Ян Хантли
Краска цвета Sky - давайте внесем ясность.

Scale Aircraft Modelling, No.1, oct. 1978

Перевод Матвей Глухарь, 2003

Ни один другой британский цвет не вызывает столько недоуменных вопросов, как этот - официально именуемый Sky (примерные аналоги: FS.595А 34424, Methuen 29B2), он же цвет № 210 из реестра BS 381С. Вокруг Sky бродит столько мифов и недоразумений, что многие авторитетные производители краски заявляют в своих каталогах два цвета - Sky type S и Duck Egg Blue, которые на самом деле совершенно идентичны. Какие же причины вызвали столько недоразумений?

Камуфляжное звено №1 (Camouflage Unit Nr.1) - единственная в своем роде часть под командованием Сиднея Коттона, вела секретную аэрофотосъемку над германской территорией, и потому располагала полной свободой действий в маскировке своих самолетов. Успех этой деятельности положил начало разработке более совершенных маскировочных тонов: были созданы разнообразные бледно-зеленые, серые и голубые тона для различных высот, от уровня моря до 30 000 футов. Коттон сделал несколько интересных открытий: во-первых, цвет, казавшийся идеальным на земле, на практике таковым не являлся, так как отраженный от земли свет был далек от лабораторных условий. Во вторых, тщательно вылизанная поверхность самолета без плохо подогнанных поверхностей, углов и грубой матовой краски, добавляла куда больше скорости, чем это представлялось возможным. В третьих, самый причудливый на земле цвет на определенной высоте обретал гармонию с окружающей средой. Такие специально подобранные цвета, названные камутинтами (от английского Camouflage и Tint - оттенок), были пронумерованы, и каждому цвету присвоено определенное имя. Как правило, краски составлялись на водно-клеевой основе (темпера) - ее использование исключало проблемы с дорогостоящей целлюлозой и другим дефицитным сырьем. Работа над камуфляжем являлась теперь основной задачей соединения, так как секретные операции по аэрофотосъемке уже были завершены. Оставался ''незакрытым'' один важный вопрос: каким образом самолет может проникнуть на вражескую территорию, сделать снимки и вернуться на свой аэродром для их дешифровки, оставшись при этом незамеченным?

К началу военных действий, Коттон записал на свой счет несколько дерзких вылетов, успех которых ''состоялся'' только благодаря нанесенному камуфляжу: это привлекло к его открытиям пристальное официальное внимание. Таким образом, маскировочное звено № 1 положило начало истории цвета Sky, так как широко использовало бледный желтовато- зеленый камутинт, названный Duck Egg.

Дневные операции - бомбардировочное командование

К 1939 году дневные, так и ночные бомбардировщики, а так же многие патрульные самолеты Береговой Охраны окрашивались снизу в черный цвет. Военное ведомство сочло, что дневные операции должны осуществляться вне зависимости от погоды, и желательно круглосуточно - поэтому, четкие различия между дневным и ночным бомбардировщиком стирались. Предполагалось, тем не менее, что ночные операции будут иметь место только при ясной погоде, и в этом случае встреча с прожекторами и ракетами может стать весьма проблематичной. Поэтому, единственным подходящим цветом был признан матовый черный. Этот цвет также, в какой-то мере скрадывал самолет при дневных операциях, на высотах 11 000 футов и выше (на фоне голубого неба). Тем не менее, когда группа из 29 бомбардировщиков (''Веллингтоны'' и ''Бленхеймы'') попыталась атаковать портовые сооружения и доки в сложных метеоусловиях 4 сентября 1939 года, она потеряла 5 самолетов. Над Брунсбуттелем (Brunsbuttel) группа попала под яростный зенитный обстрел, а в промежутках на группу наваливались истребители. Нанесенный ущерб, в какой-то мере может быть отнесен и на счет черных силуэтов: атака в силу необходимости была произведена на малой высоте. Экипажи сходились во мнении, что если бы самолеты были окрашены в тон с окружающими сумерками, потери от огня с земли можно было бы и снизить.

К концу 1939 года, части, занятые в дневных бомбовых налетах, настоятельно затребовали подходящий ''дневной камуфляж'' - и, так как потери возрастали, Министерство Авиации, во-первых, вывело бомбардировщики ''Веллингтон'' из дневных налетов; во вторых, обратилось за помощью в Камуфляжное Звено № 1 в поисках подходящего дневного цвета - и те рекомендовали для использования камутинт Duck Egg.

Дневные операции - истребительное командование.

Истребительное командование, начавшее проводить дневные акции, столкнулось с не менее серьезными проблемами, чем Бомбардировочное Командование. Господствовало мнение, что первоочередной задачей RAF является защита метрополии; истребителям отводилась роль борцов с вражескими бомбардировщиками, а встреча с вражескими истребителями над своей территорией даже не предполагалась. Таким образом, любое техническое новшество - например, изменяемый шаг винта - в первую очередь внедрялось на бомбардировщиках, чтобы дать им наибольшее преимущество перед лицом вражеских истребителей. Это привело к тому, что, встретившись с асами Люфтваффе лицом к лицу, англичане оказались в заведомом проигрыше. Это было замечено еще в ходе боев над Францией, но с началом Битвы За Англию, ситуация переросла в насущную проблему.

В то время, как бомбардировщики действовали по предсказуемому и зачастую заранее отрепетированному сценарию, совсем не так дело обстояло с истребителями. Проведенные перед войной учения показали, что, когда в дело вступают наземные части ПВО, страдают в первую очередь свои. Поэтому, была разработана особая схема окраски истребителей с демаскирующими черно - белыми элементами на нижней поверхности крыла - чтобы облегчить быстрое опознавание. Эта ''временная'' особая маскировка с началом войны стала постоянной, и была признана идеальным средством, если требовалось отличить своего от чужого, когда истребители находились над своей территорией - например, когда преследовали бомбардировщики, или входили в прибрежную зону, возвращаясь на свой аэродром.
Тем не менее, с падением Франции, над Юго-Западной частью Англии все чаще стали появляться вражеские истребители, в то время, как крупные соединения бомбардировщиков заходили на цель с разных высот и направлений. Пилоты английских истребителей почувствовали насущную необходимость в применении камуфляжной окраски, снижающей заметность их самолетов.

Истребительное командование убедилось в том, что с помощью радарного наведения несложно вывести истребители на позицию над вражеским строем. Тем не менее, все преимущество терялось, если немецкие экипажи замечали над собой черно - белую маркировку.

Необычной, но в то же время насущной проблемой, стали постоянные доклады о парашютистах - не об одном или двух, а о многих парашютистах. На самом деле, за парашюты принимались белые крылья истребителей на большой высоте, когда самолет входил в пике или выполнял вираж. Черное крыло на черном фоне терялось, но блеск белой поверхности принимался наземными наблюдателями за парашюты. Это еще больше убедило командование в необходимости сменить окраску.

Изучая врага

Поступающие донесения свидетельствовали о том, что ЛКП сбитых вражеских самолетов оставалось гладким, и весило меньше, чем грубая матовая краска, использовавшаяся в RAF. Таким образом, прогноз Министерства Авиации о том, что, вступив в войну, Люфтваффе неизбежно перейдут на матовое покрытие, не сбылся. В поисках лучшей защиты для ночных бомбардировщиков, Министерство поощряло новые исследования. Результатом стала, в частности, разработка новой, ''сверхматовой'' краски. Вопрос ''матовая или гладкая'' со всей очевидностью встал, когда на испытания в Фарнборо поступил захваченный во Франции Ме -109Е. Перекрашенный в британские цвета, этот самолет при испытаниях показал куда худшие характеристики по сравнению с тем, чего добились французы. Это пытались объяснить разницей в октановом числе топлива - но, старший технический состав сделал подсчет, и сделал вывод, что истинной причиной падения ТТХ является разница в весе из за повторной окраски, а также неровное, шероховатое лакокрасочное покрытие.

Гладкая поверхность ЛКП могла бы реально увеличить преимущество, уже полученное от использования изменяемого шага винта. Истребительные части затребовали новую краску.

Эра заблуждений.

Вернемся назад, к тому моменту, когда Министерство авиации, столкнувшись с плачевными результатами дневных бомбовых рейдов, решило воспользоваться рекомендациями Камуфляжного звена №1 и провести полевые испытания камутинта Duck Egg.

Запасы темперы этого цвета отправили в распоряжение многочисленных бомбардировочных эскадрилий, а также одной эскадрильи Береговой Охраны. После одной или двух второстепенных операций в декабре 1939 года, цвет начал распространяться негласно, но во все больших масштабах. К концу марта стало очевидно, что этот цвет чрезвычайно эффективен: самое время было признать его официально. В это же самое время, Управление по Исследованиям и Развитию заказало в ограниченных количествах гладкое ЛКП - в первую очередь, для окраски дневных истребителей. И в это же время, новый камутинт был официально одобрен для окраски нижних поверхностей истребителей - ночников. Дело в том, что в это время в строй вошли новые радары большого радиуса действия с селекцией цели, успешно работавшие до апреля 1941 года - что лишило смысла дальнейшее использование демаскирующей черно - белой окраски.

В это же время, весь процесс передали в ведение заново сформированного Министерства Авиационной Промышленности (МАП) - результат пертурбаций в различных ведомствах авиационного министерства. В этой новой организации, каждый частный вопрос о производстве и поставках решался своим отделом и чиновником. Что же до камуфляжных цветов и маркировки, то было решено, что изменения в них будут происходить намного быстрее, если организовать окраску непосредственно на конвейере - это отнимет меньше усилий, денег и краски.

Приняв такое решение, новое ведомство не придало значения тому, что новоявленный цвет Sky на деле является до того непризнанным камутинтом Duck Egg или Duck Egg Blue. Они ограничились лишь тем, что одобрили новую схему окраски с использованием гладкого ЛКП, состоящую из трех цветов - Dark Green, Dark Earth и Sky, type S.

К несчастью, все заинтересованные лица в министерстве посчитали, что ''S'' относится только к краске типа Sky. На самом деле, суффикс ''S'' (Smooth) относился ко всем заново принятым цветам и обозначал только то, что краски давали гладкое покрытие: Smooth, по - английски, означает ''гладкий''. Другими словами, цвета Dark Green type S и Dark Earth type S являлись глянцевыми эквивалентами своих матовых аналогов.

Недоразумения начались, когда на авиастроительный концерн ''Бристоль'' пришла директива о смене окраски нижних поверхностей бомбардировщиков ''Бленхейм'' и торпедоносцев ''Бофорт'' на цвет Sky type S - в то же время, циркулярное письмо недвусмысленно оговаривало использование этого цвета лишь в истребительной авиации. Ситуация окончательно запуталась, когда представители концерна получили информацию из первых рук, о том, что в полевых условиях и ''Бленхеймы'', и ''Бофорты'' давным-давно красят в цвет Duck Egg Blue, и при этом новоявленный цвет Sky не имеет с ним никаких отличий!

Поскольку многочисленные подрядчики требовали внесения ясности, МАП объяснило в циркулярных письмах, что Duck Egg Blue - это не более, чем словесное описание цвета, официально именуемого ''Sky'' - как это указано в техническом циркуляре DTD № 183, накладной АР 1464/D 144 и т.д. и т.п., а также в подразделе 33В ''Справочника по имеющимся изделиям'' (The Vocabulary of Stores). МАП также дало дополнительные разъяснения: ''Любая краска может быть заказана в двух разновидностях, и добавление индекса ''S'' к любому наименованию краски означает, что поверхность нанесенного ЛКП является глянцевой. Краски без индекса образуют при нанесении обычное матовое ЛКП.''

Еще больше недоразумений.

Корпус наблюдателей и расчеты ПВО после долгих тренировок обрели твердую уверенность в том, что цвет нижней поверхности самолета - это еще одно средство его опознания. Новоявленный ''временный '' цвет Duck Egg Blue, появившийся на ''Бленхеймах'' и ''Бофортах'', поставил их в затруднительное положение; ''рефлекс опознавания'' срабатывал только на стандартные цвета - черный, белый, желтый, оранжевый, серебряный. Потому, было решено дать словесное описание цвета: ''очень бледный зеленый''. Устав от бесконечных вопросов, какой оттенок очень бледно зеленого имелся в виду, штабные ведомства посовещались и решили, что раз уж создатели краски изначально ориентировались на цвет утиного яйца, так зачем же отказываться от данного определения? На то, чтобы выразить в разномастных приказах и объяснениях то, какой цвет имелся в виду, ушли тонны бумаги.

Поскольку на тот момент уже производились в больших количествах миниатюрные модели самолетов, как ради увлечения, так и для быстрого опознавания, и поскольку официальная пресса из кожи вон лезла, освещая успехи Истребительного Командования, цвету Sky пришлось дать простое, нетехническое наименование для общественного пользования - а именно, Duck Egg Blue. Образцы существующих колеров были позже опубликованы в ''Aeroplane Spotter'' и многих других журналах. К сожалению, ни одно официальное описание цвета в течение длительного времени в открытую прессу не попадало.

Sky в дневной истребительной авиации.

Итак, цвет Sky был первоначально воплощен в темпере, и предназначался для истребительной авиации: однако, в полевых условиях, в первую очередь распространился матовый аналог: к июню 1940 года большинство самолетов получили матовую окраску нижних поверхностей. Глянцевая краска, появившаяся только несколько месяцев спустя, наносилась уже при окончательной сборке и сочеталась с новой технологией обработки (ошкуривание и обработка надфилем), чтобы добиться максимального эффекта от получаемой в итоге гладкой поверхности.
Управление по Оперативным Заказам, тщательно отслеживая ситуацию с поставками, уведомило части 11 июля 1940 года, что все дневные истребители должны сменить черно - белые поверхности на Sky к 17 июля. Повторное нанесение опознавательных знаков не предусматривалось; однако, ко всеобщему недоумению, это правило в скором времени было отменено. Было признано необходимым добавить маленькие кокарды на законцовки крыла. Дело в том, что расчеты зенитных батарей не задумываясь, открывали огонь по любой цели, если ее не удавалось опознать сразу. Позже, на крыло вновь стали наносить стандартные кокарды, что давало наибольший эффект.

Когда ''Битва за Британию'' завершилась, последовавшие изменения в тактике с обеих сторон вызвали любопытные изменения в маркировке. Все системы слежения за целью, бывшие в работе во время кампании, вышли из употребления. Люфтваффе перешло на ночные рейды; истребители использовались в роли высокоскоростных маловысотных ударных самолетов. В то же время, мелкие группы бомбардировщиков на малой высоте исполняли роли диверсионных групп. Истребительное командование, чьи перехватчики остались без дела, начало проводить подобные же рейды в прибрежной зоне.

Сперва незначительная, ввиду малого количества задействованных истребителей, проблема опознавания быстро летящего на малой высоте самолета вскоре встала во всей полноте; в ноябре 1940 года, в небе вновь появились истребители с левой консолью крыла, окрашенной в черный цвет - дабы быстро отличить ''своего'' от ''чужого''. Метод оказался эффективным, и потому все истребители, задействованные в рейдах над континентом, были окрашены именно так.

К январю 1941 года, была разработана новая система слежения за самолетом на малой высоте, и начался период ее освоения. Тем не менее, в марте 1941 года, два самолета с окрашенными в черный цвет нижними поверхностями крыльев, успели проникнуть далеко вглубь английской территории, прежде чем их прорыв был обнаружен. Спустя некоторое время, значительно большее по численности соединение нанесло большие разрушения между Саутгемптоном и Плимутом. Чтобы предотвратить подобное в дальнейшем, и учитывая то, что новая система слежения уже была отлажена, было решено вновь вернуться к старой схеме окраски - целиком в цвет Sky, и сделать это до 15 апреля 1941 года.
Истребительное командование продолжало расширять свою деятельность по ту сторону канала - и, в связи с этим, краску цвета Sky признали слишком яркой для низковысотных рейдов в ясную погоду. 15 августа 1941 года было принято решение заменить Sky на Medium Sea Grey. Смена камуфляжа проходила постепенно; последние истребители в первоначальной окраске сошли со сцены лишь 14 месяцев спустя.

Послевоенные новации.

Возросший после войны интерес к маркировке британских самолетов, к сожалению, утвердил в умах идею о двух отдельных цветах - Duck Egg Blue и Sky type S. Ситуация подогревалась многими участниками событий, которые ''держали в памяти'' различные вариации на тему Sky, а также прямыми ссылками на приказы и другие документы, где Sky Type S трактовалось как название цвета.

Цвет Sky имеет множество вариантов. Темпера марки Siscoline содержала намного больше яркого зеленого пигмента по сравнению с серовато - зеленой темперой Carsons. Кроме того, темпера очень быстро блекла, и вскоре начинала выглядеть совершенно не так, как матовая целлюлозная эмаль DTD 308. Темперу могли тщательно не вымешать перед нанесением - и тогда краска становилась голубоватой, так как желтый компонент оставался в емкости.

12 декабря 1940 года в силу вступил приказ Министерства Авиации (АМО) А.926, призванный упорядочить ситуацию, сложившуюся к июню. Приказ подтвердил название краски, принятое при ее официальной регистрации - и, к сожалению, опять как ''Sky type S''. Ошибку не стали исправлять, так как на подходе уже были новые схемы окраски (приняты в апреле 1942 года). Приказ А.664 от 2 июля 1942 года окончательно утвердил название краски ''Sky''.

Ссылка на достоверные приказы подтверждает, что Duck Egg Blue и Sky type S - это один и тот же цвет, а не два разных, существующих в настоящее время в модельном мире. Достаточно обратиться к другим документам авиационного ведомства, и уточнить использование индекса ''S'', чтобы убедиться в этом.

Приложение

Копия письма
Секретно
Входящий SA/S.557
Всем оперативным работникам Корпуса Наблюдателей.
9 апреля 1941 года.

Опознание самолетов: истребители дневного использования - окраска.

Принято решение, что истребители дневного использования в боевых эскадрильях должны быть окрашены следующим образом: нижние поверхности - цвет Duck Egg Blue, вместо используемой ранее схемы окраски крыла в голубой и черный цвет.
2. Красно-бело-синие опознавательные знаки на нижних поверхностях крыла подлежат удалению.
3. Изменение вступает в силу с 15 апреля, четверг. До этой даты допускается эксплуатация самолетов с прежней маркировкой.
4. Данная информация является конфиденциальной и подлежит распространению на наблюдательных пунктах. Необходимые уточнения будут даны в ближайшее время.
(подпись): И.Т. Кортни,
Командующий южной зоной,
Корпус Наблюдателей.

На главную страницу


Hosted by uCoz