Мирослав Шнадр
''Мартлеты'' с ''Одесити" по книге: Palubni Stihaci jejiho Velicenstva, I Перевод Матвей Глухарь, 1998. Примерно в то же самое время, когда британское Адмиралтейство приняло решение оснастить транспортные суда катапультами для запуска истребителей, в умах военных чиновников возник план еще больше увеличить обороноспособность морских конвоев, переоборудовав вспомогательные суда во вспомогательные авианосцы. Способ для этого был один - установить взлетную палубу поверх основной. Для первого опыта, англичане выбрали трофейное германское судно ''Ганновер'', захваченное в марте 1940 года при попытке немцев прорвать блокаду Санто-Доминго. В январе 1941 года, адмиралтейство финансировало все работы, а в июне Королевский Флот принял на вооружение новый эскортный авианосец с гордым названием ''Одесити'' (HMS Audacity - смелость). Предполагалось использовать на его палубе ''Си Харрикейны'', но окончательный выбор пал на американские истребители Грумман ''Мартлет'' -это был первый случай использования знаменитого истребителя под флагом Ройал Флита. 802 флотская эскадрилья, летавшая до этого на ''Си Гладиаторах'', потеряла большую часть экипажей и самолетов в июне 1940 года, вместе с авианосцем ''Глориес''. Остатки ''восемьсот второй'' разместились в Хэтстоне (Hatston) и вскоре были распущены до 21 ноября того же года - дата повторного формирования соединения. 802 эскадрилья являлась второй, после 804, взявшей на вооружение Martlet Mk.I. 9 декабря эскадрилью перевели из Хэтстона в Донибристл (Donibristle). Среди морских летчиков, сошедших на голландском побережье, был Эрик Браун, будущий автор публикаций, посвященных морской авиации. Браун знал, о чем писать - ему довелось пилотировать все типы самолетов FAA. Знаменитый летчик надолго запомнил ноябрьский день 1940 года, когда он, и другие пилоты ждали прибытия первого ''Мартлета'' из Эбботсинч - именно там проходила сборка самолетов после их выгрузки в порту Клайд. В сентябре 1941 года, освоив новые истребители ''Мартлет'' I и II, 802 эскадрилья вышла в свой первый боевой поход на борту ''Одесити''. На авианосец погрузили шесть истребителей и восемь летчиков. Условия эксплуатации истребителей на этом судне можно назвать спартанскими. Самолеты постоянно находились под открытым небом - однажды, порыв шквального ветра повредил сразу пять машин! Длина летной палубы составляла всего 137 метров, из которых для разбега оставалось лишь 90 - остальные метры занимали истребители на стоянках. Не меньшую трудность представляла посадка на палубу - узкую полоску, шириной 18,3 м, в конце которой было натянуто всего три троса аэрофинишера, вместо обычных шести - восьми. Сам корабль был достаточно тихоходный - 14, 5 узлов (27 км/ч), что еще более усложняло взлет и посадку. Но, как показал первый же рейд, достоинства маленького авианосца с лихвой окупали его недостатки. ''Одесити'' покинул гавань 13 сентября 1941 года, и в составе конвоя ОG-74 взял курс на Гибралтар. Боевая вахта была организована наиболее рационально - шестерку ''Мартлетов'' разделили на пары. Две пары взлетали на рассвете, две - на закате. Пилотам была предоставлена большая свобода действий - один выполнял облет по часовой стрелке, другой против. Еще два истребителя на палубе были готовы к немедленному взлету, летчики находились в кабинах. Наконец, еще два пилота ждали изменения обстановки в подпалубном пространстве. Такая тактика была эффективна против вражеских самолетов, но не против подводных лодок - их пилоты ''Мартлетов'' видели, и не раз, но ничего не могли сделать. Между тем, еще до выхода ''Одесити'' в море предполагался другой состав палубной авиации - четыре ''Мартлета'' и два ''Суордфиша'', но победила чисто истребительная концепция. Первая встреча с неприятелем имела место уже на второй день после выхода в море. 15 сентября над ''Одесити'' кружили истребители лейтенанта Лэмба (Lamb) и младшего лейтенанта Брауна. Лэмб атаковал подводную лодку в погруженном состоянии, обстреляв ее из 12.7 -мм. пулеметов. Пилоты немедленно оповестили конвой. Те же летчики обнаружили другую вражескую субмарину под вечер 20 сентября, в 12 милях западнее конвоя. Ночная атака вражеских субмарин стоила англичанам двух потопленных транспортов. Под утро, спасательное судно ''Уолмер Кэстл'' (Walmer Castle) под флагом Красного Креста, и паровой буксир ''Темза'', собирали с воды уцелевших моряков. С палубы ''Одесити'' поднялась утренняя пара ''Мартлетов '' - младшие лейтенанты Паттерсон (Patterson) и Флетчер (Fletcher). Внезапно, передовой наводчик лейтенант Перри (Parry) известил дежурную пару о приближающемся самолете противника! Громадный ''Фокке-вульф'' FW-200C с ходу поджег ''Уолмер Кэстл'', со второго захода обстрелял буксир, но в этот момент появившаяся пара ''Уайлдкэтов'' открыла огонь из всех стволов! ''Кондор'', такой грозный на вид, оказался не так уж живуч - после первой же атаки Флетчера самолет развалился в воздухе. Это была первая победа ''Мартлетов'' с ''Одесити'', а заодно и первая победа истребителей этого типа. Из-за непостоянной осенней погоды, ''Одесити'' отправился в новый рейд на Гибралтар лишь 29 октября. Авианосец был в охранении конвоя OG-76; состав группы пополнили два истребителя. Плавание было сложным - сильный ветер и качка затрудняли эксплуатацию самолетов. Наклон палубы зачастую превышал 16 градусов. Первым потерпел аварию Паттерсон - за миг до того, как его ''Мартлет'' коснулся палубы, внезапная волна приподняла судно. Получив удар в хвост, истребитель перескочил трос аэрофинишера, перелетел через правую сторону палубы и рухнул в море. Жизнь летчику спасли надувные баллонеты - ''Мартлет'' достаточно долго продержался на плаву, и пилота успели поднять. Спустя сутки, эскадрилья лишилась своего лидера, старшего лейтенанта Винтера (Wintour). Со своим ведомым, младшим лейтенантом Хатчинсоном (Hutchinson), Винтер атаковал FW-200C по наводке корабельной РЛС. Во время повторной атаки, ''Мартлет'' был сбит стрелком ''Кондора''. Добивал немца Хатчинсон. Следует признать, что в эти дни плохая погода и противник действовали заодно. К полудню того же дня, на палубе ''Одесити'' остался только один исправный истребитель. Еще один мог подняться в воздух, но его винт был поврежден. Тем не менее, англичане были готовы взлететь в любой момент: первый ''Мартлет'' пилотировал Лэмб, второй (поврежденный) - Эрик Браун. И ждать пришлось недолго! Взлетев, пара истребителей быстро отыскала воздушную цель. Это был ''нейтрал'' - большой американский гидроплан ''Дикси Клиппер'' (Боинг-314А). Но, развернувшись на свой авианосец, Лэмб и Браун засекли пару FW-200C и тут же их атаковали. ''Кондоры'' попытались скрыться в облаках, но одному из них это не удалось. Браун дал три короткие очереди, и поджег немцу правый внутренний двигатель. Дальше ситуация сложилась таким образом: ''Кондор'' с горящим двигателем и преследующий его ''Мартлет'' Брауна вошли в облака и потеряли друг друга. Когда же самолеты вновь вышли из облачности, пилот истребителя с ужасом увидел, что ''Кондор'' несется прямо на него! За миг до столкновения, Браун открыл огонь, и его пули раскроили немцу пилотскую кабину. Затем пилот ''Мартлета'' рванул ручку на себя и ''перескочил'' немца. ''Кондор'' рухнул в море, а Браун вернулся на свой авианосец с полным ощущением заново рожденного. ''Одесити'' отправился в очередной рейд 14 декабря 1941 года, с Гибралтара. Конвой HG-76, в составе 32 транспортных судов, шел в Ливерпуль. Четверка ''Мартлетов'' на палубе ''Одесити''; защищала конвой не только от вражеской авиации, но и от подводных лодок - последние появились вблизи HG-76 уже на вторые сутки плавания. Их навели на цель экипажи ''Кондоров'' - разведчиков. Сражение за конвой началось рано утром 17 декабря. Утренний воздушный патруль засек германскую субмарину U-131 в 20 милях от конвоя. Командующий 36 группой сопровождения, фрегат-капитан Уолкер (F.J. Walker) возглавил группу преследования, держа флаг на мостике фрегата ''Сторк''. Младший лейтенант Флетчер получил приказ атаковать подлодку с воздуха. Флетчер ввел свой истребитель в пике. В тот момент, когда его очереди прошили германскую субмарину, в кабине ''Мартлета'' разорвался снаряд, выпущенный с подлодки. Финал был скоротечен - истребитель рухнул в море, а следом за ним вскоре отправилась и U-131, потопленная судами конвоя. 18 декабря на палубе ''Одесити'' оставалось лишь три боеспособных самолета. Новый командир 802 эскадрильи Гибсон, и младший лейтенант Хатчинсон были недовольны: преследуя ''Фокке-вульф'', они не смогли его атаковать, так как все пулеметы заклинило. Утром следующего дня, оставшиеся три ''Мартлета'' поднялись в воздух, чтобы отразить атаку трех ''Кондоров''. Один FW-200C сбил Браун, другой повредил Лэмб. В полдень, немцы атаковали конвой вторично - но, ''Кондор'', прилетевший из Бордо-Мериньяк, был своевременно обнаружен командой фрегата '''Сторк''. По тревоге, с палубы ''Одесити'' поднялись истребители лейтенанта Слея (Sleigh) и младшего лейтенанта Уильямса. Истребители атаковали FW-200C с задней полусферы - но неудачно. Тогда, Слей пошел в лобовую атаку, но не рассчитал маневр и зацепил правую консоль крыла немецкого самолета. Прочная конструкция ''Мартлета'' спасла пилоту жизнь - истребитель окончил полет с куском элерона ''Кондора'' в крыле. Наступил роковой день 20 декабря. Спустя примерно час после того, как пара ''Мартлетов'' вечернего патруля завершила полеты, ''Одесити'' был торпедирован германской субмариной U-751. Часы показывали 20.37. Единственная торпеда U-751 угодила в правый борт. Прогремел взрыв и в небо поднялся фонтан воды. На судне вышло из строя управление, и в кормовые отсеки хлынула вода. Капитан судна Мак-Кендрик (МcKendrick) приказал покинуть авианосец. Спустя 20 минут, другая подлодка, U-571, добила судно двумя торпедами. Вскоре ''Одесити'' затонул, унеся с собой жизни двух пилотов 802 эскадрильи. Несмотря на свою недолгую службу, ''Одесити'' полностью оправдал возложенные на него надежды, показав, что даже одно такое судно многократно повышает обороноспособность конвоя. Одновременно были по достоинству оценены летные качества американских истребителей Грумман ''Мартлет''. Всего за 4 боевых похода - два на Гибралтар, и два обратно - 802 эскадрилья уничтожила пять вражеских самолетов, повредила три и отразила атаку одного. Было обнаружено 9 подводных лодок, одна из них потоплена. От огня противника погибли два ''Мартлета''. Бой с '''Фокке-вульфом'' FW-200C представлял для летчиков нелегкую задачу - опытные немецкие пилоты обычно атаковали, прикрываясь облачностью, и непрерывно маневрировали, давая возможность стрелкам открыть ответный огонь. Как свидетельствует Эрик Браун, наиболее эффективным приемом в поединке с ''Кондором'' являлась лобовая атака. Несмотря на большой риск, пилоты ''Мартлетов'' с ''Одесити'' первыми освоили этот прием боя. |