Автор неизвестен Перевод Матвей Глухарь, 2004 В начале II мировой войны, в авиационном корпусе армии США
применялись два официально принятых реестра
камуфляжных цветов. Один и то же оттенок мог иметь разные каталожные
номера, и в технических приказах нередко содержались ссылки сразу
на тот и другой список. Процесс перехода к единым стандартам начался
еще в 1939 году, но указанные реестры оставались в силе до августа
1942 г. В июне 1943, Подкомитет по стандартизации в составе Объединенного
Авиационного Комитета (Joint Aircraft Committee's Subcommittee on
Standardization) принял взамен того и другого единый стандарт для
самолетов армейской и морской авиации (Army & Navy Aircraft, ANA).
Было решено, что новые цвета найдут применение не только на армейских
и флотских самолетах, но и на машинах американской постройки, поставлявшихся
в Великобританию по ленд-лизу. Таким образом, рассматривая вопрос
об американских цветах II мировой войны, мы в основном будем иметь
дело с реестром ANA, даже если речь пойдет о машинах, разработанных
задолго до его принятия. Мы воздержимся от использования каталожных
номеров, взятых из раннего и наиболее запутанного реестра USAAC Specification
3-1.
В период, когда реестр ANA еще не вошел в широкую практику, имело место несколько случаев подмены официально предписанного цвета на какой-либо еще. Так например, для замены ''армейского'' цвета Neutral Gray и ''флотского '' USN Blue Gray предназначался цвет Sea Grаy 603, идентичный британскому Extra Dark Sea Grеy. Тем не менее, самолеты, окрашенные старым цветом Neutral Gray покидали сборочные цеха даже в 1944 году - по причине имевшихся больших запасов этой краски. Да и в британских ВВС, нижние поверхности самолетов, окрашенные в Neutral Gray, также не являлись редкостью. Замене также подверглась красная краска "Insignia Red", хотя этот факт и не является до конца доказанным. Американский цвет с этим названием был чрезвычайно ярким и насыщенным, совершенно не подходящим для маскировочных целей. На практике, вместо него использовалась британская краска, с тем же названием, но куда более темная и тусклая. Последнее утверждение можно оспорить, но как тогда объяснить тот факт, что в тот же месяц, когда ВВС США одобрили использование британских цветов, с опознавательных знаков в тех же ВВС удаляли красную краску? Последнее, и наиболее важное изменение, было вызвано принятой в инженерных войсках спецификацией TAC-ES680; по ней, цвет Olive Drab 41 в первоначальном варианте (реестр 3-1), заменялся на цвет с тем же названием, разработанный в инженерных войсках. В отношении двух вариантов оливкового цвета по-прежнему нет единого мнения. Сразу после нанесения, и тот и другой были почти идентичны - Olive Drab от ANA ("позаимствованный" у инженерных войск) был немного темнее и с преобладающим зеленым цветом. Однако, эта краска крайне быстро выцветала, причем у ''реестра 3-1'' коричневый оттенок начинал преобладать в большей степени, по сравнению с краской ''от ANA'' - последний, выцветая, становился еще более зеленым. Многообразие оттенков Olive Drab объясняется в основном тремя факторами: нестойкостью краски, большим запасом краски старого образца, и тем, что краска в обеих разновидностях была освоена в производстве и среди наземных команд. Olive Drab ''по реестру 3-1'' широко применялся и в 1944 году, благодаря большим запасам этой краски. По причинам, указанным выше, самолеты зачастую выглядели совершенно по-разному даже в пределах одной части, несмотря на единое название краски. Наиболее распространен вариант, обусловленный выходом спецификации USAAF No. 24114 в сентябре 1940 года (?). Согласно ей, самолеты сверху полагалось окрашивать в цвет Flat Olive Drab 613, а снизу - в цвет Flat Neutral Grey 603. Граница раздела цветов проходила таким образом, чтобы цвет нижних поверхностей самолета не был виден, если наблюдающий находился выше его, и угол превышения составлял не менее 30°. Существовали следующие производные от этого камуфляжа: пятна или волнистые полосы цвета Sand 616 поверх Olive Drab 613 - для самолетов, действующих в пустынных районах; пятна зеленого цвета Medium Green 612 поверх Olive Drab - для ''скрадывания'' кромок крыла и оперения. Однако, благодаря быстрому выцветанию Olive Drab (в то время это еще не было известно), применение Medium Green дало прямо противоположный эффект. Чтобы решить проблему излишнего контраста между двумя цветами, июньская спецификация 1942 года No. 12114 , была дополнена техническим приказом T-07-1-1, позволявшим полностью окрашивать самолеты в цвет Medium Green. Однако, это решение не нашло широкого применения на практике. Важно отметить, что до вступления его в силу, отклонения от предусмотренной схемы практически не встречались. На самолетах, действовавших в пустынных районах, особенно во время высадки союзников в Северной Африке в 1942 году, очень быстро распространилась индивидуальная схема окраски: верхние поверхности - Dark Earth 617 и Middle Stone 615, нижние - Sky 610 или Azure Blue 609. Самолеты, участвовавшие в высадке, имели самую разнообразную окраску, благодаря тому, что окружающий ландшафт также не был монотонным. Таблица 2 приводит цвета USAAF, использовавшиеся в этих условиях.
Цвета, приведенные в таблице, не имеют обозначений по системе ANA - ведь они, за исключением Olive Drab, были разработаны для инженерных войск. Каталожные номера даются по спецификации 3-1; где возможно автор добавляет номера ANA. На тот случай, если цвет не имеет эквивалента по ANA, ниже приводятся эквиваленты по каталогу Federal Standard 595А:
Важно отметить, что цвет Olive Drab от инженерных войск, в действительности соответствует зеленому оттенку ''от ANA'', а не раннему коричневатому оттенку (?) Нижние поверхности самолетов в пустынных районах, как правило, окрашивались в цвета Azure Blue 609 или Sky 610. Ссылка по теме: Пол Лукас. Оттенки Olive Drab Спецификация 24114 определяла порядок покраски самолетов вплоть до 1945 года; однако, в октябре 1943 ВВС США отменили требование об обязательной заводской камуфляжной окраске, передав руководству строевых частей право окончательного решения - наносить, или не наносить камуфляж. Заводской камуфляж нужного типа наносили, если командующие ТВД находили это нужным - и удаляли, по решению тех же командующих, чтобы уменьшить вес машины и аэродинамическое сопротивление. В январе 1944 года 9-я воздушная армия ввела поголовное камуфлирование истребителей, а в марте того же года, отказалась от этой практики - новые самолеты поступали некрашенными, в то же время со старых машин краску не сдирали. Результат широко представлен на фотографиях: в одном строю летят истребители в камуфляже, и лишенные такового. Намного быстрее отреагировала на изменения 8-я воздушная армия: неокрашенные самолеты у них появились уже в середине октября 1943 года, и применялись вплоть до мая 1944 года, когда в преддверье высадки союзников в Европе, машины вновь получили камуфляжную окраску. Из-за огромного количества задействованных в операции самолетов, проблемы с опознанием вышли на первый план. В начале июня 1944 года, на самолеты европейского ТВД стали наносить элементы быстрого опознавания на крыло и фюзеляж - три черных и пять белых полос, шириной 12 дюймов. К сентябрю 1944 г., поступил приказ избавиться от этих полос, но на некоторых машинах они сохранились вплоть до 1945 года. На большинстве машин 8-й воздушной армии, полосы сохранялись до августа-сентября 1944 года. Обшивка самолетов, лишенных камуфляжа, натиралась воском, или покрывалась прозрачным лаком, подчеркивая серебристую краску ''первого слоя'', или естественный цвет металла. Матовые участки против ослепления наносились черной, или оливковой краской; тем не менее, на многих машинах в этом качестве использовался цвет, условно присвоенный тому или иному соединения. Тихоокеанский ТВД принял положения спецификации 24114 намного позже остальных. Не успели отгреметь залпы Перл-Харбора, как многочисленные партии самолетов, предназначенных для отправки в Англию, были перенаправлены на Тихий океан. Многие из них сохранили чисто британские цвета - Dark Earth 617 в сочетании с Dark Green (FS 34078), или Olive Drab 613. Постепенно, самолеты перекрашивались в стандартные для США цвета Olive Drab/Neutral Grey, хотя в течение первых шести месяцев тихоокеанской компании схемы окраски самолетов отличались исключительным разнообразием. Самолеты, не окрашенные вовсе, стали появляться в конце 1943 года, и зачастую в одном строю с камуфлированными машинами - благодаря новым поступлениям авиатехники. Ранее выпущенные самолеты в целом сохраняли камуфляж вплоть до конца эксплуатации. Камуфляж наносился на самолеты, оперировавшие в тех местах, где воздушное превосходство все еще не было достигнуто. Если предполагались бои над Японскими островами, самолеты чаще были лишены окраски, так как значительное удаление этих мест от американских авиабаз требовало сокращения веса любыми средствами. Самолеты, действовавшие в Индокитае, окрашивались аналогично ''тихоокеанским'', за одним исключением: на них, с целью опознавания, наносилось пять белых полос, шириной по 6 дюймов. Полосы наносились на хвостовую часть фюзеляжа, за задней кромкой крыла, под углом 45° к горизонтали. Понятно, что в конце войны, когда воздушное превосходство над противником было уже достигнуто, вместе с камуфляжной окраской смывались и эти полосы. |