестр прямо указывает, что цвета могут изменяться под влиянием погоды и прямого солнечного освещения.
Второе: краски на планер наносились при помощи распылителя, и предварительно их следовало развести вдвое при помощи разбавителя (Normal Thinner). Для получения прочного ЛКП, краска наносилась в два слоя.

Цветовой реестр Королевских ВВС, II мировая война.
Наконец, в качестве иллюстрации мы приводим скан официального реестра RAF, опубликованного в 1976 году в книге ''Британские авиационные цвета II мировой войны'' [5]. Сравним образцы с реестром фирмы ''Спартан''.



Заключение
Чем именно пользуются авторы для отображения Foliage Green? Собственно, любой модельной краской, находящейся в диапазоне FS 34092 - FS 34096. Здесь может подойти Model Master, Polly S, настоящий Humbrol из старых запасов. Жажда подвигов порой заставляет нас добавлять в смесь несколько капель черной краски, или даже использовать эквивалент FS 34079 Dark Green от Humbrol - прямо из банки! Следуя традиции RAAF, авторы приглашают для разговора всех, кто может внести новое в предмет обсуждения.

Ссылки
[1] F.J. Green, Permanent Secretary of the Department of Defense, correspondence dated 11 February 1969 to D. Loughhead, on the history of RAAF camouflage.

[2] Army Air Forces Bulletin No 41, September 16, 1940.

[3] Robert D. Archer, Victor G. Archer; USAAF Aircraft Markings and Camouflage 1941-1947, Schiffer Publishing Ltd, Atglen, USA, 1997. ISBN: 0 7643 0246 9.

[4] Ian K. Baker, Aviation History Colouring Book, Number 8; Ian K. Baker, Melbourne, Australia, 1994.

[5] J.M. Bruce, British Aviation Colours of World War Two; Arms and Armour Press, London, UK, 1976. ISBN 0 85368 271 2.

Text Copyright © 2001 by Gary Byk and Peter Malone

На главную страницу


Hosted by uCoz