Еще раз о "Спитфайрах" 1. Ночные "Спитфайры"
Один из малоизвестных эпизодов из боевой карьеры «Спитфайра» - его использование в роли ночного истребителя. Зимой 1941-1942 года, существовало опасение, что ночной «Блиц», имевший место год назад, повторится снова. Несколько эскадрилий получили для ночных операций «Харрикейны»: этот самолет имел определенный успех как ночной перехватчик, хотя на роль ночного истребителя определенно не тянул. Для перехвата в темное время суток, требовались самолеты с лучшими характеристиками, вот почему, в конце концов, было принято решение, перевести «на ночную работу» несколько эскадрилий «Спитфайров» Mk.V. Для выполнения новых задач, выбрали эскадрильи 111, 65 и 41. Самолеты перекрасили в черный цвет, и зимой 1941-1942, части прошли подготовку к ночным полетам и ночному перехвату. Было задумано, что «Спитфайры» будут наводиться на цель при помощи прожекторов, направляющих лучи в направлении полета – а в нужный момент, те же прожекторы, подсветят вражеские бомбардировщики, так, чтобы истребитель мог прицелиться и открыть огонь. Эта тактика получила кодовое имя “Smack” – очевидно, имелась в виду рыболовецкая снасть-смак. Как и существовавшая в то же время тактика «Турбинлайт», новая идея просуществовала недолго. Спустя три месяца, стало очевидно, что попытки летать на «Спитфайрах» ночью приводят только к катастрофическому росту аварийности. Среди всех боевых самолетов RAF, именно «Спитфайр» меньше всего подходил для этого: длинный нос ограничивал обзор, на выравнивании летчик вообще ничего не видел. Проблему усугубляла узкая колея шасси. На взлете, реактивный момент от вращающегося винта уводил машину в сторону. Как сказал один из летчиков, «Если вы летали на «Москито», машину не «сносило» на взлете – самолет был двухмоторный, и за счет этого достигался баланс. На «Спитфайре» один двигатель, и реактивный момент дает вам жару… когда вы взлетаете в первый раз, вы просто не знаете, куда направляетесь. Просто ужасный снос, который приходилось немедленно исправлять». 111-я эскадрилья была первым соединением истребительного командования RAF, взявшим на вооружение «Харрикейны» - это произошло в январе 1938 года. Во время «Битвы за Британию», эскадрилья действовала в составе как 11-й, так и 12-й истребительной авиагруппы. В апреле 1941 г. на вооружение поступили первые «Спитфайры». В ноябре 1942 года, после кратковременного эпизода с ночными полетами, эскадрилью перебросили на Гибралтар, для подготовки к высадке в Северной Африке. Ночные «Спитфайры» были окрашены целиком в матовый черный цвет. Несмотря на это, самолет обнаруживал себя в темноте – выхлопные патрубки раскалялись докрасна и светились алым. Чтобы избежать этого, во время обслуживания патрубки обмазывали толстым слоем железного сурика. Пламегасители на эти самолеты не ставились, так что ночное зрение пилотов страдало ничуть не меньше. 41-я эскадрилья получила свои первые «Спитфайры» в январе 1939 года. До мая 1940, часть почти не участвовала в боях. В мае, эскадрилью направили на прикрытие эвакуируемых войск возле Дюнкерка; во время «Битвы за Британию», часть базировалась на аэродроме Хорнчерч. В последующие несколько лет, 41-я эскадрилья «перепробовала» многие специальности – прикрытие конвоев, заградительные рейды (операция «Рубарб»), перехват. Войдя в сентябре 1944 года в состав 2-й тактической воздушной армии, 41-я эскадрилья с ее истребителями облетела весь континент. В июле 1945, эскадрилья вошла в Германию как часть оккупационных войск. Ночной камуфляж наносился на верхние поверхности истребителей, поверх обычной «дневной» схемы, принятой для истребителей – в результате, размеры опознавательных знаков и маркировки различались между собой. На самолетах не перекрашивался кок винта и фюзеляжная лента (цвет Sky). 2. Цвета ниш, створок и подкосов шасси "Спитфайра"Форум сайта Hyperscale.com, октябрь 2006. (Кейт): Собираю «Спитфайр» Mk. VIII, SEAC. Камуфляж – Dark Green/Dark Earth, нижний цвет – Duck Egg Green. Не знаю, в какой цвет красить детали шасси: мнения на форуме – от серо-зеленых ниш, подкосов и створок, до «в один цвет с плоскостями снизу». К участию в дискуссии приглашаются все! (Рон): У меня была та же проблема, и я остановил свой выбор на окраске в один цвет с самолетным низом, подкосы сделал серебристыми. «Спитфайры» ничем не отличались от других самолетов - в том плане, что в ходе производства, постоянно вносились какие-то изменения, даже, когда партию самолетов переводили на другую сборочную линию. Да, некоторые самолеты задокументированы лучше других, а некоторых вообще не сохранилось ни одного экземпляра – например, Вестланд «Уирлуинд». Правоту какого-либо одного мнения здесь никак не докажешь. Так что, старик, не парься и делай как считаешь нужным. (Эдгар Брукс): стойки шасси сперва были серебристыми, но во время обслуживания краска облетала, благодаря парафиновой смывке, которой удаляли смазку и машинное масло, так что стойки закрашивали чем придется. То же самое и створки – сперва серебристые, а потом их стали перекрашивать в один цвет с крылом. У меня есть фильм, где показано обслуживание ранних «Спитфайров» Mk I – на них, створки изнутри соответствуют черно-белой схеме. Ниши шасси, скорее всего, красили в один цвет с плоскостями, но наверняка предпринимались какие-то усилия, чтобы убрать краску из области, куда убиралась сама стойка. (Томт): Привет, Кейт! За годы существования форума, вот что прояснилось по теме:
(Брюс Арчер): Если вы делаете «Спитфайр» Mk. VIII с низом, окрашенным в цвет Sky, прототип, наверное, был бы окрашен силами местной авиатехнической части. На большинстве «восьмерок», которые окрашивались по схеме Temperate Land Scheme, нижние поверхности окрашивались в цвет Medium Sea Grey. Вот здесь, вам придется выбирать: на большинстве «Спитфайров», которые я видел на цветных снимках времен войны (не на отреставрированных машинах), подкос шасси окрашен либо в серебристый цвет, либо в цвет нижних поверхностей. Створки обычно в один цвет с низом, как и ниши. Вопрос в том, красили ли ниши в полевых условиях? А подкосы? А внутренние стороны створок? Если нет ЦВЕТНЫХ фотографий самолета, который вы делаете, кто посмеет сказать, что вы облажались? (Чарльз Детеридж): Я побывал в различных авиационных музеях, и везде рассматривал сохранившиеся самолетные узлы – особенно, «Спитфайров». Вскоре я понял, что однозначных правил здесь нет – створки и стойки шасси «Спитфайров» были серебристыми, черными, белыми, цвета Sky, Duck Egg Blue, серыми. Ярые приверженцы «теории» часто забывают, что все же шла война, и в ход нередко шла любая краска, оказавшаяся под рукой. И так продолжалось до конца войны. Как сказал мой отец – «Если на складе не было нужной краски, мы использовали то, что более-менее подходило по цвету, либо вымешивали краску на глаз!». Некоторые снимки, сделанные на Ближнем востоке, подтверждают, что такое положение дел сохраняется ДО СИХ ПОР. 3. Интерьер "Спитфайра" - нюансы окраски Форум сайта Hyperscale.com, апрель 2007. (Питер Робертс): по умолчанию, считается, что кабины "Спитфайров" окрашивали в британский интерьерный зеленый цвет, либо в некий серо-зеленый - за исключением очень поздних машин, где кабина была черной. Но...обратимся к "Библии", в роли которой выступает справочник Моргана и Шеклэди, стр. 171: "Изменения, вплоть до версии F. Mk. V". В списке изменений, наличествует пункт 787: "удалить ЛКП внутренней поверхности фюзеляжа (все серии)". Дата - 13 сентября 1943 года. Хммммм....кто что может сказать по этому поводу? Я так думаю, не присмотреться ли повнимательнее к нашим снимкам? (Питер Робертс): так эта зона вообще никогда не окрашивалась, так что как они могли "перестать" ее красить?! И изменение, по-видимому, относится к кабине, а не ко всему фюзеляжу! (Росс): неправда, окрашивалась. В руководстве сказано, что зона от 11 шпангоута до оперения окрашивалась серебрянкой, и вперед от 7 шпангоута - тоже. Это руководство по ремонту "девятки", параграф 13: "(i) Интерьер фюзеляжа, крыла и оперения. В качестве заключительной процедуры, на все части наносится один слой хроматного внутреннего покрытия (допустимо "серое" целлюлозное покрытие), затем один слой пигментированного алюминиевого покрытия, согласно спецификации DTD63. (Питер Робертс): Ага! В этом случае, вы правы. Спасибо за разьяснение. 4.Цвета пятен масла на истребителе "Спитфайр" Взято с сайта SAPMA ORG Если это "Спитфайр", то он британский. А если британский - он должен протекать. В вашем любимом истребителе, "Спитфайре", существовало два главных источника появления пятен: гидравлическая жидкость и тормозная жидкость в амортизаторах шасси. Мы можем видеть и то и другое - несмотря на добротные английские прокладки, трубы, тем не менее, текли. Наиболее выразительно выглядит редукторная смазка, просачивающаяся из стыка между фюзеляжем и коком винта. Это негустая блестящая смазка черно-черно-зеленого цвета: для имитации, смешайте цвета RLM 71/22/26 в пропорции 2:1:1, добавив капельку лака для выразительности. Смазочное масло для двигателя, как правило, составлялось на основе касторового: соответвенно, его естественный цвет - зеленовато-желтовато-коричневый, фактура - блестящая. "Карбюризованное" масло, вернувшееся в картер двигателя и систему смазки после контакта с зоной впрыска в цилиндре, приобретает коричневый оттенок, который со временем становится интенсивнее - пока все масло не вытечет, либо самолет не собьют. Амортизаторы шасси заполнены гигроскопической тормозной жидкостью - как правило, ее тонируют красным или синим, а в некоторых случаях-зеленым цветом. При контакте с влагой, жидкость заметно светлеет, и это говорит о необходимости ее замены. Например, смесь красного цвета становится розовой. Последний тип масла на "Спитфайре" - глицериновое, используется при амортизации приборов. Цвет - прозрачный, в крайнем случае (полностью выработан ресурс, высокий уровень влажности) - "пшеничный". Наберите небольшими порциями зеленой, темно-зеленой, черной, коричневой, голубой. желтой и серой краски, оцените объект с точки зрения налетанных часов, и... воплотите свое мнение в жизнь! Перевод - Матвей Глухарь, 2006-2007 |