Пол Лукас Продолжая дискуссию, развернутую в сентябрьском номере по поводу цвета Olive Green (напомним, что этот цвет применялся на заключительном этапе II мировой войны на самолетах американской постройки, применявшихся в USAAF и поставлявшихся по ленд-лизу в Британию), будет не лишним обобщить всю известную нам информацию о цвете Olive Drab. История цвета Olive Drab В ноябре 1919 года, армейское руководство издало документ US Army Specification 3-1, перечисляющий необходимые для армии камуфляжные цвета - в том числе, зеленовато-коричневый цвет Olive Drab No 22. В ноябре 1925 года, под требования 3-1 решили ''подогнать'' реестр 24-106А, содержавший действительные цвета американской авиации. Цвет 515 Khaki в новом реестре заменили на Olive Drab 22. Последний оставался стандартным цветом всех поверхностей самолетов USAAC, до тех пор, пока ВВС не приняли решение об очередной смене камуфляжа: крылья стали красить в желтый цвет, а фюзеляжи в синий. Цвет OD-22 практически вышел из употребления, но в реестре 3-1 он по-прежнему наличествовал. Очередное обновление, имевшее место в 1943 году, также не затронуло Olive Drab, сменилось только его название: теперь этот цвет именовался No.108. В декабре 1943 года, Olive Drab вошел в бюллетень ANA 166, под маркой ANA 504. Цвет являлся глянцевым, и, по всей видимости, не применялся в маскировочных целях. В 1930 г., USAAC начали разработку матовых защитных цветов. В 1931 году, вышла в свет спецификация 14057, определяющая использование временных камуфляжных цветов. Документ не определял напрямую, какими должны быть эти цвета, но соотносил их с указанными в реестре 3-1. Вслед за испытаниями, в августе 1932 года вышел в свет обновленный реестр 14057-А, а в марте 1938 года - 14057В. В последний, входил цвет Dark Olive Drab 31. Вместе с нейтрально-серым, Neutral Grey 32, он входил в камуфляжную схему, по которой был окрашены истребители P-36A. На авиационном шоу в Кливленде, штат Огайо, 2-4 сентября 1939 года, был показан 21 такой самолет. Разумеется, это был пиар; считалось, что большинство европейских стран, с их камуфлированными машинами, вот-вот вступят в войну, и, чтобы вселить уверенность в американскую публику, современные самолеты USAAC важно было также показать в защитной окраске. К тому моменту, USAAC уже вело испытания камуфляжных цветов. Предварительные заключения были готовы к концу 1939 года. Они свидетельствовали, что наиболее подходящим цветом для верхних поверхностей, будет темный оливково-зеленый, а для нижних - нейтрально-серый цвет. В результате, весной 1940 года, когда военная ситуация в Европе резко обострилась, было принято решение, внедрить заводскую камуфляжную окраску для самолетов Р-40 - на тот момент самых современных истребителей в США. Руководством при составлении цветов послужил реестр 14057-С, изданный в декабре 1939 года. Использовались цвета DOD 31 и Neutral Grey 32; причем первый из упомянутых вернее всего будет описать как разновидность темно-зеленого цвета. DOD 31 также использовался в сочетании с другим оттенком оливковой краски - Light Olive Drab 35. Этот цвет вошел в реестр 14075-С, изданный в марте 1940 года, и, по определению, являлся временным. В незначительных масштабах он использовался на самолетах Дуглас А-20. Краску получали, добавляя 10% краски Chrome Yellow в Olive Drab 31; в итоге, получался более светлый зеленый цвет. Тем не менее, схему признали не более эффективной, чем OD 31 в чистом виде, и потому, выглядит маловероятным, чтобы Light Olive Drab 35 получил дальнейшее распространение. Цветовой реестр 41 Таким образом, к моменту вступления США в войну, Olive Drab 41 являлся стандартным цветом для верхних поверхностей. Интересно отметить, что, в отличие от других цветов, перечисленных в ''реестре 41'', для OD 41 не были установлены определенные пигменты для составления. Наличие того или иного пигмента в его составе определялось ''по усмотрению''. Это означало, что критерием оценки готового продукта служило лишь соответствие цвета эталону, а пигменты могли применяться самые различные. Вследствие этого, партии краски Olive Drab 41, выпущенные различными производителями, могли отличаться по пигментному составу, и потому процесс старения в них протекал совершенно по разному. Отсюда и все разногласия, существующие при оценке этого цвета. Тот факт, что сразу после нанесения, OD 41 являлся темно-зеленым цветом, делает вопрос еще запутаннее. Британские самолеты, построенные на американских заводах, но предназначенные для отправки за океан, окрашивались в два цвета - Dark Green и Dark Earth. Убедившись в том, что Dark Olive Drab 41 - это темно-зеленый цвет, Британия в марте 1942 согласилась на его использование вместо Dark Green, прежде всего в интересах стандартизации - считалось, что это снимет часть производственных проблем. Таким образом, Dark Olive Drab 41 вполне мог иметь сходство с британским камуфляжным цветом Dark Green. Переход к единым цветовым стандартам. JAC согласился, что единый стандарт, объединяющий сходные цвета Британии и США, кардинально упростил бы всю систему. Был составлен список из 13 цветов, которые надлежало сохранить - в том числе, Dark Olive Drab 41. Список подтвердил его использование вместо Dark Green в британской ''наземной'' схеме, а также вместо цвета Dark Slate Grey, использовавшегося при окраске приобретаемых в США самолетов морской авиации. Армейское руководство, очевидно, нашло свои причины, чтобы оспорить решение JAC - оставить цвет DOD 41 в списке стандартных цветов. В феврале 1943 года, они предложили заменить его на другой цвет - Class 204 из реестра TAC ES-680 ( может, кто-нибудь из читателей подскажет, что это за реестр?) Возможно, это имело какое-либо отношение к Цветовым Стандартам для Армии и Флота на эмалевые авиационные покрытия (Army-Navy porcelain enamel aircraft colour standards). Такие стандарты были введены в 1938 году, и, как видно из названия, предназначались для надзора над всеми глянцевыми цветами, предназначенными для армейской и флотской авиации. Реестр A-N содержал блестящий оливковый цвет, известный под названием A-N Olive Drab. Возможно, его оттенок в наибольшей степени подпадал под армейские запросы. Дальше по пути изменений Номер 319 в этом реестре, в колонке TAC ES-680, занимает цвет Class 204. Указано, что он абсолютно идентичен ANA Olive Drab (предложенное армией и одобренное JAC изменение), и ''инженерному'' цвету № 9 (US Engineers colour No.9). Поскольку обозначение ES-680 Class 204 выглядит достаточно туманным, при выяснении точного оттенка ''нового'' оливкового цвета лучше обратиться к ''инженерному'' номеру. Стандартный ''инженерный'' каталог ( US Army Engineers Standard) T-1213, содержащий цвет No 9, определяет область его применения: окраска всех поверхностей бронетехники, и название: Olive Drab. В то время, как JAC рассматривал вопрос об изменении цвета Olive Drab, применявшегося для маскировки самолетов, цвет № 9 уже использовался именно для этих целей на самолетах фронтовой авиации в Северной Африке. Несмотря на то, что некоторые самолеты USAAF на этом театре военных действий были окрашены по ''пустынным'' схемам ,принятым в Британии и США, штаб ВВС в северо-западной Африке принял решение сменить камуфляж на всех самолетах в течение марта 1943 года. Новый основной камуфляж для верхних поверхностей включал себя два цвета по каталогу Т-1213: № 4 Field Drab, и № 9 Olive Drab. Нижние поверхности красились в бледно-голубой цвет, получаемый смешиванием белой и синей краски (Blue Special 307) в пропорции 1 галлон на 1/8 пинты. Вполне возможно, что на верхних поверхностях самолетов нашла применение краска, предназначавшаяся для бронетехники. Вероятно, это был первый случай, когда цвет Olive Drab являлся коричневым. Имело ли его использование какое-либо отношение к решению JAC полностью поменять камуфляжные цвета американской авиации, или нет - неизвестно. Цвета ANA. Таким образом, с апреля 1943 года, все вышеперечисленные обозначения относятся к одному и тому же цвету, который правильнее всего описать как коричневый. Естественный цвет металла Федеральный стандарт 595 Яркий пример тому - цвет Olive Drab 22, взятый из реестра 3-1. В апреле 1943 года, цвет в рамках того же каталога переименовали в No 108, в декабре того же года он вошел в реестр ANA 166 под номером 504 и названием Olive Drab. Затем, этот цвет обобщили с четырьмя другими, и в таком виде внесли в новый реестр ANA 613; далее, он получает номер 1405 по каталогу TT-C-595, становится цветом из реестра FS 595, и наконец принимает окончательную форму FS 595A 14087. Во время всех этих перемещений, первоначальный цвет, обозначенный в реестре 3-1 - довольно светлый зеленовато-коричневый - был утерян, а современный вариант FS 595 представляет собой темный буровато-зеленый цвет, ничуть не похожий на изначальный вариант. Начиная с этого момента, FS 595 начинает пудрить нам мозги. Принято считать, что цвета из этого реестра, идентичные по номеру, кроме первых двух цифр (1 обозначает глянцевую поверхность, 2 - сатиновую, 3 - матовую), не должны не иметь больше никаких отличий. Однако это не относится к Olive Drab! Цвета 14087 и 24087, действительно, имеют сходный тон: темно-зеленый. В то же время, 34087 - это зеленовато-бурый цвет! Вследствие этого, во время перехода от ANA 504 к FS 14087, совсем не очевидно, что планировалась именно эта замена: матовый цвет 34087 куда ближе к цвету ANA. По поводу этих цветов существует лишь одна догадка: вне зависимости от того, использовался ли цвет 1, 2, или 34087, он считался временным, контролируемым Лабораторией по Покрытиям и Химическим Составам Армии США, (US Army Coatings and Chemical Laboratory), и цветовые градации в нем были вполне допустимы. Можно сказать лишь одно - продолжавшаяся годами путаница с цветами, и ''временный'' их статус по FS 595 ничуть не помогают нам с идентификацией цвета Olive Drab! Однако, от разногласий избавились в третьей версии Федерального Стандарта, FS 595B: из него просто выкинули все три обозначения! Цвета 14087 и 24087, входившие в каталог FS595A, в третьей версии обозначены как 14086 и 24086; оба они представляют темно-зеленый цвет с незначительным буроватым оттенком. Что же касается бывшего цвета 34087, в третьей версии каталога он имеет новый номер 34088: коричневый цвет с прозеленью. Таким образом, единственный оттенок Olive Drab, имеющий сегодня близкий эквивалент к FS595B - это ANA 613 Olive Drab, представленный в каталоге под номером 34088. Этот цвет в 1943 году сменил Dark Olive Drab 41. Поскольку вышеупомянутая замена имела место в 1943 году, аналога цвету DOD 41 по Federal Standard не было и нет. Все, что высказывается по этому поводу в книгах и статьях - это авторские предположения, основанные на чем угодно - от сравнения FS 595 с обычной или темной градацией цвета OD 41, до повторения информации того же рода, почерпнутой в каком-либо другом источнике.
Хотя все эти цвета несколько различались по тону, по мнению автора, если оценивать их по FS 595B, все цвета близки к 34088, за исключением Light Olive Drab 35: последний ближе всего к цвету 14255, но несколько темнее его Зеленые тона
Olive Drab для моделистов. Dark Olive Drab 41, почти идеально совпадающий с эталоном из книги Арчера, несложно получить, смешивая 10-12 частей краски Humbrol 159 Matt Khaki, и одну часть цвета 33 Matt Black. Поскольку производители смешивали пигменты для Olive Drab произвольно, оттенки краски от разных производителей выглядели по-разному; потому, нельзя сказать точно, что является достоверным цветом. Следует добиваться общего темно-зеленого тона. Для ANA 613 Olive Drab, можно без всяких смешиваний брать краску Humbrol 155 Olive Drab, так как она соответствует стандарту FS 595B 34088.
|