Эволюция камуфляжа Me 163B Перевод Матвей Глухарь, 2003 Оригинал здесь В строевых частях Люфтваффе, самолеты Ме-163 окрашивались в камуфляжные схемы семи различных типов. Приведенный ниже список строго хронологичен, хотя, по мере все более глубокого понимания темы (особенно устанавливая даты фотосъемки), порядок появления схем зачастую меняется. Например, камуфляж из мелких пятен (№ 7), мог появиться также одним из первых. Любые комментарии по этому поводу будут только приветствоваться! 1. Многие, а возможно и все ранние Ме-163В, были целиком окрашены в светло-серый цвет, и в таком виде совершали полеты. Воздушная разведка над авиабазой Бад Цвишенан 8 мая 1944 года, показала наличие пяти или шести Ме-163; было отмечено, что все самолеты несли обычную защитную окраску, в то время, как большинство машин, наблюдавшихся на том же аэродроме незадолго до того, было окрашено в светлые тона. Разведывательный полет над испытательным комплексом Йезау 29 июня 1944 года, показал наличие 10 ''Комет'', все без исключения в светлой окраске. Заводские номера машин, которые в то время проходили испытания, трудно установить в точности; похоже, это были либо последние из 70 машин, построенных заводом ''Мессершмитт'', либо ранние Ме-163, выпущенные фирмой Клемм (серийные номера 4400хх). Первый серийный самолет, построенный этой фирмой, нес номер 440009, и был разбит при аварии в Венло, 26 июля 1944 года. Наблюдение указывает, что по меньшей мере 70 ''Комет'' покинули заводские цеха без защитной окраски. Вот почему камуфляж ранних Ме-163 был столь многообразен: камуфляжные цвета наносили уже в строевых частях, вероятно без строгих инструкций и схем окраски. 2. Возможно, первый шаг в эволюции камуфляжа Ме-163 - это нанесение мелких пятен на хвостовую часть фюзеляжа поверх общей серой окраски. Края ниши, куда убиралось хвостовое колесо, был либо покрыты грязью, либо ''задуты'' темной краской. 3.По моим личным представлениям, первой, для строевых Ме-163В, стала камуфляжная схема, состоявшая их двух темных цветов и покрывавшая все поверхности машины. Почти все источники утверждают, что это были цвета RLM 81/82. Однако, уточнение дат сделанных снимков (см. страницу ''Белая пятерка'') показывает, что для значительного числа самолетов такая окраска нереальна: машины были окрашены в ''старые'' цвета 74/75, и даже 70/71, применявшиеся в начале войны. Сравнив эти фотографии со снимками машин с подтвержденной окраской 70/71 и 74/75, я твердо уверился в том, что ранние Ме-163 были окрашены по схеме 70/71. Это не относится к Ме-163В конечных серий выпуска, впоследствии захваченным союзниками в Хузуме - более вероятно, что последние окрашивались по поздней схеме RLM 81/83/76 (хотя этот вопрос все еще требует серьезного исследования). Выбор цветов RLM70/71 отнюдь не случаен. Камуфляжная схема 74/75/76 появилась в тот момент, когда истребители в основном летали над морем: цвета 74 и 75, представлявшие собой два оттенка серого, подходили для задач такого рода больше, чем темно-зеленые цвета 70 и 71. Ме-163, как известно, представлял собой перехватчик объектовой системы ПВО; понятно, что его появление над морской поверхностью исключалось в принципе. Для таких целей, ''земной'' камуфляж годился больше. Другой аспект заключался в том, что истребители союзников уже атаковали на аэродромы, и вопрос маскировки самолета на стоянке становился все более актуальным. Наконец, старая схема окраски 70/71/65 все еще применялась на бомбардировщиках, транспортных самолетах, и даже истребителе ''Дорнье'' Do-335. Таким образом, речь идет не об использовании краски, вышедшей из употребления - но о камуфляжной схеме, которая в 1944 году все еще применялась на официальных основаниях. Использовались ли в этой схеме один, или два цвета, трудно судить. Хотя, Люфтваффе очень редко использовали один камуфляжный цвет для верхнего покрытия - вероятнее всего, цветов было два. Возможно, это был ''осколочный'' камуфляж. 4. Четвертая по очередности появления схема представляет собой вариант первой, но здесь вертикальное оперение окрашено в светло-серый цвет ( 65 или 76), поверх которого нанесены мелкие пятна. Непонятно, каким образом эта схема могла уменьшить степень заметности самолета. Отмечалось, что сходным образом окрашивались самолеты Ме-262 - чтобы замаскировать их от налетов американской и английской авиации на аэродромы. 5. Еще один возможный вариант окраски - покрыть мелкими пятнами хвостовую и носовую часть фюзеляжа; при этом, камуфляжный рисунок на крыле распространялся на фюзеляж, а зоны его распространения более-менее продолжали линии передней и задней кромки. Еще одна возможность - это полностью покрыть самолет пятнами, как в случае с шестой по счету схемой; но очень крупными пятнами. 6. Эта схема отмечена всего на двух самолетах: на них, на хвостовую часть фюзеляжа нанесен камуфляж из цветов, резко контрастирующих друг с другом. И в том и в другом случае, фюзеляж и крыло выглядят очень темными. Первый снимок показывает очень странное сочетание цветов. Второй из них, возможно, подвергался ретуши в послевоенный период, но с моей точки зрения, он выглядит достоверно. 7. Очень часто, встречаются фотографии, где фюзеляж полностью окрашен светлой краской, а поверх нее нанесены более светлые, или темные пятна. Крылья, похоже, окрашены в темный цвет. Ссылки: 2. 'German aircraft markings 1939-1945', Ken Merrick (1977). В своей книге, Кен Меррик высказывает мнение, что ''Кометы'' окрашивались в цвета RLM 02, 70, 71 и 65 - по схемам, приведенным выше. Тем не менее, следует сделать важное замечание. К 1977 году, существование ''поздних'' камуфляжных цветов RLM 81, 82, 83 только что обнаружилось, и важность этого открытия, похоже, еще не успели оценить. Выводы Меррика необходимо рассматривать в этом свете. Однако, приятно видеть, что, до того, как цвета RLM 81, 82 и 83 стали считаться едва ли не универсальными для Люфтваффе, наиболее вероятными цветами считались 70 и 71. 3. 'Komet - The Messerschmitt 163', Jeffrey Ethell (1978). Эта книга имеет приложение, с камуфляжными схемами Ме-163. Книга также относится к тому периоду, когда цвета 81, 82 и 83 еще не были известны. Я думаю, что приложение в основном было навеяно статьей в альманахе IPMS USA. 4. 'The Official Monogram Painting Guide to German Aircraft 1935-1945', Ken Merrick & Thomas Hitchcock (1980). В этой книге, упоминаются совершенно иные цвета. По мнению авторов, верхние поверхности ''Кометы'' окрашивались в цвета 74/75, или 81/83; нижние - в цвет 76, а мелкие камуфляжные пятна - в цвета 02, 74, 75, 82, 83. Также упоминается фюзеляж, ''запятнанный'' краской 83 поверх 02. Известно, что Кен Меррик проводил анализ краски ''Кометы'' из австралийского музея Пойнт-Кук, и вошедшие в его книгу цветовые образцы RLM 81 и 82 считаются очень точными. Планировалось издать книгу заново, в полностью обновленном варианте, но недавно эти планы были остановлены. Тем не менее, идут разговоры, о том, что Кен Меррик ныне считает цвета 74 и 75 маловероятными для ''Кометы''. 5. 'Luftwaffe camouflage and markings 1935-45 Volume 3'. J.R. Smith & J.D. Gallaspy (19...). Комментарий к этой книге будет сделан позже. 6. 'Oberflachenschutzverfahren und Anstrichstoff der deutschen Luftfahrtindustrie und Luftwaffe 1935-1945'; Michael Ullmann (2000). Книга Михаэля Ульмана ''Технология защиты поверхности и лакокрасочные материалы в Люфтваффе 1939-1945'' не содержит информации, посвященной непосредственно Ме-163. В ней подвергаются анализу два цветных снимка ''Кометы'' - машины из музея Пойнт-Кук, и остатков самолета с черным тактическим номером 13.
|