Дейв Аскетт
Блэкборн ''Скуа'' своими руками


Этот самолет ''на слуху'' у большинства любителей авиации, и на удивление многие имеют твердое мнение о нем. Одни считают ''Скуа'' одним из самых неудачных боевых самолетов, которые вообще когда-либо поднимались в воздух; другие придерживаются мнения, что негативная репутация была ему навязана. Что бы вы ни думали, никто не станет отрицать, что ''Скуа'' - исторически важный тип самолета. Первый цельнометаллический моноплан в составе FAA; первый британский самолет, одержавший победу во второй мировой войне; первый самолет, потопивший боевой корабль атакой с пикирования - и все это об одном пикировщике и неудавшемся истребителе самого несуразного вида. Понятно, что моя коллекция самолетов FAA никак не могла обойтись без ''Скуа''.

Прискорбно, но этот летательный аппарат не в чести у модельных производителей. По всей видимости, единственной ''репликой'' является древняя модель от FROG в 1:72, жутко неточная - и ее позднейшие ''переиздания'' от NOVO, Revell и, без сомнения, множества других компаний.
Итак, любители сорок восьмого масштаба не имеют альтернативы - только постройка своими руками.

Модель

Это был мой первый опыт в строительстве модели ''с нуля'', путем литья из полиэфирной смолы - и он уж точно не станет последним! Важное преимущество такого подхода - высокое качество получаемой поверхности. Например, такие неуловимые нюансы, как ряды потайных заклепок с ''припухшей'' обшивкой вокруг, расшивка внахлест, коробление - все это на удивление легко воспроизводится. Попробуйте, добейтесь того же вакуумным формированием! Большинство использованных приемов опробовано британским моделистом Петером Куком и описано им в великолепной книге ''Скрэтчбилдинг''.

Еще один ''плюс'' использованного метода - многократность. Единожды изготовленная форма из эпоксидной смолы позволяет без труда отлить две, три, пятьдесят заготовок. Это в теории, а на практике, я думаю, только псих возьмется за второй ''Скуа'', закончив первый!

Фюзеляж

Проведя бесчисленные часы за изучением снимков, я, наконец, уяснил себе сложную конфигурацию фюзеляжа ''Скуа''. Оказалось, что адекватной графики по этому аппарату просто нет; хотя, два или три комплекта оказались более-менее точными. Потому, я взял за основу комплект с наибольшей степенью достоверности, внося по ходу дела коррективы, где надо. Только после того, как чертежи вошли в соответствие с моими представлениями об отображаемом объекте, я приступил к работе.

Как обычно, все началось с фюзеляжа. Два деревянных бруска были склеены вместе двухсторонним скотчем, образуя заготовку для двух фюзеляжных половинок. На бруски я нанес проекции сбоку и сверху, а далее все ненужное срезалось лобзиком. Обобщенная форма фюзеляжа дорабатывалась ножом, надфилями и наждачкой, а для контроля точности сечений я использовал плоские пластиковые шаблоны.

Вырезав фюзеляж, я приступил к изготовлению мастер-модели из полиэфирной смолы. Половинки я наклеил на стекло двухсторонним скотчем, вокруг настроил бортики, и залил все строительным гипсом. Когда гипс отвердел, и деревяшки были вынуты, в формы была залита смесь полиэфирной смолы и талька в пропорции 60х40. Поверх легло еще одно стекло - чтобы поверхности смыкания получились плоскими. В результате, у меня получился литой мастер-фюзеляж, который затем обрабатывался шкуркой и надфилем для придания окончательной формы - острые углы и ''ломкие'' формы (например, вырез под хвостовой гак) получаются таким методом куда эффектнее, чем, если бы вы использовали дерево.

Очередной этап - имитация обшивки, с тем, чтобы точно передать ее фактуру и деталировку. После множества опытов, я остановился на самоклеящейся алюминиевой фольге (Furnace Tape). Лучшего материала вы не найдете - минимальная толщина, адгезия к чему угодно, хорошо ложится на любую поверхность, даже с двойной кривизной. Обращаясь к чертежам и постоянно сверяясь с фотографиями реального самолета, я оклеил весь фюзеляж - лист за листом, от носа к хвосту, от нижних поверхностей к верхним. Покончив с оклейкой, я ''накатал'' заклепочные швы, воспользовавшись насаженной на ручку шестеренкой из будильника. Инструмент при работе держат под прямым углом. Выступающие заклепки, лючки и прочие детали такого рода были имитированы сухой декалью ''Арчер'' (Archer Dry Transfers). Я впервые ее использовал, и результат, признаться, меня впечатлил.

В итоге, я получил деталированный литой мастер-фюзеляж. Еще раз, я наклеил каждую половинку на стекло и надстроил бортики - но теперь, в полученную форму был залит герметик. Спустя сутки, я извлек мастер-модель, став обладателем превосходной формы для отливки каждой из фюзеляжных половинок.
Наступило время финальной отливки: в каждую форму был залит небольшой объем жидко разведенной смолы ''Алюмилит''. После этого, сверху накладывается стекло, и состав ''разгоняется'' по форме круговыми движениями, пока не начнется полимеризация (обычно - через две-три минуты). Когда алюмилит затвердел, из формы были извлечены две тонкостенные фюзеляжные половинки. Толщина стенок - примерно, как у стандартной ''вакушки'', но при этом - очень твердые и прочные, с гладкой внутренней поверхностью и богатой деталировкой на внешней стороне.

Интерьер

Внутреннее убранство кабин пилота и стрелка, равно как и разделяющие эти кабины топливные баки, было изготовлено из пластика. В дело также пошли детали из запасников, фототравленые пряжки от ремней (сами ремни сделаны из свинцовой фольги), таблички и кислородные шланги Waldron, педали Technics и т.д.

Вот как красился ''Скуа'' изнутри:
Интерьер - английский бледно-зеленый цвет Interior Grey Green.
Пилотское кресло и фюзеляжные баки - оранжево-коричневый цвет, присущий неокрашенной фенольной смоле.
Кислородные баллоны - синие (Medium Blue)
Приборная доска, радиооборудование, прицел - черные (Satin Black).
Сиденье наблюдателя - черная кожа, которую я тонировал коричневой краской для имитации потертости.
Диски к пулемету Льюиса - черный верх с темно-коричневой кожаной лямкой. Боковые стороны не окрашивались.

''Скуа'' имел встроенный бомбоотсек, который, во избежание утяжин, я изготовил отдельно. Модель отсека была вырезана, оклеена фольгой, затем изготовлена форма из герметика и копия из смолы. На днище фюзеляжа было размечено и вырезано место под бомбоотсек, и готовая деталь приклеена к одной из половинок при помощи цианакрила.
Когда работа над интерьером завершилась, и бомбоотсек встал на место, обе половинки были склеены вместе тем же цианакрилом. Ого, это начинает выглядеть как ''Скуа''!

Крыло

Основа для изготовления крыла - цельная заготовка из высококачественной сосны. Выпилив лобзиком крыло, я распилил его на части в тех местах, где менялось поперечное V: возле законцовки, и возле ниш шасси. Затем все опять было склеено под нужными углами. Элероны я хотел изготовить отдельно, поэтому отделил их при помощи ножа и бритвы-пилки.

Перевернув крылья, я разметил ниши шасси и выбрал их с помощью модельной дрели Dremel с насадками. Интерьер ниш - пластик и медные трубки; вся структура ''выравнивается'' с помощью ''мгновенной'' шпаклевки для заделки трещин Poly Filla. Крыло и элероны были затем оклеены обшивкой по вышеописанной технологии. С каждой консоли была снята двухсторонняя форма из герметика, в которую затем заливался алюмилит. В итоге, я извлек из форм цельнолитые консоли крыла. Отдельно была снята форма и с элеронов, которые я навесил на крыло в слегка отклоненном положении и зафиксировал цианакрилом.

Дальше и больше

Теперь пришла пора взяться за отсек доступа к двигателю (между фюзеляжем и капотом). Эта часть, а также сам капот и кожух задней опоры шасси, я вырезал из строительной пены высокой плотности, пропитанной суперклеем и ''схваченной'' полимеризатором. Пена легко режется, а суперклей делает готовую деталь не менее прочной, чем древесина липы. Осталось лишь оклеить эти части фольгой, дополнить деталировку сухой декалью и отлить копию из смолы. Выхлопной патрубок - трубка из пластика и шпаклевка ''миллипут''.
Киль, руль поворота, стабилизатор и руль высоты были изготовлены по той же технологии, но мастер-модели вырезались из полистирольных пластин.

Сборка

При сборке я использовал большей частью эпоксидный клей, ''схватывающий'' в течение 5 минут: и держит как надо, и в то же время, позволяет подогнать все детали без спешки. В первую очередь, к центроплану были пристыкованы консоли крыла. Затем занял свое место кожух хвостовой опоры, стабилизатор, рули высоты, киль. Руль поворота я отложил до тех времен, когда самолет будет окрашен и оклеен декалями. Капот я тоже отложил, приклеил только отсек доступа к двигателю.

Стойки шасси набраны из медных трубок, для прочности внутрь вставлен стальной стержень. Даже с учетом того, что фюзеляж пустотелый, модель обещала быть весьма увесистой! Створки шасси - вакуумное формирование, матрица вырезана из липы.

В ход пошли колеса с пятью спицами, которые фирма True Details изготовляет для ''Спитфайра'' - точнее, диски от них, поскольку покрышку я сточил и нарастил новую - затратив на это кучу времени, полистирола, ''миллипута''…

Пропеллер и кок взяты от модели Фиат G-50 фирмы Sector. Лицевая поверхность каждой лопасти окрашивалась ''под алюминий'', тыльная - в матовый черный цвет (Flat Black). Кончик каждой лопасти - желтый, высота этой желтой полоски - 4 дюйма. Кок винта я отложил, так как он был одного цвета с нижней поверхностью - Sky Grey.

К счастью, Engines&Things производят точную эпоксидную копию двигателя Бристоль ''Персеус'', что сэкономило мне массу времени. Картер окрашен полуматовой черной краской, цилиндры светло-серые. Я тонировал цилиндры сухой кистью, серебрянкой; затем сделал отмывку темно-серой акварелью, чтобы подчеркнуть ребра охлаждения. Пара табличек от Waldron на кожухе редуктора довершили дело.

Фирма Aeroclub изготовляет хвостовой гак типа ''А'' и хвостовое колесо. Когда-нибудь, я заменю колесо на что-нибудь более раздеталированное, но пока меня вполне устраивает ''аэроклубовская '' отливка в белом металле - красиво и прочно.

''Рогатка'', выбрасывавшая бомбу за плоскость вращения винта, изготовлена из полистирола и стального стержня. Возвратная пружина - тонкая проволока, намотанная на сверло. Готовое изделие соответствует имеющимся чертежам, но видел ли кто-нибудь фото этого узла, и способен ли ''Скуа'' в действительности поднять в воздух 500-фунтовую бомбу? Лично я в этом сильно сомневаюсь.

К слову о бомбах: ''моя'', 500-фунтовая бронебойно-фугасная, выточена на токарном станке. Стабилизаторы - тонкая листовая медь, хвостовая трубка - медная. Бомба окрашена в желтый цвет с толикой оранжевого, на нос нанесены две тонких полоски: красная - обозначает, что бомба снаряжена взрывчаткой, ярко-зеленая - обозначает тип взрывчатого вещества.

Окраска и тонировка.

Я с самого начала планировал, окрасить модель по схеме, применявшейся в период оккупации Норвегии. Это заставило меня углубиться в разносторонний исследовательский поиск - ведь цвета и маркировка самолетов в период Норвежской кампании менялись почти ежедневно. К счастью, ко мне в руки попали три фотоснимка самолета L2889, сделанных с различных углов после не слишком удачной посадки на авианосец ''Фьюриес'' в июле 1940 года. Эти снимки ясно показывают, что самолет, обозначенный буквенным кодом ''G'', и принадлежавший 801-й эскадрилье, нес кокарды типа ''А'' и на верхней, и на нижней поверхности крыла, ''А1'' на фюзеляже, и флажок типа ''А'', занимающий всю поверхность киля. Кроме того, цвета верхнего камуфляжа ''Скуа'' оказались очень контрастными. Не исключено, что ясно видимый контраст вызван лишь типом использовавшихся фотоматериалов; однако, значительная степень этого контраста, плюс цвета на кокардах, совпадающие с действительными, приводят к мысли, что верхние цвета '' Скуа'' действительно контрастировали друг с другом. Об этом же свидетельствует статья Яна Хантли о цветах, использовавшихся FAA в первые дни войны: в ней указывается, что средне-серый цвет, идентичный Medium Sea Grey, был весьма распространен на самолетах морской авиации, в сочетании с NIVO или Dark Green - верхние поверхности красились так, по меньшей мере, до июля-сентября 1940 года. Исследования Хантли были подтверждены несколько лет назад, когда был найден цветной 16-мм. ролик, запечатлевший ''Скуа'' через несколько дней после вынужденной посадки в Норвегии, в мае 1940 года. Ясно различимы цвета Medium Sea Grey, Dark Green и Sky Grey на нижних поверхностях. Для меня этого достаточно!

Отмыв модель с мылом, и наложив маски на прозрачные детали, я начал с того, что задул нижние поверхности цветом Sky Grey. Поскольку никто из производителей краски не выпускает этот цвет, я составил краску сам, добавив малую толику синего в Light Aircraft Grey от Xtracolor. После тщательной просушки, я нанес на красочный слой защитную маску, и задул верх самолета цветом Medium Sea Grey от Xtracolor. Наконец, поверх MSG были нанесены камуфляжные пятна, стандартной для ''Скуа'' конфигурации - краской NIVO от той же фирмы. NIVO очень напоминает Dark Green, и ''для Норвегии'' был бы справедлив любой вариант, но я остановился на первом, зная, что NIVO использовался незадолго до войны, при окраске флотских бипланов Хаукер ''Оспри''.

Я использовал декали из разных источников. Кокарды - от Wheels&Wings (летрасет); я впервые воспользовался этим набором, и был восхищен полученным результатом. Жаль, фирмы больше не существует… Нанеся маску на киль, я надул поочередно красное, белое и синее поле, смешав предварительно краски, идентичные по цвету кокардам. Буква ''G'' нестандартной формы - декаль от ''хоббикрафтовского'' Ju-88. Удивительно, но она в точности соответствует букве на фотографиях. Серийный номер машины - с ''Вентуры'', а маркировка W/T и всякие прочие мелкие надписи через трафарет в основном перешли со ''Спитфайра'' фирмы Aeromaster.


Последние штрихи

Коллекторное кольцо и выхлопной патрубок были покрашены краской Metaliser Burnt Iron; затем, участки вокруг передней части коллекторного кольца и патрубка были очень аккуратно задуты черным цветом, чтобы показать выгоревшую в этих местах краску. Последний штрих - тонировка ''сухой кистью'' серым металликом, чтобы подчеркнуть выступающие на коллекторе заклепки.

После этого, я вклеил двигатель на эпоксидном клее, со всем старанием выдерживая установочный угол и глубину размещения внутри капота. Когда эпоксидка затвердела, из нарезанного на куски припоя были изготовлены выхлопные патрубки, соединяющие цилиндры и коллектор. Это был нудный, длительный процесс - но, после того, как патрубки были покрашены и тонированы, стало ясно, что оно того стоило. Из растянутого литника была собрана передняя часть моторамы - ''тренога'', соединяющая картер двигателя и выхлопной коллектор. Когда все было готово, двигатель и капот заняли свое место и были зафиксированы эпоксидным клеем. Под капотом разместился воздухозаборник карбюратора: изготовлен из пластика, окрашен полуглянцевой черной краской, зафиксирован суперклеем.

После того, как на место встал руль поворота, вся модель была ''отмыта'' акварельной краской средне-коричневого цвета, чтобы подчеркнуть следы износа на поверхности. Затем осталось изобразить ''слегка выцветшую краску'', и закрепить все с помощью акрилового лака. Можно снимать маски с прозрачных деталей.

Теперь пришел черед ставить всякую мелочевку - подвижные части фонаря, подножку, шасси, бомбу, антенную мачту, трубку ПВД, хвостовой гак, АНО, строевые огни и прочее. Была натянута тросовая антенна между килем и мачтой, установлен самодельный пулемет Льюиса Mk.IIIE на шкворневой турели ''Фейри'' в кабине наблюдателя, и - вуаля! - модель закончена, и, надо сказать, я не впал в уныние оттого, что все было позади.

Работа над моделью началась в первую неделю февраля 1998 года. Спустя сутки после завершения работы над ней - я уложился в пять месяцев с небольшим - модель была выставлена на World Expo в Торонто, где и заслужила золотую медаль. Где бы я не находился, я с гордостью ее ношу (шутка!). Конечно, победа в конкурсе - это не все, но, понятное дело, ты испытываешь куда большую гордость, оценивая затраченные усилия.
Может быть, эта модель и не отличается особенной точностью, но в любом случае, я вполне удовлетворен конечным результатом. Еще более важен опыт, приобретенный в работе над моделью: многие из использовавшихся технологий были найдены ''путем проб и ошибок''. Да, ошибок я допустил немало, но это позволит избежать их в будущем: следующая модель обязана получиться немногим лучше предыдущей!

Еще о "Скуа": Д.Кларк. Записки летчика.

На главную страницу

Hosted by uCoz