Ральф Петцольд Строим ''Гэннет'', или неуклюжая домашняя птица.
Перевод Матвей Глухарь, 2003. Историческая подоплека. Нетрудно представить эффект, который эта техника произвела на самомнение некоторых летчиков: они возомнили себя центром вселенной, будучи фантастически самоуверенными, и притом лишенными какого-либо профессионализма в выполнении назначенных заданий. Психологический механизм, который двигает этим процессом, в точности показан в документальном фильме ''Топ Ган''. Нескольких ознакомительных полетов и пары боев достаточно для превращения пацана-недомерка с внешностью Тома Круза в настоящего супермена - при том, что по сравнению с вышеупомянутой, техника совершенно ''не вставляет'', а в роли противника по непонятным причинам выступают американские самолеты. К 1954 году, летчиков, угробивших себя и дорогостоящую технику по причине собственной дури, стало в Англии больше, чем разбившихся из-за технических неполадок. С этим нужно было что-то делать. Суровые меры, наподобие тех, что предприняло Люфтваффе в конце войны, руководство ВВС признало недостаточными. Было решено, восстановить утерянное чувство скромности у летчиков, назначая им самые бесперспективные, незавидные виды работы. Простые дисциплинарные меры, типа уборки уборных, не возымели эффекта. Требовалось нечто куда более радикальное. Почему бы не заставить их летать на чем-нибудь жутко уродливом; выбрать нечто среднее между банной шайкой и беременным бананом? Таким образом, в 1955 году Министерство авиации объявило конкурс DM.1/55, на ''бесформенное безобразие с глупым именем''. Хотя США были готовы поставить свой F-86 ''Дог Сейбр'', окончательный выбор пал в пользу отечественной конструкции. Объявленные в техническом задании требования к машине, в общем, соответствовали требованиям времени: самый маломощный двигатель, который только можно создать, и уменьшенные до минимума емкости для топлива. На конкурс выставили свои проекты многие авторитеты авиастроения; к ним вскоре присоединились авторы комиксов и люди, прославившиеся позже как постановщики шоу ''Монти Пайтонз''; однако, с самого начала было ясно, что фирма, придумавшая для себя название ''Фейри'', с самого начала будет вне конкуренции. Как это обычно бывает, первоначальные требования к машине многократно изменились. В разное время, из списка требований были исключены, или вошли в него: возможность нести ядерное оружие (в качестве профилактики эгомании летчиков в острой форме), горные лыжи в качестве шасси, головной убор шута. Конечный результат этого процесса навсегда вошел а авиационные анналы. В 1957 году, победителем соревнования был признан самолет Фейри ''Гэннет'': самолет, который нам предстояло люто возненавидеть. Опасаясь того, что британская общественность может истолковать все происходящее как пустую трату денег, была состряпана легенда о том, что ''Гэннет'', в полном соответствии с охотничьими инстинктами той птицы, чье имя он нес (олуша), является самолетом для борьбы с подводными лодками. Это было явным бредом, поскольку фюзеляж новой машины пропускал воду, и при этом самолет не был оборудован ни перископом, ни шноркелем. Самолет Экипаж самолета состоял из трех человек: пилота и двух операторов, в течение всего полета качавших ручным насосом топливо из баков. Отдельная кабина в хвосте, с креслом, повернутым против полета, предназначалась для члена экипажа с самой мерзкой физиономией. ''Гэннет'' с завидной популярностью получал премии на различных авиашоу, как-то: ''Самый Дурацкий Самолет'', и ''Антигерой выставки''. Обновленная версия этой машины, AEW.3, в 1963 г. завоевала премию '' За Идиотски Торчащие Детали'' ''Гэннет'' поставлялся на экспорт в страны, чьи ВВС также имели проблемы с дисциплиной: Австралию, Индонезию (где он заменил традиционные для тех мест каноэ), Германию. В Германии, последний сохранившийся ''Гэннет'' стал объектом всеобщего негодования, будучи выставлен в берлинском авиационном музее, который на деле является открытой свалкой для тех машин, на утилизацию которых никто не захотел раскошеливаться. Здесь, легендарный самолет доживает свой век в полном забвении, и его планер, находящийся в плачевном состоянии, послужил источником вдохновения для автора модели. Модель Прилагаемая декаль, если верить надписям, предназначена для самолета ''ФейрЛи Гэннет'', и позволяет оформить модель в двух вариантах: британский флот, и индонезийский LAUT. Число элементов - минимальное из возможного; чтобы нанести максимально увесистый удар по вашему самолюбию, в комплект входят две одинаковых декали. Для постройки модели был использован обновленный набор инструментов (судя по фотографии в оригинале статьи - молоток, ножовка по металлу, пассатижи, клещи и чьи-то носки… пер.) Сборка Согласно инструкции, один из первых шагов при сборке - это монтаж пропеллера и кока винта. Пластмассы, снятой с кока при подгонке его отдельных секций друг к другу и к фюзеляжу, как раз хватит, чтобы заполнить зияющие проемы под лопасти. Окончательного соответствия оригиналу можно добиться, загнав в проемы килограммы шпаклевки. Дополнительные шайбы на оперении, на удивление, хорошо подходят к посадочным местам; стык крыла с фюзеляжем также весьма удачен. Фюзеляжные половинки вызывают подозрения, в действительности ли они принадлежат одному самолету и выполнены в одном масштабе; но грубая физическая сила решает все проблемы с подгонкой. Небольшие утяжины заполняются пластмассой из тянутого литника; правда, здесь литник тянуть не требуется. Части, призванные изображать элементы конструкции шасси, доказывают, что лица, отвечавшие за членение модели, наряду с разработчиками прототипа, обладали изрядным чувством юмора: детали, не связанные напрямую - именно, стойки шасси и щитки - выполнены как единое целое; в то же время, колесные колпаки и покрышки выполнены отдельными деталями с кошмарной подгонкой. Ниши шасси - единственное, что не вызовет трудностей ни в сборке, ни в покраске, ввиду полного отсутствия последних. Облик модели заставляет вспомнить о мерах безопасности, принятых во время полетов на реальном ''Гэннете'': после того, как летчики занимали свои места, кабины до краев заливались бетоном, оставляя свободными лишь плечи и головы. Окраска Декаль при погружении в воду повела себя как-то сомнительно, так что отдельные элементы пришлось просто вырезать и наклеить на ПВА (так ВОТ почему они вложили в набор еще одну декаль!) Чтобы ''состарить'' модель, пришлось приложить героические усилия: серебрянкой и ''сухой кистью'' были обозначены ''особо чувствительные места'' - выступающая расшивка, заклепки, наиболее заметные участки планера и мой указательный палец. Линии внутренней расшивки, выделяющие закрылки, створки отсека вооружения, не выявленные вовремя утяжины и прочие ''утопленные'' швы, были задуты черным, а уже затем основным цветом - слава Богу, внутренняя расшивка здесь по ширине напоминает Большой Каньон. Для того, чтобы добавить оттенки синего и зеленого цвета в духе импрессионизма, а также изобразить пятна свежей блевотины и крысиный помет, использовались цветные мелки. По фюзеляжу и крылу были разбросаны произвольные пятна других эмалей, акриловых красителей и разных составов, о которых вам лучше не знать - дабы отразить тот факт, что летчики, как правило, относились к своей технике либо наплевательски, либо с неприкрытым отвращением. Заключение Комментарии: отдавая должное веселому и ироничному автору, переводчик все же не разделяет его отношения к самолету Фейри ''Гэннет'', и особенно к его ''Фроговской'' модели. Начать с того, что пресс-форма была разработана в конце 50-х годов, и на тот момент модель являлась вполне достойной репликой удачного противолодочного самолета. Второе: в чертежи WARPAINT, что бы вы о них не думали, отливка вполне влезает - то есть, если вы не пурист, и не гонитесь за миллиметрами, то этот ''Гэннет'' вполне вам подойдет. (На момент публикации, новые модели от Trumpeter и Revell еще не появились). Это одна из немногих моделей FROG, которая после сборки обретает ощутимое сходство с оригиналом - без прищуривания и отхода на три метра. Согласен с тем, что постройка ''Гэннета'' от NOVO/FROG - это вызов судьбе, даже если не увлекаться супердеталировкой, а ограничиться тем, что действительно необходимо. Однако, по собственному опыту смею утверждать - по окончании работы, противолодочник выглядит на редкость эффектно, особенно в сочетании с ''Си Хоком'' от той же фирмы. Наконец, это дело вкуса, конечно, но я категорически несогласен с тем, что ''Гэннет'' некрасив. Причудлив? Да. Выглядит необычно? Разумеется, если сравнивать с элегантной законченностью ''Спитфайра'' или функциональностью FW-190. Но тем и ценны многие самолеты британской разработки: их облик зачастую настолько несуразен, что обретает художественную самоценность - не говоря уже о глубокой рациональной основе, во всех случаях стоящей за внешней нелепостью. Полагаю, что многие из тех, для кого ''Гэннет'' является фаворитной машиной - а я как раз принадлежу к этой категории - разделяют эту точку зрения. |