Цветовые коды для механического и пневматического оборудования
Использовавшаяся литература
Таблица 1. Производители краски и самолетов
Таблица 2. Образцы цветов CMPR
Таблица 3. Образцы цветов CMPR
Таблица 4. Цветовые коды для механического и пневматического оборудования
Довоенный период: 1923 - 1938
Итальянские ВВС (Regia Aeronautica) стали самостоятельным ведомством 23 марта 1923 года. С 1923 по 1936, большинство итальянских истребителей довоенного периода - такие, как Фиат CR.32, не окрашивались. и имели естественный цвет металла (камуфляжная схема G2, таблица 3). Самолеты с полотняной обшивкой покрывались серебрянкой на лаке. С началом крупномасштабных боевых действий в Эфиопии и Испании, ВВС начали экспериментировать со сложными камуфляжными схемами: в состав одной схемы входило до 5 различных цветов. Во время войны в Эфиопии, ВВС Италии имели подавляющее превосходство: потому, особой необходимости в камуфляже не было, и самолеты маркировались ярко-красными кольцевыми полосами, помогавшими быстро обнаружить машину после вынужденной посадки. "Колониальные" бомбардировщики, такие, как Ca.133 и SM.81, окрашивались в цвет слоновой кости Bianco Avorio (камуфляжная схема G1, таблица 3). На крыло сверху также наносились ярко-красные полосы. "Настоящий" мноргоцветный камуфляж, маскирующий истребители, бомбардировщики и штурмовики, появился уже во время гражданской войны в Испании. Самыми распространенными, были двух - и трехцветные камуфляжные схемы с ломаными линиями перехода цветов, либо нанесением мелких темных пятен на более светлый фон.
Камуфляжная серия Mimetica (1938 – 1941)
С началом боевых действий, ВВС занялись разработкой схем окраски самолетов, предназначенной для их маскировки на земле и в воздухе. В 1936 году, Амедео Мегоччи, исследователь тактики применения бомбардировочно-штурмовой авиации, впервые предложил использовать камуфляж для окраски самолетов, «работающих» на малой высоте - с тем, чтобы затруднить их обнаружение и атаку сверху. ВВС приняли предложенные идеи, и в течение нескольких последующих лет разработали серию камуфляжных цветов (Mimetica). Краски наносились на истребители, бомбардировщики и штурмовики, большими, волнистыми полосами (см. образцы цветов А-Б, таблица 3). Вначале, камуфляж наносился только на крылья, позднее им стали покрывать и фюзеляж. Первыми цветами этой схемы стали желтый (Giallo Mimetico), зеленый (Verde Mimetico) и коричневый (Marrone Mimetico).
Оттенки этих цветов изменялись в зависимости от производителя краски и авиатехники. Известны четыре типа желтого цвета: Giallo Mimetico 1 (FS 33531), 2 (FS 33481), 3 (FS 33434) и 4 (FS 30266). Также существует три типа зеленого цвета - Verde Mimetico 1 (FS 34258), 2 (FS 34092) и 3 (FS 34102). Что касается коричневого цвета, он представлен тремя разновидностями - Marrone Mimetico 1 (FS 30118), 2 ( FS 30109) и темно-коричневый цвет Bruno Mimetico ( FS 30227). Помимо вышеуказанных цветов, широко применялись оттенки Marrone Mimetico 53193 (FS 30140) и Verde Mimetico 53192 (FS 34227).
Нижние поверхности, как правило, не красили, оставляя естественный цвет алюминия – такая практика имела место вплоть до конца 1930 года, когда началось использование серого цвета Grigio Mimetico (FS 36231). Grigio Mimetico являлся стандартным цветом для нижних поверхностей с начала войны до 1941 года.
Опыт испанской войны подсказал итальянцам, что контрастные полуматовые цвета, наносившиеся угловатыми полями, маскируют самолет не лучшим образом. С 1937 года, ВВС стали окрашивать самолеты по новой схеме: формально, эта схема была утверждена 14 марта 1938 года, директивой Генеральной Дирекции по Авиационной Промышленности (Direzione Generale delle Custuizioni Aeronautica, DGCA). Первыми субъектами директивы стали самолеты итальянской добровольческой группы в Испании («Aviazione Legionaria»), затем под ее действие попали заново выпущенные серийные машины. Так называемая «сотовая» схема окраски использовала уже имеющиеся цвета, но схема нанесения усложнилась: контрастирующие цвета наносились мелкими размытыми пятнами (Схема В, таблица 3). Такая схема применялась вплоть до конца войны. Важно отметить, что на тоттмомент были стандартизованы только схемы, но не цвета - единый цветовой реестр Tavola X появился намного позже. Естественно, это привело к тому, что три главных цвета, указанных в директиве DGCA - Giallo Mimetico, Verde Mimetico и Marrone Mimetico, различались, в зависимости от производителя краски. Интересно отметить, что производители не указывали "единичку" в наименовании сорта краски: Giallo Mimetico, Verde Mimetico и т.д. Этот индекс (1,2,3) соответствует современным средствам (метод CMPR), позволяющим определить происхождение краски. Например, краска Giallo Mimetico 1 выпускалась компанией Инвес, Giallo Mimetico 2 - компанией Маскиадри, Giallo Mimetico 3 - компанией Арсон-Сиси (Таб. 1). Так как компания Inves поставляла краску Фиату, цвет Giallo Mimetico 1 встречается на первых "мелкотравчатых" схемах CR.32 и G.50, вместе с Verde Mimetico 1 и Marrone Mimetico 1 (эти краски также выпускала компания Инвес).
В рамках «сотовой» схемы, имели место различия в окраске, между производителями авиатехники, между строевыми частями, и во многих случаях между отдельными самолетами. Так, в качестве фонового цвета мог использоваться желтый или зеленый, поверх которого наносились контрастные пятна. Сами пятна были различной формы, пропорций и размеров – например, пятна Giallo поверх зеленого фонового цвета Verde; либо светло-зеленые пятна Verde Chiaro, на фоне темно-зеленого Verde Scuro, или наоборот. К этим цветам часто добавлялся третий - Marrone Mimetico или Bruno Mimetico. Наконец, вместо третьего, коричневого цвета, использовались два зеленых и желтый оттенок. В рамках «сотовой» схемы существует два основных типа окраски:
частое наложение пятен – обычно, темно-зеленого цвета на фоне желтого.
редкое наложение пятен – желтые или светло-зеленые поверх темно-зеленого фонового цвета, или наоборот. Иногда к этой схеме добавляли разрозненные пятна Marrone или Bruno.
*Всегда проверяйте схему на достоверность, при помощи различных фотографий или специальной литературы.
В дополнение к различным вариантам стандартных камуфляжных схем, выбор цветов и способов их нанесения различался между производителями, в зависимости от поставщика краски (таб.1):
SIAI («Савойя-Маркетти») SM.79 и SM.81 – цвета Verde Mimetico 1, Giallo Mimetico 3 и Marrone Mimetico 3
Бреда Bа 65 – вместо волнистых линий, фирма наносила цвета Giallo Mimetico 3, Verde Mimetico 3 и Bruno Mimetico крупными пятнами с четкими краями.
Бреда Ba 88: самолеты этого типа, применявшиеся в начале 1940 года в Ливии, не окрашивались при помощи цветов Niccola Chiaro and Verde Oliva Scuro. На них также не наносились белые ленты. Эта информация подтверждается в статье, опубликованной в февральском номере журнала Notiziario Club Modellismo Plastico Ravenna за 2004 год, и посвященной Ba 88 (стр. 11). Белые фюзеляжные ленты появились в конце 1040 года, а цвет Nocciola Chiaro был представлен во второй половине 1941; на снимке, опубликованном в книге камуфляжных схем CMPR-GAVS-GMT, на странице 55, запечатлен самолет с доработанным крылом, ни один из которых не летал в Африке.
Выдержка из статьи, опубликованной в CMPR 2/2004:
Камуфляж и маркировка: Камуфляж «Бреда» Ba.88, в том виде, как он представлен на снимках из клубного архива, является уникальным. Фоновый цвет для верхних поверхностей – Verde Mimetico 3 (вероятно), поверх нанесены очень мелкие размытые пятна Giallo Mimetico 3 (вероятно). Нижняя поверхность планера окрашена в цвет Grigio Azzurro Chiaro 1 (сине-серый). Такой камуфляж также наносился на самолеты, направляемые в Африку. Изображенный ниже профиль «североафриканского» Ва.88 взят из инструкции к декали Tauro Models Decal Sheet TM 72/522. (Рикардо Тротта)
Компании FIAT, CMASA и CANSA использовали цвета Giallo Mimetico 1, Verde Mimetico 1 и Marrone Mimetico 1.
FIAT использовал цвета Giallo Mimetico 1, Verde Mimetico 1 и Marrone Mimetico 1 на ранних истребителях CR.32 и первой партии выпущенных G.50 (с закрытой кабиной).
На поздних G.50 и CR.42 применялись цвета Giallo Mimetico 3, Verde Mimetico 3 и Marrone Mimetico 2.
Компании «Капрони» и «Аэронавтика Предаппио» использовали цвета Marrone Mimetico 2, Verde Mimetico 3, Giallo Mimetico 3, Bruno Mimetico, Marrone Mimetico 53193 и Verde Mimetico 53192
Компания IMAM применяла цвета Giallo Mimetico 3, Verde Mimetico 3, Marrone Mimetico 2 и Bruno Mimetico.
«Макки» использовали цвета Verde Mimetico 2, Verde Mimetico 53192, Giallo Mimetico 4 and Bruno Mimetico.
Истребители МС.200 «Саетта» окрашивались в зеленый цвет Verde Mimetico 2, поверх которого наносились пятна Bruno Mimetico и Giallo Mimetico 4.
«Пьядджо» использовали цвета Giallo Mimetico 2, Verde Mimetico 2, Marrone Mimetico 2 и Bruno Mimetico.
«Редджиане» использовали цвета Giallo Mimetico 3, Giallo Mimetico 4, Verde Mimetico 2, Marrone Mimetico 1 и Marrone Mimetico 2.
Истребители Re.2000 окрашивались следующим образом: фон - Giallo Mimetico 3, камуфляжные пятна - Marrone Mimetico 2 и Verde Mimetico 1.
Камуфляжный цвет
Поставшик краски
Производитель авиатехники
Giallo Mimetico 1
Inves
FIAT
Giallo Mimetico 2
Masciadri
Piaggio
Giallo Mimetico 3
Arson-Sisi
Breda, Caproni, CRDA, FIAT, IMAM, SIAI
Giallo Mimetico 4
Max-Mayer
Aermacchi, IMAM
Verde Mimetico 1
Inves
FIAT
Verde Mimetico 2
Max-Mayer
Aermacchi, Piaggio
Verde Mimetico 3
Masciadri
Breda, Caproni, FIAT, IMAM
Verde Mimetico 53192
Arson-Sisi
Breda, Caproni, CRDA, FIAT, SIAI
Marrone Mimetico 1
Inves
FIAT, SIAI
Marrone Mimetico 2
Masciadri
Caproni, FIAT, IMAM, Piaggio, SIAI
Bruno Mimetico
Arson-Sisi
Breda, Caproni, CRDA, IMAM, Aermacchi, Piaggio
Marrone Mimetico 53193
Arson-Sisi
CRDA, SIAI
Нижние поверхности окрашивались в цвет Grigio Mimetico всеми производителями, хотя отдельные самолеты не окрашивались снизу – в основном, довоенной постройки. Рассмотренные схемы окраски использовались на Европейском и Африканском ТВД – тем не менее, предпочтение всегда отдавалось схеме с желтым фоновым цветом, если это было возможно.
Камуфляжная серия 2: Тавола 10 (1941-1943)
В 1941 году, многообразие схем окраски, применявшихся в итальянских ВВС, стало поводом для издания новой директивы. Ее целью было упрощение цветовой гаммы и применявшихся схем камуфляжной окраски. Конечным результатом стало сокращение цветов до 10 (так называемые цвета Тавола). Все цвета, согласно директиве, должны были быть матовыми, а граница между «верхним» и «нижним» цветом – размытой. Не менее важным, представляется то, что директива устанавливала стандартную схему окраски. Новыми цветами были: Nocciola Chiaro 4 (FS 30219) Verde Oliva Scuro 2 (FS 34052) Grigio Azzurro Chiaro 1 (FS 36307).
Новая стандартная камуфляжная схема выглядела следующим
образом: североафриканский ТВД – фоновый цвет Verde Oliva Scuro
2, поверх – мелкие пятна
Nocciola Chiaro. По директиве, все «старые» светло-желтые
и светло-зеленые тона изымались из употребления, также как и Marrone
Mimetico и Bruno Mimetico. Однако, все запасы уже произведенной
краски, согласно той же директиве следовало использовать полностью,
как в серийном производстве, так и в ремонтных мастерских – так
что, «старые» цвета можно было видеть и после 1941 года.
Такая ситуация сохранялась вплоть до капитуляции Италии – за исключением
еще одной директивы, изданной в 1942 году, и касающейся «африканской»
схемы. По ней, верхние поверхности самолетов надлежало красить в
цвет Nocciola Chiaro 4, поверх которого наносить мелкие пятна Verde
Oliva Scuro 2. Наконец, следует рассмотреть, что обозначает понятие
«мелкие пятна» применительно к тому или иному производителю:
FIAT: на последних сериях CR.42 и G.50 и прототипе G.55, фоновый цвет был Verde Oliva Scuro, поверх наносились большие округлые пятна Nocciola Chiaro
«Макки»: истребители C.200, C.202 и C.205, задействованные на африканском ТВД, окрашивались в цвет Nocciola Chiaro, поверх которого наносились так называемые «кольца дыма» или «амебы», цвета Verde Oliva Scuro
Морская авиация
Летающие лодки (например, Кант Z.501) и поплавковые гидросамолеты вступили в войну «с блеском» – планеры покрывались серебрянкой на лаке. Погружаемые части окрашивались в матовый черный цвет. С началом войны, с верхних поверхностей крыльев удалили ярко-красные полосы быстрого обнаружения (цвет Rosso Bandiera 8 FS 31105). Эти полосы были разработаны для нанесения на машины, задействованные в Эфиопии: активность истребителей там была фактически нулевой, а ярко-красный цвет помогал в кратчайший срок обнаружить самолет, потерпевший аварию. С началом войны, итальянский триколор на рулях направления стали заменять на савойский крест, поверх Verde Mimetico. Директива, изданная в 1941 году, потребовала перекрасить верхние поверхности самолетов морской авиации в темный серо-синий цвет Grigio Azzurro Scuro 3 (FS 36118). Этот цвет более подходил для Средиземноморья.
Специальные цвета и схемы
На самолетах SM.79 в 1940 году стали применять новую камуфляжную схему: крупные полосы цвета Marrone Mimetico 53193, параллельно которым шли полосы Giallo Mimetico 3 (или Verde Mimetico 3) или Verde Mimetico 53192 (или Giallo Mimetico 3). Такая камуфляжная схема также состояла из повторяющихся и блеклых полос Giallo Mimetico 3, Marrone Mimetico 53193 и Verde Mimetico 53192. Существовали и другие схемы окраски, скорее всего не заводские – чаще всего, они обнаруживаются на торпедоносцах, таких, как S.79 «Спарвиеро». Как пример, можно представить схему с фоновым цветом Giallo Mimetico, поверх которого наносились крупные пятна Verde Mimetico 1, 2, 3 или Verde Mimetico 53192 – а в качестве примера позднего камуфляжа, схему с пятнами Grigio Azzurro Chiaro поверх Verde Oliva Scuro 2. Чтобы усилить маскировочный эффект в окраске маловысотных торпедоносцев, особенно на последнем этапе захода на цель, носовая часть фюзеляжа и крыло окрашивалась в цвет Grigio Azzurro Chiaro.
Ночная авиация
Ночные истребители обычно окрашивались целиком в матовый черный цвет: при этом, закрашивались и белые поля в опознавательных знаках (за исключением, иногда, савойского креста на руле направления). На ночных бомбардировщиках, в черный цвет окрашивались нижние и боковые поверхности фюзеляжа. Верхние поверхности сохраняли заводские камуфляжные цвета (особенно, в случае с цветом Verde Oliva Scuro 2, использовавшимся на S.79 III). Как и в случае с истребителями, белые полосы на фюзеляже закрашивались.
Самолеты иностранной постройки
В большинстве случаев, трофейные самолеты не перекрашивались – с них просто удаляли опознавательные знаки. Иногда, цвета заменяли на итальянские камуфляжные – например, Grigio Mimetico или Grigio Azzurro Chiaro 1, в зависимости от периода времени – для нижних поверхностей, Verde Mimetico 2 или Verde Oliva Scuro 2 – для верхних. Три Мессершмитта Bf 110 C и несколько Дорнье Do 217 J, поставленных итальянским ВВС, были целиком окрашены в черный цвет, хотя полной уверенности в этом нет. Связные самолеты Fi.156 окрашивались в цвет Verde Mimetico 2 – известна только одна машина, окрашенная по североафриканской схеме. Более сложной представляется ситуация с истребителями Bf 109 F и G. Наряду с тропической схемой Люфтваффе, некоторые самолеты были перекрашены в полевых условиях в итальянские камуфляжные цвета. Ме-109 G и К, принадлежавшие Итальянской Социальной Республике (ANR), окрашивались по схемам Люфтваффе, в цвета RLM 74/75/76 или RLM 76/80/83. Свастика и немецкие кресты заменялись эмблемами ANR на плоскостях. На обе стороны фюзеляжа, возле закрашенного креста, наносился итальянский флаг. Захваченные французские самолеты также не перекрашивались: опознавательные знаки закрашивались краской Grigio Azzurro Chiaro 1. Так же поступали и с самолетами Виши.
Интерьеры самолетов
На большинстве итальянских самолетов II мировой войны, интерьер окрашивался в зеленый цвет Verde Anticorrosione (FS 34272), хотя конкретный оттенок мог быть различным и зависел только от производителя краски. Например, на истребителях Reggiane, оттенок интерьерной краски был ближе к серому; на других самолетах он был зеленый, близкий к FS 34230. Существует несколько важных исключений - например, фюзеляж S.79 окрашивался изнутри в серый цвет, сходный с Grigio Azzurro Chiaro 1. Относительно интерьеров «Фиата» G.50, обратимся за пояснением к Рикардо Тротта.
«В первом номере журнала «Аэрофан» за 1981 год, мы можем найти статью с выдержками из официального документа C.A.381 «Инструкции и нормативы по монтажу, регулировке и обслуживанию истребителя Фиат G.50 второй серии, выпущенного компанией CMASA. Документ датирован маем 1940 года, то есть до вступления в силу реестра цветов «Тавола 10». По инструкции, внутренние поверхности фюзеляжа полагалось покрывать серой антикоррозийной краской; неизвестно, был ли этот серый цвет идентичен Grigio Azzurro С hiaro, но он несомненно был серым». После выхода директивы о стандартизации цветов и новом цветовом реестре «Тавола 10» (издана в 1941, вошла в силу в 1942), все интерьеры стали окрашивать в цвет Grigio Azzurro Chiaro 1. Интерьеры самолетов, выпущенных до 1942 года, окрашивались в цвет Verde Anticorrosione, истребителей Reggiane Re. 2000 и Re .2002 – в цвет FS 34227. Так как многие машины, например MC. 200 и MC. 201 выпускались до и после 1942 года, получить ответ на вопрос, в какой цвет была окрашена кабина, можно, установив примерную дату выпуска по серийному номеру ( Matricole Militare MM).
Цвета ANR 1944-1945
Итальянские ВВС, оставшиеся на севере страны после капитуляции, использовали три основных типа истребителя: Фиат G.55., Макки 205V и Bf.109. В очень небольших количествах также применялся Реггиане Re.2005. За исключением последнего, камуфляжные схемы повторяли немецкие, с цветами RLM 74/75/76 и RLM 80/83/76. Немецкие опознавательные знаки, крест и свастику, в основном закрашивали цветом Grigio Azzuro Chiaro – это относится к машинам, поставлявшимся ANR с немецких складов в 1944-1945 году. Тем не менее, в конце 1945 года, балканские кресты можно было видеть на фюзеляжах и нижних поверхностях крыльев Bf .109. Транспортные самолеты и бомбардировщики также окрашивались по образцу немецкой авиатехники: как правило, это был однотонный цвет Verde Oliva Scuro.
Камуфляжные схемы CMPR: 1936-1943
В таблице 3. каждый образец нанесения камуфляжа сопоставлен с перечнем соответствующих цветов. Первый цвет соответствует краске, наносившейся в первую очередь, второй - цвету камуфляжных пятен, третий - цвету нижних поверхностей. Например, цвет С1:
Giallo Mimetico 1-2-3-4
Цвет основы
Verde Mimetico 2-3-53192
Цвет мелких камуфляжных пятен 1
Marrone Mimetico 2-3-53193 или Bruno Mimetico
Цвет мелких камуфляжных пятен 2
Grigio Mimetico
Цвет нижних поверхностей
Таблица 3. Образцы камуфляжной краски CMPR [Postiglioni, U. and Degl'Innocenti, A., Colori e Schemi Mimetici Della Regia Aeronautica, II Edizione, CMPR, GAVS sez Roma, GMT, 2a Ristampa, 1997]