Обсуждаем окраску интерьера "Хоук 75" Перевел Матвей Глухарь, 2007 1. Форум rec.models.scale, май 1998 (Яри Ювонен): В какой цвет были окрашены участки обшивки под боковыми окнами остекления, за кабиной пилота, на финских истребителях "Хоук 75А"? Имеются в виду машины в стандартном камуфляже, т.е черный/зеленый/бледно-голубой цвета. Это мог быть финский бледно-голубой, серебристый, или же USAAF Interior Green. Но какой цвет был там в действительности? (Стив Нью): это были бывшие французские истребители, захваченные немцами, и проданные финнам. Я думаю, цвет был французский интерьерный, бледный голубовато-серый. (Нильс Матхисруд): у финнов еще была партия бывших норвежских "Хоуков", также захваченных немцами. (Кари А. Ламппио): к списку возможных цветов, добавьте еще RLM 71 - немецкий темно-зеленый цвет. Им были окрашены верхние поверхности "Кертиссов", когда машины прибывали в Финляндию. Алюминиевый лак (серебрянка) также очень сильно претендует на роль интерьерного цвета. Может быть, наши друзья из США ответят на вопрос более точно. Первоначально, самолеты, захваченные в Норвегии, имели естественный цвет металла (алюминий?), французские - обычный многоцветный камуфляж. (Пит Чалмерс): Копии с фотографий, сделанных на заводе "Кертисс", в моей коллекции, показывают, что кабины "Хоуков 75" были серебристыми - так что, очень многие, если не все самолеты, поставлялись именно в таком виде. Между прочим, окраска кабин в серебристый цвет являлась стандартной для USAAC в конце 30-х годов. 2. Форум rec.models.scale, март 1999 г. (Пит Чалмерс): у меня есть ксерокопии четырех заводских снимков 8 х 10, интерьеров французского "Хоука 75". Два снимка запечатлели "Хоук 75А-2", дата съемки - 7 мая 1939 года. Два других - "Хоук 75А-4", снято 25 марта 1940. Сиденье и боковые стенки кабины, как оказывается, покрыты серебрянкой, пол - некий, более темный цвет (Bronze Green?), приборная доска - обычный полуглянцевый черный. Рычаг газа, действительно, повернут "задом наперед" (на коробке рычагов имеется табличка "Gaz ouvert", и сам рычаг, при остановленном двигателе, "смотрит" вперед). Надписи на всех приборах, ручках и шильдиках - на французском. Приборы - американского образца с французскими циферблатами. Педали рулевого управления с выступающей надписью "Freins pousser en avant pour debloquer". Я думаю, что большинство, если не все Р-36 и "Хоук 75" были построены до появления цвета Interior Green, и заводские снимки Р-36С также показывают кабину, окрашенную в стандартный "доволенный" серебристый цвет. Р-36 из музея ВВС в Дейтоне, был окрашен изнутри тем же способом - по крайней мере, на имеющихся у меня цветных снимках, сделанных до реставрации. Думаю, возможно, что французы перекрашивали свои интерьеры, но это было бы очень трудной задачей - сомневаюсь, что они так делали. Хотя кто знает, все же два самолета из 316... это еще мало о чем говорит. На снимках также видна часть привязного ремня - не сказал бы, что это стандартный американский образец того времени. На момент производства, на большинстве американских самолетов не использовались плечевые ремни, а поясной ремень был более сложный, чем применявшиеся позднее. Я бы предположил, что ремни американского производства шли вместе с самолетом, а в Бурже, где производилась окончательная сборка, их меняли на французские, а также устанавливались прицелы, вооружение и производилась окраска внешних поверхностей. Ну, и имейте в виду, что ремень - это просто изделие из кожи, а не навороченный "хай-тех", так что французы вполне могли обходиться тем, что есть. Между прочим, история французских "Хоуков 75" очень подробно описана в книге Бочампа и Куни - в том числе, и после 25 июня 1940 года. В этой книге, и на снимках в январском и февральском номерах журнала "Авион", как цветных, так и черно-белых, видно, что пропеллеры целиком окрашивались в черный цвет - с двух сторон, а иногда даже втулка окрашена в черный. На некоторых, имеется типично американский элемент маркировки у корневой части лопасти - служебная надпись из пяти строк, нанесенная либо через трафарет, либо декалью. Надпись, видимо, на французском языке. Законцовки лопастей, похоже, на этих машинах никогда не окрашивались в желтый. Между прочим, не забывайте, что на французских "Хоуках", прицелы были французские - обычно, OPL RX-39, как на "Девуатине" D.520. Позже, иногда применялись рефлекторные "компенсирующие" прицелы Белль-Лемэр GH-38, либо старые OPL-31, как на "Девуатинах" D.500/510. (Vincent/ADECO): маленькое дополнение: трафаретные надписи на пропеллерах были именно на французском, что доказывают многие снимки финских "Хоуков" 75. Далее. Французы не перекрашивали кабины своих истребителей. Финны использовали бывшие французские "Хоуки" 75, модернизированные немцами и ими же проданные. Их кабины так и остались серебристыми, со "служебкой" на французском, черным цветом. Привязные ремни - французские (4 точки, быстроразъемные замки - как "крестовина" на парашюте). Ремни - не широкие, и не длинные. По размерам - как обычный брючный ремень, с круглыми пряжками на концах. Ремни коричневого цвета, не похоже, что льняные. На французских "Кертиссах", стояли французские радиостанции и кислородные регуляторы Гурду. Самый распространенный тип прицела - OPLX39. (Рагнар Экхофф): а есть похожая информация на бывшие норвежские "Хоуки", отошедшие к финнам - иными словами, были ли их кабины также окрашены в серебристый цвет? 3. Форум rec.models.scale, июнь 2005 (Hishyeness): собираю старую модель "Хоук 75" от Revell, ВВС Франции. У кого есть идеи относительно окраски кабины? Я видел снимки восстановленного Р-36 в версии Armee de l'Air, где интерьер зеленоватый; но, с другой стороны, на "Девуатине" 520 и "Моран-Солнье" MS.406, в инструкции указан светло-серый цвет (обе модели - от "Хасегавы"). Если это что-то меняет, вариант окраски соответствует "Хоук 75" С.1 в 1940 году. (Брайан Бар Чин): для одномоторных самолетов, во Франции, была установлена окраска кабин в цвет Bleu de Nuit (синий ночной), то есть очень темный синий. Ниши шасси и внутренние поверхности закрылков - Chamoit, типа козьей кожи. (Flying Frog): на французских "Хоуках", кабина была окрашена в те же цвета, что и на американских. (Уильям Шью): это "стыкуется" с тем, что я узнал от старых работников компании "Глен Мартин". Бомбардировщики "Мэрилэнд" шли во Францию некрашенными: окраска производилась уже во Франции. Наружные поверхности - некрашенный металл, внутренние - покрывались антикоррозийным бесцветным лаком, либо серебрянкой - в тот же цвет, что и американские самолеты морской авиации с "желтыми крыльями". "Хоуки" 75 окрашивались аналогично. (Flying Frog): на эту тему была статья в Replic. Помнится, там была пара снимков настоящего "Хоука" 75, с кабиной, выкрашенной в светло-зеленый цвет - не совсем Zinc Chromate, но и не так чтобы совсем непохоже...но, может быть, это была какая-то отдельная модификация? (Уильям Шью): надо сразу уточнять, если речь идет о "Хоуках 75", была ли это французская машина, либо Р-36 ВВС США. На американских истребителях, кабины, видимо, окрашивались в цвет Interior Green; а еще были голландские и китайские "Хоуки". Глядя на картинку, нужно обязательно иметь в виду, для кого строили машину. Я видел одну публикацию с "генеалогическим древом", представляющим кабины истребителей - и все фотографии были обозначены как "Кертисс Хоук". (Кейт Уолкер): вот мое мнение, основанное на скудных источниках, которыми я располагаю: Для начала, я могу сказать, что отсутствие достоверной литературы на английском по данному, исторически важному типу самолета, просто убивает! Существует "Хоук 75", который отреставрировали и окрасили во французские камуфляжные цвета. К сожалению, я ничего не знаю о происхождении этой машины, так что, сделать какие-то конкретные выводы по ней достаточно сложно. То же относится и к "боковикам" в авиационных журналах. Тем не менее, кое-что все же известно. Во-первых, французские "Хоуки" А-1, А-2 и А-3 соответствовали американским Р-36А, а на них, кабина покрывалась бесцветным лаком, как здесь неоднократно утверждалось. Дальше начинаются фокусы. На исторических снимках, видно, что интерьер кабины окрашивался не так, как внешние поверхности - это показывают окна бокового обзора, за кабиной. На снимках французских "Хоуков", эти участки выглядят по разному: на одних - цвет металла, на других окраска светлее, чем на внешних поверхностях, на третих, цвета совпадают с камуфляжными! Хотя, конечно, нанесение камуфляжа в этих зонах выглядит логично: проще снять стекло и окрасить все сразу, чем накладывать маску. Трехтомная многорафия на Р-36 от AJ Press здесь также ничем не поможет: снимки интерьеров, даны на Р-36А (лак поверх металла), и на аргентинский "Хоук 75-О": там, кабина выглядит загрунтованной Zinc Chromate. Это заводские снимки, похоже, из руководств по обслуживанию. Возвращаясь к француским самолетам - лучшие снимки "Хоуков 75", которые я видел, опубликованы в журнале Avions, # 133 и 46. Снимки ЦВЕТНЫЕ, и они показывают, что даже в одной эскадрилье, окна бокового обзора были окрашены в серебристый и в зеленый цвета (иногда темнее, иногда светлее, чем внешние поверхности, но никогда не совпадавшие с ними). Разумеется, у меня нет хороших снимков с кабинами французских "Хоуков" - иначе, я бы ссылался на них. Мои выводы состоят в следующем: Исходя из логики, если вырез под окно бокового обзора окрашен в серебристый цвет, оставшийся интерьер вряд-ли был загрунтован Zinc Chromate. Существуют снимки "Хоуков", которые выглядят только что доставленными - машины выстроены в каре. На всех истребителях, участки за кабиной серебристые. Это истребители версии А-1. Политическая ситуация во Франции требовала, чтобы истребители вошли в строй немедленно. Отсюда - минимальные различия между "Хоуками" и Р-36А. Если "Кертисс" начал грунтовать кабины строящихся самолетов цинк-хроматной грунтовкой, это решение исходило не от Франции, а от USAAC. Это, возможно, имело место на поздних сериях "Хоуков" - например, А-4 ("Мохоук" IV) с 9-цилиндровым двигателем R-1820. Я бы сказал так: на французских "Хоуках" версий А-1 и А-2, кабина имела естественный цвет металла. За отсутствием фотоснимков, доказывающих обратное, это мнение будет наиболее подкрепленным. (Брайан Бар Чин): я читал отдельное издание WingMsters, посвященное истребителям французских ВВС. На истребителях "Кертисс", кабины окрашивались в цвет Interior Green, a не Zinc Chromate. Статья описывает Interior Green как более желтоватый цвет, чем Zinc Chromate. тот же цвет окрашивались и ниши шасси. Извиняюсь за разночтение со своим же предыдущим постингом. (Дейв Хилл): В журналах Flypast и Aeroplane Monthly (январь 2005) есть снимки "Хоука 75" в летном состоянии. Это подлинный истребитель версии А-1, принадлежавший Armee de l'Air. Нельзя поручиться, что отреставрированная кабина на снимках в точности соответствует историческому облику, но, принимая во внимание тщательность реставрации, я бы поручился, что конкретно на этой машине окраска достоверная. Кабина окрашена в светло-зеленый цвет (зеленый, а не цинк-хромат), в том числе и вырезы под боковые окна. Приборная доска, казенные части пулеметов и заголовник кресла - черные. Пол в кабине (и отдельные нижние участки боковых стенок кабины) - алюминий, но ручка управления и панель в центре пола - светло-зеленые. Я предположил бы, что все кабины на французских "Хоуках 75" окрашивались по французским спецификациям. Некоторые детали этих спецификаций отличаются от стандартных: шильдики на французском языке, метрическая градуировка приборов, рычаг газа, действующий "наоборот". К 1940 году, большинство самолетов, сходивших с конвейера, были предназначены для французов, так что производство было ориентировано на этот стандарт. 4. Форум Hyperscale.com, октябрь 2006 г. (Кайл Уильямс): Работаю с моделью Р-36А от Special Hobby, указания на цвета совершенно бессмыслены. Я пытаюсь выяснить точно, в какой цвет была окрашена кабина Р-36 Гарри Брауна (оборона Перл Харбора). (Дейв Орлофф): Точным цветом для самолета Брауна будет Interior Green, так как самолет был получен в камуфляже Olive Drab/Neutral Grey. Самолет Расмуссена с номером 86 имел естественный цвет металла, и интерьер, скорее всего, был алюминиевый... (Стивен Айзенман): Я не думаю, что все сводится к формуле: самолет не окрашен - интерьер серебристый, самолет в оливковом кауфляже - интерьер Interior Green. Проблема состоит в том, что "оливковые" Р-36А получили свой камуфляж, я думаю, после того, как покинули цеха. Рекомендация об этом, и о нанесении постоянного камуфляжа Olive Drab, вышла в августе 1940 года. В середине августа, ЛИЦ Райт-Фиелд издал директиву, что на серийные самолеты должна наноситься "постоянная" краска Olive Drab в ходе изготовления самолета. В перечень самолетов, подлежащих окраске, не входит Р-36: туда входит Р-40. Можно предположить, что к 15 августа 1940 года, в сборке не было ни одного Р-36А для USAAF - только экспортные машины. Это значит, что камуфляжный оливковый цвет наносился в частях, при обслуживании самолетов... Я лично не знаю, перекрашивались ли внутренние поверхности самолетов, которые, вероятнее всего, изначально были серебристыми. Логичнее предположить, что их не трогали, так как самолеты нужно было закамуфлировать как можно скорее. (Ник Миллман): возвращаюсь к окраске французских "Хоуков 75". Из предыдущей серии постингов на эту тему, проистекают два вывода: Стив (Айзенман) писал: "Теперь Куни и Бочамп с апломбом заявляют, что внутренние поверхности были окрашены в цвет Interior Green (не найду страницу, где это сказано, но я это точно видел)". На самом деле, в книге Бочампа и Куни указано, что интерьер самолета был не окрашен в цвет Interior Green, а загрунтован цинк-хроматной грунтовкой (желтовато-зеленой, "yellowish green" - см. стр. 228) - и Дана Белл в свое время указал, что Interior Green не был в ходу до 1943 года. Желтовато-зеленый цвет применялся для окраски кабин открытого типа, либо со сдвижной частью фонаря . Его состав, согласно спецификации 98-24113-A, был следующим: 1 галлон цинк-хроматной грунтовки - спецификация № 14080 Я, к сожалению, не могу приготовить образчик цвета Yellow Green, так как нет аналогов по Munsell, RGB или FS. Судя по пигментам, это должен быть светло-оливковый цвет. Может быть, вот этот, за боковыми панелями остекления "Иранского" "Хоука"? (Джеффри Гаррисон): Я составлял эту смесь. 50% желтого и 50% черного, дают цвет, очень похожий на то, что в свое время было названо "Interior Green". При добавлении серебрянки в небольших количествах, получается тот же Interior Green, но с серебряными блестками (без сомнения, они пренебрегли требованием о добавлении алюминиевой пудры - с тем, чтобы сохранить стратегически важный материал). Для имитации, я использовал Testors Zinc Chromate из маленькой бутылочки (слегка зеленовато-желтую). Добавлял черную. По результатам эксперимента, я впоследствии использовал эту смесь для всего, что требовало окраски в различные оттенки интерьерной зелени. Если цвет ранний (светлый), надо добавить меньше черной. Если ходите получить Dull Dark Green, добавьте больше черной - результат будет очень убедительным. (Стивен Айзенман): Я проделал то же с желто-зеленой и черной краской Tamiya. Не помню точных пропорций, но вы получите цвет самых различных оттенков - от зеленого до Olive Drab. Между прочим, во время боевых действий в юго-западной части Тихого Океана, Olive Drab именно так и составляли. В реальной жизни, я не верю, что добавление алюминиевой пудры давало серебристые блестки. Скорее, оно изменяло цвет Zinc Chromate - так же, как и добавление черной краски. Серебрянку из состава пришлось убрать, так как алюминий был нужен для более важных вещей. (Стивен Айзенман): поправки. Прежде всего, я использую оригинальное издание (Бочампа и Куни) на французском языке, и там есть фундаментальная разница в страницах, по сравнению с английским переводом - в оригинале, на 228-й странице идет речь о финских истребителях. Заново перелистав книгу, я не нашел никакой информации об окраске интерьеров. Возможно, я тогда припомнил абзац на 315-й, там шло общее указание,что интерьеры были Zinc Chromate (зелено-желтые), причем все это относилось только к самолетам ВВС США, и, преимущественно, к интерьеру фюзеляжа. Как я указывал, у меня нет отдельной информации по окраске интерьеров французских самолетов, но мой французский оставляет желать лучшего. Тем не менее, позволю себе обратить ваше внимение на стр. 90-93 монографии по "Девуатину" D-520, опубликованной DTU. Там замечательно обсуждается французский камуфляж, в том числе и цвета кабин. Монография указывает, что на "Хоуках 75", кабины не окрашивались, и имели цвет некрашенного металла. На самом деле, компания Кертисс использовала зеленый цвет при окраске кабин, задолго до названной вами даты. Этот цвет применялся на истребителях Р-40В и С. В августе 1942 года, компания заказала на фирме Берри Бразерс готовую зеленую краску, и использовала ее под названием Curtiss Cockpit Green, в качестве эквивалента Interior Green. Это должно означать, что смешивание компонентов - серебрянки или черной краски с Zinc Chromate, производилось не в заводской малярке, и не в ведре. Отметим, что зеленые кабинные цвета USAAF - как Dark Dull Green, так и Bronze Green, использовались значительно ранее 1943 года. Что касается снимка - кто знает, в какие цвета был окрашен этот "внебрачный" истребитель. Элерон явно от норвежского заказа. Возможно, и панель под боковым остеклением тоже с норвежского "Хоука" - ведь эти машины были окрашены в странный серовато-зеленый цвет, как говорят - почти как RLM 02. Капот и набегающая кромка оперения выглядят как Zinc Chromate. Между прочим, я думаю, что результатом составления смеси по указанному вами рецепту. станет классический зеленый - он же Interior Green. Помните, что Zinc Chromate тонировали, делая ее зеленой - чтобы отличить первый слой нанесенной грунтовки от второго. Прежде всего, это касается самолетов морской авиации, где была нужна дополнительная защита поверхностей. (Ник Миллман): Благодарю. Я бы не сильно доверял изложенному в книге про "Девуатин", если нет ссылки на источник информации - это может быть тот тип обобщения, что упоминался Вами в случае с книгой Бочамп-Кани, либо допущение, исходя из общей картины производства для USSAC. Краску для норвежских "Хоуков", очевидно, брали из запасов Vert Interieur, оставшихся после производства французских машин - то есть, это была краска "Дюпон", которую компания "Кертисс" подобрала по французским спецификациям (шутка!) Да, Bronze Green использовалась давно. Она была предназначена для самолетов с неподвижными частями кабинного остекления. 5. Форум Hyperscale, февраль 2007 (Луи Д): кто-нибудь знает реальный интерьерный цвет Р-36? Я читал, что при покраске использовался "интерьерный зеленый", но этот снимок указывает, как я думаю, на желтый хромат и (?) естественный цвет металла. (Стив Айзенман): многие самолеты впоследствии перекрашивали - особенно финские машины, и те, что были у французов после войны. А здесь, как видим, только ручка управления и педали покрыты желтой цинк-хроматной грунтовкой. (Кристиан Аткинс): я выясняю детали зарубежного использования Р-36 уже довольно долго; насколько я понял, на ранних машинах кабину не окрашивали, а покрывали прозрачным лаком. На поздних машинах, использовался "интерьерный зеленый" цвет. Что касается ручки и педалей, то, может быть, они пришли от субподрядчиков, у колторых в нужный момент не оказалось нужной краски? Ссылка по теме: обсуждаем интерьерные цвета французских самолетов |