Дэвид Пикок От переводчика Древние модели от ''Огонька'' и всего прочего, что было до NOVO, не представляют никакой ценности в практическом плане - кто будет возиться с Ми-6 от "Кругозора", когда есть А-Model - но в историческом плане, они бесценны и потому подлежат безусловному и тщательному сохранению, подобно мебели в стиле ''ампир" - ибо позволяют отследить многотрудную и богатую событиями историю становления отечественного стендового моделизма. В общем, как сказал поэт - ''они богатство нашего народа, хотя и пережиток старины'', и в будущей летописи отечественного моделизма , которую непременно надо написать, танкам от ''Огонька'' и Ан-2 из Киева должна быть уделена не одна страница. Тема статьи, публикуемой ниже - знаменитый VEB/Plasticart. Наряду с продукцией NOVO, модели из ГДР составляли в начале 80 - х годов основу ассортимента на наших прилавках; можно сказать, что на продукции из ГДР выросло целое сословие моделистов. ''Пластикарт'' укреплял в сознании идею о том, что набор пластиковых деталей - это нечто более серьезное, чем просто игрушка для детей, а именно, субъект, претендующий на сходство с оригиналом. NOVO, с их безликими моделями в невзрачных коробках, с точки зрения ребенка все же являлось игрушкой - то ли дело, громадный лайнер от ''Пластикарта'', в яркой упаковке, с клеем, краской, декалью - со всеми атрибутами настоящей модели. Модели из ГДР - это часть нашей истории, и потому, достаточно интересно посмотреть на ''Пластикарт'' глазами человека ''с той стороны''. VEB Plasticart - компания, выпускавшая детские игрушки. Основана в 1958 году в городе Цхопау, ГДР. Сокращение VEB (Volkseiner Betrieb, предприятие народной собственности) было типично для эпохи коммунизма в восточной Германии. Само по себе, предприятие сменило несколько названий: KVZ (1958-1969), MPKAB (1969-1973), VEB Plasticart Zchopau (1973-1989), Mastermodell GmbH (1989-1991). После двухлетнего перерыва, в 1993 году компанию передали в частные руки. На тот момент, число работников фирмы составило лишь 37 человек. Был построен новый завод в Эльтерляйн, Саксония. Компания существует и по сей день, но моделей больше не выпускает. Нынешний ассортимент Plasticart составляют исключительно пластизолевые машинки, и прочие игрушки для маленьких детей. "Старый" VEB Plasticart выпускал 40 различных моделей и несколько настольных игр - например, "Бадари" (калах). Основу ассортимента составляли статичные модели самолетов - для авиалайнеров был принят масштаб 1/100, для самолетов меньшего размера - 1/72 и 1/50. Также выпускалась модель советского космического корабля "Восток", ракетного комплекса "Энергия-Буран". Многие из этих моделей ныне представляют собой коллекционные раритеты. После 1991 г., оборудование для производства моделей частично приобрел концерн Revell. Новые компании появляются в модельном мире нечасто, а каналы поступления моделей из - за рубежа либо имеют ''постоянного хозяина'', либо переходят из рук в руки, стремясь, тем не менее, обрести надежную ''прописку'' - тем более, что текущий экономический климат неблагосклонен к подобного рода перемещениям. Вот почему, стоит поприветствовать появление на рынке новой компании - Scale Model Distributor (SMD); одним из ее решений, стало установление контроля над поставками всего ассортимента моделей VEB/Plasticart. Во главе компании стоит Дэвид Строуд, сам опытный моделист и горячий поклонник авиалайнеров, что является добрым знаком для возглавляемой им компании и для нас, моделистов, тоже. Название VEB/Plasticart, скорее всего, ничего не скажет большинству читателей, хотя для искушенного моделиста, оно на протяжении многих лет подразумевало редкие и дорогие модели. Поставки пластиковых моделей из Восточной Европы имеют давнюю историю: помнится, я приобрел первый такой пластик в дни основания IPMS. Память стирает детали, но это было лет 13 -14 назад. Уже тогда некоторые ранние модели VEB сошли со сцены, объем поставок был невелик, а сами пластики считались очень грубыми. К тому же, почти все модели представляли масштаб 1:100, уступая в популярности ''семьдесят вторым''. Тем не менее, энтузиастам из ГДР, Польши и Чехословакии приходилось собирать эти модели - ради членства в IPMS, а затем модели продавались членам Общества, пополняя его фонды. Многие из ранних субъектов представляли пассажирские самолеты, а поклонников авиалайнеров у нас не так много. Модели VEB являлись постоянным ''объектом охоты'' в основном, из - за уникальности отображаемых субъектов. (Постоянные читатели уже догадались, что для меня, как и для многих, ''сотка '' -единственно возможный масштаб). Интерес к продукции VEB возрастал вместе с объемом поставок; они появлялись в виде штучного товара в модельных магазинах, не в последнюю очередь благодаря друзьям по переписке. Позже, один из модельных магазинов наладил было постоянное снабжение, через пилотов пассажирских линий, регулярно посещавших Восточную Европу; так что модели приобрели некоторую известность, несмотря даже на непомерные цены. Увы, и этот источник в конце концов иссяк, и магазин перешел на торговлю книгами. Теперь, с приходом на рынок SMD, ситуация смягчилась - торговля ведется через розничных продавцов и почтовые заказы, а цены ныне ''чуть выше, чем карманные деньги''. Более того, Дэвид Строуд привлек советскую авиакомпанию ''Аэрофлот'' к участию в акции, по привлечению внимания моделистов к продукции VEB Plasticart. Если вы еще не сталкивались с ней, открывайте глаза шире, ибо вам предстоит уникальное состязание; входным билетом на него является купленная модель Ил-62 или Ту-154, а главным призом - полностью оплаченное воздушное путешествие в Москву, естественно, на борту Ил-62! Большинство ныне доступных моделей выпускаются, очевидно, в Восточной Германии - хотя, не будет сюрпризом, обнаружить эти модели в любой другой точке Восточной Европы, благодаря торговым соглашениям. Инструкции отпечатаны на немецком языке, с переводом на русский, польский и чешский, что подкрепляет нашу догадку. Английский язык в инструкциях почти не встречается, но искушенному моделисту не составит труда справиться с этой проблемой - достаточно взглянуть на картинку. Хотя, даже в этом, выделяется большое разнообразие вариантов - некоторые из недавно выпущенных моделей комплектуются инструкциями по окраске в стиле FROG. Дэвид Строуд заверил меня в беседе, что новые английские инструкции (не просто переводы) вскоре станут доступны, так что даже неопытный моделист сможет без труда ''сложить'' модель. Общая черта всех инструкций - это простенький рисунок, изображающий модель в сборе, причем все детали пронумерованы. Кроме ''Пластикарта'' так никто не делает. Это исключает любую путаницу в монтаже большинства деталей; кроме того, в работе над моделью помогает изображенный в инструкции литник с обозначенными деталями. Также необычно, по нынешним временам, выглядит комплектация отливок клеем и краской в маленьких железных тюбиках (тень ранних ''фроговских'' моделей). Некоторые из моделей раньше продавались уже частично окрашенными серебрянкой, ради упрощения процесса. В частности, именно таким был ''мой'' Ту-114. Справедливости ради надо отметить, что, закрывая швы шпатлевкой, вы все равно сдираете краску, так что дело это бесполезное; к чести производителей, они и сами это поняли, и от идеи отказались. Все модели отлиты из очень хрупкой белой пластмассы - такой хрупкой, что некоторые из моих моделей, полученных от SMD и напрямую из - за границы, оказались поврежденными. Эта черта свойственна всем моделям, и потому обращаться с ними следует осторожно - выкусывать, а не выламывать! Ассортимент текущего дня представлен, в основном, пассажирскими лайнерами
- плюс полдюжины военных самолетов, и один советский космический корабль
первых лет освоения космоса. Среди советских лайнеров, непривычно видеть
несколько западных моделей, воспроизведенных довольно достоверно - включая
HS Trident (самолет, на который почти никто из ''наших'' производителей
не обратил внимания), DH Comet и американские DC-8 и Boeing 727.
Обратите внимание, некоторые из моделей воспроизводят прототипы,
и потому, чтобы получить ''серийную'' версию, вам придется прибегнуть
к ''хирургии'' - ведь они, зачастую, отличались длиной фюзеляжа, и намного.
Самые старые модели - Ил-18 и Ту-104 (последний, к сожалению, уже не выпускается) по степени достоверности напоминают ранний ''Эрфикс''. На Ту-104 вместо иллюминаторов были незастекленные дыры, а деталировкой даже и не пахло. На Ил-18 все иллюминаторы заменяла одна длинная, прозрачная полоса, которую следовало подгонять к фюзеляжной стенке (по правде, это не выглядело слишком плохо!) На поздних моделях, используется стандартный подход - плоские пластины с выступающими поверхностями окон, которые ''загоняются'' в проемы с внутренней стороны фюзеляжа. Впрочем, для сегодняшних моделистов это не столь важно - большинство из них после покраски и наклейки декалей просто зальют все оконные проемы ''Kristal Kleer''. Комментарий. Причины, по которым Ту-104 и Ил-18 из ГДР достаточно быстро исчезли с прилавка, становятся вполне понятными, стоит только взять в руки "кругозоровский" аналог того и другого. Нет никаких сомнений, отливки делались на одних и тех же пресс-формах - только, "наши" аналоги куда грубее и упрощеннее. Пресс-формы, вывезенные из Германии, по всей видимости, были "доработаны" в Москве, чтобы приспособить их к отечественному сырью и литьевым машинам. Подгонка деталей также разнится: в каждом из случаев, она своя. Ранние модели
почти не деталированы, хотя, по ходу дела, в них вносились видимые коррективы.
На некоторых плохо развиты центровочные шипы, и для получения адекватной
стыковки, нужно быть в какой - то мере фокусником. И опять же, легко
обнаруживаются различия с течением времени! Во всех случаях, как минимум,
потребуется масса шпатлевки и работы надфилем, и куча времени на то,
чтобы подогнать все как надо. Соответствие прототипу также меняется от модели к модели, хотя было бы несправедливым не отметить, что многие субъекты - советского происхождения, и потому сверить их с чертежами - трудно, если вообще возможно. Пусть так; но смею заверить, что ''из коробки'' можно смело собирать любой необычный субъект - при условии, что он уникален, то есть другим способом его все равно не достанешь - кроме ''скрэтчбилдинга'', а за это не каждый возьмется! Рисунки на коробках уступают западным стандартам, а в двух случаях даже допускается ''художественный вымысел'' - очень жаль, потому что коробка в данном случае - единственный источник информации об окраске прототипа: в инструкции об этом ни слова, так что вы обречены на поиски нужной информации в библиотеках и модельных лавках. Две модели заслуживают отдельного упоминания: Boeing 727, а именно версия с коротким фюзеляжем, которую несколько лет назад можно было встретить в Берлине под флагом PAN AM. Точность этой модели вызывает сильные сомнения - возможно, разработчики ''меряли'' прототип, что и вызвало погрешности. Декали слегка пересветленые, но не настолько, чтобы испортить облик готовой модели. ''Комета'' и ''Каравелла'' обе из ранних серий, очень слабо деталированы и содержат ошибки, которые трудно не заметить. Сравнение со старыми '"фроговскими" моделями в 1:96 показывает, насколько они разнятся - а ведь воспроизводится один и тот же субъект! С другой стороны - детали хорошо стыкуются; хотя, глядя на неверное расположение входных дверей и ''запилов'' на крыле, любой пурист схватился бы за скальпель и тюбик со шпатлевкой. Декали для ''Кометы'' вполне приемлемы, а вот для ''Каравеллы'' они сильно пересветлены. Еще один пример раннего ''Пластикарта'' - это DC-8 (скорее всего, прототип - я не сверялся с чертежами): полное отсутствие деталировки позволяет сравнить его разве что со старыми моделями ''Авроры''. Отсутствие внешней деталировки нельзя скинуть со счетов, хотя простота модели пассажирского лайнера может обернуться неожиданным преимуществом - при условии качественной покраски. Ради доказательства, взгляните на модели самолетов в витринах туристических агентств. В отличие от военных самолетов, ощетинившихся гроздьями ''адских игрушек'', лайнеры от упрощения только выигрывают. Б езусловно, лучшие модели - это реплики крупных советских авиалайнеров. Особенно интересны Ту-134 и Ту-154. Нет нужды так же упоминать Ту-144 ''Конкордский'' - модель обречена на успех, учитывая газетную шумиху вокруг его затянувшейся разработки, не говоря уже о трагической катастрофе в Париже.
Самолеты местных авиалиний представлены трехмоторным мини-лайнером Як-40, который прославился своей плохой приспособленностью к грунтовым аэродромам, и миниатюрным L-410, причем обе модели сделаны самым лучшим образом. К сожалению, одна из самых крупных и интересных моделей VEB, похоже, навсегда исчезла с прилавка - турбовинтовой Ту-114, все еще держатель мирового рекорда скорости в своем классе. (Чудовищную неточность этой модели можно не принимать во внимание, из-за ее уникальности). Тем не менее, военная версия (я бы сказал, одна из военных версий) уникального лайнера вполне доступна - это Ту-20 ''Bear''. Существует несколько версий этого бомбардировщика и разведчика, причем некоторые под разными номерами; недоразумение можно легко объяснить, ведь ОКБ Туполева имеет одну систему индексов, а ВВС - другую. (Для ''Bear'' часто используется индекс Ту-95). Чтобы избавиться от затруднений, перелистайте какой - нибудь справочник типа ''Джейна''.
Продолжим разговор о пассажирских лайнерах. Большая часть из них комплектуется декалью от ''Аэрофлота '' - хотя, некоторые наборы, в качестве альтернативы, содержат декаль от восточно - германского ''Интерфлюга''. Ил-62 и Ту-154 вдвое превышают по размерам очень симпатичный Ан-24. Этот турбовинтовой пассажирский самолет местного сообщения создавался, исходя из тех же условий, что и Fokker F-27 Friendship, и потому имеет известное внешнее сходство с ним, если взглянуть под нужным углом. Все нынешние декали отличаются очень прозрачной основой; однако, смотрите в оба - вам может попасться старый, завалявшийся на полке комплект, с желтеющей подложкой декали, способной испортить внешний вид уже готовой модели. Опять таки, черта раннего ''Пластикарта'' - давать декали ''с избытком'', на случай неудачи. Теперь это оставлено, в угоду ''западному'' стилю. Прозрачные части - прозрачны ровно настолько, чтобы сквозь них можно было что - то разглядеть, хотя и близко не соответствуют тому, как принято у нас. Все представленные вертолеты - уникальны и вполне доступны. Особенно хорош Як-24П: остекление прозрачное, да и декаль стильная. По концепции, вертолет сходен с популярными продольными вертолетами Boeing Vertol, но намного больше их по размерам, уступая только гигантским Ми-6 и Ми-10. ''Шестерка'' является гражданским вертолетом, хотя армейские версии также находятся в строю. Ми-10 -''летающий кран''. Точность моделей сомнительна - особенно это касается Ми-6, у которого в ''сотом'' масштабе выполнен только ротор, остальное ближе к 1:72. Самая разочаровывающая черта этих моделей - отсутствие, каких-либо деталей втулки несущего винта, которое сразу же бросается в глаза из-за габаритов этой детали. На лопастях НВ, имеется кое - какая деталировка, демонстрирующая, что передние кромки лопастей выполнены из металла, а все остальное-провисшее между нервюрами полотно. Именно эта черта сильно утрирована, и было бы уместным сошлифовать избыток пластмассы шкуркой с водой. До сих пор мы уделяли немного внимания ''военным'' моделям. Но, даже если вы ярый приверженец цивильной авиации - это не умаляет интереса к военным самолетам, и VEB располагает здесь рядом весьма любопытных, если не уникальных субъектов -например, летающая лодка Бе-6, бомбардировщик II мировой войны Ту-2 (оба в 1:72), и, часто упоминаемый, но редко воплощаемый в пластике Су-7. Уступая в популярности МиГ-15, Су-7, подобно последнему, послужил основой для множества дальнейших разработок. Стыковка деталей и здесь вполне адекватна, а точность - приемлема. Декаль - ВВС СССР и три страны-сателлита. В комплект входит подвесное вооружение, а также непременный атрибут Су-7 - сдвоенный подвесной бак, без которого этот самолет почти не встречается: русские так и не решили до конца вопрос с малой емкостью внутренних топливных баков, на этом поколении самолетов. К удивлению, среди ''сотого'' масштаба, по соседству с МиГ-21 и Ил-28, случайно затесался SAAB J-35 Draken. Хотя, любое сравнение здесь выглядит неуместным, ясно, что любой серьезный моделист, работающий в ''сотке'', сравнит его обмеры с аналогом от ''Тамийи'' (ныне, увы, недоступной для нас), обнаружив при этом грандиозные неточности. Но, за неимением ''Тамийи'', изделие от VEB можно признать приемлемым. Наконец, следует уделить внимание, вероятно, самой необычной модели от VEB Plasticart - а именно, космическому кораблю. Хотя, репрезентант и не вполне укладывается в стандарты ''западных'' звездолетов, модель, тем не менее, интересна, поскольку изображает чрезвычайно удачный космический аппарат серии ''Восток''. Как и все прочие, копия отлита из хрупкой белой и серебряной пластмассы. Инструкция вполне удовлетворительно переведена на английский и снабжена графическими пояснениями а - ля FROG. Детали хорошо стыкуются, и законченная модель выглядит совсем не плохо, для 1:25. Рисунок на коробке демонстрирует этапы полета космического корабля - от старта до приземления. Окраску корабля при таком подходе не выяснишь, а жаль. Прочитав все, можно сделать вывод, что модели VEB заслуживают лишь критики, что не вполне верно. То, что я пытался описать - это обобщенные черты всей серии, а внутри нее, каждая из моделей крайне индивидуальна. Безусловно, освещать недостатки моделей перед лицом читателей - наша обязанность, но это не может отодвинуть на второй план несомненное достоинство всех субъектов этой серии - их уникальность. Кроме ''Пластикарта'' эти самолеты никто не делает, а если и делает, то купить это можно далеко не везде и очень недешево. Что же до моделей VEB, то их можно заказать в любом модельном магазине, и по вполне разумным ценам - 70 пенсов за МиГ-21, 1,50 фунта за Ан-24. Даже самая дорогая модель - ''Восток'', стоит всего лишь 4,10 фунта. Я могу пожаловаться лишь на свое нетерпение: дождись я дня сегодняшнего - избежал бы больших денежных затрат и нервного зуда, собирая ''пластикартовские'' модели целых 13 лет! Последнее примечание: Дэвид Строуд утверждает, что он находится в заключительной стадии переговоров с VEB, по поводу печати новых декалей для некоторых пассажирских лайнеров. К концу года, мы, вероятно, получим возможность заново ''одеть'' наши лайнеры в цвета Balkan, Culsana или Malev - неплохая альтернатива ''западным'' авиалайнерам, не правда ли? Модели VEB Plasticart
Ссылки: Перевод и составление Матвей Глухарь, 2003-2007 |