Т.М. Инглиш Перевод Матвей Глухарь, 2004 Пытаясь разрядить напряженность во время холодной войны, американский президент Дуайт Эйзенхауэр на конференции - саммите 1955 года предложил заключить двухстороннее соглашение между Востоком и Западом по проведению военной аэрофотосъемки - так называемую программу ''Открытое Небо'' (Open Skies). Никто не выразил удивления, когда проект соглашения был отвергнут тогдашним советским премьером Булганиным. Так как для Запада было жизненно важно отслеживать развитие советского военного потенциала, было решено не отказываться от проверенных методов сбора информации. Однако, из - за высоких ТТХ новых советских ракет класса ''земля - воздух'' и перехватчиков ПВО, американские RB-36 и британские ''Веномы'', которые якобы случайно залетали на чужую территорию, постепенно сошли со сцены. В качестве нового высотного фоторазведчика, была принята новая версия Канберры - PR9. Первый прототип PR9, переоборудованный из PR7 (WH793) поднялся в небо 8 июля 1955 года, а первый серийный самолет, XH129 - 27 июля 1958 года. Самолеты вошли в строй в 1960 году, поступив на вооружение 58-й эскадрильи в Уайтоне (Wyton) и 39-й на Мальте. Подобно тому, как фоторазведчик PR3 ''отпочковался'' от бомбардировщика В2, а PR7 от В6, PR9 являлся вариантом модификации В(I) Мк.8. Чтобы обеспечить высотность полета, PR9 оснастили двумя ТВД Роллс - Ройс ''Эвон'' 206, каждый по 11 000 фунтов тяги - PR9 является самым тяговооруженным вариантом британской ''Канберры''. Крыло увеличили в длину, а прилегающие к фюзеляжу участки - и по хорде. Вторая отличительная черта PR9 - это неостекленный нос, ''истребительный'' фонарь и, на недавно дооборудованных машинах - радар пассивного предупреждения (PWR), чьи фиберглассовые антенные обтекатели красуются на набегающей кромке киля и оконечности фюзеляжа (кожухи антенн почти идентичны тем, что используются на самолетах Блэкборн ''Буканир'', и имеют тот же светло - коричневый цвет). PR9 - двухместный самолет. Доступ к рабочему месту штурмана, в носовой кабине - через откидывающийся на петлях носовой обтекатель. Катапультное кресло ''cтреляет'' через несбрасываемую крышку верхнего люка. Во время моего визита в Уайтон в июле 1979 года, мне довелось побывать в штурманской кабине ''Канберры'' PR9 ХН133. Удивительно, как штурман избегает клаустрофобии в этой, изолированной кабине с крошечными оконцами для обзора (не принимая во внимание штурманский перископ и видоискатель фотокамеры). Сдвинутый в сторону фонарь пилотской кабины обеспечивает летчику обзор, сравнимый разве что с версией В ( I) Mk.8. Еще один большой плюс этой версии - это возможность открывать фонарь для вентиляции, во время рулежки, или в ожидании взлета. Известны случаи, когда на ранних ''Канберрах'' PR7, работающих в жарком климате, задания срывались из - за того, что пилоты теряли сознание от перегрева, если самолет задерживался на старте. На момент моего посещения, 39 эскадрилья располагала двумя версиями ''Канберры'' PR9 - т.е. самолеты, прошедшие и не прошедшие модернизацию по программе SRIM (Service Radio Installation Modification). По удивительному совпадению, два самолета, которые мне удалось заснять, были теми самыми ХН133 и НХ170, которые увековечил ''Матчбокс'' -причем, и тот , и другой самолеты представляли собой до -SRIMовскую версию. Самые заметные отличия между двумя версиями - это, смонтированные на оперении кожухи антенн PWR, отличительная деталь поздних SRIM`ов. Главное отличие, тем не менее - это усовершенствованная авионика и штурманская оснастка. Внешнее отличие доработанных самолетов - приемники ПВД и заборники воздуха для термометров, на левой стороне фюзеляжа, под фонарем кабины. С момента своего основания, 15 апреля 1916 года, 39 эскадрилья освоила почти все методы воздушной разведки. Фактически, ''Канберра'' PR9 - четвертый тип самолета, используемый в этих целях. В начале 40 - х годов, эскадрилья летала на ''Мэрилендах'' и ''Бофортах'', а в 1958 году получила первую ''Канберру'' PR3. ''Девятки'' появились в октябре 1962 года, когда эскадрилья находилась на Мальте. Только в октябре 1970 года, после перерыва в 41 год, эскадрилья вернулась в Уайтон. Профильная работа эскадрильи - это маловысотная тактическая фоторазведка в интересах NATO. Фотосъемка с больших высот отошла на второй план, из - за возросших характеристик ракет ''земля - воздух'' и перехватчиков ПВО. По иронии судьбы, ''девятка'' в свое время создавалась именно для замены самолетов, более не способных противостоять усовершенствованным системам ПВО. Будучи специфически ''высотным'' самолетом, ''Канберра'' PR9 на удивление хорошо справляется с нештатной нагрузкой, возникающей от порывов ветра у земли. Разведмиссия состоит из трех этапов - предполетной подготовки, собственно полета и обработки полученного результата. Предполетная подготовка включает в себя прокладку маршрута, уточнение погодных условий и консультацию с NOTAM - службой, курирующей оперативную деятельность военной авиации и флота - которая занимает примерно 2 -2,5 часа. Уточнив расположение цели на карте, штурману остается только проложить маршрут. Обычно, полет продолжается 3 часа, и идет в основном на малой высоте. Для воздушной съемки используются как стандартные фотокамеры, так и камеры инфракрасного линейного сканирования (IRL) - на SRIM`ах. (Преимущество инфракрасных разведывательных систем было описано в июльском номере Scale Models за 1979 год в статье UK Phantom Operations.) В дополнение к фиксации объекта на пленке, цель также осматривается экипажем визуально. Это часто помогает при дешифровке снимка. Кроме того, в случае, если камера выйдет из строя, доклад экипажа может быть бесценен. Сразу же после посадки, отснятый материал извлекается из самолета, и поступает на обработку. Моя домашняя фотолаборатория -ничто, по сравнению с этим комплексом, способным проявить 400 футов пленки за 2,5 минуты! Очень часто, рулон пленки готов для дешифровки уже в тот момент, когда экипаж заходит в смотровую комнату. В итоге, экипажу начисляются '' баллы'' за ценность добытого материала, комментарии при расшифровке, качество отснятого материала и точность. Подобные критерии оценки эффективности заставляют экипажи 39 эскадрильи проявлять настойчивость в поиске цели. Из - за высоких требований, предъявляемых эскадрильей, на момент моего визита в ее составе не было ни одного неопытного летчика. Большинство экипажей в Уайтоне летали на ''Канберрах'', до зачисления в ее состав. Самолеты, которые я фотографировал в Уайтоне - ХН133, ХН170 и ХН165, все были окрашены в цвета Gloss Dark Green, Dark Sea Grey (верхние поверхности) и Gloss Light Aircraft Grey (нижние поверхности). Тот же цвет имел ХН134, заснятый в 1978 году. ''Кокарды'' и килевые флажки - стандартные малозаметные цвета, красный и синий. За исключением недавно перекрашенного ХН133, все самолеты несли эмблему эскадрильи - крылатую бомбу на киле, и великое множество технических надписей (все желтые), особенно в носовой части фюзеляжа. Крылатая бомба - стандартный цвет Dark Green, на фоне матово-красного круга. ''Девятка'' способна нести богатый выбор плановых, перспективных и инфракрасных камер: выбор определяется полетным заданием. Например, для полетов вдоль границы, используются длиннофокусные перспективные камеры, позволяющие не покидать ''свою'' зону. Меня больше всего впечатлили негативы, сделанные камерой F95, с интервалом 8 кадров в секунду. При просмотре через стереопроектор, негативы дали удивительное трехмерное изображение объекта. Тактическая разведка - единственный, и едва ли не самый важный вид боевой деятельности в мирное время. Наиболее драматический эпизод этой деятельности, по всей видимости, имел место во время Кубинского кризиса 1962 года. Снимки, добытые над Кубой при помощи U-2, стали первым доказательством размещения советских ракет на острове. Позднее, самолеты RF-8A ''Крусейдер'' и RF-101 ''Вуду'' провели несколько рейдов над Кубой на малой высоте, уточняя расположение и степень готовности пусковых установок. Подчеркивая важность этих задач, президент США Джон Кеннеди заявил на церемонии награждения участников этих акций: '' Никакое другое воинское соединение не внесло вклад в безопасность США, сравнимый с вашим''. Разумеется, даже в мирное время тактическая фоторазведка не является единственным видом оперативной деятельности авиации: понятно, что в случае военного конфликта, невооруженная ''Канберра'' PR9 может оказаться довольно уязвимой. Однако, полеты на малой высоте с использованием PWR могут сохранить эффективность ''Канберры'' PR9 в RAF еще на многие годы. ''Канберра'' от ''Матчбокс'' ''Матчбоксовская'' ''девятка'' - первая, воплощенная в пластике. До нее существовали: В6 от ''Эрфикс'', В(I) 8 от FROG и очень старая модель PR3 - также от FROG. ''Ревелл'' выпускает модель Мартин В-57 , т.е. американская версия ''Канберры'', выпускаемая по лицензии. Пусть вас не шокирует вопиющая ошибка на ''Матчбоксовской'' коробке: да, монстры с ''Матчбокс'' перепутали маркировку 13 и 39 эскадрилий, но этот недостаток вполне покрывается за счет аккуратности и чистоты отливки. Декаль дает маркировку на три эскадрильи: 39 (ХН170), 13 (ХН133) и 58 (ХН168). Тем не менее, хотя ХН133 ныне принадлежит 39 эскадрилье, достаточно просто поменять элементы декали, чтобы достаточно точно передать нынешний облик этого самолета. Заметим, что серийный номер на фюзеляже теперь черный, а не белый, как на декали. ''Матчбоксовская'' модель довольно точная, хотя и с бедной деталировкой. Декаль - выше всяких похвал. Внешний облик можно улучшить, добавив побольше простых мелких деталей: датчик ПВД в носу, саблевидные и тросовые антенны; воздухозаборники на левой стороне фюзеляжа, прямо под фонарем, и на обеих сторонах - над створками носовой опоры шасси; кожух перископа под носом; кожухи, прикрывающие тяги управления элеронами, на их верхней стороне; ветрогенераторы у основания киля - все это в пластике грубо и неточно. Версию SRIM легко отобразить, добавив антенны PWR на киль и законцовку фюзеляжа; ПВД и заборники для термометров на левый борт фюзеляжа. Любители супердеталировки могут ''открыть'' и деталировать штурманскую кабину. |