Гэри Байк, Питер Мэлоун
Оригинал можно видеть Перевод Матвей Глухарь, 2004 В течение длительного времени, австралийский Департамент по Обороне (Department of Defense) пытается восстановить в полном объеме историю камуфляжа RAAF во время II мировой войны. Эта задача осложняется тем, что многие достоверные схемы окраски, относящиеся к периоду до 1943 года, со временем были утеряны - соответственно, восстановить картину эволюции схем окраски, до недавнего времени не представлялось возможным. Официально, окраска самолетов RAAF определялась ''Общим Руководством для Самолетов'' (Aircraft General Instructions), которое распространялось в летных частях в форме пособий, и дополнялось соответствующими схемами. Камуфляжные цвета и размещение камуфляжных пятен определял штаб в Мельбурне, вместе с буквенными кодами эскадрилий, способом их нанесения и цветом. Командующие отдельными эскадрильями самостоятельно решали, как разместить на самолете код и другую маркировку эскадрильи. Такой порядок существует до настоящего времени; вот почему, самолеты РС-9 76-й эскадрильи окрашены в малозаметные серые цвета, но выделяются ярким ''флажком'' на киле! Нужно принять во внимание, что схемы окраски уничтожались вместе с самолетами, выбывшими из строя из-за морального старения - эта практика приводила к тому, что инструкции обезличивались, все в меньшей и меньшей степени относились к конкретным типам самолетов. Вот почему, сейчас не представляется возможным, составить полный список официальных регламентов. Тем не менее, приведенный ниже краткий обзор освещает все наиболее значимые положения. До 1942-1943 года, на самолеты RAAF наносилась защитная окраска, состоявшая из буро-коричневых (Earth Brown) и зеленых (Foliage Green) камуфляжных пятен. Нижние поверхности окрашивались в бледный желтовато-синий цвет (Sky Blue). В декабре 1943 года, это порядок был изменен. Верхние поверхности стали красить целиком в зеленый цвет (Green), нижние - в серый (Grey). Схемы окраски, изложенные в Общих Инструкциях, в первую очередь, относились к самолетам австралийской постройки, и к машинам, не относящимся к этой категории, но получившим новую окраску в ходе капитального ремонта. Инструкция, требующая обязательного применения Earth Brown и Foliage Green, не распространялась на самолеты, построенные за границей, и поставлявшейся через закупочные комиссии, по ленд-лизу или прямо у производителей. Самолеты, осевшие в Австралии после бегства с оставленных территорий, также могли быть окрашены ''не по уставу''. Это способствовало появлению большого разнообразия схем и цветов. 26 мая 1944 года, было принято решение, лишить камуфляжной окраски все тяжелые и средние бомбардировщики, истребители-бомбардировщики и истребители, направляемые на боевые операции. Превосходство союзников в воздухе было столь очевидным, что нужда в камуфляже сама собой отпала. Однако, это не значит, что все самолеты, задействованные в боях были немедленно ''раздеты'' до голого металла, или же поставлялись в строевые части без окраски. Первые результаты принятой директивы стали сказываться лишь в середине 1945 года, когда RAAF получили первые ''Мустанги''. Штурмовики, транспортные самолеты, связные, разведчики, спасательные самолеты и буксировщики мишеней предписывалось окрашивать в цвет Foliage Green, а самолеты, летающие ночью - в цвет "Night". Учебные самолеты красились в желтый цвет, фоторазведчики - в цвет PRU Blue. Интересно отметить, что до мая 1944 года Общие Инструкции не дополнялись официальными схемами. Возможно, это означает, что схемы окраски, принятые в эскадрильях, не являлись официально принятыми, а были разработаны в полевых условиях или на авиазаводах [1]. K3/177 Foliage Green - что это такое? С началом поставок авиатехники из США, в дополнение к самолетам британского производства, выяснилось, что цвета американской авиатехники, особенно зеленый, гораздо лучше маскируют ее на фоне типичного австралийского ландшафта. В этой ситуации, достаточно логичным выглядит решение, освоить промышленный выпуск краски того же оттенка на местных предприятиях. Таким образом, Foliage Green являет собой ''местный'' аналог цвета USAAF Medium Green 42. Исходя из этого, принято считать, что ближайшим, но не очень точным эквивалентом цвета Foliage Green по ''Федерал-стандарту'' является цвет FS 34092. Так ли это? К вопросу о Federal Standard Существует также устоявшееся мнение о том, что австралийские ВВС в одночасье создали технические инструкции и приказы, касающиеся камуфляжных покрытий, едва началась II мировая война. Это также не соответствует истине, по той причине, что RAAF перенял многое, созданное другими - прежде всего, английскими Королевскими ВВС. Начало второй мировой вызвало заметные изменения в окраске австралийских военных самолетов. Эти изменения проявились чрезвычайно быстро: в США и Британии в массовом порядке приобреталась авиатехника, причем разными способами - частично по ленд-дизу, частично за деньги, а многие машины прибыли на остров после бегства с оккупированных территорий. При этом, условия поставки самолетов диктовали "хозяева" техники - англичане и американцы. Приведенная выше позиция прежде была озвучена на форуме HyperScale следующими словами:
Прежде чем продолжить разговор о цвете Foliage Green, нужно уточнить еще вот что. Многие источники приводят "аналоги'' цветов RAAF по ''Федерал-стандарту''. Это, по меньшей мере, некорректно. Ни один австралийский цвет не имеет точного эквивалента по FS595: этот каталог разработан с целью подобрать цвет, наиболее выгодный заказчику, а не дать точный эквивалент существовавшему когда-то. Сходство между американскими цветами военного времени, описанными в каталоге ANA, и их эквивалентами по FS595 носит лишь приблизительный характер: так, цвет Medium Green не вполне идентичен FS 34092. Мы намеренно обращаем внимание на тот факт, что краски австралийского производства, при высыхании, приобретали характерный мягкий блеск. Но что можно сказать о самом цвете? RAAF одобрили использование Foliage Green не ранее 3 октября 1940 года [4]. В свое время, Джеффри Пентланд допустил существование нескольких вариантов Foliage Green - от ближайшего аналога Medium Green 42 до почти черного цвета. Ныне, изучив документацию RAAF военного времени из Национального Архива Австралии, мы уверены, что RAAF испытывал серьезные затруднения в выборе наиболее подходящего оттенка - в особенности, это относится к цветам Foliage Green и Cockpit Green. Образцы краски, предоставленные ее производителями, не решали дело: нередко поступали жалобы на то, что краска слишком блестящая, слишком тусклая, слишком темная или слишком быстро выцветает! Конечный продукт не отличался однообразием, несмотря на существование спецификации К5. Выше приведен скан оригинального цветового каталога от фирмы Spartan с образцами цветов. Внеся поправки на все капризы современного компьютера, на интернет, процесс сканирования, на возраст каталога и степень освещенности, мы откроем для себя небезынтересные вещи:
Ссылки [2] Army Air Forces Bulletin No 41, September 16, 1940. [3] Robert D. Archer, Victor G. Archer; USAAF Aircraft Markings and Camouflage 1941-1947, Schiffer Publishing Ltd, Atglen, USA, 1997. ISBN: 0 7643 0246 9. [4] Ian K. Baker, Aviation History Colouring Book, Number 8; Ian K. Baker, Melbourne, Australia, 1994. [5] J.M. Bruce, British Aviation Colours of World War Two; Arms and Armour Press, London, UK, 1976. ISBN 0 85368 271 2.
|