Роберт Крейг Джонсон До того, как пришли тигры: ВВС Китая в 30-е годы Авиационный онлайн-журнал Перевод Матвей Глухарь, 2007. Принято считать, что II мировая война началась совершенно внезапно, осенью 1939 года. Однако, на это можно возразить, что война в действительности началась несколькими годами раньше - в Китае, в 1931 году. Центральная тема нашей статьи - участие ВВС Китая в отражении японской агрессии. Но, прежде чем перейти к обзору уникального по разнообразию китайского авиапарка - именно эта особенность делает тему столь интересной для моделиста и историка, нам следует обратиться к бурному периоду истории Китая, к первой половине XX века.
Первые военные самолеты Китая, двенадцать "Кодронов" G.III, поступили в июле 1913 года. На самолеты наносились опознавательные знаки в виде звезд с пятью лучами, каждый из которых был окрашен в "свой" цвет и представлял одну из пяти главных этнических групп: китайцы (хань), монголы, манчжуры, тибетцы и мусульмане. Китайские самолеты мезжду 1913 и 1917 годом приняли участие в нескольких военных конфликтах. Китай получил статус республики в 1912 году, когда Националистическая Партия под руководством Сунь Ят-Сена свергла последнего манчжурского императора. Однако, самые респектабельные, процветающие торговые города де-факто оставались иностранными колониями. Так называемый международный квартал в Шанхае являлся островом европейской жизни в крупном китайском городе. Международный квартал охраняли британские, японские и американские морские пехотинцы, и служба охраны французского и немецого посольства. В феодальной китайской глубинке, полноправными хояевами были богатые землевладельцы, разжалованные императорские и республиканские генералы, и авантюристы, непрерывно воюющие между собой. Каждый из них имел свою армию, под командованием европейца. Оружие также приобреталось в Европе. Сунь Ят-Сен был почти беспомощен, так как полностью зависел от бывшей императорской армии. Он был вынужден договариваться с влиятельными лицами из глубинки, и при этом терял контроль над правительством, которое возглавлял. Надежный союзник, тем не менее, был найден в лице...Ленина. В то время, как страны Запада поддерживали Японию и расширяли собственные колонии, Советская Россия отказалась от территориальных претензий и вернула Китаю территории, отнятые в эпоху царизма. СССР снабжал Китай вооружением, направлял военных советников, даже основал военную академию, под управлением маршала Блюхера и комиссара Бородина. Перспективные китайские офицеры, такие, как Чан Кай Ши, проходили обучение в Москве. Вскоре, партия Гоминдан уже была в силах, защитить Кантон, и, под руководством Чан Кай Ши, начать военную операцию по очистке территории к югу от реки Янцзы - операция, должна была завершиться к 1927 году.
После революции 1923 года, была основана центральная авиационная база в Нанкине. В 1925 году, были основаны авиационные бюро Гоминдан. Самолеты были советского производства, обучение также осуществляли инструкторы из СССР. Именно в этот период, были приняты хорошо известные опознавательные знаки в виде безой звезды с двенацатью лучами, на фоне синего диска. До 1927 года, белые звезды обычно обводили красным - знаки совпадали с теми, что использовали ВВС Кванси. В 20-е годы, в японской императорской армии стали доминировать ультраправые радикалы, вынашивающие планы создания гигантской "Западно-азиатской сферы совместного процветания". Для реализации этих планов, было необходимо вытеснить из Китая европейцев, а коренное население рассматривалось лишь в роли рабочей силы, поставляющей в Великую Японию ресурсы из Манчжурии и Монголии, с их природными богатствами. У Японии имелась опорная точка в Китае, завоеванная в ходе войны 1895 года - тогда Китай уступил Японии острова Формоза (Тайвань) и Кореато. В результате проигрыша царской России в войне 1904 года, Япония взяла под контроль военно-морскую базу в Порт-Артуре и железные дороги на юге Манчжурии. Согласно Версальскому договору, в распоряжение Японии отошли бывшие немецкие колонии - несмотря на то,что в войне 1914-1918 года, эти страны являлись союзниками. Используя анти-большевистскую политику как прикрытие, Япония расширяла границы, захватывая все новые и новые территории. Вооруженные силы этой страны составляли наибольшее присутствие среди стран Антанты, во время интервенции на советском Дальнем Востоке. В 1931 году, генералы решили, что настало время завершить медленный процесс захвата территории на севере Китая. В качестве предлога был использован инциндент со взрывом железнодорожного состава на японской железнодорожной линии, возле Мукдена. Квантунгская армия, находившаяся в Корее, под предлогом "охраны порядка", защиты японских интересов и нераспространения идей коммунизма, взяла под контроль всю территорию Манчжурии. Захваченную территорию провозгласили новым японским протекторатом - Манчжоу-Го, назначив последнего манчжурского императора главой марионеточного режима. Фактически, Пу И оказался пленником в собственной стране. К тому времени, правящая партия Гоминдан была серьезно ослаблена внутренними разногласиями. Вплоть до 1927 года, китайские коммунисты одновременно являлись и членами партии Националистов. Однако, земельная реформа, на которой настаивали коммунисты, никак не устраивала Чан Кай Ши - сына крупного землевладельца. Помимо этого, генералиссимус был тесно связан с правыми и милитаристами, которые контролировали большую часть его армии. Чан почти полностью зависел от начальника штаба армии, генерала фон Фалькенхаузена (немецкий наемник, успешно командовавший китайской армией до 1939 года - когда, под давлением японцев, его сместил Гитлер). Структура китайской армии была скопирована с немецких "Свободных корпусов" (Freikorps); солдаты были вооружены немецким оружием, а их боевая тактика напоминала действия отрядов штурмовиков в 1918-1919 годах. В 1927 году, Чан Кай Ши, используя реакционные настроения в своем окружении, внезапно запретил коммунистическую партию. Все лица, связанные с ней, были приговорены к смерти. В результате начатой Чан Кай Ши политики антикоммунистического террора, погибло свыше миллиона беззащитных мирных жителей, включая женщин и детей. Практиковались пытки и публичные казни, а также систематическое вырезание целых семей и деревень. Все это ожесточило население, и лишило армию и полицию необходимой поддержки в предстоящей войне с Японией. Несмотря на явную опасность, Чан Кай Ши занимал двойственную позицию по отношению к японской экспансии. Единственной задачей националистического движения, стала ликвидация коммунистов, о защите собственной территории никто не думал - пока генералиссимус "разбирался" с бывшими союзниками, иностранный агрессор без особого труда взял под контроль территорию на севере. Временами казалось, что Чан Кай Ши видит в Квантунгской армии не угрозу, а потенциальную поддержку. Ценой огромных потерь, генералиссимус...не добился фактически ничего. В 1933 году, окруженные, и, казалось бы, разрозненные части Красной армии Китая, прорвали блокаду и совершили гигантский бросок, длиной 6 000 миль, на Северо-Запад, оплот коммунистических сил в этой стране. Гражданская война, которая завершится в 1948 году бегством лидера Гоминдан на Тайвань, утихла на время. Гражданская война, юный маршал и "Белый орел"Во времена гражданской войны, авиацию в Китае представляли вооруженные пассажирские самолеты и многоцелевые бипланы, принадлежавшие "хозяевам глубинки". У коммунистов своих самолетов не было - основу армии составляли пехотные части, солдат набирали из крестьян. Чан Кай Ши и фон Фалькенхаузен были заинтересованы в приобретении легких разведчиков-бомбардировщиков - именно этот тип машин, доказал свою эффективность в Германии, во время боев с коммунистами. Между 1932 и 1936 годом, националисты закупили 72 бомбардировщика-штурмовика Дуглас O-2MC-2 и MC-10, 12 самолетов Воут V-92С "Корсар" и 24 пикирующих бомбардировщика "Хейнкель" He-66. Эти самолеты были эффективны при подавлении восстаний, хорошо подходили для поддержки пехоты, охраны железнодорожных путей и карательных акций в виде бомбежки деревень. Однако, качества, которые делали "Дугласы" и "Хейнкели" столь удобными при выполнении этих задач, оставляли двухместные бипланы беззащитными при появлении "настоящих" истребителей.
"Хозяева глубинки" приобретали сходные машины, устанавливали вооружение на пассажирские самолеты. Такой самолет выполнял тот же круг задач, что и у противника, включая подавление восстаний - но, помимо этого, он выполнял функции транспортного средства, доставляя влиятельного землевладельца из одного края собственного доминиона в другой; на самолете подвозились боеприпасы и провиант для армии в окружении, наконец, владение собственным летательным аппаратом было делом престижа. Одним из таких самолетов был двухмоторный "Боинг-247D", названный "Бай-Инь", или "Белый орел". Этот самолет выполнил, возможно, самую важную задачу в войне между Японией и Китаем: он позволил армиям коммунистов и националистов объединить усилия в войне с Японией. "Боинг" принадлежал Чжан Сю-Ляну, одному из самых успешных генералов-националистов. Ярый антикоммунист, генерал получил свое прозвище "Юный маршал" по причине молодости - ему было всего 24 года. В 1935 году, Чжан Сю Лян приобрел пассажирский "Боинг" в качестве личного штабного самолета, который возил его из одной зоны боевых действий в другую, снабжая войска боеприпасами. Биография "Белого орла" ничем бы не выделялась среди десятков других, если бы Танпейская армия под командованием Чена сама не стала жертвой непомерного аппетита японской военщины и развернутой Чан Кай Ши кампании против коммунистов и прочих реальных и воображаемых соперников. Основная база Сю Ляна находилась в Манчжурии, и, после ее захвата японцами, подчиненные генерала внезапно оказались в положении бездомных. Отчаявшиеся люди были готовы обратить свой гнев на командующего. В этот критический момент, Чан Кай Ши решил убрать харизматичного генерала японскими руками, видя в нем соперника и оппонента. Генералиссимус наотрез отказался помочь преданному генералу, и попытался настроить против него других командующих и влиятельных лиц. "Юный маршал" был вынужден действовать немедленно, чтобы не потерять доверие в войсках. Под его руководством, армия вступила в кровопролитные сражения с японцами в Манчжурии... и проиграла, так как не располагала такими ресурсами, которые имел противник. В 1935 году, Танпейскую армию вывели из Манчжурии. Серьезно ослабленная, она была на голову разбита коммунистами. К удивлению Чжана, коммунисты не вырезали поголовно своих пленных, как обычно поступали националисты - те, как правило, отрубали пленным головы, и вывешивали их на телеграфных столбах: эта деталь является непременным атрибутом снимков времен гражданской войны. Вместо этого, войскам из Манчжурии вкратце внушили, что их настоящие враги - японцы, и вернули в свои части. Составленные бывшими пленными рапорты об эффективности, организации, высоком моральном духе и пламенной преданности национальным идеям в Красной Армии, произвели глубокое впечатление на генерала. Он немедленно вылетел на "Белом Орле" в Йенань - столицу коммунистического Китая, и подписал секретный договор с недавними противниками. Когда Чан Кай Ши отправился в Сян, чтобы оказать моральную поддержку разбитой армии, "Юный Маршал" созвал встречу командующих дивизий обоих действующих армий в регионе, и убедил генералов, что Чан должен быть арестован и направлен на борьбу с захватчиками. Так и было сделано - адьютант Чжан Сю-Ляна арестовал генералиссимуса в собственном штабе. Все ожидали, что диктатор-националист будет убит. Вместо этого, Чжан Сю-Лян направил свой "Боинг" в Йенань и другие районы Китая, чтобы собрать на переговоры делегацию коммунистов и других военных лидеров. Коммунисты не требовали от Чан Кай Ши ничего, кроме прекращения геноцида и немедленного объявления войны Японии, под его командованием. Они настояли на немедленном освобождении генералиссимуса, хотя многие офицеры предпочли бы предать его суду и казнить. Чан Кай Ши вышел на свободу и выполнил то, что от него требовали - но не простил Чжан Сю Ляну, упрятав его в тюрьму на целых пятьдесят лет. Незадолго до ареста, "юный маршал" заказал второй "Боинг". В переднем пассажирском салоне, установили дополнительные баки, наподобие тех, что использовались на однотипной машине во время воздушных гонок на приз Мак Робертсона. Опасаясь японских истребителей, заказчик настоял на устновке трех пулеметов калибра 12,7 - один на хребте (туалет переоборудовали в отсек стрелка), два неподвижных в переднем багажном отсеке. Хозяин машины уже сидел в тюрьме, когда машина была доставлена, так что никакой реальной пользы этот "Боинг" не принес: пилот-гоминдановец разбил машину вскоре после доставки. Наемники: 14 эскадрильяВ начале войны, основной силой, воюющей против Японии, были пилоты-наемники из США, Франции и Австралии: В состав 14-й эскадрильи, входили даже бывшие испанские пилоты-республиканцы. Эскадрильей командовал ветеран I мировой войны, Винцент Шмидт; стрелков и наземный состав, набирали из китайцев. Техника была довольно разнородной: легкие бомбардировщики Валти V-11 и Нортроп 2Е, пара средних бомбардировщиков Мартин-139, гоночный самолет Белланка 28-90, и два истребителя Девуатин D-510.
В июле 1937 года, японские войска вторглись на китайскую территорию, и 28 июля захватили Пекин. "Нортропы" 14-й эскадрильи участвовали в самых первых оборонительных сражениях с участием авиации: эти машины нанесли бомбовый удар по японским железным дорогам 14 августа 1937 года. В ночь на 19 мая 1938 года, китайские экипажи подняли в воздух два "Мартин-139": разбрасывали листовки над Нагасаки. Пилоты-европейцы также служили в составе 4-го крыла в Ханькоу (Кертисс "Хоук" III), и в Кун-Мин (D.510) Гоминдан и Советский Союз Советские авиационные специалисты и оборудование попали в Китай уже после первых японских атак. Истребители-бипланы И-15бис и монопланы И-16 были, вероятно, самыми многочисленными боевыми самолетами в Китае вплоть до нападения на Перл-Харбор и появления американцев. Бомбардировочная авиация Китая была представлена фактически одним типом самолета - СБ-2. Эти машины были задействованы в воздушном рейде на Формозу (Тайвань) - к сожалению, об этой "нелегальной" операции известно очень мало.
Камуфляж и маркировка самолетовСамолеты китайских националистов часто поставлялись неокрашенными, либо окрашенными в серебристый цвет. Однако, большинство машин по прибытии перекрашивали целиком в темный оливковый цвет. Иногда окрашивали только верхние поверхности; нижнюю поверхность крыла, а часто и фюзеляжа, не перекрашивали, оставляя ее серебристой или "дюралевой". Маскировочная окраска, похоже, быстро изнашивалась, и внешность многих самолетов была довольно-таки потрепанной. Советские машины обычно были окрашены по стандартной схеме ВВС РККА: верхние поверхности - оливково-зеленые, нижние - светло-голубые. На неокрашенные (возможно, светло-синие) верхние поверхности СБ-2 и И-153 иногда наносился камуфляж из мелких зеленых пятен. Такая окраска встречалась также на легких бомбардировщиках Валти. Истребители Боинг-281 "Пишутер", базировавшиеся в Нанкине, на первых порах были целиком окрашены в бледно-зеленый цвет. Позже, эту краску заменили на стандартный темно-зеленый цвет (Dark Green): в строю, встречались оба варианта. Истребители Кертисс "Хоук" окрашивались целиком в зеленый цвет. Комментарии: любой моделист, задумаший построить копию "гоминдановского" D.510, P-26 или "Хоук 75", неизбежно сталкивается с вопросом: как именно выглядел темно-зеленый цвет, наносившийся на внешние поверхности самолетов? Однозначного ответа нет, по одной причине: ни один из самолетов той эпохи не сохранился, и снимать точные образцы краски попросту не с чего. Подняв эту тему на форуме Hyperscale.com, переводчик получил следующий развернутый комментарий: "Самолеты Р-26, Кертисс "Шрайк", Нортроп 2Е поступали неокрашенными, в строю их красили в некий темный цвет со всех сторон. То же цвет, предположительно, имели истребители "Хоук" III китайской сборки. Следует иметь в виду, что сборка всех этих машин производилась в центральном Китае, за исключением D-510: их собирали на юге, на заводе в Юньнань, и их "зеленый" цвет мог быть другим. Самолеты советской постройки - И-152, И-153, И-16 - были окрашены в стандартные цвета ВВС РККА. Пикирующие бомбардировщики "Хеншель 123" были целиком окрашены в серо-зеленый цвет RLM 02 Grau. В строю, поверх серо-зеленого, наносили мелкие размытые полоски коричневато-серого цвета: один из бывших немецких специалистов, метко назвал их "червями". Возможно, в действительности это был сильно выгоревший оливковый цвет. Следует также иметь в виду, что, при нанесении камуфляжа, китайские "умельцы" покрывали зеленой краской весь самолет - включая резину шасси и пропеллер. Это справедливо, по крайней мере, в отношении Р-26". Маркировка самолетов того периода существенно различалась. Стандартным, являлось нанесение бело-синих полос на руль поворота, и белая "националистская" звезда на крыле. Китай никогда не обладал превосходством в воздухе. Так как "свои" могли обстрелять только с земли, опознавательные знаки было предписано наносить только на нижние поверхности. Но это не являлось "железным" правилом. Самолеты V-92 "Корсар" поставлялись с вертикальными полосами на оперении, хотя, может быть, это являлось ошибкой компании Воут. Если опознавательные знаки наносились на голый металл, а также на некоторых самолетах, выкрашенных в зеленый цвет, звезду рисовали на фоне синего круга. Если нижние поверхности были темно-зелеными, синий круг не наносился. Синие или черные тактические номера наносились на боковые стороны фюзеляжа, за крылом. Номера могли быть любой формы, размера и стиля - даже в рамках однеой эскадрильи. на фюзеляж, опознавательные знаки, как правило, не наносились - за исключением "Боингов 281" из Нанкина, и нескольких "Хоуков" III: на них, звезды довольно коряво нарисованы на носовых частях фюзеляжей. На самолетах этого же типа, иногда встречались дарственные надписи на китайском, нанесенные всегда на одном месте, белой краской. Так как японская морская авиация широко использовала построенные по лицензии "Хейнкели" 66 (Аичи D1A1/2), однотипные китайские машины обозначались при помощи больших желтых участков на крыле и фюзеляже. Модели и их доступность на 1996 год
Использовавшаяся литература Bowers, Peter. Boeing P-26 Variants. Aerofax Minigraph 8 (Osceola, WI: Motor Books, nd). Van der Linden, F. Robert. The Boeing 247 (Seattle: U of Washington P—National Air and Space Museum, 1991). Munson, Kenneth. Fighters Between the Wars and Bombers Between the Wars (New York: MacMillan, 1970). Snow, Lois Wheeler. Edgar Snow's China (New York: Random House, 1981). Taylor, John W. R., ed. Combat Aircraft of the World (New York: Putnam's, 1969) Wagner, Ray. American Combat Planes. 3rd Ed. (Garden City, NY: Doubleday, 1982). © 1996 by Robert Craig Johnson. Part of a series first published, in abbreviated form, in Eagle Droppings, the Newsletter of the Rocky Mountain Chapter, IPMS/USA. |