Многие читатели задаются вопросом: является ли схема окраски истребителей Люфтваффе RLM 71/ RLM02 достоверной? Например, Сэм Крейверс из г. Рэнкорн, гр. Чешир, пишет, что, изучив различные технические мануалы Люфтваффе, посвященные камуфляжным схемам и цветам - в частности, руководство по обращению с лакокрасочными покрытиями (LDv TD (luft.), он не нашел свидетельства того, что цвет RLM 70 (или 71), использовавшийся при окраске верхних поверхностей самолетов, входил в одну схему с RLM 02. Он, как и многие другие читатели, полагает, что это были цвета RLM 74/75. Действительно, на снимках, сделанных до 1940 года, верхние поверхности самолетов выглядят почти однотонными, а после - наблюдается ясно различимый цветовой контраст. Напрашивается вывод, что в этот период имела место смена камуфляжа. Итак, какими фактами мы располагаем? 1. Подобно официальным документам RAF/FAA, определявшим схемы окраски
самолетов, техническая документация Люфтваффе не охватывала все реальные,
использовавшиеся на практике схемы. В период с 1935 по 1939 г., существовало
множество подробных инструкций по размещению камуфляжных полей и образцов
цвета, что и наблюдается на самолетах этого периода. После 1938 года,
когда в практику вошли единые стандарты, упростились не только камуфляжные
схемы, но и линии перехода между цветами. Еще позже, в строевых частях
также стали вносить изменения в схемы, не нашедшие отражения ни в
LDv TD, ни в монографиях по отдельным типам самолетов. Тем не менее, после еще более тщательного осмотра WkNr1394, стало очевидно, что ''темный серо-зеленый'' был впечатлением от двух цветов, один из которых был почти идентичен британской зеленой авиационной грунтовке, а второй напоминал Dark Green. Те, кто описывал появившиеся позже ''серые'' немецкие истребители, определяли их цвет как почти идентичный Dark Sea Grey - как видите, ничего общего с самолетами, захваченными во время Битвы за Британию. Эти два словесных описания также отличаются от господствовавшей в начале войны характеристики немецких цветов как ''очень темных зеленых''. 5. Информация из немецких источников, отличных от LDv TD (luft.) довольно скудна: основное внимание уделяется ''полевым'' изменениям, обусловленным новыми тактическими приемами. Летом - осенью 1940 года, британские истребители, наводимые на цель с помощью радара, стремились занять позицию выше приближающихся немецких самолетов. Потери Bf -109 были незначительны, но для Люфтваффе даже это явилось полной неожиданностью - и, разбираясь в происшедшем, они сочли одной из причин слишком темный силуэт ''Мессершмитта'', при наблюдении сверху. Свою лепту внесли и излишне яркие борта фюзеляжа, выкрашенные в RLM 65. Действительно, британский камуфляж куда эффективнее маскировал ''Харрикейны'' и ''Спитфайры'' на фоне сельского ландшафта снизу. Поэтому, в кратчайшие сроки, по Люфтваффе разошлись директивы, предписывающие внести изменения в облик истребителей: для начала, заменить цвет RLM 70 цветом RLM 02. Позднее, было предписано убрать излишнюю яркость цвета RLM 65 на боковых поверхностях, путем нанесения произвольных пятен поверх . В то время, как нанесение слоя RLM 02 поверх RLM 70 (или71) не предполагало большого разнообразия вариантов, второй пункт предоставлял широкое поле для интерпретаций. Смена цвета RLM70 на RLM 02, производилась в походных условиях, и опять-таки без строгих схем нанесения. Вероятно, когда официальные инструкции подоспели, воздушная война вновь сменила методы, и на повестку дня встал вопрос об очередной смене камуфляжа - так что, многие временные схемы остались незапечатленными. Таким образом, истребительный камуфляж люфтваффе можно для удобства разбить на две фазы: 1) ''зеленая'' фаза, начавшаяся в 1937 году и продолжавшаяся до середины 1941 года; 2) ''серая'', продолжавшаяся с 1941 года до окончания войны. Более того, дотоле однозначная функция истребителей делится на множество различных ролей, и, следовательно, различий в цветах (позже - и в стилях, и в размещении камуфляжных полей). Размещение полей ''осколочного'' камуфляжа в течение некоторого времени оставалось неизменным, независимым от тактических задач; но входившие в схему цвета варьировались в широких пределах. Существует свидетельство того, что ''зеленая'' фаза также делилась на ранний (темный) и поздний (светлый) период, продлившийся недолго. Изначально применявшаяся лишь на одномоторных одноместных истребителях, впоследствии эта схема распространилась на появившиеся следом истребители - бомбардировщики (Jabo). Схемы Jabo
Ночные истребители Черно - белая
фотография Подведем итог вышесказанному: в конце 1940 - начале 1941 года, в состав ''осколочной'' схемы камуфляжа истребителей входили цвета RLM 70 (или 71) и 02, нижние поверхности окрашивались в цвет RLM65. Однако, и внутри этой схемы наблюдалась градация, и часть самолетов, вероятно, была окрашена по схеме RLM 74/75/76; при изучении камуфляжных схем того периода, необходимо сперва уяснить с максимальным старанием роль самолета, а затем уже делать выводы о возможных цветах. |