home

Дискуссия на тему подлинной окраски «Мартин-166» и других самолетов голландской Ост-Индии

Форум NEI_Aviation, март 2007

Перевел Матвей Глухарь

(Эдвин): Я собираю "Мартин-166" в 1/72. Меня интересует, сколько WH-139 в действительности было покрашено по двухцветной схеме (верхние поверхности). Я узнал, что самолеты с номерами 524, 527, 528, 538 и 539 получили камуфляж, когда были в Сингапуре. Были ли они впоследствии покрашены в цвет Andir Green ?

(Петер Бур): Большинство «Гленн Мартинов» ML/KNIL было окрашено следующим образом: верхняя часть крыла, фюзеляжа, оперения, законцовки и корневые части крыла, мотогондолы – два оттенка темно-зеленого цвета. Низ – светло-серый. Эту окраску внедрили в декабре 1941 года. «Одноцветная» схема Dark Olive Green/Light Grey являлась переходной, и применялась с мая-июня 1940 года, до декабря 1941. На некоторых машинах эта схема сохранялась в течение всей войны – например, М579 и М585 1-й эскадрильи II авиагруппы в Маланге . «Два оттенка зеленого» почти в точности соответствуют тактической схеме США, применявшейся позже во Въетнаме – неудивительно, поскольку и да и другая схемы разрабатывались для применения в джунглях. Итак, двухцветный камуфляж использовался не только на WH-2, но и на всех сериях «Гленн Мартинов» - см. например, широко известный снимок WH-3 1-й эскадрильи III авиагруппы в Сингапуре, в июле-сентябре 1941 года.

(Эдвин): Для меня это абсолютная новость, очень интересно! Исходя из этого, новые вопросы:

А. Почему для окраски нижних поверхностей был выбран серый цвет, а не серебрянка, как предписывали стандарты?

Б. Зеленый цвет на крыльях голландских "Мартинов", непохожий на Olive Drab, выглядит очень ярким. Как это было возможно, если самолет провел несколько лет в джунглях?

В. Истребители Кертисс «Хоук» также были окрашены после прибытия, примерно в августе 1940 года. Цвета были теми же?

(Буко Де Гроот): Я полагал, что нижние поверхности были окрашены также, как и на других машинах в колонии: в серебристый цвет (краска или лак).

(Петер Бур): Не в случае с «Гленн Мартинами» - осмотрите крыло "Мартин-бомбера" в музее, в Сёстерберге.

(Буко де Гроот): Благодарю. Я больше не живу в Голландии, так что визит в Сёстерберг придется отложить на время.
Это был тот же самый серый цвет, что использовался в USAAC ?

(Петер Бур): «Голландский» светло-серый – это НЕ цвет USAAC. Светло-серый цвет был разработан непосредственно голландскими ВВС, для маскировки бомбардировщиков на высотах от 3 000 до 5 000 м, на фоне облаков. Для истребителей и разведчиков, летящих на малой высоте (например, CW-22), такая окраска являлась неактуальной, потому их нижние поверхности оставляли неокрашенными, либо покрывали серебрянкой, чтобы предотвратить коррозию – как на «Буффало». Крыло М551, если внимательно рассмотреть, окрашено в два оттенка зеленого (сделаем поправку на износ и влияние климата). Когда-то у меня были частицы крыла с сохранившейся краской (я помогал установить тип найденного самолета). Также, я одалживал образцы краски с крыла B-339, найденного в Австралии. И то и другое, анализировал специалист по краскам, и показывал многим бывшим механикам голландских ВВС. Все совпало. Два оттенка темно-зеленого цвета был очень, очень близки к вьетнамским цветам тактического камуфляжа (я снимал образцы с F -102). Более того, военная авиация Голландии НЕ использовала американский цвет Olive Drab. Зеленые цвета были разработаны самостоятельно, по результатам экспериментов в полевых условиях, в тот период времени, когда Olive Drab еще не существовал! (И я могу доказать это, так как вел исследования для новой книги о голландской военной авиации и потерях в 1940-1942 годах.) К сожалению, каждый, пишущий о камуфляжных схемах голландской военной авиации, полагает, что использовались цвета Olive Drab, и «штатовский» камуфляж был взят за основу. Ничего подобного.

«Хоуки» также камуфлировались в два темно-зеленых цвета, но нижние поверхности на них были серебристыми.

(Буко де Гроот): Ну тогда, я полагаю, это был серый цвет, производный от более ранней опытной серо-голубой схемы? (Между прочим, есть ли какие-нибудь снимки этого «Мартина»?) Не может ли он выглядеть как один из серых колеров, использовавшихся ВВС голландской метрополии?

Когда вы утверждаете, что темно-зеленый цвет не являлся американским цветом Olive Drab, вы имеете в виду, что:

А. Это была краска, произведенная в голландской Ост-Индии, сходная по цвету с Olive Drab?

Б. Это была краска, произведенная в голландской Ост-Индии, совершенно иного цвета, нежели Olive Drab ?

(Петер Бур): Никогда не видел эту машину на фотографиях, но знаю, от бывшего персонала ML , что ее снимали много раз – и на стоянке, и в воздухе.

ML не использовали ни американский Olive Drab, ни краску, похожую на него, где бы она не выпускалась. Это абсолютно точно! Два темно-зеленых оттенка ML выглядели совершенно по-другому, и впервые были выпущены на Яве в 1940 году. Они сохраняли свой зеленый цвет (хотя и становились светлее) под солнцем, в то время, как Olive Drab приобретали коричневый оттенок

(johnmacg6): Вполне очевидно, что в два зеленых цвета были окрашены бомбардировщики Мартин и истребители "Хоук 75", а также камуфлированные "Фоккеры" С. X и "Кольховен" FK.51. Но как насчет "Брустеров" и "Кертисс-Райтов" CW-21 и СW-22? Эти самолеты окрашивались в США до поставки, так что, похоже, для них подбирались "эквивалентные" цвета, в которые мог легко войти один из многочисленных оттенков Olive Drab (думаю, навряд-ли голландские ВВС снабжали красками заводы Брустер и Кертисс!).

Что же касается "временной" камуфляжной схемы, нанесенной на "Мартин-бомберы" в 1940 году - не мог ли быть темный оливково-зеленый цвет, применявшийся в этой схеме, "старым" цветом ML-KNIL Khaki - ведь понятие "Dark Olive Green" очень хорошо согласуется с термином "Хаки", и структура снабжения ВВС наверняка имела солидный запас этой краски.

(Петер Бур) Я вел исследования по этой теме, когда многие из ветеранов были еще живы - так что, я уверен в правоте своего мнения. Краска для "Брустеров", CW-21, CW-22 и других самолетов американской постройки заказывалась в США, по спецификациям, разработанным голландской стороной. При этом, производители краски НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ американские эквиваленты! И уж точно не Olive Drab - эта краска еще не выпускалась промышленными партиями, когда с конвейера сходили CW-21.

Краска цвета хаки не использовалась для окраски самолетов, примерно после 17 мая 1940 года. К этому времени, уже имелись достаточные запасы краски оливково-зеленой краски Camouflage Groen. Темно-зеленый цвет не являлся хаки, так как не имел присущих этому цвету коричневых тонов. (Между прочим, Camouflage Groen или Olive Groen также не имел коричневого оттенка - вот почему, после пребывания под ярким солнцем и тропическими ливнями, он становился разительно непохожим на Olive Drab)

Ссылки по теме: Буко Де Гроот. Камуфляж и маркировка ВВС Голландии

На главную страницу

Hosted by uCoz