Обсуждаем нюансы окраски: Р-40Е "Киттихоук"

Перевел Матвей Глухарь, 2007

1. Форум Hyperscale.com, апрель 2007 г.

(Марк Джойс): в данный момент, одна из моих строящихся моделей - "Киттихоук" IA командира авиационного крыла Бобби Гиббса. Вот один из снимков этого истребителя, взятый из прекрасной книги Рассела Брауна "Воины пустыни" (источник-музей RAAF). Подпись указывает, что, возможно, это самолет Гиббса CV-V (ET953). Обратите внимание, здесь нижние поверхности светлые.

А вот еще один снимок, из книги "Р-40 на Средиземноморье" (Kagero Books). Снимок предоставлен авиационным музеем в Сан-Диего. Несмотря на том, что последнее "V" в тактическом коде, на третьем Р-40 в ряду, неразличимо, я почти уверен, что это самолет Гиббса, исходя из рисунка на носу. Дата съемки, указанная в подписи - 15 сентября 1942 года, когда, по идее, Гиббс еще летал на ET 953. И нижние поверхности, как и на других машинах, окрашены в темный цвет.

Итак, я предполагаю, что на снимках - один и тот же самолет, и цвет нижних поверхностей, соответственно, тоже - Azure Blue, но насколько же по-разному он выглядит на верхнем и нижнем снимке! Неудивительно, что я сломал голову по этому вопросу. Если кто-то объяснит, в чем здесь дело, либо поправит меня, если я заблуждаюсь, буду очень признателен. Пока я предполагаю, что различие вызвано исключительно условиями фотосъемки.

Отступая от основного вопроса, я предполагаю, что верхние цвета - Dark Earth и Middle Stone. Я хотел бы показать "мягкий" переход между двумя цветами, и подозреваю, что Middle Stone нанесли поверх "заводской" окраски Dark Green уже после того, как машина ушла с завода. Как вы думаете, это достаточно убедительно?

(Брэндон Сазерлэнд): различные марки старой черно-белой пленки, использовавшейся в 30-е годы и во время войны, передавали синие тона более темными, чем красные. Возможно, кто-то более продвинутый присоединится к разговору, и объяснит все.

(Мичиган Пит): обратите внимание на "кокарды" на втором снимке. Готов поспорить, этот снимок был сделан на ортохроматической пленке, а первый - на той, что мы считаем нормальной. Чрезвычайно темный красный цвет Dull Identification Red в центре опознавательного знака, выглядит почти таким же светлым, как и камуфляжные цвета.

(Стивен Айзенман): второй снимок сделан не на ортохроматической пленке. "Ортопленка" передает красный цвет почти как черный, желтый цвет выглядит грязным, а темно-синий выглядит светлее, чем на оригинале.

(Дэвид О): первый снимок выглядит так, будто съемка производилась через синий фильтр, а второй - через красно-желтый. Это может быть вызвано типом пленки, или установленным на объектив фильтром, но снимки показывают тона из различных точек спектра. Работай со стандартной схемой, и не пудри себе мозги по поводу одной-единственной фотографии.

(Терри МакГрэди): Самолеты поставлялись окрашенными в цвета-эквиваленты "Дюпон", повторявшими Dark Green, Dark Earth и Sky Grey. На Ближнем Востоке, их перекрашивали в ремонтных частях. Также имей в виду, истребитель с тактическим кодом СV-V был не один. Вот, кстати, еще один снимок - уже под другим ракурсом.

Подпись под снимком: "Киттихоуки" 3-й эскадрильи RAAF. Самолет с кодом CV-U окрашен в "пустынный розовый цвет" USAAF, но при этом нижние поверхности - Azure Blue, на красном колесном диске - белая звезда. На всех машинах, набегающая кромка крыла выделена желтой полосой по всему размаху. Фото - Imperial War Museum.

Второй снимок был сделан между 4-м и 15-м сентября 1942 года, так как CV-I (на переднем плане) был получен 4-го сентября, а 15-го потерян.

(Дейв Флеминг): Терри, ты думаешь, что ближний к камере самолет был на самом деле окрашен в цвет USAAC Sand/Pink?

(Терри МакГрэди): я полагаюсь на мнение Феликса Сэнсбери, а он обслуживал эти самолеты. Этот цвет отличался от Mid Stone. Но может быть и Middle Stone - самолет-то новый. По этой схеме было бы интересно покрасить Р-40К от "Хасегавы", хотя на самом деле это один из последних вариантов Р-40Е с форкилем (EV322).

Феликс Сэнсбери был газетным фотографом, до того, как ушел в армию. Мне сказали, что снимки сделаны им.

(Дейв Флеминг): я не оспариваю твое суждение, но мне всегда казалось любопытным - как это, Р-40 мог появиться в такой окраске.

(Терри МакГрэди): меня тоже это интриговало. Вероятно, есть какое-то простое объяснение, но опять-же, слишком много здесь разных "допустим". Я собираюсь снова покопаться в архивах - посмотрим, куда это приведет. Я слышал, в этой окраске был еще один истребитель, но доказательств нет. Вся беда в том, что подпись к любому опубликованному снимку считается неопровержимой истиной. Например, Р-40 2-й эскадрильи SAAF с кодом DB-H: никто не сомневался, что это самолет версии К с серийным номером EW 421, а на деле это был Р-40Е с номером EV 421.

(Грэм Боук): это может быть даже не Azure Blue, а сильно затененный цвет Mediterranean Light Blue - как раз в это время, такую краску использовали ремонтные мастерские в Египте. Первый снимок - по-прежнему, загадка, хотя нижние поверхности все же не перекрашивались.

(Марк Джойс): я не уверен в точной дате начала использования Azure Blue, так что, вполне возможно, нижние поверхности были окрашены в Mediterranean Blue или что-то подобное.

(Д.Б.Эндрюс): тут, по всей видимости, поработали два фактора: пленка и фильтры. Картина типична для такого сочетания. Первый снимок - "прямая" ортохроматическая пленка. И-за чувствительности к синему цвету, небо, и, по-видимому, цвет Azure Blue на готовых фотографиях выглядят очень светлыми, если вообще не белыми - в зависимости от освещения и способа проявки. Красный и желтый цвета выглядят намного темнее, чем на самом деле.

Второй снимок имеет все признаки использования панхроматической пленки, в сочетании с использованием красного фильтра. Такое сочетание "затемняет" синий цвет (посмотрите на контраст с небом/облаками), а красный и желтый, наоборот, высветляет в значительной степени. Существует масса снимков В-17 на эшелоне, в камуфляже Olive Drab/Neutral Gray, причем опознавательные знаки обведены красным. Красная "обводка" выглядит совсем светлой, словно ее нанесли голубым цветом, а небо совсем темное. И тут использовалась панхроматическая пленка и камера с красным фильтром.

(Стивен Айзенман): первый кадр мог быть снят и на ортохроматическую пленку, но со всей уверенностью этого не скажешь - для этого нужно видеть "кокарду".

Ортопленка делает Middle Stone немножко более грязным, и уменьшает контраст между Dark Earth и Middle Stone. На первом снимке, контраст небольшой. Красные тона выглядят почти черными. Если предположить, что кок винта - красный, тогда его затемненность можно объяснить только использованием ортопленки.

Блеклое небо - еще один признак использования ортохроматической пленки. Нижние поверхности были бы светлее, если это был синий цвет.

Еще один вариант: использовался синий фильтр. Но, как указывал Дерек Пеннингтон, и, по-моему, правильно указывал, большинство снимков военного времени делали солдаты своими личными фотоаппаратами. Фильтры в их арсенале вряд-ли были.

Вот вам снимок, по всей видимости, сделанный на ортопленке. Центральный "кружок" кокарды почти черный, кольцо - грязно-желтое, флажок на киле выглядит развернутым "наоборот", низкая степень контраста между Dark Earth и Middle Stone.

(Стив Маккензи): первый снимок в сообщении Марка - из частного источника, дата съемки неизвестна. Оригинал принадлежит коллекции музея RAAF. Самолет на снимке - ET953.

Второй снимок - из серии, в которой, по меньшей мере, пять фотографий. Снимал фотограф из British Official 15 сентября 1942 года. Оригиналы - в коллекции Имперского военного музея.

Не обращайте внимания на темный цвет нижних поверхностей, на снимках из Имперского музея. Это вызвано только использованием фильтров во время съемки. У меня есть несколько снимков CV-V (который случайно оказался третьим в "линейке" истребителей), сделанных 14 сентября 1942 года, и два, сделанных 15-го. Все снимки исходят из частных рук, т.е. сделаны непосредственно авиаторами, и на всех, нижние поверхности - светлые (немного различаются по тону, в зависимости от источника), как на первом снимке Марка.

Теперь вопрос, что это может быть за светлый цвет. Один из возможных вариантов - это краска Дюпон Sky Grey, т.е. нижние поверхности не перекрашивались после доставки. Тем не менее, после нескольких бесед, я пришел к мысли, что это какой-то оттенок синего, так как на воспроизведении синего очень сильно отражается тип пленки и использование фильтра. Лично я думаю, что это цвет Sky Blue, который, как известно, широко применялся для окраски нижних поверхностей самолетов RAF в Северной Африке в 1941 году.

Это не Azure Blue, и не Light Mediterranian Blue. У меня есть снимок с тем же, очень светлым цветом на планере - в одном ряду с самолетами, с нижними поверхностями, окрашенными в Azure Blue. Размещать эти снимки здесь я не буду, так как собираюсь использовать их в статье, посвященной расшифровке фотоснимков.

Итак, Марк, у тебя два выбора: "Дюпон" Sky Grey или RAF Sky Blue. А по поводу новой книги Kagero, которую мы еще в продаже не видели, я бы посоветовал не слишком доверять тому, что они напишут. В книге, посвященной 112-й эскадрилье RAF, они переврали все цвета, и, глядя на неточный рисунок на обложке "Р-40 на Средиземноморье", я сомневаюсь, что они чему-то научились.

(Грэм Боук): я бы только добавил один возможный нюанс. Краска Sky Blue действительно широко применялась, но в основном на самолетах, окраска которых производилась в Британии. Обычно пишут, что на самолетах, участвовавших в боях, чаще применялся цвет Mediterranean Light Blue - хотя, полной гарантии я бы здесь не дал. Azure Blue ненамного темнее, чем довоенный цвет Sky Blue (в противоположность "анемичной" версии RAE). Если кто-то придет к выводу, что цвет на снимке - Azure Blue, так как он намного темнее, чем второй бледно-голубой цвет на том же снимке, имейте в виду - это может быть цвет Mediterranean Light Blue.

(Ник Миллман): эта два цвета сильно различаются по степени диффузного отражения - даже без учета различных эффектов пленки и использования фильтров, это повлияло бы на снимки в целом.

Sky Blue = 52%
Sky = 43%
Azure Blue = 30%
LMB = 16%

Исходя из этого, я согласен с мнением Стива, что нижние поверхности были окрашены красками "Дюпон" Sky Type S Grey, Sky Blue или сходной "смешанной" бледно-голубой краской. Последний вариант даже более вероятен, поскольку есть свидетельства, что некоторые самолеты готовили к эксплуатации в пустыне "на скорую руку" - просто закрашивали дюпоновскую краску Dark Green при помощи Mid Stone (25%) или Light Earth (30%). Это можно видеть на снимках, где более светлая краска для верхних поверхностей нанесена небрежными полосами, лишь приблизительно повторяющими прежние контуры Dark Green.

В нескольких источниках упомянуто, что нижние поверхности самолета Гиббса были светло-синими, но, конечно, это не исключает использования краски Дюпон 71-021 Sky Type S Grey - в действительности, это был блеклый цвет Duck Egg Blue, что подтверждается цветовым образцом того времени и современной цветной карточкой. Цвет, который кто-то может описать как "светло-синий", или "бледно-синий" (см. пост ниже, с образчиками, "снятыми" с реальной авиатехники).

(Марк Джойс): линия раздела между Middle Stone и Dark Earth (допустим, что нанесены именно эти цвета) - совершенно четкая, и не совпадает с линией раздела над капотом (которая выглядит размытой). Я это замечал на многих других "Киттихоуках", помимо самолета Гиббса. Как вы думаете, это означает, что в эксплуатации на "Киттихоуках" часто заменяли капотные панели, либо есть еще какое-либо объяснение?

(Ник Миллман): вы писали "Вся область исследований плохо поддерживается за счет опубликованных свидетельств". На самом деле, опубликованных свидельств очень мало, а то, что публиковано, в основном носит гипотетический характер, и иногда лишено достоверности. Существует масса "вторичных" свидетельств - то есть, более ранние предположения выдаются за свидетельства, в том числе ошибочные или неточные. В предположениях в принципе нет ничего плохого, но то, что уже опубликовано, дает очень мало в плане подтвержденных свидетельств. Исследование, над которым я сейчас работаю, напротив, направлено на глубокое проникновение в материал, и, скорее, идет в сторону выявления "потерянных" свидетельств - в частности, реальных цветовых образцов. Это представляется мне более верным, чем расшифровка черно-белых снимков.

Мне представляется нереальным, сделать достоверный вывод о цветах любого Р-40, помимо сохранившихся и изученных - из документальных источников, цветных и черно-белых фотографий, рассказов очевидцев и художественных работ. В них слишком много потенциальных и действительных переменных, в большинстве своем вызванных издержками производства и эксплуатации, да и красильная технология того времени здесь сильно влияла. Это не значит, что все документальные свидетельства не нужно обобщать и делать выводы из них, но опасайтесь догм - и моих, в том числе!

(PV Prof): Но на первом снимке, цвет "прямо с завода", и даже темнее, чем Azure Blue на втором снимке! Нужно сказать, есть и другие снимки с Р-40 RAF, которые показывают (ну, или "как бы показывают") более темный цвет. Я сомневаюсь, что в обоих случаях это цвет Sky Blue - может быть, на первом снимке, Sky Grey. Но если там Sky Blue, так даже лучше - приятное сочетание.

(Ник Миллман): часто обсуждаемые взаимоотношения, между краской Дюпон 71-021 Sky Type S Grey и британской краской MAP Sky Grey могут быть результатом крупного заблуждения, основанного на восприятии отдельных цветных снимков и на гипотетических рассуждениях. Возможно, это то, что называют "Красной селедкой" - или серой, если хотите.

Я держу в голове образчик цвета Дюпон 1941 года, и выкраску 71-021. На последней, мы выполнили замеры при помощи колориметра. В результате, был получен цветной чип, который мы перевели в систему sRGB. Образчик цвета на карте меньшего размера слегка более зеленоватый, и ближе к цвету Sky (хотя ни в коем случае не совпадает с ним близко)

В период использования, Дюпон Sky Type S Grey повсеместно описывался как "цвет утиного яйца" (Duck Egg Blue), и, как и в случае со всеми красками, выпускавшимися в то время, демонстрировался в обоих вариантах - "из бочки" и после нанесения. Некоторые из этих вариантов могут быть существенными. Дюпон Sky Type S Grey в целом был бледнее и "более синим", чем MAP Sky. Я думаю, тот же самый цвет, или его вариации, описывались как "пастельный синий".

(ХХХ):

(Ник Миллман): интересный снимок, но это Mk. III, а не Mk. I. FR 440 поступил в RAF между январем и мартом 1943 года, и с марта по июнь служил в составе 112-й эскадрильи. Затем машину передали в 5-ю эскадрилью SAAF, еще позже - в 73-ю учебную часть (OTU). Истребитель разбили при посадке на брюхо южнее Фахида, 20 марта 1945 года.

Коэффициент диффузной отражаемости:

Midstone = 25%
Light Earth = 30%
Azure Blue = 30%
Sky Blue = 52%
Light Mediterranean Blue = 16%

при этом, обратите внимание на очевидную яркость буквы "V" в коде, в черно-белом варианте.

(Терри МакГрэди): да я знаю историю этого самолета. Обратите внимание, что в черно-белом варианте, линия перехода между цветами также растворяется.

(Ник Миллман): Да, интересно. Это свидетельствует о том, что совокупные величины отражения Mid Stone/Light Earth и Azure Blue - 25/30% против 30%, но "V" в коде очень яркая. Также, обратите внимание на желтую полосу по набегающей кромке, и желтые кольца вокруг опознавательных знаков, на крыле снизу. На черно-белом снимке, код можно было бы легко принять за белый.

Между прочим, у вас есть что-нибудь на ET 977 GA-W? Какие-нибудь снимки?

(Терри МакГрэди): отправлен в Африку, транспортным судном SS "Балтик". Служил в 250-й эскадрилье как LD-C, в 112-й как GA-W, во 2-й эскадрилье SAAF как DB-Z. Пропал без вести 18 ноября 1942 года, примерно в 20 милях к югу от Бенгази. Эскадрилья атаковала 20 "Юнкерсов" Ju-52 под прикрытием шестерки Bf-110. В последний раз, его видели преследующим Bf-110, второй висел у него на хвосте. Пилот - Т.В. де Вильерс. Официально числится утерянным с 1 июня 1943 года.

На главную страницу

Hosted by uCoz