Ян Хантли
Цвет с пристрастием
Часть 2: окраска самолетов морской авиации США 1941 -1945

Публикация: Scale Models, 1981, июль

Перевод - Матвей Глухарь, 2003

Примечание переводчика: содержание статьи во многом не совпадает с опубликованной в том же номере Scale Models статьей Дейла Палмери "Окраска самолетов американского флота 1939-1945". В первую очередь, это касается соответствия реальных цветов стандартам FS и Methuen: вы можете убедиться, что и названия цветов, и коды тут и там разные. В любом случае, читателю предоставляется возможность делать самостоятельные выводы.

Первая часть статьи, опубликованная в мартовском номере Scale Aircraft Modelling, была посвящена цветам армейской авиации США в период с 1941 по 1945 год. Ныне, вам предлагается информация о цветах авиации флота и морской пехоты США в тот же период.

К январю 1941 г, облик флотского истребителя ничуть не изменился по сравнению с предвоенным периодом: все те же яркие, красочные, многоцветные схемы. Но Вашингтон уже высказал мнение, что яркие и заметные цвета не являются приемлемыми в военное время даже для нации, соблюдающей нейтралитет - а война между тем подбиралась все ближе к территории США.

Истребители красились следующим образом: верхняя поверхность крыла - ярко- желтый цвет Chrome Yellow, остальные поверхности - Light Gray. Схему дополняли маркировочные полосы на фюзеляже, и окрашенное в определенный цвет хвостовое оперение - окраска наносилась либо на всю поверхность оперения, либо полосами. Опознавательные знаки наносились только на крыло, сверху и снизу; но не на фюзеляж. Почти те же схемы применялись на бомбардировщиках, штурмовиках, патрульных самолетах - хотя, опыты по применению крупных патрульных самолетов, чьим назначением было "следовать по пятам" за вражеским флотом, показали, что чересчур яркая окраска в данном случае нецелесообразна: огромное крыло "Каталины" или "Коронадо", выкрашенное целиком в Chrome Yellow, было заметно за двадцать миль.

Британская комиссия в Вашингтоне в этот момент решала вопрос с приобретением морских самолетов для FAA, причем, согласно британским стандартам, эти самолеты окрашивались в тусклые, темные цвета. Американское Бюро по Аэронавтике, обдумав ситуацию, провело флотские учения в Атлантике во вторую неделю января 1941 г. Все яркие цвета задействованных в кампании самолетов были закрашены светло-серой темперой. Одновременно, на Тихом Океане проводились сходные учения, но цвета оставались первоначальными. Когда результаты обоих решений сравнили, по частям флотской авиации разошлась директива, согласно которой со всех морских самолетов предстояло смыть яркую разноцветную краску. В качестве стандартной принималась краска Light Gray -ближайший эквивалент FS595 37150.

Имело ли место, или нет, последующее изменение цвета от 37150 к 36440, неизвестно; но в британском контракте есть пункт, касающийся окраски истребителя F4F "Уайлдкэт"; там, этот цвет определяется как "ближайший аналог цвета нижних поверхностей Sky Grey; в случае положительного результата, это могло бы облегчить производство - ввиду того, что этот цвет является стандартным для американского флота''.

Новые испытания, проведенные в июле-августе 1941 г., выявили, что окраска самолетов целиком в светло-серый цвет Light Gray все же не вполне адекватна; более того, она не обеспечивает качественную маскировку самолетов над глубоководной Атлантикой и Тихим океаном. Кроме того, отсутствие опознавательных знаков на фюзеляже могло создать проблемы с идентификацией, в случае, если верхние поверхности станут окрашиваться в темные тона. В сентябре 1941 Бюро по Аэронавтике провело сравнительные испытания различных оттенков Sea Gray на верхних поверхностях крыла. Сколько цветов было испытано, и в какой степени британское влияние сказалось на окончательном выборе - неизвестно, но в итоге был выбран цвет, эквивалентный MAP Dark Sea Gray (~FS 36118).

Документация американского флота в период с 6 по 12 октября 1941 свидетельствует о распространении различных форм морского камуфляжа среди всех классов самолетов. Верхние поверхности на истребителях стали окрашиваться в цвет Sea Gray, нижние - Light Gray. На хвостовую часть фюзеляжа, наряду с верхней и нижней поверхностью крыла, стали наноситься малоразмерные опознавательные знаки. На патрульных самолетах, полагалось также наносить О.З. на переднюю часть фюзеляжа. Глянцевые краски повсеместно вытеснялись полуматовыми и матовыми тонами.

Нейтралитет под угрозой

В последние месяцы 1941 года, многие американские военные самолеты в разных частях света подвергались обстрелу; вот почему, флотские подразделения стали наносить дополнительные О.З. на носовую часть фюзеляжа, а звезды на крыльях увеличили в размерах, так, что они равнялись по ширине хорде крыла. На оперение, в целях распознавания, наносились полосы; сравнительные испытания традиционной для флота схемы с вертикальными синими полосами, и альтернативной армейской схемы (красно -белые горизонтальные полосы), показали, что синий цвет трудноразличим и занимает слишком много места на руле направления: так что, в начале декабря 1941 года, было официально принято решение использовать маркировку в виде красно-белых полос.

Война на Тихом океане

Уцелевшие во время Перл-Харбора американские авианосцы в феврале 1942 года впервые оказались вовлечены в полномасштабную боевую операцию - сражение за остров Ява. Когда битва завершилась, и пришло время просматривать и анализировать сотни боевых донесений, на первый план выступили проблемы с опознаванием противника.

Японские самолеты палубной авиации несли три основных типа маскировочной окраски: светлый, темный, промежуточный - и, в большинстве случаев, средством опознания врага служил ярко-красный опознавательный знак. В О.З. японских самолетов было намного больше красного цвета, чем у американцев, но темный тон вокруг знака "съедал" его размеры, и, когда такой самолет наблюдался в движении, отличить "своего" от "чужого" было почти невозможно.

Во время битвы в Коралловом Море (6-8 мая 1942 года) обозначились новые проблемы с опознаванием. Распространенное в армейской авиации нанесение О.З. только на одну консоль крыла - левую сверху, правую снизу - флот не перенял. Применительно к Тихому океану, было решено наносить О.З. где только можно, и чем крупнее, тем лучше. А так как размеры красных элементов при этом возросли, то их решили удалить с 15 мая 1942г. Принятое решение относилось ко всем самолетам армейской и флотской авиации. Таким образом, во время битвы за Мидуэй (3 - 5 июня 1942 г.) флотские самолеты уже несли стандартный камуфляж Sea Gray/Light Gray, а опознавательные знаки, наносимые на шесть позиций, представляли собой белую звезду на синем поле.

По мере того, как зона военных действий смещалась в области с большими глубинами и более синей водой, окраска авианосцев и других боевых кораблей подвергалась изменениям; после Мидуэя, когда американский флот получил решающее преимущество, японцы выбрали авианосцы в качестве первоочередных целей для атаки. В конце июля 1942 года, был разработан план возможных изменений в камуфляжную схему авианосцев - не только, чтобы подстроиться под текущие условия, но и для того, чтобы привести цвета авианосцев к единому стандарту.

В сентябре 1942 года были проведены полевые испытания новых тонов для верхних и нижних поверхностей. Чересчур яркий солнечный свет, белая облачная поверхность и ярко-синее море на заднем плане, делали камуфляжный цвет Sea Gray слишком заметным. Серый цвет оказался чересчур светлым-особенно при взгляде сверху, а Light Gray наоборот, казался слишком темным снизу.

Наиболее эффективным решением, выведенным в ходе испытаний, оказалось, "закрыть" тусклым синим цветом самые выдающиеся части планера: крыло, оперение и фюзеляжный верх - причем граница между цветами опускалась вниз вдоль фюзеляжных бортов, смыкаясь с камуфляжной окраской крыла. Оперение и фюзеляж снизу окрашивались в белый цвет.

Таким образом, на свет появилась конечная схема камуфляжа, официально принятая между 29 декабря 1942 и 8 января 1943 года - Sea Blue, Intermediate Blue, White. В начале марта 1943 г. было также официально решено наносить О.З. на четыре позиции, для всех самолетов морской авиации.

Новая окраска, к сожалению, уменьшила заметность О.З. - новый, более темный камуфляжный тон почти сливался с синим полем вокруг звезды. Чтобы решить эту проблему, О.З попробовали обвести белым - не вышло; наконец, к знаку добавили два белых прямоугольника, по обе его стороны.

В ходе дальнейших консультаций между армией и флотом, было решено обвести весь знак тонкой красной линией. Соответствующее распоряжение увидело свет между 27 июня и 2 июля 1943 г. Хотя оно было исполнено, флот осознал, что решение было явным шагом назад: в скором времени, он запросил разрешение сменить красную обводку на синюю, что и было официально принято в период между 12 и 21 сентября 1943 г.

Маркировка авианосцев

В ходе развития войны на Тихом Океане, на авианосцах возникло и стало расширяться использование неофициальной маркировки, проясняющей роль судна. В то же время, из строевых частей стали поступать рапорты о высокой заметности истребителей, стоящих на взлетных палубах со сложенным крылом. Казалось, что камуфлирование авианосцев потеряло всякой смысл: их местоположение моментально раскрывалось по самолетам на палубе. Японским подводникам это было особенно на руку. Масштабы этого явления, впервые отмеченного во время битвы за Мидуэй, неуклонно расширялись: поэтому, было решено перекрасить часть нижних поверхностей самолетов в темный верхний цвет - тех, у которых крыло складывалось вверх, и тех, у которых какой - либо участок нижней поверхности можно было наблюдать со стороны. В январе 1944 года было принято официальное решение, окрашивать подвижные части крыльев палубных штурмовиков в один цвет, и сверху, и снизу. То же казалось и истребителей, но по усмотрению их экипажей.

Заключительный этап

Новая схема окраски была признана официальной, так что ситуация осталась под контролем. В это же время, на многих истребителях начали использовать глянцевую краску, так как она в какой-то мере повышала летные характеристики самолетов, а также предотвращала растрескивание и сшелушивание лакокрасочного слоя. Таким образом, внешность истребителей вновь изменилась: когда в марте 1944 г. авианосцы вошли в ярко-синие воды Тихого океана, было решено перекрасить истребители в Sea Blue Gloss со всех сторон.

Хотя на первых порах вокруг О.З. еще наносилось темное поле (краска Insignia Blue), видимый контраст между ним и остальной поверхностью крыла был столь незначителен, что на крыло стали наносить только звезды. Маркировка принадлежности к авианосцу свелась к белым геометрическим фигурам на обоих сторонах вертикального оперения и на правой консоли крыла.

Новая схема оказалась столь успешной, что в июне 1944 г. ее распространили на все самолеты палубной авиации. Самолеты наземного базирования, и патрульные, сохранили предыдущие, серые схемы.

Цвета

Случалось, что уже существующий цвет получал новый шифр и наименование, не меняясь при этом в тоне - это может привести к заблуждениям.

Снабжая британское Министерство Авиации образчиками официальных цветов US Navy, Закупочная Комиссия добилась немногого: дело в том, что зачастую она приводила описание не реального американского цвета, а его ближайшего британского аналога. Например, цвет Light Gray (FS 36440), был описан как идентичный Sky Grey, а Sea Gray (или Blue Gray)(FS 36118) - как идентичный Dark Sea Grey. Также, было описано множество цветов PBY - якобы, патрульных; на самом деле, это были цвета, использовавшиеся в ВВС Канады (RCAF); ну, правда, некоторые из них действительно имели американское происхождение.

В приведенной ниже таблице указаны 23 цвета с эквивалентами, и указание на соответствующий оттенок краски Gloy в фирменной системе обозначений.

Цвет FS 595A Methuen Gloy (примерный состав)
PBY Gray FS 36018 22F2 2 части STM44 + 2 STM52 + 2 капли STM39
PBY Blue FS 34058 24F5 2 части STM53 + 2 STM59 + 1 капля STM63
PBY Green FS 34092 25(E-F)5 3 части STM53 + 1 STM59 + 1 капля STM63
Light Gray FS 36440 23(B-C)1 3 части STM41 + 5 STM50
Sea Gray FS 36118 21E3 STM44
Non Specular Sea Blue FS 35042 24F3 2 части STM59 + 1 STM39 + 2 капли STM54
Intermediate Blue FS 35164 23(D-E)4) 3 части STM57 + 1 STM44
Dirty White FS 37778   3 части STM40 + капля STM41 + капля STM63
Insignia Red No 45 FS 31136 10D8 3 части STM41 + 1 STM49
Insignia White No 46 FS 37875   1 часть STM40 + капля STM41
Insignia Blue No 47 FS 35044 2168 2 части STM60 + капляSTM59 + капля STM39
Insignia Yellow FS 33538 4A8 1 часть STM63 + капля STM46
Non Specular Sea Blue FS 35042 24F3 2 части STM59 + 1 STM39 + 2 капли STM54
Intermediate Blue FS 35164 23(D-E)4 3 части STM57 + 1 STM44
Dirty White FS 37778   3 части STM40 + капля STM41 + капля STM63
Insignia Red No 45 FS 31136 10D8 3 части STM41 + 1 часть STM49
Insignia White No 46 FS 37875   1 часть STM40 + капля STM41
Insignia Blue No 47 FS 35044 2168 2 части STM60 + капляSTM59 + капля STM39
Insignia Yellow FS 33538 4A8 1 часть STM63 + капля STM46
Strata Blue FS 35045 2164 2 части STM65 + 1 STM53 + капля STM39
Dark Gull Gray FS 36231 21(D-E)2 2 части STM44+ 1 STM41 + 1 STM40 + капля STM52
Light Gull Gray FS 36440 23 (B-C)1 3 части STM41 + 5 STM40
Sea Blue Gloss FS 15042 2264 2 части STM59 + 1 STM39 + 2 капли STMJ4** + 1 часть STG37 (для получения полуглянцевой поверхности)
Chromate Green FS 34258 1D8 2 части STM63+ 2 STM54
Engine Gray FS 16081 20F2 STG4
Unit Red (Bright Red) FS 31302 10C8 1 часть STM46+ капля STM63
Unit Yellow (Light Yellow) FS 33655 Methuen3A8 1 часть STM63+ капля STM40
Unit Blue (Light Blue) FS 35102 21D8 2 части STM60 + 1 STM58
Unit Green (Light Green) FS 34187 Methuen2808 2 части STM54+ капля STM63
Black No 44 FS 37038   STM39

*Указаны только цвета, присутствующие в различных документах MAP. Их достоверность подтверждена сравнением с реальными образцами цвета. Все иные цвета и вариации все еще нуждаются в проверке, и потому в таблицу не включены.
**Очевидно, опечатка

На главную страницу

 

Hosted by uCoz